Работа программистом, свой бар и квест-рум: последние полгода я совмещаю это всё
34-летний разработчик команды биллинга Skyeng Андрей Рыбников боится, что через 15–20 лет новое поколение программистов отнимет у него все самые интересные задачи. Поэтому он стал готовить себе запасной аэродром и занялся бизнесом в параллель с основной работой.
Я программировал с седьмого класса и в институт пошел по профилю. Спустя несколько лет и контор устроился в один из местных хабаровских банков PHP-разработчиком. Казалось, буду творить и программировать, но по факту пришлось работать и системным аналитиком, и проектами руководить, и много чего еще. После пары лет ушел и...
Как я стал работать удаленно, когда это еще не было модно
Стоило опубликовать резюме, как на меня вышли ABBYY. Тогда я даже не знал, что можно работать на большую компанию, сидя дома в семи часовых поясах от Москвы. Волновался, что буду один-одинешенек…
Но гораздо больше волновал вопрос, а смогу ли я заставить себя работать.
За последний год в банке я основательно выгорел… Но после банковской скуки все казалось чертовски увлекательным. Так что трудно было скорее оторваться от компа. Я буквально ставил себе будильники: «Встать и поразмяться», «Пообедать», «Выпить чаю».
Без этих пинков мог весь день сидеть, не вставая. На адаптацию к удаленке ушло примерно полгода, потом я научился нормировать рабочий график, будильники и другие «костыли» стали не нужны.
Но был нюанс. Мы не особо влияли на продукты, которые разрабатывались в компании. Все решалось в офисе. А переезжать в Москву я не хотел: привыкнув к работе вне офиса, мечтал больше путешествовать и почаще жить там, где вечное лето.
Один из наших тогда проходил собеседование в Skyeng и узнал, что если рекомендовать разработчика, получишь 50 тысяч рублей.
Говорит мне: «Давай, Андрюха, если получится, деньги попилим!»
Я прошел этапы тестового задания и собеседования. Правда, оказалось, чтобы мой приятель получил деньги, я должен был пройти еще и испытательный срок. Ок, я не возражал.
Тем более Skyeng оказался компанией, где практически все сотрудники сидят вне в офиса и могут влиять на продукт, который разрабатывают… Да, деньги с товарищем мы в итоге поделили :)
Как работается из +4 и +7 к Москве
Сейчас я отправился с семьей к теплому морю во Вьетнам и оказался даже ближе к команде, чем обычно, — всего +4 часа вместо обычных 7.
Но большую часть года я пока по-прежнему провожу в Хабаровске. Вот как научился подстраиваться под Москву: начинаю день примерно в 11 утра по своему времени, часов до 16 программирую. А там столица просыпается, и мы проводим созвоны.
Когда все переговоры заканчиваются, я свободен. Обычно это 19 часов по хабаровскому времени, но бывает и раньше. В целом мне повезло: что в Skyeng, что в ABBYY за нами никто не присматривал, лишь бы работа была сделана.
Тем более разработчик человек умный — он легко обойдет любое ограничение и контроль. Я, например, знал одного парня, который написал скрипт, эмулировавший его работу...
Как я пробовал себя в бизнесе и открыл квест-рум «Мгла»
Как вы поняли, удаленная работа высвобождает огромное количество времени, творческого потенциала и дает стабильный достаток. Поэтому меня потянуло на всяческие проекты.
Мой приятель — тоже айтишник и фанат квест-румов, пришел с идеей своего квеста и попросил помочь с железом, софтом и деньгами.
Мы нашли помещение в аренду — цокольный этаж офисного здания в центре города. Владелец про квесты не слышал, но поверил в нас. Строили все сами. Поскольку основная часть истории проходила во тьме, на дизайне особо не заморачивались.
Сюжет и сценарий раскрывать не буду, но идея была такой: участники делятся на две команды: одна идет в полную темноту, а вторая наблюдает через камеры ночного видения и руководит. Затем они меняются местами, ну а я — стараюсь им мешать.
Оборудование для видеосъемки, камеры ночного видения, мониторы и прочее, собирали буквально на коленке. Весь код для сайта, системы бронирования, софта к пульту, с которого мы управляли эффектами квеста, я написал примерно за месяц, работая над проектом по вечерам.
Вся затея обошлась нам в 300 тысяч рублей и окупилась меньше чем за год. Квест работает до сих пор, приносит 20–30 тысяч рублей прибыли и вложений не требует. Что интересно, мы даже сделали второй концепт — много экспериментировали с отделкой, дизайном, технологичностью… Но он не зашел так хорошо. Впрочем, и я уже переключился на другой проект — ресторан.
Как я открыл гастропаб
Мне очень интересно, что будет, когда рынок наводнят 50-летние разработчики, ведь наша работа требует скорости и гибкости мышления.
Может, лет через 10–15 мне будет трудно этим всем заниматься, и молодое голодное поколение оставит без работы. Так что у меня появилась мечта: в 50 лет сидеть на море и писать код бесплатно. Для ее осуществления я стал строить «запасной аэродром».
Запустив квест, мы с другом поняли, что у нас неплохо получается превращать идеи в бизнес — а идея заведения была давно. Сперва хотели купить франшизу вроде «Шашлыкофф» или «Мята Лаундж», но пока размышляли, все купили другие люди. Подумали еще и сошлись на идее гастропаба для семейных мужиков 30–45 лет.
На его открытие, по самым скромным прикидкам, требовалось 8 млн рублей.
Мы нашли третьего инвестора — тоже парня из ИТ. В дело пошло 4 млн собственных средств и еще столько же кредитных. Кредиты получали как физлица, потому что получить кредит на старт малого бизнеса просто нереально...
Нам повезло за бесценок (всего 4 млн) купить умирающий ресторан «Дача»: место выглядело очень далеко от того, что мы нарисовали в воображении — но там была кухня и зал, штат поваров и официантов, это все же был бизнес.
Мы же о работе общепита имели самое смутное представление. Поэтому в первые месяцы просто наблюдали и мотали на ус. За это время еще 600 тысяч ушло на недостающий инвентарь, продукты и всякие мелочи.
А понаблюдав немного, мы закрыли ресторан и за месяц полностью изменили интерьер и концепцию.
Ремонт стоил 2,2 млн рублей — обшили стены деревом и плиткой «под старый камень», заменили освещение и перегородки в зале. Плюс вложили 110 рублей тысяч в вывеску. 500 тысяч ушло на аренду, 800 — на зарплаты, 70 тысяч потребовалось на официальное оформление предприятия.
Когда мы готовили паб к открытию, каждый брал по две недели: и я честно сказал в компании, зачем ухожу в отпуск. Ребята из Skyeng немного напряглись, наверное, решили, что я сейчас на все забью, по уши уйду в ресторанный бизнес и не вернусь пилить новую версию нашего биллинга.
Но у нас с соинвесторами очень быстро получилось разобраться с заведением — и вернуться к основной работе.
Все мы — уже семейные, у всех маленькие дети. В семейных кафе беспросветно скучно, а туда, где весело, не очень приведешь малышню. Мы постарались занять эту нишу между форматами.
А еще у нас прекрасный и мега-терпеливый повар. Мы приходим к нему с дикими идеями, а он придумывает, как их воплотить. Например, однажды мы решили, что нам необходим трехкилограммовый мегабургер.
Обычно это блюдо заказывают на компанию из нескольких человек, но есть лайфхак: если успеешь съесть за 30 минут в одиночку — можно не платить 2800 рублей, которые стоит такой бургер.
Айтишники не всегда лучшие управленцы, но я вижу, что мы можем привнести много полезного в другие сферы
Мы часто косячили, а многие наши идеи разбивались о суровую реальность. Например, мы забыли посчитать расходы на рекламу и оставили старый персонал, который привык работать кое-как.
Скажем, я думал внедрить в ресторане тот менеджерский подход, что видел на работе: никаких штрафов, никаких задержек зарплаты, разговоры с каждым, никто тебя не контролирует, но все работает. Ага, щас… Пришлось вернуть и взыскания, и контроль.
В общем, я понял, что не быть мне лучшим начальником года. Но как айтишник я хорошо умею декомпозировать любую задачу, разбивать ее на мелкие подзадачи, выяснять, на каком этапе возникают сложности, — и решать их.
Например, мы почти сразу внедрили автоматизированную систему учета поставок, запасов, расходов и доходов. Купили готовую платформу iiko, чтобы не изобретать велосипед. Поначалу сотрудники пытались морочить нам голову, дескать, программы все глючат. Но забыли, что я давно пишу софт :)
В общем, проблему решили.
А во что это превратится через 15 лет, посмотрим.
Вот это круто )
Желаю успехов и удачи ))
Молодец! Хоть и скайенг, но круто. Бар скорее всего закроется, но опыт отличный.
Молодец! Хоть и коммент, но говно. Смысла в нём никакого, но слог отличный.
Спасибо дружок
С одной стороны согласен с Вами, с другой есть выборка из одного(что не является основанием для выводов и статистики) примера.
Один мой знакомый CEO из США в 2010 году продал свой успешный бизнес инвесторам из Sequoia Capital за 3 млн $.
И на полученные деньги решил открыть бар на берегу океана где-то во Флориде~Майми.
Через 3 года прогорел и вернулся к разработке. А проданный проект успешно фейлиться без основателя и был продан ни один раз.
А что с ними не так?)
Ойвсё
Это называется неэффективное управление на венчурные деньги.
Привет, а как называется, когда и работа сделана, и у человека остается время и энергия, чтобы заниматься чем-то помимо работы?
Это называется менеджмент **и пинает ) собственно не удивительно почему ваш продукт так хреново работает.
Верно. Что значит работа сделана? Лол. Это значит не эффективное расходование ресурсов, позор для любой организации. Но на самом деле вопрос не только к менеджменту, вопрос и к сотруднику, который вместо того, чтобы требовать новые задачи или предлагать свои идеи, идет в это время делать бары.
Ты статью читал? Там же написано, что человек занимается этими проектами во внерабочее время. А комментарии такие ты пишешь, видимо, потому, что не можешь так же.
Собственно Skyeng здесь тоже сделали упор именно на "работа сделана".
А подгорело от подхода к "рабочему" времени. Мне этот принцип просто не очень нравится, да, вроде оно и работает, но глаз режет как минимум.
Может я неправильно понял, и это делается действительно после рабочего времени, но имхо это не так, текст явно говорит об удобстве, сравнении практически с фрилансом и упор на "работа сделана".
Просто нет стандартного офисного тупника когда люди делают вид занятости и работают по 8 часов 5 дней в неделю. А тут, по сути, win-win, как для компании, так и для работников. Это отлично, что есть время думать над своей жизнью и реализовываться в разных начинаниях
Можно Я заключу с вами контракт как на лицо логотип для своей студии SCARY Skins for CS GO ? ))))
Отдельно отметим, что не будем предъявлять на это права через 15 лет, хотя грим был явно нанесен для рабочего созвона)
Тонко!)
Кто-то говорил тоже самое 15 лет назад. Не помню кто.
Давайте и не вспоминать всуе)
И вот так Андрей еще немного заработал на старость)
Комментарий удален модератором
Зря в этот бар бизнес полезли так ещё и с кредитом. Ели и начинать бизнес то только в тех областях где разбираешься. Вы айтишник и нада гдето или пробовать свой проект пилить или обучение. Если бар за 2 месяца не выйдет хотя бы в 0 немедленно продавайте или закрывайте, не лезьте в долги. Вы его в + не вытянет только убьете время и деньги.
Ребята вышли на операционный ноль.
А так, разобраться в "домене" - предметной области, это ведь часть работы программиста. Когда-то и образование было далеко от программирования, но пришли айтишники и придумали edtech)
Но честно говоря, общепит для отдачи всегда требует много внимания, из - за большого количества мест где можно проёать, и потерять с трудом заработанные лиды. Так что не уверен, что этот бизнес можно оставить, как квеструм или заправку на пассивку .
Через три года начнутся плановые проверки пожарных, Роспотребнадзора и т.д.)
Хассп, надеюсь, уже разработали. :)
2 месяца нуну
ну это я так написал что бы человека совсем не огорчять. То что это бар будет приносить прибыль шансы стремяться к 0. Бар или ресторан есть смысл отрывать только если ты скиловый повар с именем и люди будут ехать хоть на край города только бы похавать у тебя. А на аренде без навыков и опыта это просто прожигание времени и денег. Открывайте бизнес только в том в чем вы хорошо разбираетесь. Тогда хоть шанс на успех будет. Умеете чинить сами чинить авто отрывайте автомастерскую, умете игра на гитаре и петь муз школу и тд. Бизнес ТС может делать только в АЙТИ или что то близкое к этому.
это называется негативный подход, за 2 месяца про вас никто не узнает. За первые 2 месяца после технического открытия вы только отработаете меню напитков и еды, и массивную рекламную компанию имеет смысл делать, когда у вас уже все готово к этому. а этоу уже +2 месяца.
удачи вам:) очень добрый и хороший материал
"Нам повезло за бесценок (всего 4 млн) купить умирающий ресторан «Дача»"
А потом умер мой дедушка-бизнесмен-миллионер. Так я стал миллионером.
Вопрос №1 - о чём статья?
(правильный ответ - на зарплату удалённого фрилансера с женой и ребёнком в Хабаровске прожить невозможно, поэтому нужно искать подработку).
Так что я советую Андрею Рыбникову оформить для своего бара алкогольную лицензию и заняться розливом крымского вина из 3-тонных бочек в 10-литровые коробки типа "бэг ин бокс".
(подъём три к одному).
(все вопросы - в личку)
Извините, но вы, кажется, не совсем внимательно читали. Андрей не фрилансер, а сотрудник ИТ-компании, причем не впервые на удаленке. Ему хватает на свозить семью на зиму в теплые края и вложиться в бизнес. Ну и так далее...)
А то, что человек планирует хотя бы верхнеуровнево будущее на 15 лет вперед, старается что-то для этого делать, заставляет нас всех верить, что у Андрея все получится. Он большой молодец - и это здорово, что к нам приходят ребята с бизнесовым складом ума, такие сейчас очень востребованы в разработке.
Интересно, почему на все комментарии отвечает не автор а скайенг? Местная специфика?
+1
Привет, потому что Андрей занят ответами на комменты к оригинальной статье на Хабре - там их больше и они острее.
Продублировать пост с сокращениями на VC было нашей инициативой - но ссылка у Андрея есть, как разгребется, думаем, и сюда дойдет. Не забывайте, пожалуйста, что человеку еще нужно успевать быть с семьей, работать в команде билинга и заниматься вопросами своих проектов успевать)
Человек немного другое спрашивал, как мне кажется. Вопрос был в том - откуда такой живой интерес скаенга к постам андрея, что сотрудники готовы за него отвечать на комментарии (а это нередко работа не бесплатная).
Да, мне платят, деньгами) И да, это работа такая. Сейчас во многих крупных ИТ-компаниях выделилась позиция devrel - часто это такой специальный пиарщик, который помогает разработчикам, аналитикам и другим ребятам из ИТ рассказывать свои истории, делиться опытом в статьях и на митапах, вырастать до конференций и пр.
Вот эта статья - часть такой работы. Вообще мы готовим доклад про эволюцию биллинга, но в процессе Андрей делится кучей историй из жизни. Вот решили в отдельный пост оформить.
"помогает разработчикам, аналитикам и другим ребятам из ИТ рассказывать свои истории, делиться опытом в статьях и на митапах, вырастать до конференций"
Но здесь вроде как рассказ не о росте человека как айти специалиста, а скорее его путь из айти в бизнес.
Не совсем понятно зачем айти-конторам это нужно? Чтобы искать новых работников?
Это еще и инвестиции в ребят, которые работают в компании. Не все с рождения умеют круто выступать или писать - а такие навыки софтскилловые помогают и в жизни, и при создании уже более технических докладов и материалов. И на ИТ-конференциях и митапах не только хардкор бывает. Вчера делали PHP-митап в Нижнем, так тема "быть или не быть тимлидом" зашла не хуже сугубо технического доклада про демонизацию процессов.
Но здесь вроде как рассказ не о росте человека как айти специалиста,Как посмотреть. Мы рассказали, что ИТ-специалист раньше был недоволен работой и процессами, выгорал, сейчас третий год полет нормальный, силы остаются на что-то кроме работы, да и человек нашел применение своим хардскиллам не только в основной предметной области.
Наверное, если бы мы написали, как именно Андрей построил архитектуру сервиса баланса, что почти любая хотелка бизнеса в нем предугадана на пару лет вперед или реализуется супер-быстро, то материал бы не прочитали совокупно 50К+ раз на двух площадках. Поэтому такие вещи мигрируют в доклады на более узкую аудиторию.
Чтобы искать новых работников?Это повышение узнаваемости - чтобы в следующий раз, когда человек будет менять работу, увидев нашу вакансию среди прочих, он "о, я о них знаю то и то, стек мой, почему бы нет". Знаете, компания Coca-Cola показывает рекламу в перерыве футбольного матча, но не ожидает, что вы сразу спуститесь в продуктовый у дома: зато в следующий раз, когда вы будете в продуктовом...
Здесь примерно то же самое - массив таких развлекательных, сугубо технических и иных материалов из разных каналов, если человек с ними сталкивается периодически, влияет на его желание оставить отклик на вакансию, безусловно. Но между такой статьей или докладом и откликом может пройти полтора года (реально два кейса было таких этой осенью), к этому надо быть готовым бизнесу.
Ну чтож, исчерпывающе. Спасибо.
Ссылки и упоминания. План по контент маркетингу.
Огонь, вода и медные трубы еще)
Как только времени хватает... Молодец.
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Отличная статья-кейс. Намотал на ус.
Все очень просто , есть интерес у SkyEng к привлечению новых freelancer сочинил сей пост, с шоколадными условиями работа 6 часов,никакого контроля, оплата труда дает возможность за пару -тройку лет заработать 4 ляма что бы открыть ресторан , получить разрешения договориться со всеми.И все это работая в SkyEng вообщем хорошая джинса
Странное совпадение, наверное, это разные люди. В один день и в тот же час: https://habr.com/ru/company/skyeng/blog/479568/
Привет, нет, это одна история одного и того же Андрея. Просто на Хабре чуть больше технических подробностей - ели изучить блоги и тут, и там, мы все такие истории кросс-постим, т.к одни люди больше читают VC, другие Хабр, а интересно может быть и тем, и другим.