Стоит ли платить больше 3 млн рублей за презентацию? Да, черт возьми, почему нет?

Всем привет, это Максим из студии визуальных коммуникаций Presium. Сегодня я хочу поделиться переводом нашумевшей статьи на TechСrunch и рассказать от себя, из чего складывается стоимость хорошей презентации и почему она может стоить много тысяч долларов (ну или миллионов рублей).

Время от времени комментарии или заявления венчурных инвесторов в Twitter кажутся настолько нелепыми, настолько возмутительными, что они, безусловно, ложные. Например, недавно инвестор Джейсон Шуман (Primary Ventures) прокомментировал цены на подготовку презентации в Силиконовой Долине.

Друг основателя только что рассказал мне, как дизайнеры из Сан-Франциско выставили ему счет за презентацию в размере от 20 до 40 тысяч долларов + право инвестировать до 250 тысяч долларов. Мой мозг просто взорван

Вы можете практически услышать этот жалобный крик «Мой мозг просто взорван». И действительно, в мире, где все больше и больше основателей беспокоятся о венчурном пузыре, а активы становятся дороже, чем когда-либо прежде, и все сегодня выглядит немного сумасшедшим, совершенно отчаянно думать, что файл PowerPoint и некоторые «мысли» стоят десятки тысяч долларов. Но они реально стоят. Или, по крайней мере, они могут столько стоить.

И я говорю это как человек, который написал на прошлой неделе статью под названием «Как стартапу избежать консультанта-паразита». Конечно, не каждый консультант по презентациям стоит своих денег, равно как и не каждый круассан в West Village в Нью-Йорке стоит $10. Но некоторые из них стоят каждую копейку, которую они требуют за свою работу.

Лучшие консультанты - это не предметы роскоши, которые можно повесить на стенах в WeWork, а критически важные инструменты для привлечения инвестиций в ваш стартап. Умение правильно сформулировать ключевой тезис, описать продукт и команду, проанализировать будущий рынок проекта - это качественный навык, который невозможно выучить, прочитав модную книгу или скопировав пару презентаций друга-основателя. Если напишете бред на слайде или, черт возьми, даже в одном буллит-поинте, то встреча с инвестором закончится провалом в течение тридцати секунд или даже меньше.

Доверьтесь мне. Как бывший венчурный инвестор, я зацикливался даже на отдельных предложениях в презентации. Один стартапер вложил всю свою жизнь в компанию, сжал ее до нескольких слайдов, а я застрял на восьми словах. Но эти восемь слов не имели смысла, а если что-то не имеет смысла, все впечатление рушится. Всего восемь слов - один плохо выбранный глагол и прилагательное.

Средний консультант по презентациям вряд ли сможет сильно помочь при сборе средств, в то время как суперзвезда может не просто выбить выгодные условия сделки, а даже существенно изменить всю траекторию развития вашего стартапа или продукта. Только вам выбирать, на кого сделать ставку.

И, конечно, это могут быть не только консультанты по презентациям.

  • Правильные консультанты по PR смогут продвинуть вас, как никто другой
  • Правильные консультанты по продажам помогут удержать тех ключевых ранних клиентов, с которыми вы достигните раунда А
  • Правильные специалисты по маркетингу или эксперты по ценообразованию увеличат конверсию и устранят отток пользователей

Для основателей в Долине сегодня очень сложно сделать правильный выбор. Есть большой риск нарваться на мошенников или идиотов-клоунов, замаскированных под “серьезных специалистов”. Но поскольку рынок этих услуг огромен, некоторые суперзвезды, которые постоянно появляются в Долине, могут предложить вам больше пользы за две недели, чем посредственные специалисты за год. Ваша работа как основателя заключается в том, чтобы постоянно исследовать и находить эти алмазы, заставляя их работать над вашей идеей любой ценой - даже если затраты на первый взгляд покажутся безумными.

Сегодняшние IT стартапы основаны на целых пластах этих суперзвезд. Суперзвезды-основатели нанимают продуктологов-суперзвезд, привлекают капитал от суперзвездных венчурных фондов и, в конечном итоге, продают компанию по суперзвездной цене. Влияние “суперзвезд” реально, а вот идиотизм редко приводит к успеху. Как и во всех аспектах инноваций, речь идет о правильных инвестициях в правильных людей и правильные идеи. $50 000 или даже $500 000 за консультанта ничего не сделают, если это не тот человек, работающий над неправильной идеей - паразиты в конце концов всегда остаются паразитами. Используйте свой начальный капитал на правильных людей, работающих над правильными вопросами, и тогда произойдет “волшебство”.

Я могу понять некоторые возмущения по поводу этих цифр, а также основной тон комментариев, что венчурные капиталисты больше заботятся о презентации стартапа, чем о самом проекте. Эти разочарования очевидны и не безумны, но давайте не будем забывать о главном - все имеет определенную ценность. Никого не должно удивлять, что ведущие эксперты в узких областях с большим опытом стоят дорого. Платить десятки тысяч долларов за консультанта по презентациям для привлечения первого раунда финансирования необязательно. Есть основатели, у которых все навыки заключаются только в умении привлекать капитал для своих компаний. И они никогда не заплатят даже копейки сторонним консультантам.

Однако в конечном итоге все стартапы на ранних этапах сталкиваются с одной и той же проблемой: слишком много задач, слишком мало времени.

Что-то обязательно придется отдать внешним подрядчикам, а качество их работы во многом будет зависеть от того, сколько вы готовы за это заплатить. Траектория развития вашего стартапа будет во многом зависеть от людей, с которыми вы решили сотрудничать. Так что, будь то презентации или другие задачи, никогда не возмущайтесь по поводу стоимости. Вполне возможно, что в итоге вы получите гораздо больше.

Так стоит ли платить больше 3 миллионов рублей за презентацию?

Наша команда PRESIUM уже более 4 лет помогает с визуальными коммуникациями крупнейшим корпорациям в РФ. В том числе мы делаем презентации. Действительно, набор слайдов может стоить 3 миллиона рублей и даже больше. Ключевой вопрос “ЗАЧЕМ?”

Часто в ходе подготовки презентации мы помогаем клиенту до конца осмыслить свои идеи и представить конечную “картинку”, которую он хочет донести до аудитории. Например, это может быть встреча с кредитором о реструктуризации долга, трансляция стратегии сотрудникам компании или привлечение финансирования на новый проект. В каждой из ситуаций - ставки слишком высоки!

Ниже мы постарались описать на примере наших публичных проектов, какие этапы включает в себя работа над презентацией и почему очень часто это не просто “нарисовать красивые слайды в PowerPoint”.

Этап 1 - Исследование

Например, при создании мастер-шаблона для компании “Северсталь” мы проводили масштабное исследование. Наша команда изучила десятки презентаций клиента, созданных компанией в разное время. Мы проанализировали, что можно улучшить, провели серию глубинных интервью и онлайн-опросов сотрудников о том, над какими слайдами они обычно работают и какие трудности возникают чаще всего.

Этап 2 - Создание контента

При подготовке команды QIWI ко Дню Инвестора клиент предоставил нам более 100 разрозненных слайдов. Мы проанализировали всю информацию, чтобы затем интегрировать её в единую понятную структуру рассказа. Убрали всё лишнее, расставив акценты только на тех данных, которые было важнее всего донести до инвесторов.

Этап 3 - Визуализация

Необходимо создать правильный визуальный образ, чтобы впечатлить аудиторию. Для этого приходится визуализировать контент различными способами: создавать иллюстрации, снимать видео, разрабатывать 3D модели, рисовать карты местности, делать дизайн графиков и диаграмм, оформлять таблицы и накладывать анимацию.

Этап 4 - Подготовка спикера

Например, на проекте с ГК “Росатом” мы готовили четырех топ-менеджеров к выступлениям на внутренней конференции. Наша команда проводила тренинги в офисе клиента, на которых спикеры репетировали презентации, отрабатывали интонации, расставляли правильные эмоциональные акценты, учились правильно двигаться на сцене и бороться с волнением.

Этап 5 - Техническое сопровождение

Если презентация является частью большого события, то мы готовы предоставить техническую команду на площадку. В этом случае клиент сможет внести финальные изменения прямо на месте и быть абсолютно уверен, что всё пойдет по плану.

Сложив вместе все этапы, получается, что над важной презентацией может работать команда из минимум 10 человек в течение месяца или более. Даже если взять московские зарплаты опытных дизайнеров, аналитиков, тренеров (на порядок ниже, чем в Сан-Франциско) с учетом налогов, то стоимость уже переваливает за два миллиона рублей. А в компании еще есть отдел продаж, бэк-офис, маркетинг и реклама, аренда, чай с печеньками и прочие расходы. Ну и какая-нибудь прибыль, конечно же. В итоге стоимость может достичь трех миллионов, и в этом нет ничего “нереального”.

При выборе внешнего подрядчика надо исходить из ваших задач и планируемого эффекта при их достижении. Отличный результат не может стоить дешево, так как почти всегда несет ценности на гораздо большую сумму.

А вы когда-нибудь заказывали себе создание презентации? Какую самую большую сумму платили за презентацию и помогла ли она вам? Напишите в комментариях!

Кстати, недавно мы рассказывали на VC, как помогли сделать питчдек для команды AMIXR, про наш опыт хайпа на Reddit и про результаты исследования более 100 презентаций стартапов. Поздравляем всех с Наступающим Новым Годом!

0
36 комментариев
Написать комментарий...
Alexey Ivanov

Отличная статья. Ждем статью от бариста: стоил ли платить за капуччино 2000 рублей? КОНЕЧНО СТОИТ!!! Герман Греф как-то купил и был доволен.

Ответить
Развернуть ветку
Εгор Κонстантинов

Теперь понятно, почему автор статьи БЫВШИЙ венчурный инвестор. Хороший инвестор смотрит на команду стартапа, потенциал идеи, объем рынка, а не ищет "плохо выбранные глаголы и прилагательные".
И если б я был инвестором и узнал, что стартап заплатил $20-40к, я бы даже разговаривать с ними не стал. Во-первых, это показывает отношение к деньгам инвестора, во-вторых, нахрен нужны стартаперы, которые идею своего проекта не могут сформулировать.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горбач
Автор

В статье автор говорил про «начальный капитал». Явно, что свои деньги стартап вправе тратить туда, куда считает нужным. Если для повышения вероятности успеха необходимо привлекать дорогих консультантов (по презам, PR и тд), то почему бы и нет?!

Ответить
Развернуть ветку
Вебик Хороший

Если заменить «презентацию» на «визитку» то в статье ничего не поменяется. 

У любого товара нет максимальной стоимости продажи, это понятно. Но если крупная сделка зависит от презентации а не от «эксельки», то что-то тут не так.

Это как раз хорошо объясняет ваш список клиентов. Госы и мастодонты, которые денег не считают.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горбач
Автор

К сожалению, вы очень ошибаетесь… Сделка порой зависит даже от того, какая на вас одета обувь. И повторюсь, презентация это не просто «красивые слайды». Ну а про госов и мастодонтов, которые денег не считают - старый миф, который лишь говорит, что вы не работали с подобными компаниями…

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Krupnitski

Что это за хуета в комментариях происходит? Что за значок анархии? Что за 10 баллов от ПСБ и какие-то блять эффекты? АЛО! Почему я не могу прочесть часть комментов? Первый раз VC меня так сильно выбесил. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Krupnitski

А, да, виси я читать продолжу, а вот в банк ПСБ я хуй когда пойду. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Krupnitski

А пост отличный, спасибо. Нравится, что всегда найдутся чуваки, которые не видят сути материала, а такие: о, росатом! А, ну значит там рядом еще сбер и почта, все понятно, распил и мудаки. Ребята, не меняйтесь! Пишите о системе и политике там, где говорят за бизнес. На вас Россия стоит. 

 И, да, чтобы не было потом наездов (а они будут) и дизлайков (они тоже будут) - проясню свою позицию: мне система тоже неприятна, но есть потребность, которую бизнес научился закрывать и делать это на высшем уровне - это вызывает уважение. 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горбач
Автор

Александр, спасибо за комментарий! 

Ответить
Развернуть ветку
Misha Khapov

"Наша команда PRESIUM уже более 4 лет помогает с визуальными коммуникациями крупнейшим корпорациям в РФ"... Ну вот как-то смотрю на падающую капитализацию газпрома, дотационную роснефть, разворованный роскомос, пристраивающий свои суперджеты через админ ресурс ростех и реклама себя через "нашими услугами пользуются крупнейшие корпорации РФ" не создают облик высокоэффективного подрядчика. 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горбач
Автор

А вы не смотрите на другие компании, лучше стройте свою) С кем мы работаем уж точно не определяет нашу эффективность. Нам, действительно, хотелось бы работать с более IT ориентированными компаниями (типа AirBnB, Robinhood и тд), но пока наша экономика по другому устроена. 

Ответить
Развернуть ветку
Misha Khapov

Максим, вы в тексте несколько раз подчеркиваете, что "каждое предложение в презентации на вес золота и от него вообще может зависеть успех вашего бизнеса". То есть, важно уловить самую суть продукта и максимально эффективно ее донести/продать инвестору/либо клиенту.
При этом:
1) Ваш буллит заявление, что "мы нужны стартапам, ведь нашими услугами пользуются крупные корпорации (жутко экономически неэффективные, imho) в РФ", на мой взгляд, не подтверждает.
2) Ваши слова "вы на них не смотрите, лучше делайте свой бизнес" - ну это как-то мимо сути моего коммента =)

Мысли по продукту. (Подчеркиваю, у меня очень поверхностные знание о том, как в России выживают и развиваются стартапы).

1) Стартап в поисках первого раунда - у него априори нет 3 млн. на презентацию по привлечению инвесторов.
2) Стартап уже поднял первый/второй раунд. Любой инвестор, увидев в отчетности компании 3 млн. на разработку презентации у подрядчика, будет лупить основателя по лбу мухобойкой, пока не выплеснет весь негатив и возмущение на все бабки.

При этом продолжать продавать свой продукт корпоратам за разумный откат ЛПРу - вполне классное и прибыльное мероприятие))) 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горбач
Автор

Михаил, что-то вы всё перепутали( Давайте попробуем разобраться.

Во-первых, всё же это перевод статьи, и автор заостряет внимание на важности деталей и профессионализме подрядчиков, а мы делимся описанием большого количества важных дополнительных процессов при подготовке презентации на основе собственного опыта. 

 По пунктам: 

1) Не понял, как у вас получилось найти у меня буллит-заявление про стартапы и связь с корпорациями. Попробуйте перечитать статью, в ней другие посылы. 

2) Вы так категорично написали, что у всех всё плохо - я думаю, что если никто не нравится, нужно заниматься своим делом) 

 3) Да, чаще всего у стартапов в РФ нет денег. Но консалтинг, презентации и обучение нужны не только им. А это стоит денег. 

4) Если эти 3 миллиона принесли клиентов на год вперед или помогли сделать правильное стратегическое партнерство - инвестор поцелует в лоб основателя)

Насчет последней мысли про откаты ничего не могу сказать, у меня с командой такого опыта нет, вам виднее.

Ответить
Развернуть ветку
Влад. Бугаев (pptxman)

🙄

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горбач
Автор

Да, хорошая книга. Во многом - правдивая!

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Стоит ли платить за билет на трамвай 1000р? Однозначно,стоит!(с) кондуктор.

Стоит ли платить 2000р за конвейер в кинотеатре? Однозначно,стоит!(с) Дисней

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пакшин

Все зависит от того, где эта презентация будет показана и какой уровень решения, в том числе в деньгах будет принят.

Понятно, что большие деньги берут не за красивый шаблон в PowerPoint, а за то что будет проанализирован какой то документ на 1000 страниц и доходчиво представлен 10 уставшим мужчинам в костюмах.

Если к вечеру это дня вы получите решение на 10 млрд., почему нет?))

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горбач
Автор

Александр, спасибо за комментарий! Всё так, часто за лаконичной и короткой презентацией стоит качественный консалтинг, исследование - кому и что правильнее говорить и подготовка спикера. Всё это находится "под капотом" и часто не видно)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Лукашёв

Начали за здравие... Прекрасный пример Росатом:)) надо добавить Газпром, Сбербанк и почта РФ, именно эти компании, в моем понимании, являются бюджетными свалками, деньги в которых считаются и Ценятся по другим космическим законам. Если вы пишете про стартап так и приводите соответствующие примеры.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горбач
Автор

Мы не пишем про стартап, а перевели статью другого автора и добавили свой опыт по организации процесса работы над большими презентациями. Если вы понимаете венчурный рынок в РФ, то у вас не должно возникнуть вопросов - почему наши проекты не про них. Мы работаем с лидерами своих индустрий, которые создают экономику в нашей стране. Нравится вам или нет, но это так.

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Markovich Zhurakovskiy

Роман, ну, скажем, Сбер и Почта за последние 5 лет очень круто выросли в качестве. особенно почта, благодаря Страшнову 

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Синельник

для меня презентации и феномен их популярности - загадка. Кто-то может дать ссылку на презентацию, которая прям 10/10? Просто как пример посмотреть "как надо делать"

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Ну насчёт 10/10 не знаю, но вот примеры, которые помогли стартаперам поднять баблишка: https://business.tutsplus.com/articles/startup-pitch-deck-examples--cms-33037

Ответить
Развернуть ветку
Вебик Хороший

Так презентации разные бывают. Это также как «покажите сайт, который 10/10». Тут нужно от типа и задачи исходить.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горбач
Автор

Елизавета, не существует идеальной презентации. Но есть определенные паттерны. Например, можете почитать наше исследование 100+ публичных питч-деков компаний 
(от Uber до AirBnB)

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ломако

Буквально на днях заплатил 25 000 руб. за презентацию из ~20 слайдов. Причем это еще с учётом того, что выторговал скидку в 5 000.

Думал меня развели, но теперь я спокоен!

ЗЫ. Полученная пезентация, имхо, своих денег стоит!

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

Нормальная цена. 1000-2000 руб./слайд - уровень опытного и ответственного фрилансера.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горбач
Автор

Если у вас есть контакты хороших фрилансеров (например, дизайнеров презентаций) будем очень рады!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

В целом статья ОК

Но верхняя половина про стартапы, а примеры - про  монструозных "единорогов".
То, что той же Северстали и Росатому есть смысл раскошелиться я согласен, а вот нужно ли это компании в 15 человек?
Не знаю.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Mitryashkin

А стоит ли таким монстрам раскошеливаться так? Все и так знают кто они, для статусности же подойдёт просто хорошая и качественная презентация.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Если хочешь , чтобы было "лучше чем у других" и есть возможность заплатить - почему бы и нет.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Mitryashkin

А лучше чем у других нельзя сделать меньше чем за $20000?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Somoff

Можно, но зачем? Давай те лучше 50к$, кстати есть бумажка, я вам там номер счета чиркану...

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Это они отмазку налоговой пишут? Мол, это не мы распилили,а вот так вот дорого!

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Ivanov

tl;dr нет, не стоит

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Markovich Zhurakovskiy

Статья огонь, спасибо. Но вот как оценить презентацию? Ну типо «ок» или не «ок»? Может кто подсказать? 

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда