{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Написать за 60 секунд: брать ли в работу задачи с горящими дедлайнами

«Шеф, плачу два счетчика!» — именно эта фраза может заставить потерять голову даже опытного копирайтера, не говоря уж о новичке. Ситуация не то, чтобы очень распространенная, но в сообществах фрилансеров и заказчиков встречается: у клиента горят сроки, времени мало, а писать материал нужно быстро.

Чем хороши и чем плохи такие заказы? Стоит ли брать заявки подобного типа, и как лучше с ними справляться, если работа все же взята? Что делать, если вы все-таки просрочили горящий заказ? Ниже приводим подробную инструкцию от одного из авторов проекта Texts.ninja, который ради интереса взял 10 подобных заказов за месяц и вывел из своего опыта определенные закономерности.

Плюсы и минусы срочных заказов

Начнем с приятного. Положительные стороны «горящих» заказов:

  • цена (обычно ценник «за срочность» — минимум вдвое больше стандартного);
  • репутационные преимущества (после выполнения срочного заказа клиент очень часто возвращается с текущими проектами);
  • четкая постановка задачи от заказчика (без «воды» типа «я это вижу примерно так, но ты можешь придумать лучше, я уверен»);
  • меньшее количество или полное отсутствие правок и замечаний к итоговому тексту (сроки-то горят);
  • удачное стечение обстоятельств (срочный заказ можно выполнить во время перерыва между большими проектами);
  • отличная тренировка для мозга, а это дорогого стоит (в данном случае за потраченное на ваше развитие время еще и заплатят).

Негативные стороны тоже есть:

  • риск потерять клиента (если не успеть выполнить заказ, можно сильно подвести клиента);
  • репутационные потери (что значительно хуже отсутствия оплаты);
  • «сырой» текст (из-за лимита времени не всегда есть возможность найти стилистические, логические и грамматические ошибки);
  • плотная занятость (банально не будет времени на поиск новых проектов, возможно, даже с более выгодной оплатой);
  • возможные манипуляции со стороны клиента (если выполнить срочный заказ вовремя, то некоторые заказчики начинают этим злоупотреблять, называя каждую последующую заявку «горящей»);
  • мошенничество (на заключение договора времени явно нет, поэтому высок риск не получить плату за свой труд).

Внимание! Последний пункт я хотел бы расписать подробнее, поскольку это важно для фрилансера. Схема а-ля «срочная работа» частенько используется кидалами-перекупами, которые применяют стресс-фактор вместе с обещаниями повышенной ставки, чтобы получить заказ бесплатно, растворяясь в сети после написания текста.

Как застраховаться от «кидал»? Элементарно:

  • не брать заказы у людей, в репутации которых вы не уверены (не сотрудничали ранее, не имеете рекомендаций из надежных источников и т.п.);
  • брать 50% предоплаты, чтобы подтвердить серьезность намерений;
  • попросить заказчика предоставить вам реальные данные или реквизиты: например, адрес рабочей почты, ссылку на действующий сайт или страничку, для которой пишется текст (всю информацию нужно оперативно оценить на достоверность и благонадежность);
  • не отправлять заказчику готовую работу в полном объеме до получения 100% оплаты.

Перед тем, как взять срочный заказ в работу, также необходимо трезво оценить свои возможности и перспективы. Об этом пойдет речь в следующем пункте.

Пять правил выполнения горящих заказов

Исходя из своего опыта (выполнено более десятка срочных заказов только за декабрь прошлого года), я составил опорный пошаговый план, которым руководствуюсь в принятии решения о том, стоит ли браться за «горящий заказ»:

  • Цена и/или репутационный интерес для меня. Стоит ли овчинка выделки? Срочный заказ и его удачное выполнение — это, в первую очередь, долгоиграющая инвестиция в вашу репутацию, и только во вторую — деньги за его выполнение.
  • Разбираюсь ли я в теме достаточно глубоко, чтобы написать хороший материал в сжатые сроки? Неверное восприятие данного фактора может привести к краху.
  • Реальная оценка времени выполнения заказа. Это забавно, но, чем больше у вас опыта, тем больше вы будете склоняться к формуле «время на выполнение, указанное заказчиком, умноженное на два» — и это соответствует действительности.
  • Риски для клиента в том случае, если я его подведу. Информационный текст — это одно, а вот хорошая новость актуальна в свое время, и просрочка тут недопустима априори. Если я понимаю, что имею все шансы подвести клиента с выполнением срочного задания — не возьмусь.
  • Обратная связь с клиентом. Нет, не так. Оперативная обратная связь с клиентом. Важно понимать, как быстро будут предоставлены все исходные материалы в комплекте с ТЗ, а также, насколько быстро человек сможет отвечать на вопросы во время написания текста и после его сдачи (если нужна доработка). Это одна из основ благополучного выполнения срочного заказа. Проясните этот вопрос сразу и в письменной форме, чтобы было на что сослаться в случае, если клиент будет пропадать со связи, а заказ вы выполнить не успеете.

И еще один важный момент для нашей профессии — всегда имейте план №2 на случай отказа технических средств. Пишите в google-документах, чтобы текст не пропал из-за сбоя. Отключили электричество? Но ваш ноутбук заряжен всегда на 100%, а если его заряда не хватит — есть такой же заряженный телефон с доступом к этим же гугл-документам.

Пропал интернет? Сделайте телефон точкой доступа и подключитесь к нему. Нет такой технической возможности? Ноут в охапку — и бегом в ближайшее кафе или коворкинг. Резко стало плохо, разболелась голова, дела не будет? Оперативно передайте заказ опытному коллеге, чтобы не подвести клиента, и сразу же уведомьте об этом клиента.

Ваша репутация имеет приоритетное значение перед заработками, запомните это. Клиенты — такие же люди, как и вы, они способны понять проблему и даже пойти навстречу, но и вы старайтесь их не подвести. Помните, что на кону и ваша и их репутация. Во всех или почти всех проблемных ситуациях общайтесь с клиентом. Грамотно построенная коммуникация — залог успеха.

Что делать, если вы не вложились в срок?

Сразу напишу, что это лишь мои домыслы по теме, поскольку в срочных заказах нарушения дедлайнов еще не было, но глупо было бы браться за работу, не предусмотрев и такой вариант, life is life. Для себя я подготовил следующий алгоритм действий в такой ситуации (кстати, он работает и при обычных, негорящих заказах. Пару раз проблемные ситуации в начале карьеры были, чего уж греха таить):

  • Если понимаешь, что не успеваешь — тут же пиши заказчику, а не откладывай до последней минуты.
  • Принеси извинения за срыв сроков, обоснуй проработкой материала, ведь его качество повлияет на имидж клиента после публикации.
  • Попроси необходимое количество времени для окончания работы, при этом не бери цифру «с потолка» — реально оцени этот период.
  • Напиши хороший контент и сдай материалы заказчику.

Чем хорош этот алгоритм? Тем, что все написанное в нем — правда.

Чем плох? Тем, что никакие оправдания в этой ситуации не помогут решить два главных вопроса — выполнить заказ вовремя (первоначальные сроки) и заработать деньги и репутацию, а не только деньги.

Итоги. To be, or not to be?

31 декабря 2019 года, на часах — 21.39, около пяти часов тому назад был взят последний в этом году срочный заказ от клиента: написать рекламно-информационную статью на 4-5 тысяч символов и отредактировать текст моего менее опытного коллеги, повысив уникальность в материале из двух статей на 21 тысячу символов суммарно до 100% с 55 и 71 процентов соответственно. Оплата была небольшой, но мне было интересно проверить себя в условиях двойного горящего дедлайна — отмечать праздник, набирая текст, желания не было ни малейшего.

В 21.40 я поставил точку и отправил заказ клиенту. Судя по фидбэку, он устроил его полностью, ну а я получил свой десятый «горящий» декабрьский заказ для данного материала и оплату. Таким образом, стороны остались довольны друг другом. Буду ли я дальше работать с задачами под грифом «срочно»?

Нет, если познания мои в сфере заказа неглубоки. Нет, если клиент хочет «напиши что-то эдакое, чтобы было годненько». Да, если клиент четко понимает, чего хочет. Да, если я понимаю, что разбираюсь в вопросе, и смогу оперативно и качественно выполнить пожелания клиента.

И, наконец, да, потому что это отличный рецепт держать свой мозг в тонусе.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда