{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Исследование рынка онлайн образования в сегменте контекстной рекламы

Как провести исследование перед запуском собственного продукта в России.

Каждый хоть раз задумывался об открытии собственного дела вместо работы в офисе. Тем более, если хорошо ориентируешься в теме и знаешь, что предложить рынку. Именно с такими мыслями я начал исследовать рынок онлайн образования в сфере IT / Digital. По профессии я — старший проджект менеджер в агентстве performance маркетинга Mgcom в вертикали банков, поэтому исследование начал с сегмента контекстной рекламы.

До меня большую работу проделала команда из Edmarket

Но для запуска своего дела общих данных недостаточно, и приходится агрегировать всю собранную информацию под свои нужды. Теперь перейдем к исследованию:

1. Исследование рынка

Используя данные из исследования Edmarket (прогноз с 2016 по 2020 год) я построил линейную модель прогноза объема рынка ДПО в России до 2025 года,% проникновения онлайна в ДПО, долю платных курсов, МОКов и курсов самообучения, а также объем рынка онлайн ДПО в России. Получилось следующее:

Важно: в ДПО не учитываются курсы по иностранным языкам, но учтены все остальные направления, кроме дошкольного, школьного, среднего и высшего образования и MBA. Получается, что доля курсов по контекстной рекламе будет существенно меньше всего рынка онлайн ДПО, но цифры и так большие. Я понимаю, что начинать нужно с небольшого сегмента рынка, и далее масштабироваться на смежные рынки (таргетированная реклама, аналитика, визуализация данных). Такой подход описан в книге Питера Тиля «От 0 к 1», а также вдохновляющий историей Facebook, инвестором которого он является.

2. Исследование конкурентов

Если убрать всех мелких игроков на рынке, и оставить только средних и крупных, то список конкурентов получился следующий:

Количество выпускников по отдельным курсам в Нетологии, Geek Brains и Skillbox вычислить тяжело, поэтому собрал данные по общему числу выпускников, UniBrains, TexTerra и Convert Monster данную информацию предоставляют.

Используя данные из исследования EdMarket я сделал прогноз доли рынка у Нетологии групп. Не скажу, что эта компания является для меня эталоном онлайн-образования, однако у них есть свой кусок пирога, и я считаю их своими конкурентами. Получилось так:

Если строить линейные прогнозы на основании исследования Edmarket (с 2016 по 2020), то доля Нетологии на рынке ДПО расчет большим темпами. Конечно, есть много факторов, которые влияют на развитие образования, и цифры явно завышены, но до 2021 года все данные выглядят вполне реально. Учитывая, что Нетология специализируется на образовании в сфере Digital / IT — для меня это хороший ориентир. Также они отдают информацию по среднему чеку (19 000 рублей) и CR в платящих пользователей (4%). Это данные помогут при расчете unit-экономики.

3. Проблемы онлайн образования

Эти данные я собрал из 2 источников: исследование Edmarket и собственные наблюдения (я прошел курс по продуктовому менеджменту GoPractice; курс по PowerBI Максима Уварова и авторский курс по веб-аналитике Якова Осипенкова). Чтобы снять продуктовые риски на старте проекта, я провожу интервью с 4 типами пользователей: действующие сотрудники агентств, выпускники онлайн школ, сотрудники на стороне клиента и те, кто только планирует начать свой путь в профессии. Под каждую проблему я выделил вопросы для интервью:

Думая о своем курсе по контекстной рекламе, я вдохновился курсом GoPractice: материал подан структурно, отсутствуют видео, много практики, обратная связь дается в группе Facebook, есть элемент геймификации, последовательное прохождение глав. На мой взгляд, это идеальный формат как для основателя, так и для ученика: ты можешь начать курс в любое время и учиться в любое время; не надо смотреть скучные видео со скучным преподавателем (здесь очень многое зависит от спикера, его навыков публичных выступлений, словарного запаса и др.); нет проблем с интернет-соединением (по словам Нетологии, для них это целая проблема с учениками вне крупных городов России).

Однако отсутствие вебинаров и видео может иметь и негативный момент: в каких-то моментах надо показать интерфейс, или детально разжевать все, а в текстовом формате это сделать проблематично.

Мое видение онлайн курсов выглядит так: материал подается в форме сюжетной линии и последовательного прохождения каждой главы, есть элемент геймификации (твой рейтинг по сравнению с другими учениками), формат вебинаров отсутствует, но по ходу курса будут короткие поясняющие видео (на 1‑2 минуты). Проверку материала модерировать в Facebook / Telegram (это можно достичь за счет создания экспертного сообщества, где люди будут помогать сами друг другу).

Как показали мои несколько интервью, людям больше нравятся смешанные форматы (онлайн + офлайн), чисто вебинары не нравятся никому. Но для меня смешанный формат не является эталоном, но раз есть запрос, то можно организовывать встречи выпускников курсов или тематические вечера, где каждый сможет задать интересующий вопрос.

В целом, сейчас ведется интересная продуктовая работа над тем, какой идеальный формат курса должен быть, какие проблемы есть у учеников и как их решить. Ведь если не снять все продуктовые риски перед запуском производства, можно прогореть.

4. Инвестиции в EdTech в России

В период с 2014 по 2016 было зафиксировано 65 сделок, несколько из них превысили $1 млн и меньше двух десятков более $100 000. Общее число, вероятно, больше – ничего неизвестно из-за скрытия или остались вне поля зрения.

Распределение по типам инвесторов выглядит так:

Также активно изучает и инвестирует в EdTech Аркадий Морейнис (вы можете посмотреть его записи в Facebook или в телеграм канале «Темная сторона»).

На текущий момент инвестиции меня не интересуют, т.к. запланирован запуск только 1 курса, а не целой школы, и с этой задачей вполне можно справиться своими средствами. Считать unit-экономику и бюджет на разработку и продакшен буду позже.

Итоги:

Рынок образования в России находится в стадии становления и будет расти от года к году. Сейчас идет тренд на профессии в сфере Digital / IT: реклама, дизайн, программирование, разработка, управление продуктами, анализ данных и машинное обучение.

Буду благодарен, если уделите время и сможете поучаствовать в небольшом опросе.

Также хотелось бы услышать от вас, проходили вы онлайн курсы или нет, что в них понравилось, а что хотели бы улучшить; какой для вас идеальный формат обучения; чем руководствовались при выборе курса; как поддерживали мотивацию.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда