{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Восстановление традиционных ценностей этнографии: история создания уникального проекта

Сегодня я решила взять интервью у Александра Попова, который вдохновился историей Крыма и решил реализовать свою идею, воссоздать старинные пояса народов Крыма.

Это был необходимый предмет во всех традиционных обществах вплоть до советского периода. Он сочетал в себе и обереговую и социальную функцию. Оказаться на людях без пояса считалось неприличным. Отсюда наше выражение: «распоясался».

Александр Попов.

Предприниматель, реставратор, историк, коллекционер, который неоднократно дарил музеям исторические артефакты, а сейчас и дизайнер.

Дарья:

- Александр, расскажите подробнее, очень хочется погрузить читателей в контекст, чтобы передать им эту атмосферу прошлого, истории. Уверена ваш уникальный стартап многих вдохновит.

Александр:

- В культуре каждого народа есть своя «изюминка» вошедшая в мировое историческое наследие. Это и скифы запомнившиеся своим «звериным стилем," это и Кавказ со своими неповторимыми кинжалами, славяне с перстнями в стиле "лютый зверь,» и многие,многие другие народы каждый со своими неповторимыми шедеврами.

В крымско-татарской культуре важное место всегда занимал национальный костюм. О костюмах много написано и рассказано на просторах интернета. Однако всегда выпадает главная деталь этого костюма. Речь пойдет о крымско-татарских наборных металлических поясах.

В начале 2000-х тысячных повсеместно по всему миру появилось новое хобби, новое увлечение для любителей истории,это поиск предметов старины на распаханных полях. Как и во всем мире это занятие не обошло стороной и крымчан. Сама история давала шанс всегда найти что-то интересное. Обработанная почва, с наличием керамики и зольных пятен всегда выдавала присутствие исчезнувшей деятельности человека. Как правило нажитые места были покинуты людьми либо после многочисленных русско-турецких войн и ряда военных конфликтов между Российской и Османской империями в XVI—XX веках. Либо прекративших свое существование в советский период,в печальный период депортации. Обычно любители истории находят различные монетки крымского ханства периода правления, династии ханов Гиреев, правившей Крымским государством с начала XV века до присоединения его к Российской империи в 1783 году.

Фото№1 Монеты Крымского ханства,правления династии Гиреев,ханов Девлета,Селима,Максуда. 17-18вв

Также находят, потерянные предыдущими поколениями различные украшения, колечки, перстни, серьги, наконечники стрел, сбруйные украшения и другие предметы. (Фото 2,3,4) Обычно все находки изготовлены из латуни, крайне редки находки из серебра и как правило они более позднего периода и чаще османского производства.

Фото№2 Колечки и перстни Крымского ханства 16-18вв

Одна из самых частых находок, это детали наборных поясов, попадаются либо запчасти от поясов, так называемые тренчики, либо целые пряжки(Фото 3,4), это очень красивые изделия,орнаментированные различными узорами. Раньше их на распашке можно было найти просто глазами. Все они очень разнообразные по размеру и форме,что говорит об огромном разнообразии поясов существовавших в те времена. Невероятно большое количество таких находок, говорит о том, что ношение таких поясов было массовым,в каждой семье, вероятно у каждого члена семьи был такой свой пояс.

Фото №3 Поясные пряжки Крымское ханство 16-18вв.

Надо отметить,что во времена крымского ханства изделия из латуни и других медных сплавов были довольно дорогим удовольствием. Например в этот же период в России такое сырье считалось стратегическим и контролировалось государством. Поэтому конечно пояса из латуни были одной из самых дорогих частей имущества. Обычно наборной пояс состоял из двух больших пряжек соединяющихся крючком и петелькой, а также из большого количества подогнанных друг к другу фигурных тренчиков продевавшихся на кожу или ткань, в результате чего получался сплошой гибкий металлический пояс. Изготавливались такие пояса методом воскового литья( позже с 19 века методом штамповки прим. автора) и видимо в каждом более крупном поселении была своя мастерская. После отливки детали покрывались оловом, то есть лудились что придавало изделию вид серебрянного, либо пассировались сверху олова в красноватые или зеленоватые цвета, или оставались в цвете латуни имитируя золото. Блеск таких поясов со временем тускнел и их периодически натирали до блеска снова. По этой причине в находках попадаются очень много затертых пряжек и деталей.

Фото №4 Различные находки периода Крымского ханства 16-18вв. Украшения,поясные детали,пряжки и другое.

Надо сказать,что так как вещь была не дешевая,то их частенько прятали в вещевых и даже в монетных схронах. Такие схроны распахиваются тракторами и выходят на поверхность ,собственно благодаря которым, мы и имеем возможность лицезреть как они выглядели в сборе. Целых поясов известно не много,но они как правило очень хорошо сохранились за счет покрытия оловом и пассировки. (Фото5,6)

Фото№5 Целый крымско-татарский наборной пояс с сохранившимися остатками кожи. 17век.
Фото№6 Пояс на реставрации.

Известны случаи находок схронов с двумя поясами, с частично сохранившейся кожей и ворсинками шерстяной подкрашенной в красный цвет ткани. И всегда сопутствующим материалом являются монеты крымское ханства, различные по периоду правления ханов,что даёт основание судить, что такие пояса всегда были в моде долгий период и передавались по наследству. По датировке монет, можно уверенно сказать о временном отрезке существования наборных поясов с конца16 века и до конца 18 века.В 18 веке облик поясов немного меняется, все те же наборные пояса, но уже пряжки и детали тренчики изготавливаются с прорезными узорами(Фото 7), ну во -первых такие детали значительно облегчали вес пояса, а весил такой пояс до пол кило, ну а во вторых улучшалась красота и эстетика, такие детали продевались либо на подкрашенную в любой цвет кожу, либо ткань, которая просвечивалась в прорезях деталей и соотвественно на контрасте цветов украшала изделие.

Фото №7 Детали крымско-татарского прорезного наборного пояса,пряжка и тренчик. 18 век.

Далее уже в конце 18-го начало 19-го века, наборные пояса полностью исчезают и им на смену приходят пояса с теми же красивыми цельнолитыми или прорезными пряжками, но основа пояса становится тканевой.В 19 веке растет импорт османских изделий, в моду входят пояса на тканевой основе с серебрянными пряжками, изготовленными в стиле скань,зернь. Таких поясов до нашего времени дожило больше и они периодически бывают в продаже на антикварных рынках.Либо можно их увидеть в музеях в отличии от наборных поясов 16-18 века.В 19 веке с развитием технологий изготовления тканей, пояса с тканевой основой полностью вытеснили из обихода наборные металлические пояса,но это совсем другая история…По моим наблюдениям крымско-татарские наборные пояса по технике исполнения были первыми, и намного позже,лет через 150-200, подобные пояса появились на Кавказе и в других регионах. Демонстрирующиеся же в музеях, модели кавказских и османских поясов, к крымской культуре имеют отношение лишь опосредованное,то есть импорт и дань моде.Исследуя эту тему обратил внимание, что традиция крымских татар носить пояса сохранялась долгое время,до какого периода точно, сказать сложно ,но на фотографиях появившихся с конца 19 века и на фото начала 20 века,все группы людей от мала до велика запечатлены в поясах.(Фото 8,9)

Фото 8,9 Фотографии конца 19,начала 20вв из интернета.

А сейчас даже манекены в музеях без поясов,куда исчезла эта красивая традиция?

Фото№10. Крымско-татарские наборные поса 16-18вв(из частной коллекции)

Ещё один интересный момент.Если посмотреть на старинные карты,то места проживания населения иногда разделены на части по топонимам. Например, Ташки-русские,Ташки-татарские,однако находки поясных запчастей по местам одинаковые,это может говорить о том,что в опреленный период, эти наборные пояса были популярны у многих народностей Крыма.

Многообразие моделей, изящество узоров на пряжках ,удивительное сочетание форм (Фото 10) , конечно могли бы стать достойным трендом для современной моды, знали древние дизайнеры толк в моде, на века делали. Или как говорят новое, это хорошо забытое старое.Такова «изюминка» крымской культуры!

Цель проекта-возрождение моды Крыма в самых лучших её традициях и создание конкуренции мировым трендам!

«Студио- DIFENS» мастерская художественного литья изготовила первый модельный ряд поясов по образцам из коллекции настоящих средневековых крымско-татарских моделей. Все изделия выполнены в точном соответствии старинных технологий, вся работа сделана и обработана вручную. Каждая модель насчитывает от десятков до сотен мелко детализированных запчастей.

Я создавал это как шикарный и дорогой подарок для роскошных дам, эксклюзивный пояс из лимитированной коллекции. Изделие которое точно интереснее обычных брендов. Особенно хорошо дарить тем у кого уже всё есть, потому что такого точно нет.

Дарья:

-Согласна, любой PRADA или другой бренд можно увидеть на мероприятиях, поэтому сейчас в тренде наши дизайнеры.

Я уже успела приобрести себе пояс для похода на конференцию. Такого точно нет ни у кого.

И я не осталась в нём не замеченной.

Это уникальная вещь, которой нет аналогов даже в топовых брендах.

В нём легко привлечь к себе внимание окружающих, на любой неделе моды или событии вы будете ловить на себе любопытные взгляды. Я проверила на себе.

На мне два пояса, один на талии, другой на шее.

Если вы так же как и я влюбились в эти шикарные модели или хотите сделать подарок своей любимой женщине, то пишите Александру в личные сообщения в телеграмм. Сможете по увидеть всю коллекцию.

Его ник в телеграмм Difens_crimea пишите слово «Хочу увидеть коллекцию» Есть разные цвета, как золото, так и серебро. Гарантия качества 300 лет точно, проверено историей.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда