{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как создать технологический стартап в рамках финансовой корпорации

Рассказывает генеральный директор экосистемы недвижимости «Метр квадратный» (проект группы ВТБ) Вячеслав Дусалеев.

Маржинальность классического банковского бизнеса постепенно снижается. Чтобы оставаться прибыльными и интересными для инвесторов, банки вынуждены выходить за рамки классических бизнес-моделей, создавать экосистемы и предоставлять дополнительные, нефинансовые продукты.

При этом банк может пойти по пути «банкоцентричности» — оказывать все сервисы своими силами, а интересующие проекты поглощать. Или же выбрать партнерский подход. В вопросе разработки инноваций есть также два основных курса: можно стать первопроходцем и заниматься венчурными инвестициями, а можно мониторить рынок и «подхватывать» темы, уже подтвердившие свою эффективность. В рыночной практике есть успешные и неудачные примеры реализации обеих этих стратегий.

История взаимодействия «Метра квадратного» и ВТБ — показательный пример развития партнерской экосистемы, состоящей из уже проверенных и подтвержденных временем решений.

Что такое «Метр квадратный» и причем тут ВТБ?

«М2» — это онлайн-платформа, на которой собраны все услуги в сфере недвижимости: поиск жилья для покупки, продажи и аренды, оформление ипотеки, проведение сделки, ремонт квартиры и прочее. Принцип «единого окна» экономит время всех сторон, дает банкам, риэлторам и застройщикам новый канал привлечения клиентов, а конечным потребителям — удобный инструмент для решения «квартирных» вопросов. Для примера, в среднем по рынку количество одобренных заявок на ипотеку составляет 65%, а у нас он выше 95%, поскольку ипотечная заявка может быть подана сразу в несколько из 19 банков-партнеров.

Но вернемся к началу. Задумка такого цифрового инструмента появилась в начале 2019 года — мы видели, что в вопросах недвижимости классических инструментов уже не хватает, и нужны свежие решения. На идею обратили внимание мастодонты рынка — традиционные банки. Они находятся в эпицентре практически всех процессов, связанных с имуществом, имеют большую базу контактов и данных, продвинутые технологические решения и, самое главное, финансовые ресурсы.

Так как задача развития цифровых сервисов для покупки недвижимости была уже сформулирована в стратегии Группы ВТБ, банк выступил инвестором. В мае 2019 года было зарегистрировано юридическое лицо ООО «Жилищная экосистема ВТБ», а запуск и анонс бренда «Метр квадратный» состоялся уже в 2020 году.

Почему идею нельзя было реализовать внутри банка?

Во-первых, мы хотели иметь поддержку, но при этом сохранить открытость для всех участников рынка и скорость. Во-вторых, формат «стартап внутри корпорации» позволил сформировать наш самый ценный актив — команду разработчиков и продуктовых специалистов. В-третьих, мы можем давать ряд сервисов для клиентов, которые в банках не предоставляются.

Получается, все проблемы, с которыми сталкиваются стартапы, для вас решены?

Имея поддержку такого сильного партнера, нам приходится меньше тратить время на поиск ресурсов. Но доступ к финансированию — не панацея. Без классной команды, которая делает крутой и нужный продукт, даже многомиллиардные вложения не дадут нужный эффект.

Поэтому основные усилия на старте проекта сводились к поиску людей с нужным нам бэкграундом. Сейчас над развитием «М2» работает более 300 профессионалов, среди которых бывшие сотрудники известных ИТ-компаний, классифайдов, люди из телеком, крупных банков, строительных компаний и других лидеров рынка.

Когда штат был укомплектован, встал вопрос организации работы. Комплексная модель производства, разработанная в самом начале, помогла нам в условиях быстрорастущего количества сотрудников. Благодаря ей процессы управления во всех командах были выстроены единообразно и гибко.

А теперь подробнее, как развивалась экосистема?

  • Весна 2019. Прорабатывается идея, набирается первичная команда. Создается юридическое лицо в рамках Группы ВТБ.
  • Конец 2019. Запускаем все ключевые продукты экосистемы в формате MVP. Заложен хороший фундамент.
  • Начало 2020. Начинаем продвижение услуг на открытом рынке, активно прорабатываем обратную связь от первых корпоративных клиентов.
  • Весна 2020. Самоизоляция способствует росту интереса к онлайн-сделкам, мы масштабируем и тиражируем наши решения в b2b сегменте.
  • Лето 2020. Заключаем партнерство с Mail.ru и подключаем нейронную сеть «Робби» — теперь все публикации в нашем каталоге недвижимости быстрее обновляются и содержат только реальные объекты.
  • Конец 2020 года. Больше тысячи В2В-клиентов работают на нашей платформе. Через сервисы прошло более 90 000 сделок, проведено расчетов на сумму более 200 млрд руб­лей.
  • Начало 2021 года — готовимся к масштабному выходу на b2c сегмент, делаем несколько «вау-продуктов» для физических лиц.

Что было сложнее всего?

Самое сложное — объединять в работе над одним продуктом две разные культуры. Как стартап мы динамичны и инициативны, приветствуем свободу выражения и реализации идей. Как компания Группы ВТБ мы соблюдаем строгие правила и регламенты, в частности, требования к информационной безопасности, защищенности персональных данных, к построению ИТ-архитектуры сервисов, связанных с расчетами или регистрацией сделок.

Какие планы на 2021?

В 2021 году мы намерены повысить привлекательность наших сервисов и предложить:

  • Платформу для работы с застройщиками и крупными агентствами недвижимости. Это будет единое решение вместо 5-7 отдельных продуктовых систем — оно кратно повысит эффективность отделов продаж и ипотеки наших партнеров.
  • В2В2С-экосистему для проведения сделок на вторичном рынке. Риэлторы смогут воспользоваться не только поисково-рекламными возможностями «М2», но получат доступ к целому пулу сервисов. С их помощью можно будет быстро организовать и провести надежную сделку как по покупке, так и по продаже жилья.
  • Продукты для физических лиц-покупателей объектов недвижимости. Мы работаем над тем, чтобы давать самые продвинутые поисковые механизмы, «живую» поддержку выбора объекта и получения финансирования, конструктор документов, гарантию сделки и другие решения.

По нашим расчетам, к концу 2021 года больше 10% сделок на российском рынке недвижимости будет проходить через «Метр квадратный».

Что посоветуете стартапам для успешного симбиоза с корпорацией?

  • Подбирать команду, ИТ-опыт которой будет уживаться с финансовой и консалтинговой экспертизой.
  • Выбирать модель разработки, которая позволит при необходимости переструктурировать и перепланировать решение или его отдельные составляющие.
  • Собирать сильный отдел продаж.
  • И, пожалуй, самое важное для такого формата — найти сильного и «спокойного» инвестора, готового к тому, что не все гипотезы окажутся удачными, а возврат инвестиций реализуется не в первый и не во второй годы работы проекта.
0
13 комментариев
Написать комментарий...
Nikolay Vavilov

Кажется в статье упущена значительная часть:
1. как долго согласовывалась идея платформы - от начала до запуска?
2. как первично проверяли гипотезы? какие продуктовые фреймворки использовали?
3. как организовали команду? ведь внутри компании люди уже заняты своими процессами  - выдергивали на 1-2 часа в день? полностью переманивали из банка? но тогда это сразу приличные затраты на штат, соответственно, возврат к пункту 2.
4. что стало решающим для ЛПРа, при принятии решения о выделении денег? 

Ответить
Развернуть ветку
Метр квадратный
Автор

отличные вопросы, отвечаем.
- 4 месяца - от двух слов "жилищная экосистема" до бизнес-кейса с продуктовыми гипотезами, проработкой ИТ-архитектуры, бизнес-планом, финансовой моделью и т.д.
- Исследования рынка, изучение текущих CJM, формирование гипотез, создание прототипов, тестирование на пользователях (количественное и качественное), интервью с пользователями под камеру и т.п.
- Команда запуска была сформирована из бизнес-лидеров, отвечающих за направления: классифайд (взяли из известной ИТ-компании), сделка с недвижимостью (пригласили фаундера из проекта "Квартира без риска") и  т.д. Плюс взяли в команду консультантов по ИТ и бизнесу.
- Нам сложно говорить за других. Надеемся, что сыграла роль наша уверенность в своих силах и огонь в глазах:). 

Ответить
Развернуть ветку
Артур

Украли идею (слово в слово) из презентации основателей Ревизор Недвижимости.ру (Rendv.ru), и имея финансовые средства реализовали. Стартап по-русски. Конечно, зачем вкладывать в кого-то, когда можно украсть и реализовать на свои деньги. Новаторы хреновы!!! Немощи!!! У самих мозгов не хватает, так воруют!!!
Я, как время будет, интересную статью про это напишу от первого лица и про весь российский «венчур» в стартапы и про подобных инвесторов!!!Как люди, которые воруют идеи у стартапов вместо того, чтобы помогать им их развивать и реализуют на собственные или привлечённые средства под якобы своей идеей.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Po

Продуктовый фреймворк..если только фреймворк успешного продукта🙂

Превращение хаоса в продукт можно делать по фреймворку, но только учитывая структуру-каркас, рекомендуемый фреймворком, но слепо следовать ему не стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Вел Колдин

Йоу, как вам резюме отправить? hh не предлагать) 

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Suragin

Выбирай любой: [email protected] или [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Метр квадратный
Автор

все верно! Высылайте на эти адреса. А Илье спасибо, что поделился.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Романов

Вот когда станешь настоящим предпринимателем, а не подкаблучником сытого ВТБ, тогда и поговорим. 

Ответить
Развернуть ветку
Павел

В чем стартап?

Берем идею домклик у сбера, берем деньги у втб, и вуаля, мы сделали крутой стартап, у нас крутая команда, мы самые крутые! Или я что-то упустил?

P.S. вот вам идеи для крутых стартапов:
маркетплейс, аптека, доставка еды, говорящая помощница (читай умный ассистент), и другие. Думаю знаете на каком сайте посмотреть)) 

Ответить
Развернуть ветку
Метр квадратный
Автор

Да, рассказываем. Мы - открытая партнерская экосистема. Это значит, что любой банк может стать нашим партнером. Сейчас таких банков 19. 
Убедить инвестора - не скажем, чтобы это было самым легким:)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Крупенко

пошел смотреть сервис
1) нет даже поиска по ключевым словам
2) потом по районам поиска есть Москва, Москва и область, Московская область Смысл в этой выборке сделайте тогда Москва, Новая Москва, Московская область

Список можно долго продолжать...

Ответить
Развернуть ветку
Илья Алексеенко

Вы пишете, что у вас только реальные объекты. 
Это точно, не обманываете?

Ответить
Развернуть ветку
Метр квадратный
Автор

Да, кроме того, для проверки качества объявлений мы подключили технологию анализа контента на базе нейросетей, которая изучает содержание объявлений, убирает дубли, предложения без фотографий, с неполным адресом и без полноценного описания квартир.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда