{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Когда с дизайном «что-то не то»: чем может помочь дизайн-практика и как её построить

Мы Madebymad — дизайн-студия, которая не только «делает дизайн», но и помогает продуктовым компаниям строить команды, которые могут самостоятельно поддерживать и развивать креативную культуру. Мы строили дизайн-практику в red_mad_robot, запустили и в течение 8 лет вели программы обучения UX/UI-дизайнеров в Британской высшей школе дизайна, а с 2021 года ведем курсы в BBE — все это помогает нам собирать экспертизу и инструменты лучших компаний по всему миру.

Если в компании есть команда с хорошими скиллами, а дизайн всё равно не на высоте, проблема чаще всего связана с дизайн-практикой. Сейчас расскажем, что это такое.

Что такое дизайн-практика и в чем она поможет

Очень часто новые проекты в Madebymad появляются после того, когда меня знакомят с владельцами или руководителями компаний. Их проблемы и запросы сводятся к общей сути: «У нас что-то не то с дизайном. Давай сделаем классно». Быстрое и предсказуемое решение проблемы — заказать дизайн в агентстве: раз у внутренней команды не получается, пусть это сделает кто-то другой. Но наш опыт и примеры крупных компаний, с которыми мы работаем, показывают, что проблема с дизайном лечится по-другому. Чаще всего, плохой дизайн — признак того, что пора переосмыслить процессы и отношение к дизайну в принципе.

Сергей Гальцев
Co-founder and Design Director

Дизайн-практика — как раз об этом. Она включает в себя практически все аспекты жизни команды — от ценностей до технологий и методологий, которые дизайнеры используют в работе. Это миссия и мотивация, мероприятия и внутренние системы, набор процессов и инструментов, которые позволяют контролировать производство дизайна в компании и поддерживать хорошее состояние команды. Чаще всего, за всё это отвечает дизайн-директор, но встречаются и другие варианты, — например, обязанности делят дизайн-директор и креативный директор.

Часто дизайном жертвуют на ранних этапах создания продукта, когда главное — быстро запуститься. Но когда проект подрастает и выходит на окупаемость, качеством дизайна уже нельзя пренебрегать.

Егор Тарасов
Co-founder and Managing Director

Дизайн-практика состоит из множества аспектов — здесь расскажем о них очень коротко, а когда-нибудь потом выпустим о каждом отдельную статью.

  • Ценности, мотивация и культура в команде — фундамент, который собирает команду. Это ответы на главные вопросы: почему мы здесь, что для нас как команды важно, что мы считаем хорошим и плохим. Общие цели, ценности, атмосфера и настроение в команде, которые позволяют вместе решать как креативные, так и рутинные продуктовые задачи.
  • Репутация и бренд — репутация команды в профессиональном сообществе: как коллеги оценивают то, что мы делаем, хотят ли у нас работать.
  • Качество и стандарты — понятные критерии качества дизайна и профессиональные стандарты. Дизайн-система, дизайн-ревью, консистентность и другие аспекты, которые превращают креатив в производство.
  • Найм и развитие — формирование HR-бренда и воронки кандидатов, чтобы найм лучших специалистов не отнимал много времени и денег. Создание внутри компании инструментов для развития и обучения специалистов, чтобы команда могла масштабироваться и расти без боли.
  • Инновации и софт — в рамках дизайн-практики должны внедряться инновационные методологии и инструменты, которые помогут создавать конкурентоспособные дизайн-решения.

В каком-то виде эти процессы наверняка уже есть в вашей компании. Они затрагивают не только дизайнеров, но и продукт, маркетинг, HR. Однако независимо от размера компании и специфики продукта, создание дизайн-практики всегда требует дополнительных усилий. Хорошая новость в том, что они окупаются.

На что влияет дизайн-практика

Деньги. Интерфейс — это первое, что видит и оценивает ваш пользователь. Если ваши цены примерно такие же, как у конкурентов, качество дизайна становится решающим: пользователь останется там, где ему понятно и удобно.

В digital-сфере дизайн — это точка соприкосновения пользователя с бизнесом. А пользователи становятся всё требовательнее: они каждый день взаимодействуют с новыми сервисами, получают новый опыт и критически воспринимают новое. Так качество дизайна, — и удобство пользователей, и эстетика, — приобретает со временем только большее значение. Если бизнес понимает важность интерфейса для пользователя и уделяет этому время, в итоге получается продукт, которым приятно пользоваться и не стыдно советовать. Дизайн-практика в этом помогает: она задает стандарты качества и поддерживает все продукты внутри компании.

Найм. Текучка кадров — это нервно и, в конечном счете, дорого: гораздо выгоднее вкладывать деньги в специалистов, которые уже работают в компании, потому что они знают всю внутреннюю кухню и особенности отрасли, нашли точки соприкосновения с другими отделами. С помощью выстроенных в рамках дизайн-практики процессов сотрудников можно развивать и растить, а это в конечном итоге принесет выгоду бизнесу.

Если компания заботится о сотрудниках, следит, чтобы они не выгорали и у них были интересные профессиональные челленджи, креативная команда может работать эффективно и долго. Нам рассказывали, что в команде дизайна Apple специалисты работают вместе больше 10 лет, и это, конечно, положительно сказывается на уровне коммуникации и качестве продуктов.

При развитой дизайн-практике расширение команды и поиск специалистов не стоит безумных денег. Вам не нужно приманивать людей зарплатой выше рынка: у вас всегда есть пул подходящих кандидатов, которые только и ждут, когда появится вакансия.

Как измерить эффективность дизайн-практики

Построение эффективной дизайн-практики — это игра вдолгую, и не всегда возможно подсчитать, сколько именно денег она приносит бизнесу. Но есть метрики, которые помогут оценить, что вы всё делаете правильно.

Вовлеченность и счастье сотрудников

Счастливые дизайнеры не только делают лучший дизайн, но и гораздо реже меняют места работы, а значит, экспертиза остается в команде. Задача руководителя — обеспечить наивысший показатель счастья команды, ориентируясь на эту метрику.

Количество потенциальных дизайн-управленцев

Процент дизайнеров, которые хотят стать руководителями и у которых достаточно для этого скиллов.

Оценка от смежных специалистов

Обратная связь о качестве работы дизайнера от других специалистов, которые работают над продуктом: разработчиков, аналитиков, тестировщиков, редакторов.

Оценка от руководителя продукта

Руководитель продукта может заметить то, что не видно остальным членам команды, и оценить, насколько эффективны решения, предложенные дизайнером.

«Шум наружу»

Количество активности, направленной на продвижение на рынке. Эту активность можно измерить по-разному — всё зависит от того, какие показатели вам важны. Например, можно отслеживать количество шотов, выложенных на Dribbble за месяц, число наград или включений в шорт-листы уровня Reddot, EDA и Webby Awards.

Как понять, что с дизайн-практикой что-то не так — и что с этим делать?

Что-то не так, если

  • Руководителей или даже пользователей продукта не устраивает качество дизайна. При этом причины не очевидны;
  • Большой штат дизайнеров, они работают, задач много, но дизайн «звезд с неба не хватает», и в пример все равно ставят продукты конкурентов;
  • Специалисты не отзываются на ваши вакансии, поиск людей требует времени и усилий команды, а закрывать пробоины в ресурсах непросто. Возможно, ваша команда не воспринимается профессиональным сообществом как интересное и перспективное место работы.

Что с этим делать

Чтобы исправить ситуацию быстро, можно привлечь стороннего специалиста, который проведет сессии арт-дирекшена. Свежий взгляд и комментарии специалиста помогут быстро улучшить результат и дадут опыт, который команда сможет распространить на будущие продукты. Это быстро, недорого и дает заметный результат в моменте.

Если задача — сделать так, чтобы дизайн-подразделение развивалось и было самодостаточным, решение потребует больше сил и времени. Без построения дизайн-практики здесь не обойтись — она позволит создать команду, где специалисты растут, процессы и подходы совершенствуются, а качество дизайна остается высоким.

Строить дизайн-практику можно своими силами. Это требует знаний, времени и огромной силы воли, и если это первый ваш подобный опыт, возможно и то, что с первого раза практика не взлетит. Чтобы увидеть результаты быстрее, можно привлечь экспертов: такой подход дороже, но эффективнее и выгоднее в долгосрочной перспективе.

P.S. Универсального рецепта, как построить дизайн практику для команды в два, десять или сто человек, нет. В следующих статьях мы расскажем о нашем опыте работы с разными командами — и о том, как улучшить дизайн-практику в каждой ситуации. Следите за обновлениями!

Если вы хотите поговорить на тему статьи, заказать у нас дизайн / разработку / всё вместе или устроиться в нашу компанию — свяжитесь с нами удобным способом.

0
4 комментария
MadRat96

Превью отсылка к Бойцовскому клубу?

Ответить
Развернуть ветку
Yury Kirsanov

😀

Ответить
Развернуть ветку
Настя Болотникова

а что такое дизайн практика то в итоге?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Galtsev

Дизайн-практика / дизайн отдел / дизайн гильдия — как вам удобнее, так и называйте :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда