{"id":13751,"url":"\/distributions\/13751\/click?bit=1&hash=cf723a128ab74257b945bd42ecad0f174fd8e0d3e772029af84478faabbf63b1","title":"\u041a\u0430\u043a \u0443\u043c\u0435\u043d\u044c\u0448\u0438\u0442\u044c \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u043d\u044b\u0439 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442 \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u0442\u044c \u0446\u0435\u043b\u0435\u0432\u044b\u0435 \u0437\u0430\u044f\u0432\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как не сделать команду сплочённой и эффективной

16 вредных советов.

Антон Егорушков
Тимлид DevOps-команды блока электронной коммерции «Магнита»

Привет! Я — Антон Егорушков, тимлид DevOps-команды блока электронной коммерции «Магнита». В интернете легко найти методички, советы и чек-листы по созданию эффективных и сплочённых команд. Я собрал весь свой накопленный опыт и оформил его в 16 вредных советов. А чтобы легко запомнить их, набросал зарисовки и стишки-пирожки, ну и примерами для наглядности поделился. Enjoy!

Совет № 1. Не давай команде целей

Они сами, без твоей помощи, всё поймут. А если ты им раскроешь ценности — сплотятся против тебя.

Пример

Команда, которая работала по конкретным задачам, по пунктам от и до. Они не позволяли отклоняться и не давали простора для фантазии. А для чего это всё нужно, не понимал даже тимлид.

в каждой команде есть цели
это когда всем неважно,
что будет если не сделать
в эпике часть из задач

в каждой команде есть ценность
типа как будто нам важно,
ну мы же вроде как ценим,
что нас похвалят за это

в общем, запомните: нужно,
чтобы в команде все знали:
делать всё нужно затем лишь,
чтобы платили зарплату

Совет № 2. Никогда не делись планами по укреплению команды

Не сообщай команде, что планируется найм новых сотрудников. Не обсуждай кандидатов и кандидату про команду тоже не говори.

Пример

Руководитель нанял тимлида, который пришёл в «пустоту», где его ждала команда из десяти человек, которая не знала, что придёт тимлид.

нужен новый нам сотрудник?
мы идём скорей к эйчарам
пишем: кто, куда, за сколько
и тихонечко сидим

пусть никто о нём не знает
не готовится, не ждёт
люди любят чтоб внезапно
появился кто-то новый

кто-то новый ведь команде
не сказали и не звали
посмотреть на кандидата
иль хотя бы обсудить

Совет № 3. Никаких джунов

Не бери в команду джунов и не экспертов! Предъявляй высочайшие требования к каждому соискателю и работнику, поддерживай элитарность команды, фиксируй потолок для роста.

Пример

Исполнительный директор, указавший нанимать специалистов не ниже Senior и удивляющийся, что ФОТ постоянно растёт, а люди с такими зарплатами уже через год уходят.

когда ты в свою команду
набираешь только звёзд,
это значит, что простушек
ты коллегой не зовёшь

группа — это сплошь элита
каждый первый — не второй
всякий знает, что без спроса
к вам, ребята, не ходи

если кто из вас ослаб вдруг
или был таким всегда,
быстро пальцем покажите
и кладите его в гроб

Совет № 4. Не давай людям второй шанс

Допустить ошибку — непозволительная роскошь. Ругай и штрафуй за любую провинность, лучше прилюдно.

Пример

Директор департамента, который держал в страхе половину отдела, рассказывая на прямых линиях с сотрудниками о провалах и неудачах, «чтобы неповадно было».

ведь, конечно, всем известно:
если кто-то вдруг ошибся,
написал неверно слово
или даже все сломал

ему надо очень страшно,
очень больно и прилюдно
на доске позора месяц
за петельку повисеть

а когда товарищ скажет:
«я все понял и не буду
делать больше, так уж точно»
увольняй, под зад ногой

Совет № 5. Все дураки, а ты хороший

Не смотри на взаимоотношения с конкретными людьми — нет никаких частных случаев. Всегда говори об этом всем коллегам, обобщай, приписывай и навешивай ярлыки.

Пример

Тимлид, любящий приписывать промахи руководителя всей компании и разрушать командный дух. Постоянно ворчать, писать плохие отзывы о компании и не разбираться, что вообще происходит.

всякое в жизни бывает
бывает, что кто-то плохой
бывает, что бесит коллега
или начальник дурной

надо собрать воедино
всю негативную волю
и рассказать всему миру,
что все плохие и глупые

особенно руководство
в соседнем отделе — куда ж им!
все дураки и не лечатся,
а мне тут работать приходится

Совет № 6. Проблемы команды – не твои проблемы

Никогда не вникай в проблемы команды — рабочие и особенно личные. Позволь им самим разобраться (на ножах) . Установи правило: кто громче кричит — тот победил.

Пример

Программист, у которого рожала жена, а команда была не в курсе. Никто не слушал его громкие разговоры с врачами, ведь у всех была авральная неделя, а программист незаменим при сдаче отчётов.

если кто-то возмущённо
вам о чем-то говорит
ну, кричит на всю команду,
как бомбит или горит

лучше музыку послушать,
лучше выйти покурить,
ведь у человека нервы,
ну зачем их нам терзать

что-то важное случится,
все узнают напрямик,
а пока ворчит, плюётся
лучше так пусть и сидит

Совет № 7. Кто успел похвастаться начальству – того и премия

Не бери ответственность за неудачи, а славу забирай себе. Всё делается ради премии и зарплаты (смотри Совет № 1), а значит, косяки команды — твой злейший враг. То ли дело успехи и победы — и неважно, чьи они и участвовал ли ты в процессе.

Пример

Руководитель, который уже год «успешно не ловил ни одного косяка», получил премию, а его команда — нагоняй за невыполненный КПЭ.

ты скажи команде сразу:
«я, ребята, вместе с вами
в лёд, в жару и в битву лезу
и всегда вам помогу!»

но когда пойдёшь считаться,
премии кому давать не надо
не забудь, что всю команду
ты, конечно, защищал

все заслуги их скорее
ты присваивай двукратно
а провалы, приумножив,
распихай на самых слабых

Совет № 8. Обратная связь – зло

Никогда не проводи перформанс-ревью и не объясняй сотрудникам, чего ждёшь от них. Не слушай критику в свой адрес или в адрес команды.

Пример
Сотрудник уверенный, что существует только отрицательная обратная связь, а постмортем пишется для депремирования. Ну, а точки роста команда и так знает и учиться будет самостоятельно.

слышал ли ты что-нибудь
об обратной связи?
правильно, ты менеджер
лучше и не спрашивай!

если вдруг захочется
рассказать команде,
кто хороший в чём-то
ну а где — простак

лучше так не делай ты,
а не то ещё узнаешь вдруг
что тебе и всем твоим
надо развиваться

Совет № 9. Делай вид, что ты всезнайка

Никогда не показывай, что ты можешь быть менее погружен в проблемы или в задачи, чем подчинённые, тем более с технической стороны.

Пример

Лид, который почти запорол проект из-за самоуверенности, вызвал аварийную ситуацию, а после уволился со словами «Вы меня совсем не слушаете, и эффективность падает из-за вас».

помни: ты — большой начальник
никогда своей команде
не показывай, что можешь
вдруг чего-то и не знать

делай вид, что ты — всезнайка
ври всегда и завирайся
и указывай что делать,
даже если в первый раз

ну а если ты ошибся
и на прод влил изменения,
уронившим базу сразу
сделай первого джуна

Совет № 10. Покажи им, кто тут главный

Прилюдно ругай провинившихся, а хвали — лицом к лицу. Покажи, что ты главный и тебя надо бояться.

Пример

Начальник на планёрке объяснил всем, какие они недалёкие, а после подошёл к каждому руководителю направления со словами: «Если вас не ругать, вы же не будете шевелить своих подчинённых».

главное, что надо помнить:
ты ругай при всех балбесов,
а хороших, если хвалишь,
делай строго тет-а-тет

когда надо показать всем,
что задача важной будет,
то ты прям как закричи!
чтобы слюни, сопли, визги

вот тогда поймут, балбесы,
что хотел сказать начальник
и кого он похвалил бы,
если было бы кого

Совет № 11. Избегай ответственности

Никогда ничего не согласовывай и не бери ответственность, юридически покрывай все свои риски.

Пример

Операционный директор завода, который за три года не поставил ни одной подписи на документах, юридически не имел проблем, когда его уволили одним днём.

как-то раз один начальник
позабыл сказать, что кто-то
накосячил, да к тому же
он его предупреждал

а когда в ответ услышал
«вы же вот, согласовали!»,
даже бровью не взмахнувши,
тот начальник отмахнулся:

«ты тут подпись мою видишь?
значит, это не в граните,
а за клевету, пожалуй,
ждет тебя повестка в суд»

Совет № 12. На работу нужно ходить за работой

На работе — только про работу, формально и по делу. Контролируй чаты и почту сотрудников на предмет неформального общения.

Пример

Дотошный сотрудник, который по любому совпадению ключевых слов в чатах жаловался руководителю и ждал обратной связи о проведённой беседе с теми, кто обсуждал с коллегами отпуск или шопинг.

вы пошли попить водички
и заметив вас, ребята,
что стояли возле помпы,
убежали наутёк?

значит, так им всем и надо!
нечего стоять, общаться
надо всем скорей работать
на общенье денег нет

новости свои оставьте
вместе с личными делами
за пределами работы
(то есть после девяти)

Совет № 13. Дружбе на работе не место

Ни в коем случае не допускай неформальных встреч с коллегами, не давай им сближаться и узнавать друг друга.

Пример

Руководитель, не отпускающий команду на совместный обед. А однажды, увидев всех в сборе в баре, он сделал жёсткий выговор и вовсе запретил подобные сабантуи.

команда должна быть в работе
ходить по кафешкам и барам
не стоит, ведь это пустое
и очень мешает задачам

пить пиво, есть пиццу и снеки
в компании других коллег
дурная затея, поверьте
ведь так не почистить бэклог

нам хочется верить, что всё же
тебя и твоих всех коллег
мы не увидим счастливыми
на улице после шести

Совет № 14. Рамки — наше всё

Ограничь сотрудников в творчестве, формализуй все подходы и строго следи за их выполнением, контролируй всё сам и принимай результат только лично.

Пример

Я, когда первый раз дослужился до должности руководителя в одной госконторе и на примере старших понял, что чем больше бумаг, тем лучше.

вам не нравится, что кто-то
свою делает работу
и по-своему решает
то, что сделал бы не так?

значит, сразу напишите:
делать только по бумажке,
творческий подход — отставить
и плевать на результат!

нам всем важно, чтоб начальство
видело всё так, как должно
а не то, что ты наделал
и не так, как видишь ты!

Совет № 15. В чужой монастырь — только со своим уставом и паствой

Если ты пришёл в новую команду — сразу всех увольняй, нанимай знакомых и не пытайся понять сложившуюся команду. А ещё будет здорово применить правило «трёх конвертов».

Пример

Меня однажды уволили, потому что я не смог бы сделать так, как нужно новому руководству: быстро, качественно и дёшево.

если вы свою команду
захотели вдруг собрать
то, конечно, увольняйте, выгоняйте и кидайте
всех, кто трудится сейчас

разбирать, кто чем известен
или сделал кто, что может —
трата времени впустую
и вообще суть моветон

не о чем вам с ними думать
и друг к другу притираться,
просто сразу укажите,
где тут дверь и кто тут босс

Совет № 16. Создай узкое горлышко

Обязательно взращивай звёзд и не вовлекай их в командную работу. Замыкай всё на центр экспертизы, чтобы любой вопрос смог решить один единственный человек.

Пример

Админ БД, который уверен в своей правоте и обвиняет всех вокруг в некомпетентности, потому что так он видит и знает.

кто-то умный, кто-то сильный
главное, что знают все:
дядю этого не трогай!
он работает один!

он один потащит сервер,
он один его уронит,
он один лишь сможет сделать,
что не сможет весь отдел

значит, умный он и сильный
значит, он незаменимый
это значит, что он важный
пусть работает себе

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Mike Platonov

Поработав в Магните - это не вредные советы, это жизнеописание.

Ответить
Развернуть ветку
Алина Сапунова

Я бы поспорила, есть с чем сравнить. В гос учереждениях - это более актуально) Там обычно девиз такой: доминируй, властвуй, унижай)))

Ответить
Развернуть ветку
Mike Platonov

Ну а в офисе Газпрома туалеты лучше чем в офисе Reliance в Индии. Мы же не про сравнение. Скажем так, представитель магнита написал статью с советами от обратного. Я говорю, что, на мой взгляд, советы писались прямо на примере Магнита.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Детистов

Аналогично 👍😃

Ответить
Развернуть ветку
Саша Антипов

Интересный материал, очень любопытно, тут без практики не обойтись.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Андриненко

Да, это именно так)

Ответить
Развернуть ветку
Саша Антипов

Думаю что вернусь с комментарием нескоро, ведь для этого нужно время.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Губин

Если джуны в магазине
Вам купили только пиво
И не будут остальное то что видят покупать
Срочно сократи зарплату этим джунам - ведь зато ты
Купишь пиво, карамельки, колбасу и корнишон.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Хуснутдинов

в любой непонятной ситуации понижай зп джунам
(шутка)

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Olеinik

Класс! Пойду попрактикую))

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Nikolaev

Отметил большинство пунктов как схему работы руководителя с прошлой работы))
Спасиб за статью.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

Нифига не понял при чем тут Джуны?

Ответить
Развернуть ветку
Vasek Romanov

Я примерно так же рисую )

Ответить
Развернуть ветку
Some

Про джунов очень актуально и спасибо вам, что вы это тему озвучили🔥

Ответить
Развернуть ветку
Андрей BORODA

Не для русского менталитета.

Ответить
Развернуть ветку
Kristina Borisova

Писал бы хоть раз кто про реальные вредные советы. Например не соглашаться с начальником мудаком, или не работать до поздна и перегорать всей команде только потому, что свыше кто-то не умеет планировать

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

Так это полезные советы.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кудрявцев

Интересная статья , надо будет как-то применить на практике 😅

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 18 комментариев
null