Что происходит в закрытой социальной сети сотрудников Mail.Ru Group

И почему туда каждый день заходит половина компании.

Проблемы с коммуникациями сотрудников сопутствуют крупным компаниям: можно каждый день здороваться с коллегой в лифте и не представлять, чем он занимается. Работа над проектами Mail.Ru Group, как правило, ведётся в компактных командах, и сотрудники теряются в гигантской организационной структуре, когда нужно связаться с кем-нибудь ещё.

Интранет — это способ наладить взаимодействие между командами или отдельными сотрудниками. Делимся опытом: как мы построили сеть, которая объединяет всю компанию и помогает работникам развиваться.

Интранет: раньше и сейчас

Одним из первых внутренних сервисов в Mail.Ru Group был самописный менеджер задач. С увеличением штата компании до двух тысяч человек в нём обнажилась проблема поиска контактов коллег. Так появилось дополнение к таск-трекеру — контактная книга всех сотрудников с фотографиями, полномочиями и удобными способами связи.

Со временем она обросла функциями, отделилась и эволюционировала в полноценную социальную сеть — интранет, доступный только действующим работникам или аутсорсерам.

Страница профиля в интранете

Главное не изменилось: там по-прежнему есть все. Страница профиля создаётся при приёме на работу, а её базовые поля автоматически заполняются из данных кадровой службы. Далее сотрудник сам вписывает удобные каналы связи, навыки и любимые виды спорта. Для разработчиков особый интерес представляют блоки с языками программирования и устройствами, которыми человек пользуется.

С момента создания интранета мы придерживаемся принципа нулевой модерации и обязательства давать обратную связь. Это связано с главной проблемой корпоративных сетей: если ограничивать общение рамками рабочих вопросов, сотрудники начинают скучать и уходят в закрытые чаты.

На мой взгляд, мы успешно решили проблему вовлечённости: дневная аудитория интранета превышает половину компании и генерирует 70 тысяч посещений, а за последний месяц в интранет зашло 92% сотрудников.

Александр Зинченко, Директор по управлению бизнес-процессами Mail.Ru Group

Поисковая строка интранета «всеядна»: можно найти правильные контакты, забыв все должности и фамилии, — по нужному языку программирования или, например, станции метро — удобно для тех, кто хочет скооперироваться в поездках.

Поиск работает эффективно благодаря формуле ранжирования, которая учитывает метаданные. К примеру, при поиске сотрудника сначала будут выдаваться наиболее близкие по организационной структуре.

Сергей Лихобабин, Руководитель подразделения внутренней разработки

Если нужна личная встреча, в сервисе есть информация об этаже, зоне и расположении за столом. За пару кликов можно получить такую же информацию о людях, которые подменяют ушедшего в отпуск сотрудника.

Всплывающее окно с расположением сотрудников за столом

За восемь лет в интранете появилось множество дополнительных сервисов, и вот что можно сделать с их помощью.

Заявить на всю компанию о своих желаниях

Интранет не сразу стал популярен: когда он был контактной книгой, в него едва заходила треть компании. Создатели перенесли туда сервисы бронирования переговорных и заказа пропусков, но самый мощный рывок произошёл с появлением раздела идей. В нём каждый может обозначить наболевшую проблему или что-то предложить.

Вокруг интересной идеи сообщество объединяется, а ответственный за рассмотрение департамент её внедряет или отклоняет, поясняя решение в комментариях.

Традиционно самые популярные идеи связаны с офисом — они интересны практически всем. В первую неделю после запуска каждый пятый сотрудник проголосовал за создание представительства на Кипре. Чуть позже офис там действительно появился, а две из пяти самых популярных идей за всё время связаны с желанием не отдавать машину для мороженого после мероприятия.

Пример идеи в специальном разделе

Получить подарки за активности

Внутри интранета есть валюта — майкоин. Её можно получить за профессиональные усилия: написание статей, преподавание или поддержку исследовательских проектов. Валюта позволяет привлечь внимание к новым темам, о которых мало известно на рынке, — интранет мотивирует сотрудников обмениваться опытом.


Потратить валюту можно несколькими способами. Во-первых, это сувениры, которых нет в корпоративном магазине, — популярностью пользуются тапочки и рюкзаки. Во-вторых, её можно перевести в качестве благодарности другому сотруднику. Если отправить десять монет, то такая посылка называется «шаурмибо» — смесь «спасибо» и «шаурмы», которую можно приобрести в кафетерии ровно на эту сумму.

Ещё пара возможностей — поддержать благотворительные проекты, сконвертировав каждый майкоин в сто рублей, или провести на корпоратив человека не из Mail.Ru Group.

Самая дорогая опция — съездить на любую конференцию мира за счёт компании. Это будет стоить 1500 монет, и несколько человек уже приближаются к этой отметке.

За регулирование валюты отвечает команда интранета. Над платформой работают около 15 человек, из них треть делает это регулярно. По их подсчётам, сейчас в системе больше ста тысяч майкоинов и они эквивалентны сумме в 25 миллионов рублей.

Из обращения валюты команда рассчитывает любопытные экономические показатели — индекс Джини, например. Он показывает равномерность доходов населения, а в интранете — разрыв между богатыми и бедными пользователями. Максимально он сократился в годовщину создания внутренней валюты, в честь которой команда подарила всем пользователям несколько монет.

Индекс Джини пользователей интранета в сравнении со странами. Разработчики стараются устранить большой разрыв между богатыми и бедными пользователями

Продать вещи быстрее, чем на досках объявлений

Одно из самых неожиданных обсуждений случилось в барахолке — разделе, где сотрудники продают свои вещи. Как правило, там появляется подержанная техника, которая находит новых владельцев быстрее, чем на популярных досках объявлений, — отчасти от полного понимания, кто продаёт и на каком этаже его можно найти.

Один из пользователей разместил объявление о сдаче однокомнатной квартиры со своеобразным интерьером, чем завлёк часть компании в графические продукты Adobe.

Использовать интранет для экспериментов

Львиную долю сотрудников Mail.Ru Group составляют разработчики, и они могут использовать корпоративную сеть как поле для экспериментов. Самые яркие приходились на дни всех влюблённых: напичканный датчиками медведь распознавал людей по базе интранета и оценивал качество их объятий, а в другой раз работал корпоративный «Тиндер».

Активно пользуется базой интранета подразделение, занимающееся технологией компьютерного зрения. К примеру, есть нейросеть, которая решает проблему поиска себя в архиве фотографий с корпоратива.

Фотографии с корпоратива — это частное применение, сервис может искать по любым снимкам в интранете. Он работает на базе технологии Vision, и ему достаточно одной фотографии сотрудника, чтобы с высокой степенью вероятности отыскать его на других фото, даже в толпе. Можно отфильтровать снимки, на которых есть только сотрудники конкретного отдела.

Сергей Лихобабин

,

Руководитель подразделения внутренней разработки

Возможности применения этой технологии достаточно широки: от автоматического открытия дверей при распознании знакомого лица до определения длины очереди в кафетерии. С кафетерием связан ещё один неожиданно популярный сервис, выросший из шутки. У сотрудников есть отдельный раздел, где они могут выставлять оценки блюдам из меню.

Получить достижения и украсить ими профиль

Геймификация поддерживает интерес пользователей к активностям внутри сервиса. Помимо внутренней валюты, есть система достижений — значков, которые украшают профиль сотрудников. Работу системы подтверждает косвенный признак: если по невнимательности или из-за сбоя в системе человек не получает заслуженное достижение, он, как правило, не поленится лично спросить у разработчиков, что случилось.

Примеры значков достижений из интранета

Часть достижений можно получить, победив в People Awards — ежегодной премии интранета из десяти номинаций. Например, выбираются лучшие стажёры, руководители или стартапы. В некоторых категориях голосуют все сотрудники, в других — только эксперты по вопросу.

Пригодился бы интранет на вашей работе?

Да.
Нет.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
95 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Чугреев

потому что нет рекламы

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Потому что "как для себя".

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

За 75 получить дополнительное пиво на корпоративе это круто?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Вы в федеральном розыске

Вот и получается, что вместо того, чтобы работать, они сидят там и развлекаются

Ответить
Развернуть ветку
Камаз Узбеков

Потому что для людей сделано. Вот слак изначально делали, как внутренний чат для себя. А потом другие команды согласились его купить, вот и всё. А команда слака изначально игру делала, игра не получилась.

Ответить
Развернуть ветку
Эффект Доплера

потому что делают для себя)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kalyuzhny

Круто на самом деле если это работает

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кулин

да, Иван, подтверждаю как сотрудник, 3-4 раза в день минимум пользуюсь внутренней соцсетью — она на самом деле очень нужный инструмент, даж мемасы свои есть)))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Влад Цыплухин

Я видел и щупал её своими глазами. Лучшего интранета в России не встречал, но, стоит признать, мне не давали посмотреть интранет «Яндекса».

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Dimitry Oleynichenko

работает

Ответить
Развернуть ветку
Kolin Torg

Чеее? Они реально так друг на друге сидят? Ужас какой

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Rybin

На самом деле сидим не на столах, а на стульях. Довольно удобно. Просторно.

Ответить
Развернуть ветку
Ox Klichnikova

Привет! на самом деле, места много. На картинке иконки стульев большие.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Константин Киселёв

Это еще маленькая ромашка =)
Обычно на 12-13 рабочих мест, вертикальных перегородок между столами нет (только у старых сотрудников, в какой-то момент перегородки перестали ставить)
Опен-спейсы на весь этаж (100-150 рабочих мест, зависит от этажа)

Но столы большие, на картинке пропорции неправильные.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Игорь Игдиров

нет

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Зачем? Принудительно всех зарегали и все. И новоприбывшим сразу аккаунты выдают

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Денис Демидов

А вы думали маил.ру некоммерческая организация?

Ответить
Развернуть ветку
Саша Карих

Почему соц. сеть с базовым набором функций не продается как коробочное решение для других компаний?

Ответить
Развернуть ветку
Skull Island

такой же вопрос

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

Браузер амиго и платные комменты на news.mail.ru Оно тебе и правда надо?!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Зачем раскидываться своими преимуществами?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Вот это убило

"В первую неделю после запуска каждый пятый сотрудник проголосовал за создание представительства на Кипре. "

Вы еще голосование по теме "платить ли НДС в РФ" проведите )))))

Ответить
Развернуть ветку
Helg Krakhmalev

Вот только сегодня столкнулся с Mail.ru. Слышал много чего плохого и не очень о них, однако всегда всё носило оценочный характер. Сегодня у сотрудника, который занимается переговорами с китайскими коллегами заблокировали почтовый ящик на майле. Парень сам виноват - не привязал номер, чтобы быстро всё разблокировать, однако уже больше половины рабочего дня мы ждём проверки контактных данных по почте. И самое что интересно, оказывается у майла НЕТ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ по тех. проблемам. Как это возможно для такой крупной компании - я отказываюсь понимать.

Ответить
Развернуть ветку
Марк Правдин

Держать рабочую почту на мейле...

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Росс

А у гугла есть горячая линия? Это просто нереально.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Алексей Ульянов

очень дорого было бы

Ответить
Развернуть ветку
Irina Zlatovratskaya

а у кого она есть? горячая линия с техподдержкой для решения частных вопросов?)

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

а причем тут mail.ru? к китайцам обращайся

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sikorskii

Потеряйте пароль от почты на гугле, а потом попробуйте найти телефон горячей линии... сильно удивитесь.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Евграфов

Подчиняться Усманову зашкварно

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Не хуже чем Грефу, а может и лучше

Ответить
Развернуть ветку
Гала Перидоловна

Ну да, такие сервисы есть у всех больших компаний. Чего тут нового? У некоторых компаний есть даже внутренние анонимные имиджборды.

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Это где есть имиджборды? Тиньков.ач?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Роман Гридин

Я не понял: "Если отправить десять монет, то такая посылка смесь «спасибо» и «шаурмы», которую можно приобрести в кафетерии ровно на эту сумму."
Из чего следует, что шаурма стоит 10 монет...
"Ещё пара возможностей — сконвертировав каждый майкоин в сто рублей..."
Получается сотрудникам майл.ру шаурму продают за 1000 рублей))) а нам впаривают майл браузер с майл спутником и майл ненужными сервисами)))

Ответить
Развернуть ветку
Zinchenko Alexander

Наоборот :) Такой курс конвертации доступен только для благотворительных целей фонда компании.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кулин

он не сотрудник MRG :)

Ответить
Развернуть ветку
Nick Sidorov

Хер, положь, Волож!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Владимиров

Интранет открывается только через Амиго браузер с установленным Спутник@майл.ру?

Ответить
Развернуть ветку
Kolin Torg

они пользуются хромом и яндекс.браузером :D

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Романов

ответил нет потому, что я безработный.

Ответить
Развернуть ветку
Skull Island

А есть ли какие-то подобные продукты на рынке? Что-то что можно имплементировать у себя в компании? Кстати, от скольки сотрудников имеет смысл вообще своя соц сеть?

Ответить
Развернуть ветку
Zinchenko Alexander

Продукты есть, но в большинстве, они похожи на публичные соц. сети, без валюты и прочих фич. От 500 сотрудников. Для меньших, достаточно корп. соц сеть как закрытая область в публичной сети.

Ответить
Развернуть ветку
Felix Kagan

Ребята из http://rds.digital продают коробочное решение и его интеграцию.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Ruslan Kanunnikov

Workplace by Facebook есть. Не так много фичей, как в статье, но основные задачи покрывает.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Buldakova

Workplace.com ^_^

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Semenov

Используем интранет селфхостед от pryaniky.com
Не знаю как сама соц.сеть, но качество внедрения у нас оставляет желать лучшего.

Ответить
Развернуть ветку
Тёма Томилин

Слышал про идею в этой соцсети про два куска колбасы на бутербродах вместо одного. Что меня поразило - теперь таки бутерброды делают действительно с двумя кусками!

У вас и правда крутой продукт, выпускайте коробку.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Baranov

Только недавно вот ел бутерброды на полдник, удивлялся все почему 2 куска )))

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kott
Ответить
Развернуть ветку
Игорь Веников

Коллеги-разработчики, если площадка открыта к экспериментам, хочу подкинуть идею внедрения по API каталога призов для покупок за внутреннюю валюту.
Подключается за 1 день, стоит 0 рублей.

"Бомба" с точки зрения повышения лояльности.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Tatiana Tretyak

У facebook уже пару лет есть продукт workplace для такого рода взаимодействий, тоже изначально сделанный "для себя". Пост однозначно интересный, но похоже на тизер будущего b2b продукта :)

Ответить
Развернуть ветку
Zinchenko Alexander

FB WP это по функционалу такой же как и публичный FB, возможно, только с более детально нарезанными ролями для управления платформой. Никаких специальных фич «для себя» в нем, к сожалению нет.

Ответить
Развернуть ветку
Юрин Иван

Портировать на рынок не собираетесь?)
Выглядит как презентация продукта. Даже есть опросник для исследования)

Ответить
Развернуть ветку
Ты Воняешь

Эта статья могла бы стать репортажем из ада, если бы кто-нибудь осмелился написать правду. Внутри там куча откровенного буллинга по любому поводу, поэтому я стараюсь даже не заходить в эту помойку

Ответить
Развернуть ветку
92 комментария
Раскрывать всегда