Кто меняет рынок электронной коммерции

На конференции FuturEcommerce обсудили новые направления бизнеса и инвестиции в них.

В ноябре Mail.Ru Group провела конференцию FuturEcommerce, на которой собрались 700 представителей бизнеса. На одной площадке выступили спикеры из крупных российских и зарубежных компаний, которые занимаются электронной коммерцией. У Mail.Ru Group есть свои сервисы такси, доставки еды и покупки одежды, поэтому компания решила собрать и других участников рынка, чтобы вместе обсудить его перспективы и барьеры для развития. Полную запись выступлений на конференции можно посмотреть на сайте.

В ближайшие пять лет электронная коммерция сгенерирует наибольший объём выручки среди всех цифровых сервисов. Особенно это актуально для России, где онлайн-торговля пока отстаёт от многих стран по проникновению и, например, уступает Китаю в шесть раз.

По заказам еды разница ещё больше — тут мы уступаем Бразилии в два раза, Турции — в 12 раз, и тому же Китаю — в 31 раз. Но у меня есть уверенность, что мы находимся на заре взрывного роста и создания многомиллиардных компаний.

Борис Добродеев

, Генеральный директор Mail.Ru Group

Микромобильность

Этот термин означает передвижение на велосипеде, самокате, скутере или сегвее. Микромобильность стала новым городским трендом, и сейчас интересует бизнес не меньше, чем рынок каршеринга.

На FuturEcommerce Кайо Франко представлял компанию Yellow — крупный латиноамериканский стартап, который занимается арендой велосипедов и электроскутеров. Компания привлекла $60 млн инвестиций на этапе выхода на рынок. По мнению спикера, личный автомобиль утратил привлекательность и стал просто средством перемещения по маршруту. В то же время поездка на скутере становится новой формой путешествия и исследования городского пространства.

Компания Mobike занимается совместным использованием велосипедов и за три года существования достигла оценки в $3 млрд. Её представитель Пол Чжу рассказал, что городские власти скептически отнеслись к его бизнесу, но со временем попросили Mobike увеличить количество велосипедов: пользователи вошли во вкус и разгрузили автомобильные магистрали.

При этом велошеринг — тяжёлое направление бизнеса. Из-за высоких требований к качеству и износостойкости велосипедов, игроков на этом рынке не должно быть много — двух-трёх компаний вполне достаточно для здоровой конкуренции и хорошего сервиса для потребителей. Кайо Франко с этим согласился, добавив, что в будущем останутся только крупные компании, которые разбираются в рынке и могут инвестировать в перспективные направления. В их число войдут и те, кто предлагает пользователям сразу несколько видов транспорта.

В качестве эксперта на конференции выступил Томас Бирман, ранее возглавлявший крупные немецкие сервисы каршеринга. Он рассказал, что пользователи вряд ли навсегда остановятся на одном виде передвижения: в одних ситуациях они будут предпочитать автомобиль, в других — самокат. И если в городе представлены разные виды транспорта в аренду, то жители избавляются от личных автомобилей.

По данным исследований в Северной Америке, от шести до восьми личных автомобилей в долгосрочной перспективе могут быть замещены одним каршеринговым.

К главным сдерживающим факторам совместного использования велосипедов и скутеров эксперты отнесли следующие:

  • Неразвитая культура езды, которая ведёт к нарушениям правил дорожного движения.
  • Расходы на ремонт и амортизацию — они составляют одну из самых больших статей расходов.
  • Несоблюдение требований безопасности — пользователя тяжело заставить, например, надеть шлем.
  • Городские власти, которые противостоят хранению велосипедов и скутеров на улице.

Маркетплейсы услуг

В России активно развиваются маркетплейсы, которые предлагают услуги профильных специалистов: уборку, медицинскую помощь или, например, ремонт. На конференции выступили главы трёх таких агрегаторов: Qlean, Doc+ и Profi.ru. Двое из них признались, что в России ещё многое не сделано, и лишь Руслан Зайдуллин, основатель Doc+, присматривается к экспансии на зарубежные рынки.

Один из сдерживающих факторов — слишком маленькая доля самозанятых: в России их не больше 3%, в то время как в США каждый третий работает на себя. Главная причина такого разрыва — отсутствие инфраструктуры. Поэтому задача игроков на рынке — создать условия для самозанятых.

По мнению основателя Profi.ru Егора Руди, свободные ниши всё ещё есть — стоит обратить внимание на услуги с высокой частотой спроса, например, массаж.

Отдельная категория сервисов сформировалась вокруг уборки — основатели Qlean и немецкого сервиса Helping выступили с докладами о том, как развивать такой бизнес.

Евгений Гапон из Qlean рассказал, на чём держится его бизнес, и на какие четыре вещи компания сделала ставку в 2018 году:

В Qlean активно используют машинное обучение. Но это не всегда приводит к успеху: к примеру, машине не удалось найти закономерности в том, как исполнители подбирают под себя заказы. В компании пришли к выводу, что на первом месте должны стоять задачи бизнеса, и неважно, решаются они стандартными методами или технологическими новациями.

В бизнесе, связанном с уборкой, особое внимание нужно уделить росту доверия пользователей. В этой связи в приложении появилась опция «избранный клинер» — когда клиент может заказать услуги понравившегося ранее специалиста. До определённого момента функция работала лишь в 25% случаев. Проблема заключалась в рассинхронизации усилий команды: клиентской стороной продукта занимался один человек, операционной — другой, технической — третий. Распределение зон ответственности и назначение главного по продукту стало решением.

Поскольку компания растет очень быстрыми темпами, в какой-то момент возникла потребность в регулировании внутреннего климата. Поэтому в Qlean появился HR-специалист со своей зоной ответственности. Он формирует HR-бренд, придумывает, какой должна быть корпоративная культура, организует мероприятия и конференции. В прошлом году многие талантливые люди пришли в компанию сами.

Ещё в начале 2018 года центр по работе с исполнителями Qlean был не очень технологичным и не был интегрирован в основной бизнес. Первая проблема решалась путём максимальной автоматизации процессов, а вторая — плотным сотрудничеством руководителя подразделения и ответственного за продукт. С прошлого года у них даже финансовая мотивация одна на двоих.

Евгений Гапон,

Генеральный директор и совладелец QLean

Основатель немецкого клинингового стартапа, в свою очередь, представил последовательность действий, по которой можно оценить оправданность выхода бизнеса на международный уровень:

Этап 1. Прежде чем начать завоевывать новые рынки, необходимо определить цену этого шага. Нужно подумать, зачем это нужно компании и можно ли будет вернуть инвестиции.

Этап 2. Если решение принято, нужно посчитать, сколько займёт вывод компании на новый рынок. Помимо этого, стоит проанализировать уровень проникновения интернета и налоговую нагрузку в стране, и оптимизировать бизнес-модель по необходимости.

Этап 3. Выбрать стратегию: создать новую компанию, купить успешного игрока или стагнирующего.

Этап 4. Необходимо отправить в страну команду, которая будет запускать там проект, и интегрировать новое подразделение в структуру.

Этап 5. Важно наладить процесс коммуникации: регулярно получать отчёты, обсуждать, достигаются ли поставленные цели, смотреть, вся ли информация доходит до головного офиса. При выявлении проблем с взаимопониманием имеет смысл сменить команду.

Этап 6. Если цифры говорят о том, что опыт выхода на зарубежный рынок оказался неудачным, и отсутствует положительная динамика, возможно, стоит отказаться от покорения мира.

Филип Хаффманн

,

основатель Helping

Инвестиции в электронную коммерцию

Представители инвестиционных фондов, которые участвовали в конференции, объяснили, что сфера бизнеса практически не играет для них роли: в портфелях появляются как фудтех-компании, так и классические интернет-магазины.

Елена Ивашенцева из Baring Vostok назвала главными критериями большой объём рынка, мотивированную команду и модель, при которой бизнес растёт очень дёшево.Отвечая на вопрос о преимуществах инвестирования в российский бизнес, спикер выделила такие аспекты, как одарённость российских предпринимателей, их умение пробиваться сквозь тернии, а также высокую квалификацию программистов. Елена также привела данные о том, что в мире всего три страны, в которых топ сайтов контролируется местными компаниями, и одна из них — Россия.

Продолжая тему, Александр Фролов из Target Global упомянул роль личности основателя проекта: даже если идея гениальная, но предприниматель не обладает достаточным опытом, вероятность притока инвестиций стремится к нулю. Ещё одна «ложка дёгтя» — незнание российскими предпринимателями английского языка, что делает практически невозможным взаимодействие с иностранными инвесторами.

Максим Медведев из AddVenture согласился с тем, что российские предприниматели делают действительно классные продукты, но не умеют их качественно презентовать и продавать.

Запись всех докладов и дискуссий доступна на сайте конференции.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Денис Демидов

Усманову нужны новые идеи для продвижения его алиэкспресса?

Ответить
Развернуть ветку
Ox Klichnikova

2 марта мы проведем еще одну крутую конференцию The Big Deal Conference. Доклады про оптимизацию в играх, программирование ИИ и маркетинговые фичи в продуктах. Панельные дискуссии про жанры, про противостояние цифр и креатива и про паблишинг в Китае. Полная программа уже на сайте tbdconf.com
Напоминаем, что регистрация на игровую конференцию закрывается уже завтра!

Ответить
Развернуть ветку
Igor Karklin

молю, сделайте запись

Ответить
Развернуть ветку
Anna Shpyntova

Игорь, привет! Будет и трансляция, и запись (выложим через пару недель после ивента).
У нас есть ивент в фб (https://www.facebook.com/events/1074143562787917) и канал в тг (https://t.me/tbdconf) Там все новости будут и материалы)

Ответить
Развернуть ветку
Anna Sedykh

На сайте записи докладов и дискуссий НЕТ! Скиньте, пожалуйста, ссылку на доклады.

Ответить
Развернуть ветку
VK
Автор

Анна, привет! Речь идет про запись трансляции на YouTube, все доклады и дискуссии можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/sN65-ZicwAg!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Елизаров

Конференция была в ноябре, в пост в феврале. Мда.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда