Mail.ru Group
709

Как 10 лет делать дайджест продуктового дизайна и не сойти с ума

Вот уже 10 лет Юрий Ветров, директор по дизайну в Mail.ru Group, делает ежемесячный дайджест материалов о продуктовом дизайне. Мы поговорили о том, как появилась идея дайджеста, чем проект полезен автору, и как не выдохнуться за 10 лет.

В закладки

— Почему ты начал делать дайджесты?

— Я начал в 2009 году. Читал статьи, что-то публиковал у себя в ленте. Потом Алексей Иванов предложил вместе вести группу на сервисе FriendFeed. Тогда это была самая передовая и технологичная соцсеть, где сложилась хорошая дизайнерская тусовка. Группа росла, люди читали, подписывались.

Потом я увидел, как читатели начали брать мои публикации и составлять из них свои подборки. Почему не делать это самому? Затем «Usability-бюллетень» попросил написать для них на основе этой подборки большую статью. Я собрал её, но как-то не сложилось. Тогда я опубликовал её у себя в блоге и на Хабре. И это оказалось дико востребованным. Некоторое время спустя я пришел на конференцию, и меня активно благодарили за дайджест. Вижу, люди читают, им это полезно.

В тот момент как раз обретала популярность идея кураторства контента: ты выступаешь фильтром — обрабатываешь информацию по какой-то теме, отделяешь хорошее от плохого, делаешь списки, подборки, рекомендации. Люди тебя читают и экономят время. Я со своим дайджестом попал в самое начало этой волны. А сегодня это уже часть обязательной программы — есть даже специализированные продукты вроде Revue.

— А потом дайджест ушел в Facebook?

— Когда Facebook купил и начал душить FriendFeed, я понял, что сервис скоро умрёт, и перебрался с дайджестом в FB. Дальше запустил рассылку: в то время этот инструмент получил новую жизнь. Аудитория стала прирастать быстрее. В результате группа выросла до 20 тысяч человек: сегодня это одна из самых крупных групп по дизайну интерфейсов в Facebook. Рассылка тоже существует — одна из немногих отечественных, потому что в рунете их каннибализирует Telegram, в этом мессенджере сидит вся целевая аудитория рассылок.

Telegram-канал я сначала не хотел заводить: делать то же самое, что и в Facebook, не было смысла. Но потом нашёл мини-формат дайджеста, который пришёлся мне по душе, и сейчас использую его в Telegram и ВК. К слову, многие наброски длинных статей начинались с этих коротких заметок. Сейчас у меня в Telegram самая активная из всех групп, мой канал входит в топ-5 главных каналов по дизайну.

— Сколько времени тратишь на один выпуск?

— Я каждый день по чуть-чуть инвестирую в дайджест, чтобы в конце не садиться на много часов.

У меня есть около часа в день на чтение. Когда читаю что-то интересное, то сохраняю в закладки, где тут же описываю этот материал для дайджеста. Дальше я публикую этот текст в Facebook и сразу добавляю в черновик финального поста. За месяц у меня собирается черновик статьи. Остается только вставить картинки, подрихтовать, и можно выпускать. На доделку поста с дайджестом уходит где-то час.

На сбор рассылки я трачу часа два-три. Ищу способ делать это быстрее.

— Тебе самому составление дайджеста как-то помогает в работе?

Составление дайджеста встроено в работу, я даже рассказывал про это в презентации про фоновые исследования.

В первую очередь я читаю все эти материалы для себя. Дайджест — это побочный продукт чтения для профессионального развития и развития команды.

Я читаю только про то, с чем работаю. Делаю кучу выжимок, вычленяю подходы, методы, паттерны. Если меня просят скинуть подборку паттернов для банка, то вряд ли помогу — это не моя профессиональная область, а знания ради знаний не очень полезны.

— Как ты систематизируешь данные?

— Всю информацию я сохраняю с учётом того, что позднее я её извлеку и проанализирую. Если просто сохранить закладку, то информация так и погибнет. Важно её описать, протегировать, положить в подборки, которые потом буду использовать и на работе, и дома.

Затем я делаю серию статей про дизайн-менеджмент. Все выжимки оттуда собираю в черновик, к которому обращаюсь, когда пишу статьи (всегда ставлю ссылки на всех, кого упомянул). У меня есть огромные записные книжки в OneNote, там десятки тысяч ссылок, подборок. Это здорово помогает, когда нужно быстро проработать какую-то тему: я иду в эти подборки, и у меня уже есть наполовину готовое исследование.

Поскольку я много читаю, то вижу всплески интереса к каким-то методам, подходам и практикам. Некоторые вещи меня самого вдохновляют на поиск дополнительной информации, и я быстро пишу статью с разбором этого тренда.

— Ты много лет собираешь материалы про дизайн. Какие наблюдения об индустрии сделал за это время?

— Бывают курьёзы. Например, «новинка» в виде фокуса на текстах в интерфейсах всплывает каждые три года под разными названиями. Но это просто обязательная часть работы дизайнера, которая была такой и 20 лет назад. Потом эта волна стихает, пока не появится новый баззворд.

— Не хотелось всё бросить?

— Много раз было такое желание, потому что на дайджест уходит много сил и времени. Но люди постоянно говорят «спасибо», и я не могу их подвести. И поскольку дайджест востребован, я продолжаю его делать.

— В команду приходят дизайнеры, которые выросли на твоих дайджестах?

— На собеседованиях постоянно говорят про дайджест. Это очень приятно. Хотя не могу сказать, что кто-то на нём вырос: в сети множество источников информации по дизайну.

— А в целом какой отклик от других дизайнеров?

— Несколько лет назад у нас проходил митап UX-Среда, на котором были дизайн-менеджеры крупных компаний. Все участники круглого стола сказали, что читают дайджест. С другой стороны, на одной из конференций я рассказывал про дайджест и спросил, кто о нём знает — было не так много людей. Наверняка ещё есть неохваченные группы читателей, с которыми предстоит поработать.

— Как планируешь развивать формат?

— Хочется делать ежегодные аналитические статьи с выжимками основных трендов. Это будет полезно и мне, и читателям, поможет понять, куда движется индустрия.

Также я планирую увеличить аудиторию в ВК. Начал плотно заниматься визуальным стилем дайджеста, и в этом мне очень помогают коллеги — как инструментами, так и советами. Например, дизайнер Саша Орлов помог с визуальным стилем, который я сейчас внедряю. Задача — сделать так, чтобы дайджест только не только был полезным, но и создавал ощущение добротного информационного продукта.

Подписаться на дайджест можно во ВКонтакте, Telegram, Facebook и через почтовую рассылку.

{ "author_name": "Mail.ru Group", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 0, "likes": 12, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "mailrugroup", "id": 76971, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 29 Jul 2019 11:15:50 +0300" }
{ "id": 76971, "author_id": 198687, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/76971\/get","add":"\/comments\/76971\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/76971"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 198687, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет

Популярные

По порядку

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }