Как 10 лет делать дайджест продуктового дизайна и не сойти с ума

Вот уже 10 лет Юрий Ветров, директор по дизайну в Mail.ru Group, делает ежемесячный дайджест материалов о продуктовом дизайне. Мы поговорили о том, как появилась идея дайджеста, чем проект полезен автору, и как не выдохнуться за 10 лет.

— Почему ты начал делать дайджесты?

— Я начал в 2009 году. Читал статьи, что-то публиковал у себя в ленте. Потом Алексей Иванов предложил вместе вести группу на сервисе FriendFeed. Тогда это была самая передовая и технологичная соцсеть, где сложилась хорошая дизайнерская тусовка. Группа росла, люди читали, подписывались.

Потом я увидел, как читатели начали брать мои публикации и составлять из них свои подборки. Почему не делать это самому? Затем «Usability-бюллетень» попросил написать для них на основе этой подборки большую статью. Я собрал её, но как-то не сложилось. Тогда я опубликовал её у себя в блоге и на Хабре. И это оказалось дико востребованным. Некоторое время спустя я пришел на конференцию, и меня активно благодарили за дайджест. Вижу, люди читают, им это полезно.

В тот момент как раз обретала популярность идея кураторства контента: ты выступаешь фильтром — обрабатываешь информацию по какой-то теме, отделяешь хорошее от плохого, делаешь списки, подборки, рекомендации. Люди тебя читают и экономят время. Я со своим дайджестом попал в самое начало этой волны. А сегодня это уже часть обязательной программы — есть даже специализированные продукты вроде Revue.

— А потом дайджест ушел в Facebook?

— Когда Facebook купил и начал душить FriendFeed, я понял, что сервис скоро умрёт, и перебрался с дайджестом в FB. Дальше запустил рассылку: в то время этот инструмент получил новую жизнь. Аудитория стала прирастать быстрее. В результате группа выросла до 20 тысяч человек: сегодня это одна из самых крупных групп по дизайну интерфейсов в Facebook. Рассылка тоже существует — одна из немногих отечественных, потому что в рунете их каннибализирует Telegram, в этом мессенджере сидит вся целевая аудитория рассылок.

Telegram-канал я сначала не хотел заводить: делать то же самое, что и в Facebook, не было смысла. Но потом нашёл мини-формат дайджеста, который пришёлся мне по душе, и сейчас использую его в Telegram и ВК. К слову, многие наброски длинных статей начинались с этих коротких заметок. Сейчас у меня в Telegram самая активная из всех групп, мой канал входит в топ-5 главных каналов по дизайну.

— Сколько времени тратишь на один выпуск?

— Я каждый день по чуть-чуть инвестирую в дайджест, чтобы в конце не садиться на много часов.

У меня есть около часа в день на чтение. Когда читаю что-то интересное, то сохраняю в закладки, где тут же описываю этот материал для дайджеста. Дальше я публикую этот текст в Facebook и сразу добавляю в черновик финального поста. За месяц у меня собирается черновик статьи. Остается только вставить картинки, подрихтовать, и можно выпускать. На доделку поста с дайджестом уходит где-то час.

На сбор рассылки я трачу часа два-три. Ищу способ делать это быстрее.

— Тебе самому составление дайджеста как-то помогает в работе?

Составление дайджеста встроено в работу, я даже рассказывал про это в презентации про фоновые исследования.

В первую очередь я читаю все эти материалы для себя. Дайджест — это побочный продукт чтения для профессионального развития и развития команды.

Я читаю только про то, с чем работаю. Делаю кучу выжимок, вычленяю подходы, методы, паттерны. Если меня просят скинуть подборку паттернов для банка, то вряд ли помогу — это не моя профессиональная область, а знания ради знаний не очень полезны.

— Как ты систематизируешь данные?

— Всю информацию я сохраняю с учётом того, что позднее я её извлеку и проанализирую. Если просто сохранить закладку, то информация так и погибнет. Важно её описать, протегировать, положить в подборки, которые потом буду использовать и на работе, и дома.

Затем я делаю серию статей про дизайн-менеджмент. Все выжимки оттуда собираю в черновик, к которому обращаюсь, когда пишу статьи (всегда ставлю ссылки на всех, кого упомянул). У меня есть огромные записные книжки в OneNote, там десятки тысяч ссылок, подборок. Это здорово помогает, когда нужно быстро проработать какую-то тему: я иду в эти подборки, и у меня уже есть наполовину готовое исследование.

Поскольку я много читаю, то вижу всплески интереса к каким-то методам, подходам и практикам. Некоторые вещи меня самого вдохновляют на поиск дополнительной информации, и я быстро пишу статью с разбором этого тренда.

— Ты много лет собираешь материалы про дизайн. Какие наблюдения об индустрии сделал за это время?

— Бывают курьёзы. Например, «новинка» в виде фокуса на текстах в интерфейсах всплывает каждые три года под разными названиями. Но это просто обязательная часть работы дизайнера, которая была такой и 20 лет назад. Потом эта волна стихает, пока не появится новый баззворд.

— Не хотелось всё бросить?

— Много раз было такое желание, потому что на дайджест уходит много сил и времени. Но люди постоянно говорят «спасибо», и я не могу их подвести. И поскольку дайджест востребован, я продолжаю его делать.

— В команду приходят дизайнеры, которые выросли на твоих дайджестах?

— На собеседованиях постоянно говорят про дайджест. Это очень приятно. Хотя не могу сказать, что кто-то на нём вырос: в сети множество источников информации по дизайну.

— А в целом какой отклик от других дизайнеров?

— Несколько лет назад у нас проходил митап UX-Среда, на котором были дизайн-менеджеры крупных компаний. Все участники круглого стола сказали, что читают дайджест. С другой стороны, на одной из конференций я рассказывал про дайджест и спросил, кто о нём знает — было не так много людей. Наверняка ещё есть неохваченные группы читателей, с которыми предстоит поработать.

— Как планируешь развивать формат?

— Хочется делать ежегодные аналитические статьи с выжимками основных трендов. Это будет полезно и мне, и читателям, поможет понять, куда движется индустрия.

Также я планирую увеличить аудиторию в ВК. Начал плотно заниматься визуальным стилем дайджеста, и в этом мне очень помогают коллеги — как инструментами, так и советами. Например, дизайнер Саша Орлов помог с визуальным стилем, который я сейчас внедряю. Задача — сделать так, чтобы дайджест только не только был полезным, но и создавал ощущение добротного информационного продукта.

Подписаться на дайджест можно во ВКонтакте, Telegram, Facebook и через почтовую рассылку.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда