{"id":13882,"url":"\/distributions\/13882\/click?bit=1&hash=a62130dcdfd8f46dcda47756d96a5100a0da69f17995e8caaca8d855cc7ce834","title":"\u041f\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0438\u0442\u044c \u043f\u043e \u0442\u0435\u043b\u0435\u0444\u043e\u043d\u0443 328 \u0440\u0430\u0437 \u0437\u0430 \u0434\u0435\u043d\u044c","buttonText":"\u0417\u0430\u0447\u0435\u043c?","imageUuid":"34884c5a-ab3f-520a-9c84-b1ea0c8fc916","isPaidAndBannersEnabled":false}

Коллаборативная аналитика как продуктовая фича, часть первая

Аналитика — это нервная система цифрового продукта, которая помогает продакт-менеджерам лучше понимать тех, для кого этот продукт сделан, то есть, свою аудиторию. Но работает ли утверждение в обратную сторону?

Shutterstock.com

Пользователи тоже любят цифры. Вот неполный список сервисов, которые используют аналитику как центральную функциональную идею:

• Аналитика экранного времени смартфона

• Аналитика использования автомобиля в навигаторах

• Аналитика личной ленты Instagram

• Аналитика личных и командных боевых действий в онлайн играх

Например, анализ собственного поведения помогает сделать выводы на пути к лучшей версии себя (простите). Если человек узнает, что проводит 6 часов в день со смартфоном в руках, то наверняка ужаснется или, как минимум, задумается и захочет что-то изменить. На вопрос, почему аналитика магически действует даже на самых ленивых, есть несколько ответов:

Тут и любопытство (а что будет, если…), и страх потери (мы не очень-то любим отдавать то, что у нас есть или теоретически могло бы быть), и удивление (наш мозг цепляется за все новое и неожиданное, особенно касаемо нас самих). Но более всего радуют достижимые цели, которые начинают маячить на горизонте после понимания, что если приседать всего 10 раз в день, через пару месяцев качество некоторых частей тела заметно улучшится.

Кроме того, зачастую люди обожают соревноваться, особенно когда изначальные данные равны. Также в любом человеке заложен принцип, что он не хуже других, а также очень древняя уверенность, что мнение большинства верное. Мы постоянно оцениваем, как в результате тех или иных действий или взаимоотношений меняется наш социальный статус, мы обожаем поощрение и уважение окружающих.

Кажется, достаточно иллюстраций к мысли о том, что аналитика – вещь полезная. Закончив с лирикой, вернемся к нашим цифровым продуктам.

Что нужно сделать, чтобы с помощью аналитики выжать дополнительные конкурентные преимущества для продукта и бизнеса и создать дополнительную ценность для пользователей?

Прежде, чем внедрять в продукт аналитические фичи, полезно задать себе ряд вопросов:

  • Какие метрики можно сделать доступными для клиента, и при этом она будет ему полезна/интересна?
  • Как и куда в продукте можно быстро вывести эти метрики, чтобы проверить гипотезы роста?
  • Какие еще данные помогут удерживать внимание пользователя, мотивируя совершить нужное действие, или даже поменять восприятие продукта?

Для старта хорошо, если у вас уже есть карта событий и целей (например, описано в Google Sheets или Mindmap)

Кейс, где аналитика является продуктовой фичей с целью дать информацию, развязав конкуренцию и повысив уровень стресса:

скриншот с сайта booking.com

Аналитика, выявляющая конкуренцию и социальный статус, может быть деструктивной, например, всем известный Instagram. Люди не делятся информацией, а гоняются за лайками. К слову, сегодня соцсеть пытается минимизировать стресс от использования и увеличить вовлеченность пользователей, отключив счетчик лайков.

Также наверняка многие слышали о практически реализованном в Китае сюжете из сериала «Черное зеркало» — о методе социального скоринга, когда онлайн рейтинг начинает влиять на доступность товаров и ус луг в оффлайне.

Но кроме явной погоней за выгодой существуют и конструктивные кейсы аналитики с заботой о пользователе:

  • Аналитика экранного времени как забота о психо-физическом состоянии пользователя;
  • Телематик-страхование с предсказанием роста вероятности аварии как забота о жизни клиента.

Вопросы, которые полезно задать себе продакт-менеджеру, перед внедрением аналитических свойств:

  • Какие метрики можно сделать доступными для клиента, и при этом она будет ему полезна/интересна?
  • Как и куда в продукте можно быстро вывести эти метрики, чтобы проверить гипотезы роста?
  • Какие еще данные помогут удерживать внимание пользователя, мотивируя совершить нужное действие, или даже поменять восприятие продукта?

Примеры того, что сейчас изучают продакт-менеджеры, и это может заинтересовать пользователей:

  • Как часто КЛИЕНТ меняет маршрут навигатора?
  • Как много побывало товаров в корзине, но КЛИЕНТ их бросил?
  • Как долго КЛИЕНТ выбирает товар на сайтах, сколько у КЛИЕНТА «страниц пробега» или «клик-шагов»?

А теперь замените везде слово КЛИЕНТ на Я, чтобы сделать ваш продукт наиболее клиентоориентированным и испытать его на себе.

Таким образом, можно сделать вывод, что встроенная продуктовая аналитика может стать серьезным конкурентным преимуществом продукта. Кроме того, сам факт внедрения «клиентской» аналитики может улучшить продукт и его метрики, а аналитика, связанная с паттернами «Статус» и «Конкуренция», может значительно изменить восприятие продукта и цель его использования.

Открытая пользовательская аналитика — инструмент продажи и конкуренции в будущем!

Во второй части мы расскажем о нашем опыте использования открытой аналитики в e-com автобизнеса.

Материал написан по выступлению CPO Kodix Automotive Digital Алексея Лазарева на фестивале Product Fest

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null