Зачем бизнесу выходить на нишевые маркетплейсы?

В статье рассмотрим особенности и преимущества нишевых маркетплейсов, назовем наиболее популярные из них, отметим ценность для клиента и перспективы для бизнеса.

Зачем бизнесу выходить  на нишевые маркетплейсы?

Что такое нишевый маркетплейс

Нишевый маркетплейс – маркетплейс с ассортиментом, охватывающим несколько смежных категорий товаров. Ориентирован на ограниченную аудиторию. Его характерные черты:

  • Специализация на нескольких смежных категориях товаров.

  • Широкий ассортимент по данным категориям. Как правило, шире, чем в тех же категориях на универсальном маркетплейсе. Наличие специализированных и эксклюзивных товаров.

  • Экспертное, более подробное описание товара в карточках (с учетом специфики категории). Включено большее количество параметров, могут быть даны комментарии экспертного сообщества.

  • Интерфейс и поиск организованы с учетом особенностей целевых категорий товаров.

Пример нишевого маркетплейса – «Леруа Мерлен». Он является маркетплейсом – товары в категориях представлены множеством селлеров, а не самой компанией.

Его нишевость обусловлена специализацией на строительстве и обустройстве жилья. Среди ключевых категорий – «стройматериалы», «отделка», «инструменты», «сантехника» и ряд смежных с ними. Каждая из категорий в каталоге подробно дробится на подкатегории – в «стройматериалах» их целых 12, в каждой по 1-13 пунктов. Навигация по категориям учитывает ключевые характеристики товара с экспертной точки зрения: таких деталей (класс морозостойкости, марка по прочности, плотности, назначение, материал и др.) не встретить на универсальном маркетплейсе.

Популярные нишевые маркетплейсы

Перечислим ряд крупнейших маркетплейсов по категориям. Многие из них до сих пор вспоминаются общественностью как «магазины», но на деле успели эволюционировать до нишевых маркетплейсов.

Особой популярностью пользуются маркетплейсы автозапчастей и автотоваров – Exist, Emex, Autodoc, Euroauto.

Среди фармацевтических маркетплейсов: Ютека, Асна, Все Аптеки, Мегаптека.ру, Ваптеке.ру.

Маркетплейсы бытовой техники и электроники: М.Видео, Эльдорадо.

Одежда: Lamoda, Натали.

Спорттовары: Спортмастер.

Строительство: Леруа Мерлен, Стройландия, Рывок.

Товары для детей: Детский мир, Oozor.ru.

Hand-made: Ярмарка Мастеров.

Цветы, подарки: Flowwow.

Преимущества нишевых маркетплейсов

+ Дополнительный канал продаж. Выглядит особенно перспективно с учетом последующих плюсов.

+ Лояльная аудитория. Как правило, аудитория нишевых маркетплейсов более активна в плане отзывов и обсуждений товара. В отличии от универсальных маркетплейсов с миллионными охватами, посетителям нишевого проще ощутить общность. Так, самостройщики охотно делятся опытом и впечатлением от покупки материалов с другими строителями.

+ Специализированная инфраструктура: от размещения информации в карточке до логистики и коммуникации с клиентом.

+ Среди иных преимуществ: более высокая конверсия и прибыльность (по данным исследования Data Insight и Tinkoff eCommerce), низкий барьер входа, относительная простота выхода в лидеры категории.

Взгляд покупателя

Основное преимущество с точки зрения покупателя – широкий выбор товара внутри искомой категории (38%). Если для универсального маркетплейса более характерно «все, но понемногу», то нишевый маркетплейс, как правило, предоставляет исчерпывающий перечень товаров в своей сфере.

Среди преимуществ также отмечают выгодные цены (31%) и качество товара (30%).

Отдельный пункт – предоставление гарантий (30%), которых может не хватать на универсальных маркетплейсах.

Отмечается блок преимуществ типа «удобство»: удобство поиска (26%), доставки (24%), оплаты (21%).

Некоторые пользователи приходят на нишевые маркетплейсы за уникальным товаром (15%) или помощью экспертов в подборе (15%).

Перспективы

Топ категорий товаров, приобретаемых на нишевых маркетплейсах, выглядит следующим образом: бытовая техника и электроника, электроинструменты, ювелирные изделия, мебель, специализированные расходники для профессиональной деятельности, лекарственные препараты, автотовары. Более 40% опрошенных в каждой категории предпочитают приобретать товары именно на нишевых маркетплейсах. По данным категориям универсальные маркетплейсы уступают в популярности в среднем 10%.

Динамика роста нишевых маркетплейсов составила 41% за 2021-2022 годы, 27% - за 2022-2023 годы. Эксперты считают, что при сохранении текущих тенденций рынок нишевых маркетплейсов вырастет до 1 трлн. рублей к 2026 году.

При этом основными драйверами роста являются агрегаторы доставки, Lamoda и маркетплейсы автозапчастей. Бизнесу стоит обратить внимание на крупных категорийных игроков.

Вывод

Таким образом, нишевые маркетплейсы представляют собой перспективный дополнительный канал продаж для бизнеса.

Среди преимуществ нишевых маркетплейсов – лояльная аудитория, специализация платформы под конкретную категорию товара (от возможностей кабинета продавца до логистики), низкий барьер входа, высокая конверсия и прибыльность.

Такие маркетплейсы ценятся клиентами за исчерпывающий ассортимент, гарантии качества, удобство поиска необходимого товара, наличие эксклюзивных продуктов.

Рынок нишевых маркетплейсов растет от года к году, что особенно видно на примере крупных категорийных игроков.

22
Начать дискуссию