Отчисляйте меня: как за неделю работы в digital-агентстве я понял, что мой диплом по рекламе можно выкинуть в унитаз

Сразу после получения диплома по специальности «Реклама» я побежал искать первую работу по профессии. Мне повезло, и я смог устроиться на стажировку в агентство The Business Pill. Но, начав первые проекты, я осознал: я совершенно ничего не знаю о digital-рекламе!

«Нас этому не учили! На что я вообще потратил четыре года, сидя за партой?» — думал я, но времени совсем не было, и пришлось за короткий срок «съесть» большое количество информации про интернет-маркетинг, SMM и быстро обучиться работать в нужных программах.

Спустя полгода работы в голове, кажется, стала появляться картина мира интернет-рекламы. Наконец-то я знал, с чего начинать и чем заканчивать.

И хотя оставалось узнать еще слишком много, теперь мне было понятно — основа для полноценной работы у меня точно есть. И чтобы облегчить это понимание вам, приведу девять пунктов, в которых вы должны разобраться, чтобы начать работать.

Полезный гайд. Как сформировать понимание работы интернет-маркетинга, или Что должен знать молодой специалист, начиная работу с диджитал.

Аудит компании

В интернете вы часто могли видеть заголовки вроде «Приведем 1000 клиентов за неделю в вашу компанию» или другие подобные. Да, это возможно, но если в начале работы не провести аудит продвигаемой компании, ничего из этого не выйдет с вероятностью 99,9%.

Не ознакомившись с самим проектом и не погрузившись в него, вы не приведете туда обещанной армии покупателей. Для этого на первоначальном этапе проводится аудит бизнеса, с которым вы собираетесь работать.

Это небольшая беседа с владельцем, на основании которой вы будете выстраивать дальнейшую стратегию, ведь кто знает лучше конкретный бизнес, чем его собственник?

Во-первых, исходя из прибыли компании вы сможете рассчитать правильный рекламный бюджет, а во-вторых, владелец сможет рассказать вам больше про его целевую аудиторию, уже испробованные каналы продаж, какие лучше заходят, а какие нет.

Конечно, цифры раскрывают не все, но в таком случае выручку зачастую можно прикинуть и самому, если, например, это бизнес по аренде помещений или тревел-проект.

Благодаря аудиту мы можем выстроить правильную стратегию, поставить цели и задачи, подобрать нужные инструменты продвижения, рассчитать рекламный бюджет, а также узнать то, до чего сами могли бы додумываться неделями.

Выстраивание стратегии

На следующем этапе мы выбираем стратегию продвижения. С каким бизнесом вы работаете? Малый бизнес, которому нужны продажи прямо сейчас? Тогда вполне подойдет настройка контекстной рекламы и лидогенерация из соцсетей. Или это большой бизнес, которому нужна репутация? Тут мы делаем упор на контент, выстраивание взаимоотношений с потребителем, создание комьюнити вокруг бренда.

Для каждого бизнеса можно поставить совершенно разные задачи и цели, выбор будет основан на размерах бизнеса, желании руководителя, а также вашем личном опыте.

Контент

Научиться писать годный контент — это целое искусство. Правильные, продающие заголовки, креативный текст, красивые, модные креативы. Необходимо перечитать много литературы, прежде чем написать посты, которые будут цеплять людей и заставлять их лайкнуть, перейти или купить.

И главное — рубрикатор берётся не из головы. Есть конкретные таблицы, в которые вы, например, вносите ценности бренда и интересы ЦА, и на пересечении этих пунктов и рождаются темы для постов. А не из «креативной головы».

Работа с соцсетями

Специалист должен уметь вести аккаунты, правильно и креативно их оформлять. А также знать фишки и особенности продвижения различных соцсетей. Соцсети — это лицо компании, поэтому они должны выглядеть соответствующе. Вот чему необходимо научиться для работы с соцсетями (в отличие от общего представления об SMM как о красивых постах):

  • Настройка профилей

Необходимо научиться креативно и информативно заполнять профили, а также отбирать информацию, которая будет главной. Просто интересное описание профиля можно оставить в прошлом. На первый план выходят чёткое сформулированные УТП (в прямом смысле — по формулам).

  • Работа в рекламном кабинете

Знать основные инструменты рекламного кабинета и как они работают, настраивать, запускать и останавливать рекламу, настраивать бюджеты, выгружать статистику, анализировать данные.

Главное открытие: любая реклама — это всегда эксперимент. Даже крутая реклама рано или поздно перестаёт работать, и построение и проверка гипотез — это вечный процесс (это и есть наша работа).

  • Особенности каждой соцсети

У каждой соцсети есть свои особенности и вы можете столкнуться с разными проблемами при их ведении. Необходимо быстро уметь решать возникшие сложности. Например, в Instagram нельзя делать пробел между строками. Как нам решить эту проблему? Для этого существует отдельный бот в Telegram, который поможет вам это сделать. Этим нюансам точно никто не научит.

  • Программы для ведения соцсетей

Для ведения соцсетей существует множество программ и ботов, которые могут существенно упростить вам работу. Пример: рекламный кабинет Facebook в приложение для телефона. Не нужно доставать ноутбук, а всего лишь в пару кликов настроить или изменить нужную рекламу.

Работа с сайтами

Специалист должен уметь оценить дизайн сайта, провести правильный аудит, посмотреть работоспособность всех кнопок и ссылок, а также выстроить его правильную структуру. От этих вещей напрямую зависит конверсия сайта, а значит, и получаемые заявки. Вот что вы должны знать для работы с сайтами:

  • Выстраивание структуры сайта

Для эффективной работы сайта, необходимо понимать какой блок в какой части сайта будет находиться. Какой будет хэдер, подвал, куда будут вести ссылки и так далее.

  • SEO-продвижение

Основы SEO необходимо знать каждому начинающему специалисту. Что влияет на поисковую выдачу, а также как первично настроить оптимизацию сайта.

  • Работа в Tilda

Отдельный большой блок для обучения. Конструктор сайтов Тilda дает нам возможность создать сайт самостоятельно. Создать самый простейший сайт можно за час, но для работы над качественным продуктом нужно затратить очень много времени. В этом помогут обучающие видео и тренировки.

Анализ данных

Рекламная кампания — это постоянный тест. Отобрали целевую аудиторию, придумали креативы, запустили. Через какое-то время посмотрели, сколько было охватов, лайков, репостов, переходов. Отсеяли неработающие объявления, поменяли целевую аудиторию, придумали новые креативы, запустили. И так далее, пока рекламная кампания не станет идеальной.

И эта работа бесконечная (в хорошем смысле), ведь даже самая креативная реклама приедается и даже самая широкая аудитория имеет свою ёмкость. Постоянный анализ и совершенствование - залог успеха хорошей рекламной кампании.

Коммуникация с клиентом

Взаимодействие с заказчиком — важный элемент в построении правильной работы. Вы должны научиться правильно доносить свои мысли, объяснять полезность того или иного действия, которое вы будете делать в рамках рекламной кампании.

Владелец бизнеса должен видеть в вас профессионала (а иногда — даже партнёра). Поэтому от того, как вы будете выглядеть, разговаривать и вести себя с на переговорах и во время телефонных звонков, зависит какое мнение сложиться о вас. Будьте королем ситуации, направляйте беседу в нужное русло и добивайтесь важных для вас ответов.

Очень круто, если у вас есть собственный предпринимательский опыт (даже на уровне тестирования ниш) — это позволит взглянуть на проблему не только глазами исполнителя, но и глазами заказчика. И говорить с ним на его языке.

Пара лайфхаков.

Во время первый встречи подарите потенциальному заказчику свою визитку, чек-лист, брендированный блокнот или ручку. Психологически он будет думать, что вы уже сотрудничаете (или что он «должен» вам), и ему легче согласиться на ваши услуги.

Найдите общие темы, они могут быть совершенно из разных сфер, так вы сможете расположить человека к себе и говорить с ним на одном языке.

Не пытайтесь слишком много описывать стратегии и инструменты. Постарайтесь донести до клиента конкретную выгоду для него, например объяснить, что если он будет работать именно с вами, через полгода сможет, условно говоря, купить себе новую машину или поехать отдыхать на море вместе с семьей!

После переговоров отправьте сообщение с благодарностью за встречу и кратким резюме разговора. Это поможет создать хорошее впечатление о вас и не забыть о важных вещах.

Работа с программами

В университете вас точно этому не научат. Как пример, вместо полезного обучения в конструкторах сайтов, вас заставят программировать непонятно что. А вместо составления дизайнов в той же Canva, скажут рисовать в Paint. Но ничего страшного, научиться работать в полезных программах можно и самому.

Программы, которые должен освоить начинающий диджитал специалист:

  • Canva: полезный и приятный графический редактор. Его плюс заключается в большой базе уже существующих заготовок и простоте работы.
  • Tilda: крайне полезный конструктор сайтов. Раньше крутые сайты могли делать только профессиональные программисты. Но вместе с Tilda теперь это может любой желающий. Кроме того, эта платформа коннектится с другими полезными сервисами.
  • Photoshop: освоить хотя бы первичные навыки. В нашей работе постоянно нужно будет редактировать графические материалы.
  • Mailchimp: сервис для осуществления email-рассылок. Незаменим при осуществлении контент-маркетинга.
  • Medium или Telegraph: полезные сервисы для написания и вёрстки статей.
  • Google для работы: таблицы, документы, формы, презентация. Большое количество работ в нашей сфере строится на этих сервисах.
  • Telegram-боты: множество ботов смогут упростить вам работу при ведении социальных сетей и автоматизации рассылки контента.

Обучение

Учиться, учиться и еще раз учиться! Диджитал-сфера меняется слишком быстро, если вы не научитесь быть в тренде, применять новые фишки и инструменты, то вскоре станете неэффективными. Так что выделяйте время на обучение.

Это могут быть как книги, так и просто статьи на полезных сайтах и пабликах. Начать можно с vc.ru или Texterra. Наша работа — это постоянное обучение (себя и клиента) чему-то новому и полезному.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Щукин Сергей

Поздравляю, товарищ! Вы смогли самообразоваться до уровня 'Кэп'.

Ждём новых статей, в которых появится что-то действительно интересное

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Малинин

Статья, собственно, и не претендует на «некэпский» уровень, а обозначает проблему высшего образования. Которая даже такой структуризации в голове не даёт

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Oleg Oleg

После упоминания многократного Тильды как-то сомневаюсь в профессионализме автора. Хотя с другой стороны - рекламирует тильду?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Alexey Vinogradov

есть очень много маркетологов, которые понимают технологическую составляющую(которой в целом можно быстро научиться), но очень немного тех, кто  понимает базу маркетинга, а также сможет сформулировать не только гипотезу, но и хороший оффер, понимает суть AIDA и придумать как выстроить цены с точки зрения потребителя. Вот последнему и учат(или учили) в нормальных вузах. И это реально важные части маркетинга, которые не так быстро меняются, как скиллы, которыми можно и научиться в профессии.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Sobolev

Согласен, все что мне пригодилось из университета, это в лучшем случае свот анализ, все остальное либо доисторический шлак, либо поверхностное изучение интерфейса какой нибудь программы.
Сейчас когда беру студентов на работу, смотрю не где они учатся, а как думают. Для меня полезнее человек который умеет пользоваться Гуглом, чем отличник краснодипломник отвечающий на твои вопросы фразами на подобии «а нас этому не учили»

Ответить
Развернуть ветку
Margarita Babovnikova

Кроме всего прочего, вы можете договориться с университетами, что они выделяют вам студентов и конференс-зал, где вы раз в год будете читать лекцию о том, чем вы на самом деле занимаетесь и на что вы на самом деле смотрите при приеме на работу.

Ответить
Развернуть ветку
Треугольный Илья

Ахахахахах привет, я тоже закончил одну провинциальную шарагу по специальности «Реклама и связи с общественностью»)) благо, мой не первый работодатель посмотрел на эту бакалаврскую корку и спросил:

-Туда хоть пепел можно стряхивать?

В итоге, я как-то на прошлой работе прикололся - заваривал пару раз дошик своим дипломом по о-великому РСО.

Вы действительно правы - как можно научиться верстать в тильде у людей, которые на парах задают вырезать газетки (заряженные в киосках). Хоть кто-то наконец приоткрыл завесу об этой вострЕБОванной профессии в «ИНСТЕТУТЕ».

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Scott Freak

"как можно научиться верстать в тильде" - научиться верстать в тильде это уровень технического училища, зачем вы пошли в ВУЗ тогда - не понимаю!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Valeratal Val

Осчучение, что автор был в коме 4 года, а не в вузе

Кто-то запрещал почитать ВиСи или Текстерру за эти 4 года что ли?

Ответить
Развернуть ветку
Император Всероссийский

Чувак, ну пиздец. То есть ты ходил 4 года тупо в универ, списывал экзамены и вообще не пытался разобраться в рынке труда в твоей области, попасть на стажировки???) Збс открытие, что надо посещать профильные мероприятия, и заниматься самообразованием, чтобы «держать руку на пульсе») Маркетинг, это не макроэкономика - тут за год все кардинально меняется, естественно вуз не может тебе поменять программу, она меняется для нового курса каждый год.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров

Хочу вот что обсудить: у меня есть брат, учится в 8 классе и не редко задаёт вопросы «как мне по жизни двигаться». Мы с ним пришли к выводу, что обучение в российском вузе — это трата времени. Смысл учиться есть в ~топ 30 мировых вузов (российских нет в топ 100).

Но как более реалистичный вариант:
Поступить после школы в условный Geekbrains/Нетология на годовые курсы с гарантией трудоустройства.
Кто что об этом может сказать?

По мне — это не плохой вариант получить актуальные знания, наработать портфолио, увидеть реальную картину мира за год обучения. Да, там не всё, как заявлено, интересно услышать мнение тех, кто там учился, а не теоретиков «смотрел на торрентах - не впечатлило».

Ответить
Развернуть ветку
Григорий

да можно и в школу не ходить, сразу записаться на скиллбокс или гикбрейнс и стать python программистом

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Zoro G

Смотри, есть две вышки с отличием. Одна в России, вторая в Британии. В России ин.яз. В Британии бизнес управление. Но ни в одном универе тебе не дадут самые актуальные знания. Даже когда ты проходишь онлайн курс, он через год устаревает. Университет за год даже задуматься о программе не успеет, не то что протолкнуть новую программу и получить одобрение у мин образования.
В универ нужно ходить для получения базы (Ну и для социальной составляющей: уметь налаживать связи, договариваться, тупо как вести себя в обществе взрослых людей, вторую половинку может встретить), а остальные знания уже добывать самому, в том числе и на geekbrains. Там сотни педагогов и курсов, спокойно можно подобрать что-то по душе. + корочка все таки является входным билетом в большинство крупных компаний.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Ardintsev

Если захочет потом в другую страну по рабочей визе переехать, со многими странами будут чисто формальные проблемы из-за требований посольства  для документов на визу. Во всех странах 1го мира нужен диплом.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Александр Гафурзанов

А брат больше склонен к самозанятости или к карьере? Если первое, то я считаю - универ не нужен, надо выбирать сферу, читать/смотреть/курсы и делать. В агентство подмастерьем, своё что-то запилить и такое.

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana Umbrashko

Довелось прослушать курс по smm в нетологии, самые интересные лекции были от Павла Гурова, но в целом всю эту базу можно также найти в ютубе и статьях.
Мой личный вывод - курс своих денег не стоил.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Багуль

Три кита, на которых базируется высшее образование в России:
1. Лекции
2. Практика/семинары
3. Самообразование вне стен вуза на базе 1 и 2

1 - 10% успеха в дальнейшей жизни
2 - 20%
3 - 70%. Это база. Оно должно идти непрерывно до конца дней и только это определит успех

А диплом это просто бумага. К сожалению

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Малинин

Сегодня требуются agile-назвыки очень, вот их универ может помочь развить. А практические вопросы познаются только на практике.

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

"вот их универ может помочь развить" - Вспоминаю, как это было. Преподы по "истории кпсс" внезапно стали преподами по "экономикс".

Ответить
Развернуть ветку
Тагир Тагиров

«Нас этому не учили! На что я вообще потратил 4 года, сидя за партой?» - универсально

Ответить
Развернуть ветку
Диана Ашумова

ТопикСтартер за полгода стал специалистом по SMM, SEO, еще научился писать как копирайтер и анализировать биг дата))) Ну-ну ...

Ответить
Развернуть ветку
Фрау Мюллер

уровень копирайтера мы видим по материалу. дайбох, уровень по остальным пунктам не ниже. куда уж

Ответить
Развернуть ветку
Богдан В.

Так можно дописаться до того, что смысла в ВО нет - всем умениям за пару месяцев можно научиться в ютубе и профильных сайтах. (facepalm)

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Зайчук

Прописные истины, которым можно самообучиться за пару месяцев ежевечерного чтения той же Текстерры. 

Вам очень повезло, что на стажировку вас взяли без понимания этой элементарной базы, провели за руку, разжевали и в рот положили. 
Например, в Италии даже при приеме на стажировку специалист должен знать все вышеперечисленное и гораздо больше, иметь опыт в СЕО (даже любительский, для своего блога), сертификаты по Google Ads и Analytics. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Драбкин

Не знал, что для старта работы нужен опыт сразу в CEO. Может хотя бы начать с чего то по проще?)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Дарья Крамер

80% этих навыков и знаний можно получить в вузе, если не просиживать штаны, а учиться и хотя бы минимально вникать в свою сферу, читая пару блогов на VC.

Остальные 20% можно освоить на летней стажировке

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Где учился?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

Делайте так, как хорошо! А как плохо - не делайте! 

Ответить
Развернуть ветку
Саша Миронюк

Если честно, у меня давно сложилось впечатление, что если человек не пойдет в универ, а сразу после школы начнет изучать практические знания, толку будет куда больше.

 
Если брать рекламу, то просто читать про СММ / СЕО / работа с системами аналитики и так далее, и трудоустроится худо бедно хоть в какую-то конторку стажером, где дадут хоть какие-то первоначальные знания.

В итоге через 5 лет он станет куда более ценным специалистом, чем тот, кто только что получил диплом. Проблема в том, что мир актуальных знаний быстро меняется, универ не меняется. 

Разумеется, это касается не всех сфер. Технические науки - математика, физика и прочее - уверен, им универ обязателен.

Ответить
Развернуть ветку
Мама Анархия

А как вообще связаны реклама и высшее образование. Высшее оно таким и является - что готовит к элитарным профессиям. Режиссер, журналист, ученый. Зачем в мире рекламы где вообще все давно придумано и изъезжено по 100 раз вообще какое-либо образование если достаточно взять просто имеющиеся образцы и получить результат ненамного хуже чем у любого самого элитарного маркетолога.

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Antoshkin

А журналист-то тут причем? Это никак не элитарная "профессия". Ни в одной стране журналисты как профессия не относятся к элите.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий

запятые где?) не нужны?

Ответить
Развернуть ветку
Император Всероссийский

Бля, вам надо курсы для арбитражников запустить. А то чего они как лохи связки тестируют, бюджеты сливают на тестах? Все же оказывается просто - взял, скопировал, улетел на мальдивы на собственном самолете.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гафурзанов

Я бы автора предостерёг от распыления своих усилий в таком количестве направлений. Каждое из них (аналитика, сео, смм, контекст, копирайт) - это ж целый мир. Невозможно будет стать специалистом во всех сразу. Голова треснет.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

Но это ты уже хотя бы окончил ВУЗ. Недавно собеседовал нынешних дипломников для стажировки и прохождения дипломной практики. Просились маркетологи и имиджмейкеры. Надо было видеть их лица. Это был тот момент, когда ты еще даже не начал писать дипломную работу, а уже понял, что информация, полученная в ВУЗе не нужна. У них шок. У всех спрашивал было ли за все время учебы хоть что-то про интернет - ни у одного не было. В университетах до сих пор не существует интернет-маркетинга. Поговаривают, что у потока 2020 это будет в учебной программе, но, думаю, на полноту и актуальность информации можно не рассчитывать.

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда