Что нужно знать блогерам о рекламе в соцсетях: часть вторая
Всем привет, меня все также зовут Мариам, я юрист Buzko Legal, где развиваю практику права индустрии моды и медиа. Мы с Евгением Красновым подготовили серийный гайд по вопросам рекламы в медиапространстве. В первой части нашего путеводителя мы поговорили о том, что в интрнете рекламировать нельзя, и что можно, но очень осторожно.
Помимо законов для блогера также обязательны локальные правила использования платформы, на базе которой он ведет свою социальную активность. Например, о применении правил YouTube про свободное использование чужого контента мы рассказывали на основе спора Kinodanz v. Badcomedian. Сегодня поговорим об интересных рекламных правилах на примере YouTube, Instagram и Facebook.
YouTube. Платформа оперативно отреагировала на изменения, о которых мы писали ранее в первой части нашего гайда, и с 10 декабря 2019 года ввела новые разделы в правила пользования, в том числе отдельный параграф по вопросу рекламы. Если кратко, то видеохостинг-гигант требует:
- соблюдать отечественное рекламное законодательство (YouTube не стал устанавливать специальные условия, чтобы избежать расхождений с законодательством разных государств);
- раскрывать информацию о product placement в роликах;
- подходить к созданию рекламы самостоятельно, не использовать материалы или заготовленные ролики рекламодателей;
- не подражать фирменному стилю рекламы Google и YouTube.
Instagram. Instagram не так строго подходит к вопросу рекламы в своих локальных требованиях к пользователям. Есть пара моментов, на которые стоит обратить внимание блогеру:
- использовать чужой контент в рекламе можно только с согласия пользователя, которому принадлежит такой контент (пункт 13 правил пользования Instagram);
- запрещается передавать любые данные, полученные с помощью Instagram в любые сервисы размещения контекстной релкамы.
По большей части выше указаны организационные правила, касающиеся рекламы. Также у Instagram есть отдельное Руководство по промоакциям. Зачастую блогеры используют такой формат (посредством конкурсов и розыгрышей) для рекламы товаров. К таким мероприятиям Instagram относится щепетильно и устанавливает следующие ограничения:
- блогер не должен снабжать контент метками, не отвечающими в точности их содержанию, а также поощрять пользователей к таким действиям (нельзя отмечать людей на фото, где их нет);
- промоакции в Instagram должны включать обязательно условия о том, что они не спонсируются, не рекомендуются, не управляются и никак не связаны с Instagram, а также что Instagram освобожден от ответственности каждым посетителем или участником акции.
Facebook. У Facebook больше всего дополнительных требований к рекламе, а также красочная палитра примеров недопустимой рекламы (мы прикрепили некоторые скрины с сайта Facebook). Помимо классического перечня ограничений, которые установлены в законе, Facebook устанавливает следующие любопытные запреты:
- дискриминация аудитории (нельзя на основании личностных характеристик выбирать аудиторию, которой будет транслироваться реклама);
- товары или услуги для взрослых (никакой рекламы игрушек для взрослых, иных стимуляторов, только реклама безопасного секса);
- контент для взрослых (помимо классических запретов на обнаженные тела и материалы сексуального характера, никаких непристойных поз, даже в одежде, изображений частей тела, например, живота, ягодиц или груди, даже без сексуального подтекста);
- спорный контент (нельзя “хайпить” на политических и социальных вопросах);
- сенсационные материалы (нельзя пугать таргетированную аудиторию, но правила не объясняют какими критериями шокирования и сенсационности руководствуется платформа);
- целевые страницы (нельзя перенаправлять аудиторию на страницы, которые автоматически скачивают файлы, на сайт Facebook, в закрытые группы Facebook, на страницы, которые не соответствуют продвигаемому товару, формат страниц не должен быть PDF или JPEG);
- грамматика и ненормативная лексика (главный по ликбезу Facebook запретил нам с вами делать пунктуационные и грамматические ошибки в тексте рекламы, хаотично ставить цифры и символы в рекламе, а также использовать зашифрованную ненормативную лексику);
- несуществующие функции (никаких значков, имитирующих функции Facebook, никаких ложных кнопок, под которыми кроются порталы на сторонние сайты);
- микрокредиты (до 90 дней), кредиты и ссуды до зарплаты запрещены без исключений;
- сетевой маркетинг (если уж рекламировать какое-либо получение дохода, то полностью описав всю бизнес-модель, но реклама модели сетевого маркетинга, то есть минимальные вложения — быстрая прибыль, прямо запрещена);
- личное здоровье (нельзя показывать результаты до/после касательно любой сферы: похудение, лечение кожи и т.д.);
- нельзя рекламировать аукционы с платой за ставку и похожие бизнес-модели;
- контент низкого качества (никаких “кликбейтных”, то есть сенсационных заголовков, которые не соответствуют содержанию рекламы);
- никакой автоматической анимации и аудио-сопровождения;
- нельзя рекламировать также продажу частей человеческого тела или биологических жидкостей.
Правила Facebook повторяют положения из закона, однако мы нашли интересные продукты и услуги, в отношении которых сама платформа вводит рекламные ограничения:
- онлайн-сервис знакомств;
- онлайн-аптеки, и полный запрет на рекламу рецептурных препаратов;
- криптовалюта.
Насчет видеорекламы у Facebook есть пункт об агрессивном контенте, платформа не рекомендует использовать, например, мигающие экраны.
С полной версией статьи вы можете ознакомиться на нашем сайте Buzko Legal. Подборка блогеров и картинок не свидетельствует ни о каких предпочтениях автора. Подробнее о рекламе, налогах и других правовых аспектах жизни инфлюэнсеров и селебрити читайте в паблике в Instagram @celaw.