Как отказать клиенту, чтобы он остался доволен. Результаты исследования СОЛЬ по деловой переписке

Привет! Меня зовут Антон Краснобабцев, я управляющий партнёр тренинговой компании Соль. Это не “марафоны” Блиновской, это настоящие корпоративные тренинги, деловые игры, стратегические сессии и многое другое под бизнес-задачи. С нашими клиентами вы наверняка знакомы:

Как отказать клиенту, чтобы он остался доволен. Результаты исследования СОЛЬ по деловой переписке

У нас есть “пунктик”: мы терпеть не можем, когда на тренингах несут антинаучную ересь про дизайн человека, 25-й кадр, разницу левого и правого полушарий и прочую чепуху. В общем, мы про научный подход. Или, по аналогии с медициной, “доказательный тренинг”.

А потому в прошлом году мы решили наконец-то проверить в исследовании, насколько на самом деле “работают” приемы конструктивного отказа, которым учат тренеры по коммуникациям (в том числе и я лично, чего греха таить). Иначе говоря, исследовать, как люди воспринимают письменный отказ в разных вариантах, и что мы можем сделать, чтобы получатель остался доволен.

Содержание

Исследование

Что мы хотели выяснить

  • Как на удовлетворенность влияет формальность / неформальность ответа?
  • Насколько эффективны приёмы отказа? Как влияют присоединение, объяснение причин, альтернатива?
  • Какой отказ лучше: завуалированный или прямой?
  • Как воспринимаются цитаты из документов в качестве ответа?

Немного матчасти

  • Формальный стиль - это серьезный сложный язык в духе “просим Вас обеспечить содействие предоставлению необходимых погрузочных средств”; он умеет очень точно называть профессиональные материи, но тяжеловат для восприятия. Неформальный же стиль - живой язык, за которым чувствуется человек; он ближе к разговорному, простой для восприятия и эмоции в нём более заметны.
  • Присоединение – первый приём коммуникации - это все те средства, которыми мы показываем доброе отношение к собеседнику и его позиции, проявляем сопереживание, например: “Знаю, как бывает сложно найти подходящее решение”.
  • Объяснение причин – тоже назовем это приёмом - это собственно объяснение причин, по которым мы отказали. А ведь могли отказать и без него.
  • Альтернатива – и это тоже приём коммуникации - это план Б, который мы предлагаем собеседнику, чтобы он мог избежать ущерба от нашего отказа (или хотя бы смириться с ним). Это может быть информация, совет или предложение.

Как проходило исследование

Представьте, что у вас пекарня "Калач", и вы долгие годы закупаете муку и сахар у одного поставщика - компании "Мука и Сахар". Недавно поставщик сообщил о повышении цен, а для вас это большая проблема.

Вы попросили поставщика сохранить для вас прежнюю цену, приняв во внимание "многолетнее взаимовыгодное сотрудничество", и с волнением ждали ответа.

Эту вводную получил каждый участник исследования вместо со случайным набором “ответов” – вариантов одного и того же письма. Это всегда был отказ, но по-разному написанный. Каждый участник ставил от 1 до 10 баллов каждому из полученных вариантов - оценивая, насколько он был бы доволен таким ответом.

Вот один из вариантов (формальный, с присоединением, явным отказом с объяснением причин и альтернативой).

Настоящим письмом выражаем понимание экономической ситуации, складывающейся для ООО "Калач" в связи с изменением цен на закупаемую продукцию.

Отметим, что в текущий момент произошло повышение цен поставщиков для ООО "Мука и Сахар".

В качестве меры поддержки предлагаем рассмотреть увеличение отсрочки погашения задолженности на 10 календарных дней.

Лучший результат

Главная наша находка: лучшие оценки получил неформальный стиль.

Как отказать клиенту, чтобы он остался доволен. Результаты исследования СОЛЬ по деловой переписке

Даже короткий неформальный ответ оказался лучше самого хорошего формального письма со всеми приёмами переписки.

Худший результат

Больше всего негатива вызывает цитирование правил и договоров.

Как отказать клиенту, чтобы он остался доволен. Результаты исследования СОЛЬ по деловой переписке

Ответ-”копипаста” оказался в разы хуже даже самого короткого формального ответа ©

А приёмы?

Лучшие приёмы - присоединение и альтернатива

  • Письма без присоединения и альтернативы получили самые низкие оценки
  • Причины отказа оказались не слишком важны, если есть альтернатива. Получается, собеседнику важнее чувствовать ваше сочувствие и готовность идти навстречу, чем получить объяснение отказа.
  • В неформальном стиле нет смысла пытаться завуалировать отказ, а вот в формальном письма без явного отказа воспинимаются немного лучше.

Резюмируем

  • Неформальный стиль воспринимается лучше формального
  • Хуже всего воспринимаются цитаты из договора
  • Самые работающие приёмы - присоединение и альтернатива
  • Причины отказа не слишком важны, если есть альтернатива.
  • Прямой отказ или нет – в общем случае неважно.

Как это применить на практике?

Теперь смело можем сказать: используйте присоединение и альтернативу, и там, где возможно, пишите неформально. Объяснять ли причины, сообщать ли отказ явно - тут решайте по ситуации, ведь по итогам нашего исследования разница в удовлетворенности не настолько разительна.

Главное - ни в коем случае не отвечайте цитатами из документов (думаю, небольшую цитату у вас получится аккуратно включить как обоснование вашей позиции, но цитата не может заменять сам ваш ответ).

Разберём на примере лучших ответов ООО «Мука и Сахар».

Неформальный стиль

Мы понимаем, что цена на муку и сахар влияет на работу вашей пекарни, и были бы рады в этой ситуации пойти вам навстречу.

Присоединение

К сожалению, наша ценовая политика зависит от стоимости сырья, а оно очень подорожало.

Объяснение причин

Поэтому и мы не можем сохранить для вас прежние расценки и вынуждены их повышать.

Собственно отказ

Чтобы помочь вам в этой ситуации, мы готовы предложить отсрочку платежа на 10 дней.

Альтернатива

Формальный стиль

Настоящим письмом выражаем понимание экономической ситуации, складывающейся для ООО "Калач" в связи изменением цен на закупаемую продукцию.

Присоединение

Отметим, что в текущий момент произошло повышение цен поставщиков для ООО "Мука и Сахар".

Объяснение причин

С сожалением уведомляем о невозможности сохранения существующих расценок по причине повышения цен поставщиков для ООО "Мука и Сахар".

Собственно отказ

В качестве меры поддержки предлагаем рассмотреть увеличение отсрочки погашения задолженности на 10 календарных дней.

Альтернатива
1
1
Начать дискуссию