{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Плавали, знаем… » или почему геймификация не работает?

Откуда звук?

Кажется, о геймификации (игрофикации, если угодно) не слышал только глухонемой капитан дальнего плавания. Ему показали её на пальцах.Все остальные не то, чтобы слышали – внедряли! Однажды на HR-клубе я спросила у зала: «А кто знает, что такое геймификация?» – 100% зала знали. «Супер» – обрадовалась я. «А кто знает о человеке, которого зовут Ричард Бартл?» – 1% из зала.

Ричард Бартл — британский писатель, профессор и игровой исследователь. Он наиболее известен как автор оригинальной разработки виртуальных миров. Является одним из пионеров индустрии массовых многопользовательских онлайн-игр. Создал известную типологию игроков, рассказывающую о ведущей мотивации игроков.

Вся эта примитивная притча ровно не о том, что кто-то хочет быть, а кто-то казаться (хотя, возможно, и об этом, чего уж). Она о том, что геймификация трубит из каждого утюга, только он не очень хорошо гладит. Давайте разбираться.

Геймификация действительна некоторое время назад была не только популярной, но и новой технологией. В своей книге «HR-бренд» от 2005 года Нина Осовицкая приводит аналитику трендов, где геймификация уже на спаде. 2005 год. Геймификация. Спад.

Где тут случился дисконнект?

Геймификация – популярный инструмент не только в HR, а отсюда и различное количество интерпретаций. Бейджи, баллы и рейтинг (PBL) – вот, собственно, самый примитивный набор мини-инструментов геймификации. С одной стороны, это круто. Подавляющее количество людей не только знакомы с элементами, но и юзают ежедневно. С другой стороны, много «экспертов и практиков», которые не утруждают себя большими временными затратами и делают «по-быстрому» и, зачастую, это приводит к «результат ХЗ».

Что такое PBL и почему это не работает?

Баллы, бейджики, рейтинги (PBL – points, badges, leaderboards), а в некоторых источниках и награды, причисляют не только к самым популярным, но и к самым малоэффективным способам сделать геймификации. Весьма подробно об этом рассказывают, например, создатели онлайн-курса Игрофикация, Иван Нефедьев и Мирослава Бронникова. Не работали эти инструменты, конечно, не всегда. Но с ростом профессионализма и креативности маркетологов современного жителя даже не мегаполиса трудно удивить рейтингом, отличительным бейджиком или бонусными баллами. Сейчас самые активные осваиватели PBL – это приложения для изучения английского языка. Самые старые – геймеры. Да, это действительно когда-то работало и даже приносило результат. Возможно, что кто-то еще заходит изучить английский, чтобы накормить животное, но все это стремительно летит в обыденную повседневность и перестает вдохновлять на сверхрезультат.

Небольшое преимущество есть у наград – их можно потрогать, ими можно воспользоваться в реальном мире. Но у всех наград есть одна большая проблема: сотрудники очень точно фокусируются на морковке спереди и результативность их подрастает только ради дополнительной мотивации. Яркий пример – это образовательная система. Выучил урок – вот тебе пятерка. Запоминать и вникать при этом совершенно необязательно. Или грамота за участие в мероприятии. Выступил – получил грамоту. Она же в университете пригодится. Мои, к слову сказать, лежат в пыльном шкафу у бабушки. Она их показывает своим подружкам.

Или все-таки работает?

Вроде бы все очевидно: не воспитывайте в сотрудниках внешнюю мотивацию, это ведь чистой воды задвоение. С другой стороны, если вы работали с линейным персоналом, то прекрасно понимаете, что высокие мотивы двигают, мягко говоря, не всех. А для некоторых они вообще потаенный мир. Святой отец, я согрешила и каюсь: в своих проектах геймификации использую бейджи, баллы, рейтинги и награды! Важно заметить, что все это является отличной приманкой для линейных сотрудников. Практика показывает, что, втянувшись, они будут готовы тратить свои баллы на внутриигровой рост, развитие своего игрока. А еще давайте не забывать о возможности потратить заработанные баллы на неплохие скидки. Вы и учитесь, и скидки зарабатываете (или это работает только на мою провинциальную душу?).

Где истина?

Лично я уверенна, что все инструменты работают только в том случае, если их правильно подобрать. Мы можем ругать PBL, можем использовать только их, но итог один: это должно приносить желаемый результат. Если не приносит, то у меня для вас плохие новости.

Во всех этих статьях я постараюсь рассказать вам не о геймификации, как о тренде. А о геймификации, как об инструменте. Таком, чтобы после прочтения вы уже шли тестить, внедрять и создавать лучшие практики!

0
5 комментариев
Егор Рублев

Вся наша жизнь геймификация!

Ответить
Развернуть ветку
Anton Viktorovich

Геймификация... Геефикация... Или как там оно правильно?
Работодатели готовы пойти на многое! В дополнение ко многому потратить на это многое кучу средств! Но только чтобы элементарно не создавать комфортные условия труда для своих сотрудников. 

Сотрудник должен с удовольствием приходить на работу и выполнять свои должностные обязанности качественно. За это работодатель должен оплачивать труд работника на должном уровне и желательно с учетом ежегодной инфляции. Все!

Мы при капитализме живем! И эта ссанина в уши по поводу благородных и высоких целей рядовому сотруднику вообще никуда не уперлась. Мне почему-то кажется, что на виртуальные баллы этот рядовой сотрудник никаким образом не сможет купить кусок мяса в каком-то сетевом магазине или оплатить ком. услуги. 

У него голова занята не этой новомодной ссаниной, а как и где (легально) заработать денег, чтобы семью прокормить. 

Ответить
Развернуть ветку
Саша Захарова
Автор

Антон, это вы очень верно подметили про условия труда! Мне вообще мнение вообще очень близко, но, к сожалению, в огромном количестве компаний все крепнет желание создавать «потемкинские деревни». Однажды мы делали геймификацию для сотрудников, где победитель игры получал подарок на n сумму. Мы узнали, что у главного номинанта на победу родился ребёнок недавно, подарили ему детскую кроватку. Он был безумно счастлив! Поэтому даже через игрофикацию можно решать немного насущных проблем)

Ответить
Развернуть ветку
Соня Карлова
Вся эта примитивная притча ровно не о том, что кто-то хочет быть, а кто-то казаться (хотя, возможно, и об этом, чего уж). Она о том, что геймификация трубит из каждого утюга, только он не очень хорошо гладит. 
не воспитывайте в сотрудниках внешнюю мотивацию, это ведь чистой воды задвоение. С другой стороны, если вы работали с линейным персоналом, то прекрасно понимаете, что высокие мотивы двигают, мягко говоря, не всех. А для некоторых они вообще потаенный мир

Wtf am I reading.png

Ответить
Развернуть ветку
Иван Расторгуев

Луцк не глядя
(шучу, прочёл)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда