Эко-движ по-армянски: как простой настенный календарь перерос в большую антипластиковую кампанию

2019 год приближался к концу, перед нами стояла задача в рамках рекламной кампании сделать для нашего партнера — одного из ведущих банков Армении — банка АКБА-Кредит Агриколь традиционный ежегодный календарь, который они смогут перед праздниками подарить своим клиентам и партнерам. Мы поразмыслили и решили немного выйти за рамки того, что обычно делается для банков: ничего скучного, ничего стандартного, ничего чопорного, хотим креативно, интересно и с пользой.

Кто мы

Ашот Овакимян, соучредитель и креативный директор Zuck&Berg​ Zuck&Berg

Меня зовут Ашот Овакимян, я соучредитель и креативный директор армянского рекламного агентства Zuck&Berg, мы коротко называем себя «Цук». Мы молоды, полны энергии и идей, стали известны благодаря подходам, выходящим за рамки порой строгого армянского менталитета.

Календарь, который никто не выбросит

Календарь — вещь полезная, но в эпоху гаджетов мало кому он нужен, легче заглянуть в смартфон. А у календаря, подаренного банком, еще меньше шансов задержаться в доме клиента, в лучшем случае он будет пылиться где-то в углу до первой генеральной уборки, когда его обнаружат и выбросят. Так возникла идея совместить приятное с полезным. У кого поднимется рука выбросить настенный календарь, который вмещает 4 удобных и стильных эко-пакета из переработанной крафт-бумаги? Да ни у кого, у всех наступает возраст, когда начинаешь ценить и собирать пакеты.

Спасти планету, ну или хотя бы Армению

Армения с 1 января 2022 года полностью запретит использование полиэтиленовых пакетов. Ну а пока отказ от пластика и переход на альтернативные варианты активно продвигается со стороны властей. Недавно премьер-министр РА Никол Пашинян опубликовал фото из супермаркета, на котором видно, как он с супругой укладывают покупки в тканевые сумки. Инициатива хороша, но пока не получила большого отклика среди населения. Людям привычнее укладывать покупки, предварительно обернутые полиэтиленом, в маленький полиэтиленовый пакет, и потом все это сложить в большой общий пластиковый пакет. Поколению 60-х особенно сложно отказаться от пластика, ведь это изобретение их молодости, которое многое изменило в привычном укладе жизни, облегчило решение многих проблем. А тут вдруг молодое поколение заявляет, что пластик — это плохо, что он убивает планету. С этим сложно смириться. Армения, как и любая развивающаяся страна, решает более насущные проблемы и пока что мало заботится об экологии. Согласно некоторым исследованиям, пластиковые отходы в Армении составляют более 30% бытовых отходов, а если быть точнее, то в стране ежегодно используют и выбрасывают 3000 т полиэтиленовых пакетов. Перед нами стояла задача донести до людей, что будущее планеты в наших руках, и каждому под силу изменить что-то, а начинать надо с себя.

Немного инфы, которую все знают, но не парятся

И так, всем известно, что попадая в окружающую среду, пластиковые пакеты хранятся в течение длительного времени и не подвергаются биологическому разложению, в результате чего вызывают стабильное загрязнение окружающей среды.

● Средний срок использования полиэтиленовых пакетов составляет 10‑15 минут, а для разложения в природе им требуется более 100‑400 лет.

● Ежегодно в мире производится около 300 млн тонн пластика, значительную часть которого составляют более 600 млрд полиэтиленовых пакетов.

● Объем пластика в мировом океане в 6 раз превышает объем планктона.

● В почве, в зависимости от региона, пластика в 4-20 раз больше, чем в воде.

● Частицы микропластика были обнаружены даже в Арктике.

Страшно? Страшно! Но как часто мы об этом вспоминаем? Реже, чем необходимо.

​Мусорная свалка Нубарашен, Ереван, Армения

О календаре: процесс, внешний вид, успех

Календарь по-армянски называется «орацуйц», где «ор» - день, «цуйц» - показывать. Но слово «цуйц» переводится также как демонстрация, протест. Мы решили использовать игру слов, и у нас получился «ораЦУЙЦ против пластика», т.е. календарь-протест. Уже неплохо. Техническая часть оказалась самой сложной: как уместить 4 пакета среднего размера в рамки настенного календаря? С трудом. Над проектом работали всем составом - 20 человек, более 4 месяцев. Дизайнерам удалось разработать концепт календаря с 4 пакетами таким образом, чтоб это было функционально, практично, стильно и удобно. Следующей проблемой стало то, что никакая типография в стране не бралась за печать такого проекта. После долгих переговоров нам удалось уговорить одну типографию, и ценой многочисленных фейлов нам все-таки удалось реализовать задумку. Первая партия разлетелась как горячие пирожки: 12,000 календарей попали в дома не только клиентов банка, но и тех, кто заинтересовался идеей, любой мог зайти в банк и получить свой образец. 4 пакета на 4 сезона года - это своего рода челлендж, возможность проверить, сможешь ли ты продержаться 3 месяца с одним пакетом. При аккуратном использовании это вполне возможно, говорю из личного опыта.

Мы не жадные, готовы делиться

Проект зарождался как коммерческий, ведь на календаре и пакетах есть логотип банка, но мы хотим сделать его социальным, так как в основе лежит важная для нас идея. И это не пустые слова, мы так живем. Нам удалось свести к минимуму использование пластика, мы отказались от очень многих привычных вещей, у нас в офисе нет пластиковых пакетов, стаканчиков, ручек…

Наша идея календаря никак не запатентована, она находится в открытом доступе. Каждый может зайти на привязанный к сайту банка landing page и совершенно бесплатно скачать файл для типографии календаря. Любая компания может установить на макет свой логотип и напечатать для себя подобные календари из переработанной бумаги. Для нас важно, чтоб наша идея завоевала как можно больше умов. И дело не в пустом тщеславии или желании угнаться за эко-трендами и хайпануть на теме Греты Тунберг. Мы на самом деле озабочены если не состоянием всей планеты, то уж точно будущем нашей страны, нам тут еще жить и растить детей. Как взрослые и ответственные люди мы понимаем, что это будущее напрямую зависит от наших сегодняшних действий. Один бумажный пакет, один невыброшенный стаканчик, один поднятый окурок, одно посаженное дерево могут улучшить или спасти чью-то жизнь, а если умножить это на 7.7 млрд, то и целую планету.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Нурым Золански

все круто, но  чтобы произвести 1 бумажный пакет, нужно столько же энергии, сколько для производства 4 пластиковых пакетов. Чем больше затрачено ресурсов (вода, электричество и тд) на производство, тем больший вред наносится экосистеме, потому что эти ресурсы человечество забирает у планеты. Использовать бумажный пакет можно буквально пару раз: он мокнет, рвется и не выдерживает большой вес. В условиях мусорных полигонов бумажный пакет не разлагается, ибо нет контакта с почвой, водой и ультрафиолетом, а еще выделяет метан - вещество, которое создает парниковый эффект в 21-25 раз активнее, чем углекислый газ. Даже несмотря на то, что и бумажный, и пластиковый пакеты можно сдать на переработку, в совокупности фактором получается, что бумажный пакет - нифига не экологичная альтернатива полиэтиленовому, потому что на производство и переработку таких одноразовых вещей расходуется огромное количество ресурсов.


Экологичная альтернатива пластиковым и бумажным пакетам - тканевые сумки и мешочки, шопперы и авоськи.

Ответить
Развернуть ветку
Zuck Independent Agency
Автор

Нурым, спасибо за оценку и мнение, с которым мы кстати полностью согласны. Как подмечено в промо-ролике, мы делаем акцент именно на тот факт, что бумажные пакеты далеко не являются лучшей альтернативой и нужно шаг за шагом перейти на более устойчивые и более экологичные решения данной проблемы.

В данном случае основной упор был сделан на изменение отношения людей к  природе и в частности к употреблению пластика.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Popov

Почему мы не говорим про попутный нефтяной газ и вред от добычи нефти? Пластик ведь из газа делают. Здесь речь идет об загрязнении и утилизации, которая для пластика не решена. У аккумуляторных батарей Тесла тоже вред, но машина экологична.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Ну что сказать. барэф зэс

Ответить
Развернуть ветку
Zuck Independent Agency
Автор

Барев, Андрей джан!)))

Ответить
Развернуть ветку
ЯжПрограммист

Антипластик самый нормальный тренд за последнее время, молодцы.

Ответить
Развернуть ветку
Zuck Independent Agency
Автор

Спасибо за оценку!

Ответить
Развернуть ветку
Li Bel

Подарочные корпоративные календари порядком надоели своим однообразием, у вас отличный нестандартный подход)
Текстильные сумки всеже лучший варик для экологии, но не представляю как их можно приспособить на календарь))

Ответить
Развернуть ветку
Артем Бахтин

Очень классная идея и со стороны маркетинга и со стороны экологичности!

Ответить
Развернуть ветку
Zuck Independent Agency
Автор

Благодарим за оценку, Артем!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Романов

Лав банек анум, как говорится. Вообще идея неплохая, но как заметил оратор выше, прибить тканевые многоразовые пакеты будет ещё более удачной идеей.

Ответить
Развернуть ветку
Zuck Independent Agency
Автор

Спасибо, Алексей! Будем работать над данной идеей в будущем)))

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Сделаем.

Ответить
Развернуть ветку
Zuck Independent Agency
Автор

Олег, ну если будет нужна экспертная поддержка, обращайтесь! Вы же голосовой помощник, вы должны быть услышаны)))

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Спасибо, обязательно.

Ответить
Развернуть ветку
Zuck Independent Agency
Автор

Challenge accepted! :) На следующий год придумаем как присобачить текстильные сумки на календарь))) И спасибо за оценку проекта!

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда