{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Любовные игры или как приложения для дейтинга используют геймификацию

Выложил вчера статью про игрофикацию в политике, и потом только вспомнил, что это был день святого Валентина. Так что держите ещё одну статью, на этот раз – про то, как игрофикация используется в приложениях для дейтинга.

Картинка отсюда

Моё имя — Иван Нефедьев. Я занимаюсь игрофикацией вместе с Мирославой Бронниковой с 2014 года. Пока у меня на VC есть только одна статья — про геймификацию в политике, но скоро будут ещё. Так что подписывайтесь на обновления!

Сразу оговорюсь, я не пользуюсь приложениями, которые я рассматриваю в этой статье. Я рассказал о том, что можно увидеть, если посмотреть на них с высоты птичьего полёта через призму игрофикации. Возможно, каких-то нюансов именно с точки зрения активного пользователя я не учёл, так что поправляйте в комментариях.

Эволюция «любовных игр»

Исторически функцию сводничества брали на себя родители, жрецы или священники, самая старая женщина сообщества — в зависимости от конкретной культуры. Часто также организовывались специальные мероприятия, где молодые люди могли присмотреть себе пару.

Обычно это были игры или танцы в том или ином виде — от великосветских балов до вечорок на околице. Свахи существуют и сейчас, но в XXI веке их услуги стоят в несколько раз дороже, чем платная версия Tinder.

Кстати, сами словосочетания типа «любовные игры» или «заигрывать» подтверждают факт, что эта сфера изначально похожа на игру. Дейтинговые приложения просто делают это более очевидным и чуть-чуть смещают акцент в сторону именно игры.

​Примерно так выглядели сайты знакомств пару веков назад (англ. site — это не только веб-сайт, но и "место") Праздничный день, Федот Васильевич Сычков

На самом деле, «отношения» — это не всегда позитивный процесс: например, они могут привести к разочарованию и страданиям. Очень часто «конфетно-букетный период» люди считают лучшим, что с ними в этих «отношениях» случилось.

Приложения и сайты для знакомств, по сути, берут этот приятный кусок, и дают вам поиграть в его самую безответственную часть — выбор партнёра по внешним признакам.

С точки зрения создателей приложений для дейтинга, основное действие, которое требуется от человека — пользоваться этим приложением как можно дольше. Реальные встречи или какие-то другие конкретные действия (кроме, разве только просмотра рекламы или покупки платных опций) от игроков не требуются. Так что эти приложения вполне логично сделать похожими на мобильную игру.

В 1990-х многие исследователи писали о том, что общение через компьютер менее увлекательно, чем личное общение. Ведь мы не можем читать язык тела и мимику, чувствовать присутствие и «разделять социальный контекст». Мол, знакомства в интернете — только для тех, кто настолько стеснителен, что не может встретиться в реале. Некоторые так думают до сих пор.

Мне это напоминает историю с нарезным хлебом, который тоже многими воспринимался как «хлеб для пьянчуг». Ведь в цивилизованной обстановке всегда найдётся возможность нарезать хлеб, а качество хлеба от того, что он долго лежит нарезанным, падает.

Нарезанный хлеб сейчас можно увидеть в любом продуктовом магазине: удобство пересилило недостатки. То же самое произошло и с дейтинговыми приложениями.

Когда людей спрашивают, почему они пользуются дейтинг-приложениями, ответ часто бывает контр-интуитивным. Смысл обычно сводится к тому, что они просто повышают самооценку.

The “yes‑no” swiping design brings a game element to dating—each match gives the user an ego boost.

Дизайн, где вы свайпите, чтобы выбрать «да» или «нет», придаёт игровую составляющую знакомствам — каждое совпадение даёт пользователю прирост к самооценке.

Sean Rad, Cofounder and CEO of Tinder

Ещё один опрос показывает, что люди относятся к приложениям типа Тиндера скорее как к игре, чем как способу знакомства с кем-то. Можно сказать, что эта технология меняет взгляд людей на романтические отношения. Например, люди часто «играют» в Тиндер просто от скуки.

Немного статистики

Приложения для дейтинга — очень популярное явление. 30% американцев когда-либо пользовались приложениями или сайтами знакомств. И чтобы вы не думали, что это только для молодёжи, около трети из этих 30% — старше 50 лет.

Картинка отсюда

Причём чем старше человек, тем больше вероятность, что он «зависнет» и будет пользоваться дейтинговыми приложениями или сайтами «без выхода в реал». 15% неженатых людей в США признают, что они зависимы от этих приложений.

При этом ученые из Стэнфорда пришли к выводам, что в 2017 году более чем 39% гетеросексуальных отношений среди американцев начались онлайн. Почти в два раза больше — 65% отношений гомосексуальных пар тоже начались в сети.

В среднем, пользователи Тиндер заходят в приложение 11 раз в день. Женщины проводят в Тиндере в среднем 8,5 минут, а мужчины – 7,2 минуты, что даёт примерно полтора часа в день на среднего пользователя.

Исследование 5 тысяч британцев от 18 до 30 лет показало, что они в среднем проводят 10 часов в неделю в дейтинговых приложениях. Другое исследование показывает, что 14% пользователей дейтинг-приложений из Великобритании проводят в нём более 14 часов в неделю.

А теперь самое интересное.

34% американцев, пользовавшихся в 2016 году сайтами и приложениями для знакомств, ни разу не ходили на свидания с теми, кого там нашли. А в 2005 году таких людей было 57%!

Вдумайтесь в это. Треть американцев сейчас и больше половины в недавнем прошлом используют дейтинговые приложения просто для времяпрепровождения, развлечения.

Давайте теперь рассмотрим эти приложения немного подробнее.

Tinder

Зикерманн в своей книге пишет, что Tinder — это просто слегка модернизированная версия Hot-or-Not. Действительно, на этом сайте была очень похожая на «свайп» механика, хотя одним только свайпом Tinder не ограничивается.

В принципе, механика свайпа больше всего напоминает незамысловатый пасьянс. У вас есть колода карт с фотографиями людей, вы раскладываете их на две стопки (нравится — не нравится). Карта с вашим изображением находится в стопках карт других игроков.

Если вы оба положили карту в правильную сторону, то можно зафиксировать промежуточную выигрышную ситуацию. Затем уже наступает другая игра, с социальной составляющей, в которую, впрочем, можно и не играть.

Свайп похож на простенький пасьянс. Красные — направо, чёрные — налево​

Картинку взял отсюда

Давайте теперь посмотрим ещё на несколько интересных механик, характерных именно для дейтинговых приложений.

Групповой свайп и другие механики

В Tinder есть фича Tinder Social, где группы до трёх человек могут искать себе пару. Можно искать как среди индивидуальных профилей, так и среди таких же групп.

Ещё в приложении есть Tinder Boost, который позволяет на 30 минут попасть в топ — выдача вашего профиля будет приоритетной.

Если вы «Super Like» кого-нибудь, то этот кто-то увидит, что понравился вам до того, как сам вас «просвайпит». Эта опция доступна раз в день.

Платные опции Tinder Plus и Gold позволяют регулировать возраст и дистанцию, на которой приложение ищет потенциальных партнёров. Также можно «раздумать» — отменить свайп, отключить рекламу. Фича Passport позволяет искать партнёров по всему миру, независимо от того, где вы находитесь сейчас. Tinder Gold позволяет просмотривать только профили тех людей, которые уже вас лайкнули.

Все эти и другие особенности Tinder идут родом из игр, где тоже можно делать апгрейды, объединяться в альянсы, получать бусты, кастовать заклинания или включать временный мод, позволяющий проходить сквозь стены. Другими словами, с точки зрения многих пользователей дейтинговые приложения ничем не отличаются от находящихся рядом с ними иконок мобильных игрушек.

In interviews, participants talked about how Tinder automatically felt less serious and more like a game just through the fact that it was on their phone.

Во время интервью участники говорили о том, что Тиндер автоматически воспринимается менее серьёзно и больше напоминает игру просто из-за того факта, что он у них в смартфоне.

Felicity Dunbar, Founding editor for Future Research Masters

Так почему же Тиндер так затягивает, и вызывает у многих зависимость? Ответ может дать это видео.

К сожалению, русских субтитров нет

Кроме свежей статистики по количеству скачиваний и платных пользователей Тиндера, в видео рассказывается о том, что создатели приложения вдохновлялись опытами Б. Скиннера. В особенности же тем, что ожидание награды через некоторое время становится важнее самой награды.

Действительно, Тиндер и подобные приложения напоминают ящик Скиннера. Они вызывают зависимость у людей по тем же причинам, что и ожидание корма у полуголодных крыс и голубей.

Есть у Tinder ещё одна очень интересная особенность: негативная мотивация в этом приложении практически отсутствует.

У вас есть ощущение, что вы контролируете ситуацию, просматриваете профили красивых (направо) и некрасивых (налево) потенциальных партнёров. Обратно же вы получаете только позитивную обратную связь: вас уведомляют, только если кто-то свайпнул вас в ответ.

Если же вы такого сообщения не получаете, это не значит, что вы кому-то не понравились. Может быть, человек просто давно не заходил в приложение или алгоритм почему-то ему вас не показал.

Паттерны поведения

В 2016 году было проведено исследование поведенческих паттернов пользователей Тиндер.

Выяснилось много интересного. Например, многие мужчины рано или поздно приходят к такой стратегии: они «говорят да» всем подряд, а потом рассматривают только тех, с кем у них «взаимная симпатия». Как вы думаете, какой процент ответов-мэтчей получают мужчины от женщин в среднем в Тиндере?

Пока вы думаете, скажу, что в 2015 году Тиндер из-за этого даже принял решение ограничить количество свайпов направо для каждых 12 часов. Это было сделано, чтобы избежать «мэтчей плохого качества, которые не ведут к общению».

Один из многочисленных авто-свайперов, оптимизирующий «работу» мужчин

Картинка отсюда

Ладно, не буду вас томить. Средний отклик женщин на свайпы мужчин — 0,6 процента! Неудивительно, что мужчины очень быстро приходят к этой модели поведения.

Женщины гораздо более избирательны, и просто так никого лайкать не будут. Зато и отклик получают в 17 раз больше чем мужчины — примерно 10%.

Есть ещё один паттерн, показавшийся мне интересным. В случае «мэтча» 21% женщин, и только 7% мужчин пишут сообщения. Среднее сообщение мужчины – 12 знаков, у женщин – 122 знака.

Не Тиндером единым

Давайте теперь рассмотрим ещё несколько приложений.

Bumble

Феминистский ответ Тиндеру​

Похоже, что создатели этого приложения хорошенько изучили паттерны поведения людей в Tinder. Главное отличие Bumble в том, что в нём женщина должна начинать общаться первой. Изначально приложение позиционировалось, как феминистское.

Многим женщинам это нравится, т.к. снижается количество придурков, которые пишут одинаковые малоинтересные сообщения длиной в 12 знаков.

Мужчинам это нравится, т.к. позволяет не тратить время на просмотр сотен профилей женщин, которые всё равно не ответят, если вы не известный актёр или у вас хотя бы нет вип-статуса в этом приложении.

С другой стороны, в Bumble на игроков оказывается очень сильное давление через механику упущенных возможностей. Написать понравившемуся человеку можно только в течение первых 24 часов. Можно растянуть это время до 48 часов, но только для одного совпадения в день. Продлить время общения можно и для нескольких партнёров в день, но за это придётся заплатить. Приложение очень настойчиво напоминает об этом.

В Bumble есть большинство механик, которые упоминались в описании Tinder, включая "BFF mode" для групповых знакомств.

Ограничение по времени и постоянные напоминания о возможности обойти правила с помощью денег закономерно воспринимаются многими пользователями, как попытки манипуляции.

Так что с точки зрения игрофикации в этом приложении есть как плюсы (хорошо сделана домашняя работа по учёту предпочтений игроков), так и минусы (слишком агрессивно применяется механика pay-to-win, что многих раздражает).

Coffee Meets Bagel

Нет бобов — нет любви​

Coffee Meets Bagel анализирует профили пользователей: каждый день в полдень вам показывают несколько потенциально интересных для вас людей.

В этом приложении всё завязано на внутренней валюте — beans, бобах. Их можно зарабатывать, если делиться контентом с друзьями или, например, подписываться на приложение в соцсетях. В основном же предполагается, что вы их будете покупать. А вот тратить их активным игрокам приходится часто. Если вы хотите подняться в выдаче, чтобы ваш профиль показали конкретному человеку или если вы хотите узнать, есть ли у вас общие друзья в Facebook, везде нужна внутренняя валюта.

Впрочем, как и в большинстве free-to-play игр, если вас устраивает медленная скорость (парочка match в день), то и покупать бобы необязательно.

Crown

​Наверное, самое игрофицированное приложение из этой статьи
Картинка отсюда

Приложение Crown гораздо больше похоже на игру, чем все, описанные выше. Но много механик или использование каких-то необычных механик — это не всегда хорошо. Не знаю, была ли причиной слишком большая сложность игры или что-то иное, но с 1 июля приложение будет закрыто.

В этом приложении поиск партнёра был оформлен, как турнирная сетка. Игра состоит в том, что вам раз в день показывают по очереди 8 пар фотографий. В каждой из пар вы должны выбрать только одно изображение. Потом вам показывают 4 пары фотографий, которые вы отобрали на предыдущем этапе.

В итоге остаётся четверо «самых достойных». Им отправляются уведомления, что вы их выбрали, и они могут написать вам, если захотят. Ваше фото тоже участвует в этой игре, так что, если повезёт, вы тоже можете получить уведомление, что вас выбрали.

Если же вы таких уведомлений не получили, то самообман, как в Тиндере, не сработает: вы точно знаете, что в "четвёрку лучших" не попали. Возможно, это и стало одной из причин, почему приложение закрывается: оно может не только подпитывать эго, но и наносить урон самооценке.

​Это действительно похоже на игру! Картинка отсюда

Кстати, не знаю, как вам, мне Crown напомнила телеигру 1990-х «Любовь с первого взгляда». Для полного совпадения надо только чтобы 16 мужчинам выдавались фото одних и тех же женщин, а женщинам — фото этих же 16 мужчин. Уведомления при этом получали бы только те, кто отвечает друг другу взаимностью. Хотя такая игра будет, пожалуй, слишком хардкорной.

Я ничего не упустил?

Есть много других приложений и сайтов для знакомств. Например, на этом сайте можно найти описание ещё 7 приложений, которые были запущены только в 2018 году. Мне, правда, показалось, что там примерно такие же механики, что и в примерах из этой статьи. Может, я ошибаюсь? Пишите в комментариях, если знаете ещё какие-нибудь интересные механики в дейтинговых приложениях.

Некоторые приложения называются довольно странно​ Картинка отсюда

В принципе, можно было бы рассказать ещё про разные интересные кейсы из оффлайновой жизни на тему любви, отношений и секса. Материала, пожалуй, хватит на ещё одну статью.

А пока посмотрите ролик о том, что может случиться, если геймифицировать сами свидания.

Ролик переведён на русский язык

На этом пока всё.

С вами был Иван Нефедьев

Подписывайтесь на обновления — это только начало.

И да пребудет с вами Fun ;)

#игрофикация #геймификация

0
5 комментариев
Ilya Brin

Все люди любят играть. Одни это делают сидя у монитора, другие играют с людьми в реальной жизни.

Приложения для знакомств - отлично для этого подходят. Есть свои кошки и свои мыши.

Наверно сейчас это самый полный лонгрид с описанием популярных механик в приложениях для знакомств.

P.S.: Автосвайпер? Будущее наступило. ☝️

Ответить
Развернуть ветку
Why42
Автор

Спасибо!

Это к вашему P.S. https://vimeo.com/111997940

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

В точку. Что наша Жизнь, Игра! Без лишних слов.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Кайзер

Why42 эта статья сконвертила меня в покупку вашей книги) надо продолжать писать посты - неплохой способ расширить базу клиентов

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Павлович

Про суп забыл

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда