Рубрика развивается при поддержке

От экономической нестабильности до цифровизации: какие риски видят компании сегодня и что они с ними делают

В 2019 году коммуникационное агентство 4D совместно с PR-сетью GlobalCom PR Network провело международное исследование и выявило наиболее важные бизнес-риски. В исследовании приняли участие представители 188 компаний из более чем 20 отраслей и 10 стран мира.

В закладки

Большинство компаний, вовлеченных в исследование, имеют предприятия и структуры на всех континентах. Они являются средними и крупными по количеству сотрудников (62%) и годовой выручке (59%). 21% этих компаний имеет доход более чем в 1 миллиард долларов в год, а 33% содержат штат в более чем 1 000 сотрудников.

Основными отраслями, представленными в опросе, являются оказание услуг, технологии, средства массовой информации и телекоммуникации, потребительские товары, здравоохранение, строительство, машиностроение и инфраструктура.

Крупнейший риск 2019-2020

Что волнует международные компании? 31% всех респондентов отметили, что самый большой риск в настоящее время – это экономическая нестабильность. Это риск, который роднит бизнесменов практически из всех стран, так, и в России, и в США, например, этот риск поставило на первое место одно и то же число респондентов – 38%. В Австралии, наоборот, в отличие от глобальной тенденции, наибольшим риском считают проблемы IT-безопасности(23%). В связи с ростом угроз киберпреступности, кражей секретной информации, хранящейся в облаке или локально, и использованием социальных сетей для организации и проведения террористических атак большинство руководителей предпринимают шаги по снижению этого типа риска, укрепляя свою киберзащиту (26%) или инвестируя в новые технологии (16%).

Политические риски и изменения в законодательстве занимают второе место среди всех рисков – в сумме 22% респондентов отмечают их значимость и проблемы с рабочей силой третье – 16%. Особо остро данная проблема выделяется в России – в качестве существенного риска его отметили 24% респондентов. А вот новые технологии в меньшей степени волнуют бизнес – в сумме такие риски, как потеря доли рынка из-за возникновения новых технологий, цифровизации и автоматизации набирают лишь 10%.

Больше половины респондентов (52%) считают, что текущая политико-экономическая ситуация может привести к кризису, а 14% считают, что кризис неизбежен, лишь 1% твердо уверены, что их бизнесу ничего не угрожает. В России не нашлось респондентов, которые твердо уверены, что кризиса не будет, но большее число опрошенных оказались более оптимистичны, чем в среднем по миру – полагающих, что это все же не произойдёт, оказалось 76% (против 52% в мире), а количество тех, кто считает угрозу для бизнеса крайне высокой, среди россиян оказалось в 6 раз меньше, чем в среднем в мире, - лишь 5% думают, что потенциальный вред будет очень серьезным.

Четверть респондентов считает, что этот кризис принесет им большие финансовые потери и долги, 21% ожидают, что потеряют долю рынка, тогда как 15% думают, что итогом для них может стать полная невозможность продолжать ведение бизнеса.

Каждая компания, с которой проводилось интервью, уверяла, что готовится к непредвиденным обстоятельствам. Опять же, среди российских компаний больше тех, кто готов к кризису, - так считают 52% российских компаний (против 42% мировых). Интересно, что лишь 15% ответили, что не готовы к кризису, тогда как среди мировых компаний таких набралась треть.

Управление рисками

Почти половина опрошенных руководителей убеждены, что их компании столкнутся с потенциальным кризисом, а 43% утверждают, что они к нему готовы.

Тем не менее, каждая организация, участвующая в опросе, готовится к непредвиденным обстоятельствам и ищет альтернативы для укрепления своей деятельности.

Основными стратегиями, используемыми для решения проблемы экономической нестабильности, являются: поиск новых рынков или ниш, диверсификация продукции и сокращение издержек. Другие подходы включают улучшение финансового планирования, маркетинга, поиск новых клиентов, укрепление лояльности и отношений с правительством.

В ходе опроса было также выявлено, что лучшая команда по урегулированию кризисных ситуаций будет включать в себя людей из таких сфер как: технологии, коммуникации, финансы, связи с общественностью и право. Баланс между различными областями и единообразие ответов респондентов позволяет предположить, что они имеют более современное представление о новой социальной экосистеме, где компаниям необходимо понимать, что угрозы могут не только исходить из разных источников, но и одновременно воздействовать на различные сферы деятельности компании. Также, большинство опрошенных заявили, что риск-менеджмент уже стал частью их корпоративной культуры в той или иной степени.

Респонденты подчёркивают, что особенно важны профессиональные пресс-секретари, умеющие работать с кризисными ситуациями, и специально подготовленная PR-группа. Неудивительно – ведь 12% считают, что итогом кризиса для них будут репутационные потери, которые могут привести к реальным финансовым потерям и потере доли рынка.

Крупнейшие риски в России

В соответствии с мировыми тенденциями 38% российских руководителей считают, что наибольшим риском для бизнеса в ближайшие 12 месяцев станет экономическая нестабильность. Вторым по величине риском (33%) назвали политические вопросы. Эта цифра более чем в два раза превышает средний мировой показатель. На третьем месте находится рабочая сила с 24% ответов.

Если мы посмотрим на текущую ситуацию в стране и причины, названные опрошенными, то Российская экономика медленно восстанавливается после рецессии, вызванной падением цен на нефть в последние несколько лет.

Несмотря на то, что Всемирный банк прогнозирует рост ВВП на 1,8% в 2020 и 2021, руководители считают, что по-прежнему существует ряд факторов, затрудняющий развитие, которые могут стать причиной кризиса. Например, отсутствие инфраструктуры, сложность трудового законодательства, отозванные лицензии, изменения в действующих правилах, а также колебания валютных курсов и снижение покупательской способности.

Среди других трудностей опрошенные отметили отсутствие квалифицированной рабочей силы и недостаточный контроль над сырьем для местного производства.

Вероятность того, что эти риски перерастут в кризис, высока. 14% уверены, что эта вероятность очень высока, а 14% ответили нейтрально. Однако ни один респондент не ответил, что вероятности возникновения кризиса нет.

Никто из руководителей не сказал, что это не приведет к убыткам, при этом 5% заявили, что вред от потенциального кризиса будет большим, а 76% спрогнозировали его наличие. 27% ожидают потери доли рынка, а 25% - ухудшения финансового положения. Около 52% считают, что они готовы к возможному кризису, в то время как 10% заявили, что они не готовы, а 5% - что они совсем не готовы.

Российские компании предприняли широкий комплекс мер по снижению этих рисков. Основными шагами являются инвестиции в новые технологии и диверсификация портфеля продуктов, на долю которых приходится по 11% ответов. Но некоторые из компаний также уделяют внимание поиску новых клиентов, расширению маркетинговых стратегий, разработке программ поощрения талантливых сотрудников и тщательному мониторингу изменений в законодательстве. Опрошенные считают, что основными областями, которые могут помочь в ситуации кризиса, являются технологии (25%) и человеческие ресурсы (23%).

19% заявили, что управление рисками является неотъемлемой частью культуры компании, 33% называют его частью культуры, а 43% говорят, что оно лишь частично интегрировано в культуру компании.

Основными инструментами по регулированию кризиса в России являются обученные команды по связям с общественностью и коммуникациям, а также различные методологии антикризисного управления. Учитывая эти ответы, неудивительно, что 62% уверены в важности коммуникации во время кризиса, а 19% считают, что она очень важна.

Заключение

Нестабильная обстановка последних лет, возникшая в результате геополитических перемен и влияния экономических сил, по мнению руководителей, является причиной главных рисков, ожидаемых в ближайшее время. Поскольку в 2020 гг. ожидается замедление темпов мирового экономического роста, компании по всему миру ищут альтернативные стратегии защиты своего бизнеса на случай, если эти угрозы действительно перерастут в кризис (наиболее ожидаемый, по мнению большинства, вариант). Наиболее популярными мерами являются попытки открыть новые рынки и диверсифицировать портфель продуктов.

Важнейшей проблемой является нехватка квалифицированной рабочей силы, которая должна уметь адаптироваться к рабочим процессам, требующим эффективного взаимодействия с коллегами и большей самостоятельности.

Развитие технологий негативно повлияет на компании, не принимающие тенденции перехода на цифровой формат или новые бизнес-модели. Большинство руководителей намерены устанавливать отношения с новыми партнерами, чтобы вывести свое предприятие на качественно новый уровень и бороться с конкурентами, особенно со стартапами, на равных условиях. Однако значительное число руководителей уже сейчас понимают, что им придется инвестировать в инновационные инструменты, и эти инвестиции крайне важны. Развитие технологий также вызывает много вопросов, касающихся безопасности. Кибератаки и кража конфиденциальных данных являются лишь двумя из рисков, на которые стоит обратить внимание в первую очередь. По вполне очевидным причинам с технологиями связаны и надежды компаний в период кризиса, и эту задачу доверяют ИТ-отделам.

В новом обществе, обществе взаимодействия, коммуникации являются вторым по популярности инструментом, к которому прибегают руководители, убежденные, что это важный аспект успешного управления непредвиденными обстоятельствами и снижения риска и вреда. Несмотря на то, что все опрошенные руководители представляют различные рынки, в целом компании убеждены, что управление рисками теперь является частью корпоративной культуры, и они готовы к вызовам времени. Теперь они могут воспользоваться множеством инструментов, которые ранее были доступны только избранным организациям, а теперь являются ключевым элементом плана обеспечения безопасной, осуществимой и непрерывной деятельности компании.

С полной версией исследования вы можете ознакомиться по ссылке: https://4dpr.ru/4dpr_globalcom_bsa.pdf

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Коммуникационное агентство 4D", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 108401, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 21 Feb 2020 15:24:59 +0300", "is_special": false }
Простой коллтрекинг
для малого бизнеса
Новый алгоритм с
настройкой в два клика
Узнать больше
Коллтрекинг
без боли
Простые настройки
Умный алгоритм
Чистая аналитика
Подробнее
Простой коллтрекинг
для малого бизнеса
Знание источников продаж
постичь ты сможешь
познать
Простой коллтрекинг
для малого бизнеса
Знание источников продаж
постичь ты сможешь
постичь
(function(d, w) { var analyticsCategory = "CoMagic branding"; var sendEvent = function sendEvent(label) { var action = arguments.length > 1 && arguments[1] !== undefined ? arguments[1] : "Click"; var value = "" .concat(analyticsCategory, " \u2014 ") .concat(label, " \u2014 ") .concat(action); console.log("Analytics: %c".concat(value), "color: #E87E04"); if (window.dataLayer !== undefined && analyticsCategory) { window.dataLayer.push({ event: "data_event", data_description: value }); } }; var rand = function rand(min, max) { min = Math.ceil(min); max = Math.floor(max); return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min; }; var id = rand(1, 4); var head = document.querySelector(".comagic-branding-head"); head.setAttribute("data-comagic", id); sendEvent(id + " — Header", "Init"); head.addEventListener("click", function() { sendEvent(id + " — Header"); }); var branding = document.querySelector( '.comagic-branding[data-comagic="' + id + '"]' ); branding.style.display = "block"; sendEvent(id + " — Footer", "Init"); branding.addEventListener("click", function() { sendEvent(id + " — Footer"); }); })(document, window);
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир