{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

От экономической нестабильности до цифровизации: какие риски видят компании сегодня и что они с ними делают

В 2019 году коммуникационное агентство 4D совместно с PR-сетью GlobalCom PR Network провело международное исследование и выявило наиболее важные бизнес-риски. В исследовании приняли участие представители 188 компаний из более чем 20 отраслей и 10 стран мира.

Большинство компаний, вовлеченных в исследование, имеют предприятия и структуры на всех континентах. Они являются средними и крупными по количеству сотрудников (62%) и годовой выручке (59%). 21% этих компаний имеет доход более чем в 1 миллиард долларов в год, а 33% содержат штат в более чем 1 000 сотрудников.

Основными отраслями, представленными в опросе, являются оказание услуг, технологии, средства массовой информации и телекоммуникации, потребительские товары, здравоохранение, строительство, машиностроение и инфраструктура.

Крупнейший риск 2019-2020

Что волнует международные компании? 31% всех респондентов отметили, что самый большой риск в настоящее время – это экономическая нестабильность. Это риск, который роднит бизнесменов практически из всех стран, так, и в России, и в США, например, этот риск поставило на первое место одно и то же число респондентов – 38%. В Австралии, наоборот, в отличие от глобальной тенденции, наибольшим риском считают проблемы IT-безопасности(23%). В связи с ростом угроз киберпреступности, кражей секретной информации, хранящейся в облаке или локально, и использованием социальных сетей для организации и проведения террористических атак большинство руководителей предпринимают шаги по снижению этого типа риска, укрепляя свою киберзащиту (26%) или инвестируя в новые технологии (16%).

Политические риски и изменения в законодательстве занимают второе место среди всех рисков – в сумме 22% респондентов отмечают их значимость и проблемы с рабочей силой третье – 16%. Особо остро данная проблема выделяется в России – в качестве существенного риска его отметили 24% респондентов. А вот новые технологии в меньшей степени волнуют бизнес – в сумме такие риски, как потеря доли рынка из-за возникновения новых технологий, цифровизации и автоматизации набирают лишь 10%.

Больше половины респондентов (52%) считают, что текущая политико-экономическая ситуация может привести к кризису, а 14% считают, что кризис неизбежен, лишь 1% твердо уверены, что их бизнесу ничего не угрожает. В России не нашлось респондентов, которые твердо уверены, что кризиса не будет, но большее число опрошенных оказались более оптимистичны, чем в среднем по миру – полагающих, что это все же не произойдёт, оказалось 76% (против 52% в мире), а количество тех, кто считает угрозу для бизнеса крайне высокой, среди россиян оказалось в 6 раз меньше, чем в среднем в мире, - лишь 5% думают, что потенциальный вред будет очень серьезным.

Четверть респондентов считает, что этот кризис принесет им большие финансовые потери и долги, 21% ожидают, что потеряют долю рынка, тогда как 15% думают, что итогом для них может стать полная невозможность продолжать ведение бизнеса.

Каждая компания, с которой проводилось интервью, уверяла, что готовится к непредвиденным обстоятельствам. Опять же, среди российских компаний больше тех, кто готов к кризису, - так считают 52% российских компаний (против 42% мировых). Интересно, что лишь 15% ответили, что не готовы к кризису, тогда как среди мировых компаний таких набралась треть.

Управление рисками

Почти половина опрошенных руководителей убеждены, что их компании столкнутся с потенциальным кризисом, а 43% утверждают, что они к нему готовы.

Тем не менее, каждая организация, участвующая в опросе, готовится к непредвиденным обстоятельствам и ищет альтернативы для укрепления своей деятельности.

Основными стратегиями, используемыми для решения проблемы экономической нестабильности, являются: поиск новых рынков или ниш, диверсификация продукции и сокращение издержек. Другие подходы включают улучшение финансового планирования, маркетинга, поиск новых клиентов, укрепление лояльности и отношений с правительством.

В ходе опроса было также выявлено, что лучшая команда по урегулированию кризисных ситуаций будет включать в себя людей из таких сфер как: технологии, коммуникации, финансы, связи с общественностью и право. Баланс между различными областями и единообразие ответов респондентов позволяет предположить, что они имеют более современное представление о новой социальной экосистеме, где компаниям необходимо понимать, что угрозы могут не только исходить из разных источников, но и одновременно воздействовать на различные сферы деятельности компании. Также, большинство опрошенных заявили, что риск-менеджмент уже стал частью их корпоративной культуры в той или иной степени.

Респонденты подчёркивают, что особенно важны профессиональные пресс-секретари, умеющие работать с кризисными ситуациями, и специально подготовленная PR-группа. Неудивительно – ведь 12% считают, что итогом кризиса для них будут репутационные потери, которые могут привести к реальным финансовым потерям и потере доли рынка.

Крупнейшие риски в России

В соответствии с мировыми тенденциями 38% российских руководителей считают, что наибольшим риском для бизнеса в ближайшие 12 месяцев станет экономическая нестабильность. Вторым по величине риском (33%) назвали политические вопросы. Эта цифра более чем в два раза превышает средний мировой показатель. На третьем месте находится рабочая сила с 24% ответов.

Если мы посмотрим на текущую ситуацию в стране и причины, названные опрошенными, то Российская экономика медленно восстанавливается после рецессии, вызванной падением цен на нефть в последние несколько лет.

Несмотря на то, что Всемирный банк прогнозирует рост ВВП на 1,8% в 2020 и 2021, руководители считают, что по-прежнему существует ряд факторов, затрудняющий развитие, которые могут стать причиной кризиса. Например, отсутствие инфраструктуры, сложность трудового законодательства, отозванные лицензии, изменения в действующих правилах, а также колебания валютных курсов и снижение покупательской способности.

Среди других трудностей опрошенные отметили отсутствие квалифицированной рабочей силы и недостаточный контроль над сырьем для местного производства.

Вероятность того, что эти риски перерастут в кризис, высока. 14% уверены, что эта вероятность очень высока, а 14% ответили нейтрально. Однако ни один респондент не ответил, что вероятности возникновения кризиса нет.

Никто из руководителей не сказал, что это не приведет к убыткам, при этом 5% заявили, что вред от потенциального кризиса будет большим, а 76% спрогнозировали его наличие. 27% ожидают потери доли рынка, а 25% - ухудшения финансового положения. Около 52% считают, что они готовы к возможному кризису, в то время как 10% заявили, что они не готовы, а 5% - что они совсем не готовы.

Российские компании предприняли широкий комплекс мер по снижению этих рисков. Основными шагами являются инвестиции в новые технологии и диверсификация портфеля продуктов, на долю которых приходится по 11% ответов. Но некоторые из компаний также уделяют внимание поиску новых клиентов, расширению маркетинговых стратегий, разработке программ поощрения талантливых сотрудников и тщательному мониторингу изменений в законодательстве. Опрошенные считают, что основными областями, которые могут помочь в ситуации кризиса, являются технологии (25%) и человеческие ресурсы (23%).

19% заявили, что управление рисками является неотъемлемой частью культуры компании, 33% называют его частью культуры, а 43% говорят, что оно лишь частично интегрировано в культуру компании.

Основными инструментами по регулированию кризиса в России являются обученные команды по связям с общественностью и коммуникациям, а также различные методологии антикризисного управления. Учитывая эти ответы, неудивительно, что 62% уверены в важности коммуникации во время кризиса, а 19% считают, что она очень важна.

Заключение

Нестабильная обстановка последних лет, возникшая в результате геополитических перемен и влияния экономических сил, по мнению руководителей, является причиной главных рисков, ожидаемых в ближайшее время. Поскольку в 2020 гг. ожидается замедление темпов мирового экономического роста, компании по всему миру ищут альтернативные стратегии защиты своего бизнеса на случай, если эти угрозы действительно перерастут в кризис (наиболее ожидаемый, по мнению большинства, вариант). Наиболее популярными мерами являются попытки открыть новые рынки и диверсифицировать портфель продуктов.

Важнейшей проблемой является нехватка квалифицированной рабочей силы, которая должна уметь адаптироваться к рабочим процессам, требующим эффективного взаимодействия с коллегами и большей самостоятельности.

Развитие технологий негативно повлияет на компании, не принимающие тенденции перехода на цифровой формат или новые бизнес-модели. Большинство руководителей намерены устанавливать отношения с новыми партнерами, чтобы вывести свое предприятие на качественно новый уровень и бороться с конкурентами, особенно со стартапами, на равных условиях. Однако значительное число руководителей уже сейчас понимают, что им придется инвестировать в инновационные инструменты, и эти инвестиции крайне важны. Развитие технологий также вызывает много вопросов, касающихся безопасности. Кибератаки и кража конфиденциальных данных являются лишь двумя из рисков, на которые стоит обратить внимание в первую очередь. По вполне очевидным причинам с технологиями связаны и надежды компаний в период кризиса, и эту задачу доверяют ИТ-отделам.

В новом обществе, обществе взаимодействия, коммуникации являются вторым по популярности инструментом, к которому прибегают руководители, убежденные, что это важный аспект успешного управления непредвиденными обстоятельствами и снижения риска и вреда. Несмотря на то, что все опрошенные руководители представляют различные рынки, в целом компании убеждены, что управление рисками теперь является частью корпоративной культуры, и они готовы к вызовам времени. Теперь они могут воспользоваться множеством инструментов, которые ранее были доступны только избранным организациям, а теперь являются ключевым элементом плана обеспечения безопасной, осуществимой и непрерывной деятельности компании.

С полной версией исследования вы можете ознакомиться по ссылке: https://4dpr.ru/4dpr_globalcom_bsa.pdf

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда