Чек-лист: нужен ли блог на коммерческом сайте

Все говорят: на сайте нужен блог. Раньше его заводили сайтостроители для забивки пустого места, потом появились SEO-шники, которые сказали, что это траст и трафик, а значит, нужен. Сейчас свой блог имеют почти все компании, начиная от «Тинькофф» и заканчивая местной службой доставки воды.

Кадр из фильма "Гараж"​

Но вопрос в том, нужен ли блог конкретно вам? Именно для вас это неиссякаемый поток заказов или воз без колес для хромой кобылы?

Давайте разберемся, что надо учитывать перед тем как бросать клич авторам на бирже копирайтинга.

1. Сложность продукта

Если у вас простой товар, например, хлеб, доставка еды или хозяйственное мыло, то никому, кроме вас и ваших сотрудников, не интересно читать о нем. Если ваш товар имеет мало характеристик, скорее всего, покупатель не будет тратить время даже на чтение этикетки, а уж тем более искать информацию о нем целенаправленно.

Здесь, конечно, можно сломать шаблоны и создать достойный контент, примерив на себя цилиндр Пушкина. Но это уже будет художественная литература, а не контент-маркетинг. А художественная литература не продает.

Если ваш продукт достаточно сложный (дома, станки, велосипеды или услуги), вам необходимо создавать контент.

2. Стадии созревания клиента

Обычно, но не всегда, эти стадии напрямую связаны со сложностью продукта. Чем сложнее продукт, тем дольше клиент выбирает и проходит все классические этапы созревания к покупке.

Вот классический пример:

Осознание потребности – Петя стал на весы и понял, что потолстел.

Поиск информации – можно сесть на жесткую диету или заняться спортом.

Сравнение решений – оптимальным будет бассейн и йога.

Сравнение поставщиков – кто ближе, дешевле и предоставляет больше опций.

Покупка – покупка абонемента.

Естественно, если Петя на ранних этапах наткнулся на ваш контент, то уже подойдя к покупке, ваши шансы получить Петю в качестве покупателя значительно возрастают.

Самая ожесточенная борьба между автопроизводителями идет как раз на форумах, т. е. на начальных стадиях созревания. Здесь растят покупателей и зарождаются целые династии приверженцев бренда. Если человек определил для себя, что ему подойдет, например, Ниссан, уже никакая красочная и дорогая реклама Тойоты не изменит его планов на пути в автосалон. Кто раньше встал и написал, того и клиент.

3. Гео

Информационные запросы в поисковой выдаче не привязаны к региону. Ваша статья «Как выбрать фитнес-клуб» приведет зевак со всей страны. Вероятность того, что посетитель будет именно из вашего города, 1 к 100. Поэтому местному бизнесу блог на сайте принесет немного бонусов.

Если же у вас интернет-магазин с точками выдачи по всей стране, то хороший контент – вариант получить много трафика. Да, конверсия будет невысокой, но и трафика здесь больше, и добыть его проще, чем бесконечно бороться за топ выдачи за запросы со словом "купить" и "заказать".

В этом пункте могут быть исключения. Иногда информационные запросы все же имеют геопривязку, например, "блог об отдыхе в Анапе", "достопримечательности Твери". Здесь можно успешно получать целевой геотрафик через информационные статьи.

4. Доступность заказа

Посетитель, читающий вашу статью, должен иметь возможность в пару кликов конвертнуться в покупателя. Если для покупки вашего товара надо встать и куда-то ехать, человек, скорее всего, предпочтет купить нужный продукт рядом с домом. Это не касается сложных и уникальных продуктов (авторская стрижка, восстановление дисков), ради них человек реально может поехать в другой конец города.

5. Наличие поисковых запросов

Чтобы получать трафик из поисковой выдачи, надо чтобы эти самые запросы существовали. Посмотрите, что именно ищут люди по вашей теме в Вордстате.

Если у вас инновационный продукт, скорее всего, вам надо смотреть в сторону экспертного контента на сторонних сайтах. Ведь вашу услугу никто не ищет в поиске, поэтому статьи в блоге трафик не принесут.

Но и здесь есть вариант собирать трафик по смежным запросам, которые вводит ваша целевая аудитория. И обязательно разместить на сайте базу знаний (она же F.A.Q.) для объяснения сути вашего продукта.

Суммируя все написанное, уже можно выделить основные преимущества и недостатки блога на сайте.

Основные плюсы блога на сайте:

  • Обновляемость сайта. Поисковики любят, когда сайт обновляет информацию. Это значит, что он актуален.
  • Рост количества страниц. Чем больше количество страниц, тем выше траст/авторитет сайта.
  • Выше поведенческие. Интересный контент за счет дочитываемости увеличивает время, проведенное на сайте, количество просмотренных страниц.
  • Дополнительный поисковый трафик. По инфозапросам трафик проще привлекать, и его больше, чем коммерческого.
  • Практически вечный трафик. Написанная один раз статья будет приносить вам трафик через год и через 10 лет. Если, конечно, вы будете банально поддерживать и обновлять свой сайт.
  • Демонстрация экспертности и повышение лояльности.
  • Коммуникация с потребителями в комментариях.
  • Нативная презентация своего продукта в тексте, повышая конверсию.

Минусы блога:

  • Низкая конверсия. Вероятность заказа намного ниже, особенно, если ваш продукт продается в одном регионе.
  • Сложно оценить эффект, так как блог косвенно улучшает SEO-показатели.
  • Длительный период выхода в топ. Статьи выходят на свой максимум трафика в течение года.
  • Высокая стоимость. Для ощутимого эффекта надо писать большие циклы статей, разрабатывать темы вглубь и вширь.

А для вашего удобства я составил короткий автоматический опросник, который сразу покажет, насколько будет полезен блог на вашем сайте. Интересно, кто-то наберет максимальные 100%?

0
36 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Зимненко

Приветствую. Знаете я и статью вашу прочитал, и опросник прошел. Понятно дело, что вы немножко себя порекламировали. У меня после прочтения появился 1 вопрос: в чем полезность вашей статьи для аудитории VC? Практическая ценность в ней какая? 

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Седуш

Сформулировать для себя вывод: нужен блог вашему бизнесу, тратить на него деньги/время/нервы или же отдать предпочтение другим видам продвижения

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Да, именно) Как раз писал ответ, но вы опередили) Часто люди, увидев графики роста трафика, сразу бегут заказывать статьи. Но не факт, что у них этот трафик будет конвертиться, а статьи окупаться. Да и вообще будет ли этот трафик. Отдельная история когда хотят статьи, а на сайте даже базового SEO нет. Для быстрой отдачи уж лучше в таргетинг вложиться или контекстку.  Блог это игра в долгую и когда уже все остальное сделано. Вишенка на торте)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев

Блог ведут не только для трафика. Едва ли не самое важное - закрытие вопросов. Я зашёл на сайт магазина, посмотрел товар, появился вопрос и в поисках ответов ушел на другой сайт, а там внезапно есть и магазин. Если вы продаете пылесос, то страница этого пылесоса должна ответить на все вопросы (!), а уж тогда это станет теми же поведенческими факторами.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

"в поисках ответов ушел на другой сайт". Подозреваю, что через поисковик и ушли. 
Насчет пользы согласен. Контент не только привлекает, но и удерживает посетителя. 

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев
Подозреваю, что через поисковик и ушли. 

Разумеется. Наверняка видели в вебвизоре как пользователь выделяет не понятный текст и уходит за ответом.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Все прекрасно склоняется) От добавления букв "фф" фамилия не перестает быть русской)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Ну, допустим, вы меня переубедите - я решу пренебречь правилами русского языка и перестану склонять Тинькоффа. Но как быть с этими деятелями?)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Если вы хотите придумать свои собственные правила склонения, еще не поздно выступить с инициативой. Говорят правки еще принимают) 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Бондаренко

Зайдите на сайт банка и посмотрите, как они пишут. В приведенных вами примерах люди допускают ошибку.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

 Начнем с того, что названия компаний можно и нужно склонять, например, "в мазде", "в тойоте".  Почему "акционеры Сбербанка" допустимо, а "акционеры Тинькоффа" нельзя?  
Во-вторых почему вдруг вы решили, что редакторы ведущих изданий (rbc, inc, banki.ru, village, регнум и т.д.) настолько безграмотны, что допускают ошибки в заголовках? 
 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

Скопипащу у Ильяхова, просто в данном случае он прав:

названия вроде «МТС Украина» или «Микрософт Россия» — это набор слов, как «Жвачка катастрофический» или «Путь Сорочаны выкуплено». В русском языке они не склоняются никак, потому что нечему склоняться: нет главного слова. 

 В договоре можно выкрутиться родовым словом, которое будет склоняться:

Генеральный директор закрытого акционерного общества «МТС Украина» (на самом деле — закрытого акционерного общества «Украинская мобильная связь»)
Если бы в названии появились связи между словами, тогда бы всё склонялось: 

 «Микрософт России» → Сотрудники «Микрософта России»
«Мобильные телесистемы Украины» → Сотрудники «Мобильных телесистем Украины» «Почта России» → Сто отделений «Почты России»
Здесь Россия и Украина связаны с названием компании родительным падежом и не зависят от склонения всего названия: 

Компания «Микрософт России»
Без «Микрософта России»
В «Микрософт России»
Жалоба «Микрософту России»
Открыты «Микрософтом России»
О «Микрософте России»
Синтаксические связи в названии компании — хорошо. Набор слов на английский манер — плохо.

От себя: акционеры "Тинькофф Банка"... - вот так будет правильно.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Естественно, если добавляем "Банк" то склоняем "банка", а "Тинькофф" нет. Я не спорю. Это также как и "ехал в автомобиле мазда", и "ехал в мазде" и так и так правильно. 

"В Тинькоффе" редакторы ведущих изданий склоняют. И это абсолютно по правилам. Вот в гугле  пожалуйста весь список "нарушителей":  https://www.google.ru/search?client=opera&q="тинькоффа"&sourceid=opera&ie=UTF-8&oe=UTF-8

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

Ну вот и ответ. В приведенном вами примере ошибка скорее в том, что написали просто "Тинькофф" и просклоняли без "Банка". Тогда как лучше смотрелось бы все полностью. Это тоже редактура - пример, когда редактор за деревьями леса не увидел

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Зря спорим) Редактор vc уже все исправил в вашу пользу)) «Тинькофф». 

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Поверхностная статья о контент-маркетинге (вынесите это в заголовок, чтобы было понятнее).

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Заголовок релевантный -  статья именно о блоге на сайте. И это лишь малая часть контент-маркетинга. Сам контент-маркетинг включает в себя больше каналов и инструментов. Это понятие очень широкое, чтобы уместиться в одной статье) Но я оценил ваш максимализм)

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Ага, я обратила внимание, что оценили минусом :)) Но вы не переживайте, мне на них все равно :)

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Ну вот такая у меня своеобразная шкала оценок) А вообще да, любая оценка это хорошо. Плохо когда вообще нет никакой реакции. Так что спасибо за участие в обсуждении)

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Иванов

Всё по делу!

Ответить
Развернуть ветку
Маша Горская

Для меня любой блог, даже на коммерческом сайте, должен иметь фактор полезности в первую очередь. Иначе он мне просто не интересен.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Ну так если статья не полезная, то и трафика не будет. Поведенческие сейчас в фаворе) Релевантность и поведенческие вот и все SEO для контента, если вкратце)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Глухов

Нужен, при верно подобранной семантике, разумеется. Идёт улучшение текстового фактора ранжирования. Могут быть проблемы с релевантной страницей, но их можно решить. Внутренние ссылки усиливаются, ПФ в некоторой части. В одном комментарии не опишешь.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Да, блог комплексно усиливает сайт за счет количества страниц, роста ПФ, обновляемости и перелинковки. Если так рассуждать то только плюсы по сути. Вопрос в том, чтобы статьи привлекали трафик, поэтому естественно его надо делать по семантической структуре.  

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шамин

Если так рассуждать, то только плюсы. А если рассуждать с позиции насколько это рентабельно в перспективе года-двух с учетом всех денежных и временных вложений, то для условного банка Тинькофф это в плюс, а для конкретного малого бизнеса может сработать и в минус. 

Поделитесь кейсами в следующий раз, если они у вас есть, когда бы блог действительно был бы "только плюсом". В противном случае, я вот как руководитель читаю материал и полезности ноль, все это уже и так давно известно. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Сложно написать материал сразу для людей всех уровней понимания интернет-маркетинга. Поэтому я ориентируюсь на среднее арифметическое) Для кого-то это очевидные вещи, для кого-то открытие.

Насчет кейсов. Вот есть чистый кейс - авиасайт. Не было ни ссылок ни другого внешнего продвижения, только статьи https://digitalweb.ru/za-god-trafik-vyros-v-48-raz/
В коммерческом сегменте все смешано (SMM, контекстка и таргетинг) и реальную пользу блога сложнее оценить. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шамин

Прочитал статью по ссылке. Вот знаете, даже если верить скринам (непонятно, почему они не из Метрики или Гугла), отзыву клиента и словам автора статьи, не для всех рецепт "делайте контент и будет вам счастье - ссылки не нужны" работает. 

Мы недавно 100 статей за этот год написали и выложили, 300 страниц нового сайта в индекс выгрузили, все оптимизировано, имеет структуру и проч., видимость в Google почти нулевая. Google вообще нас не воспринимает. Хоть пиши контент, хоть не пиши. 

Поэтому не экстраполируйте практику одного кейса на всю вашу seoшную практику, говорю как заказчик)

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Вот "все оптимизировано" это очень растяжимое понятие. То что вы считаете таковым может быть совсем не оптимизированным. Хорошая статья, кроме хорошего содержания, должна иметь правильное форматирование, иерархию подзаголовков, перелинковку. Даже размер шрифта имеет значение. Еще есть семантическая структура сайта - когда ядро разбивается на явно разные темы, которые не пересекаются по ключевикам. Да банально могут быть технические ошибки на самом сайте. Покажите ваш сайт - я скажу что не так. 

    

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря

Для коммерческих сайтов я делаю раздел "Статьи", но по информационному запросу Яша выдаёт информационные сайты. Я что-то делаю не так или это так должно быть?

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Значит у информационных сайтов, скорее всего, глубже и полнее проработана семантика. Вот здесь я описал основные признаки хорошего контента https://vc.ru/life/79645-kak-vyzhit-kontentu-v-epohu-informacionnogo-vzryva
Но вы можете прислать мне ссылку на свой сайт в личные сообщения - посмотрю что с ним. 

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Калиниченко

В свое время заморачивался над созданием тематического контента на тему наших товаров в интернет магазине (товары для рукоделия), перелопатили кучу тем для статей и нормально приносили целевой трафик только мастер классы, в которых было на примерах рассказано как применять товары, которые мы продавали. Кто то скажет "Спасибо, КЭП" и будет прав, но тогда лет 9 назад, для меня этот вывод не был очевидным и я прошел тот путь который рассказываю сейчас тут. Потом был период каждодневного воровства контента, когда люди/роботы приходили и тупо копипастили материалы себе в соц сеточки. Особенно я угарал над контент менеджерами конкурентов, которые воровали контент прямо с адресом нашего сайта на фотках в свои паблики. После нескольких тыканий носом в ворованные посты, администраторы групп просто забанили меня. Года 4 назад приняли решение делать видеоканал, с которого до сих пор приходят клиенты, за распространение контента не переживаю, т.к. видеоролики забрендировали и голосом и текстом и заставками. После чего количество брендовых и прямых запросов выросло. 
К чему я все это? "Выращивать" статьи для целевого трафика на своем сайте это конечно хорошо, но не всегда затраты оправданы, особенно на длинной дистанции. Сайту (с точки зрения поисковых систем) с продажей товаров/услуг по большому счету без разницы откуда на него льется трафик, вопрос только в его количестве и насколько он целевой. С гораздо бОльшим успехом можно публиковать тематические статьи на тематическом сайте или делать видео для своего видеоканала - эти вещи на длинной дистанции будут гораздо лучше работать. Для примера: на нашем видеоканале не публиковались ролики уже больше года, но там есть стабильные просмотры и переходы на сайт каждый месяц.
Кстати, есть лайфхак. Если вы все же хотите наполнять статьями свой сайт, то самый простой вариант - брать видеоролики с тематических каналов, оцифровывать в текст с картинками-скриншотами и выкладывать к себе на сайт. Это дешево, это уникально и можно вставлять ролик в конце статьи (вряд ли кто то из владельцев видеоканала откажется от халявных просмотров). Оцифровав несколько своих же видеороликов и разместив на своем сайте, я получил (а может получаю до сих пор) от 300 до 500 приходов на каждую статью в месяц. Связано это со структурой данных на Ютубе и крайне скудным описанием видеороликов (никто не делает транскрибацию голоса в текст для заполнения описания видеоролика), которое никто не читает.
Надеюсь, кому то пригодится мой опыт и он сразу будет делать как нужно а не как рекомендует автор данной статьи. Автора не хочу обидеть, но если он и правда является "экспертом" то он должен был понимать что развитие блога на своем сайте - история, которая окупится через несколько лет. В то время как при тех же трудозатратах но при размещении на более посещаемом ресурсе это может быть и быстрее и перспективнее.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda
Автор

Спасибо за такой развернутый ответ. Действительно ваш большой опыт очень полезен. 
То, что для вас очевидно не очевидно для остальных. 
Да, авторский полезный контент будет лучше ранжироваться. Сейчас все смещается в поведенческие. 
Насчет статей с видео - да это также работает в плюс. Есть исследование (буржуйское по гуглу - несложно его найти) о том, что чем больше типа контента на одной странице тем выше позиции. Т.е. страница с текстом, фото, видео и аудио будет иметь преимущество. И это логично.

При этом вы не упомянули в своем комментарии про семантику. А это до сих пор важный фактор. Без сбора поисковых запросов в топ выбиться очень очень сложно. Поэтому "фишка" нашей работы именно качественное ТЗ. В этой теме мы уже 5 лет и за это время имеем некоторый опыт в продвижении текстов. 

Вот для примера как мы за год вывели сайта на месячную посещаемость в 150 тыс  исключительно оптимизированными статьями https://digitalweb.ru/za-god-trafik-vyros-v-48-raz/

Это инфосайт с монетизацией через партнерку. Доходы превысили расходы менее чем за год. На коммерческом сайте все еще быстрее) В недвижимости одна сделка окупает 2 года работы. И такой опыт тоже есть. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Разворотнев

Как оцените статьи? https://dmitriyrazvorotnev.wixsite.com/airland/blog

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда