Рубрика развивается при поддержке
Маркетинг
Reactive Media
158

ITheatre: закулисья театральной разработки и культурного маркетинга

В 2019-м мы заняли шестое место в Рейтинге Рунета среди разработчиков сайтов в теме культуры и искусства. Обогнав Лебедева и другие топ-студии. Очевидно, что компании из верхушки рейтингов не очень любят работать с культурным кластером. Почему?

В закладки

Первый театральный опыт мы приобрели 10 лет назад. Продажей через личные связи удалось взять разработку сайта для «Пермского театра оперы и балета». Вскоре в рамках ребрендинга с аналогичной задачей к нам обратился пермский «Театр-Театр». Оба театра имеют всероссийскую известность, что в итоге принесло нам два кейса федерального масштаба и интерес других регионов. С того момента к нам обратилось порядка 30 культурных учреждений. С некоторыми получилось заключиться и реализовать не один проект. Делимся полученным опытом и идеями по продажам и развитию.

Деньги

Больная тема – бюджет. Всегда старайтесь узнать или понять пути финансирования клиента. Например, краевые культурные учреждения имеют право самостоятельно управлять средствами от продажи билетов. Это позволяет им вносить корректировки в свое развитие в течение года. С муниципальными – другая история: они должны получать деньги из бюджета, затем отправлять полученные от продаж средства назад в бюджет и потом просить обратно. В этом случае часто приходится слышать, что все запланированные на айтишку средства в этом году уже потрачены и давайте-ка мы перенесем работы на следующий год. А лучше перенесем только оплату, а работы оставим на сейчас.

Понятно, что удобнее работать с первым. Но и второй вполне себе хороший вариант. И с ним есть два пути развития:

  • Весь год вы презентуете клиенту свою идею и помогаете ему составить КП для спонсоров. Обосновываете директору театра или филармонии необходимость вложений, готовите сметы и презентации. В итоге вы влияете на утверждение необходимого бюджета на следующий год. Потом ждете окончания всех государственных процедур и приступаете к работе.
  • Вы уточняете, какой бюджет выделен на этот год и предлагаете поэтапную разработку. Взять, например, разработку сайта. Как правило, у всех культурных учреждений единый минимальный список обязательных атрибутов на нем: афиша, информация о спектакле и артистах, возможность купить билет. Это их MVP. На это средств найти проще. Уже на следующий год (конечно, через путь описанный выше в п.1) вы допиливаете функционал: усложняете афишу и делаете ее в виде календаря, добавляете связи между спектаклями, местами их проведения и актерскими составами. Добавляете на страницу артиста информацию о его ближайших выступлениях и прочую логику.Так, вы получаете более продуктовый подход к разработке. После запуска MVP у вас есть возможность собрать обратную связь и учесть ее при работе в следующем году.

Клиент любит, когда вы относитесь к его продукту, как к своему. И от этого охотнее идет на последующие доработки.

Из-за сложной финансовой политики культурных учреждений сложно выстроить грамотный процесс разработки сайта или той же маркетинговой стратегии.

А потребность в этом есть. Так, еще лет пять назад на большинстве сайтах культурных учреждений нельзя было купить билеты. В основном они продавались через kassy.ru или распространителей. Театры при этом теряли до 10% выручки от продаж. Со временем и в культурных учреждениях стали появляться грамотные маркетологи, которые умеют считать экономику. На сайты интегрировались билетные системы, цифра убытков уменьшилась до 1,5%, а количество пользователей на сайтах начало расти.

Подобные экономические расчеты окупаемости вложений упрощают этап переговоров и подписания контрактов не только в культурной сфере

Современные билетные системы не требуют особых знаний в айти и часто сами идут навстречу клиенту при возникновении вопросов. Настоящая головная боль – интеграция с устаревшими билетными системами. Они не развивались последние лет пять и спокойно существуют за счет старых клиентов. От них нужно уходить. Но все ваши попытки уговорить клиента начать пользоваться решением посвежее могут быть за раз уничтожены фразой женщин из бухгалтерии о том, что «мы так привыкли, оставьте все, как есть». В этом случае вас ждет много моральной боли. Крепитесь.

Вообще, мы не удивимся, если через некоторое время на гос. закупках всплывет тендер по разработке государственной билетной системы, заказчик которой будет Минкульт. А по окончании разработки в директивной форме обяжут все бюджетные культурные организации пользоваться только ей. Государство сможет заработать, глобально анализировать поведение зрителей, их предпочтения и прочее. Ну, и между делом потрепает бизнес.

Это решение лежит на поверхности. И то, что у государства до сих пор не дошли до этого руки, подтверждает теорию о слабой информатизации культурного сектора. Как там кстати дела с нацпроектом «Культура»? Есть еще средства? Может, в рамках него разработаем государственную билетную систему?

Специфика работы с культурой кроется в том числе и в самих людях этой сферы. Они готовы потратить (если есть такая возможность) миллион рублей на ремонт уникальный арфы. При этом не очень понимают необходимости вложений в маркетинг

Маркетинг

В плане маркетинга театрам нужно взять пример с интернет-магазинов. Хоть им и не понравится подобное сравнение, но спектакль для театра – это тот же товар, который они продают клиенту. И механизмы продаж могут быть очень схожими: работа над удержанием существующих клиентов, скидки постоянным зрителям, акции «приведи друга – получи билет», бонусные карты и другие системы лояльности. К тому же у культурных учреждений очень много «адвокатов бренда» – людей, которые всегда высказываются о спектаклях и артистах положительно, уговаривают знакомых пойти на представление, бесплатно распространяют информацию, делают рекламу. С ними тоже нужно уметь работать.

Кроме сайтов и привлечения посетителей существуют и внутренние проблемы.

Например, в крупных культурных учреждениях ежегодно проводится порядка тысячи концертов. Для каждого концерта выпускают буклеты, анонсы и пресс-релизы, обновляется биография артистов и коллективов. Каждый текст прежде, чем стать официальным документом проходит несколько стадий согласований: от редактора направления до директора коллектива. К тому же согласование текстов несет в себе два пути: творческий (художественный руководители, пресс-атташе) и административный (переводчики, редакторы, руководство филармонии).

Чтобы избежать театральных истерик внутри коллектива, необходимы налаженные бизнес-процессы с выстроенным путем согласования и уровнями доступа для разных пользователей. Другими словами – четкая система документооборота

Это лишь еще один пример айти-потребностей культурного кластера. Их гораздо больше. Изучайте.

Итог

Несмотря на сложности, мы успешно решаем внутренние проблемы культурных учреждений и разрабатываем для них крупные проекты. Ну, и приятным бонусом при работе всегда могут стать бесплатные билеты. При каких еще обстоятельствах вы сходите в кукольный театр на представление 18+?

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Reactive Media", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 1, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 112006, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 12 Mar 2020 16:39:11 +0300", "is_special": false }
Простой коллтрекинг
для малого бизнеса
Новый алгоритм с
настройкой в два клика
Узнать больше
Коллтрекинг
без боли
Простые настройки
Умный алгоритм
Чистая аналитика
Подробнее
Простой коллтрекинг
для малого бизнеса
Знание источников продаж
постичь ты сможешь
познать
Простой коллтрекинг
для малого бизнеса
Знание источников продаж
постичь ты сможешь
постичь
(function(d, w) { var analyticsCategory = "CoMagic branding"; var sendEvent = function sendEvent(label) { var action = arguments.length > 1 && arguments[1] !== undefined ? arguments[1] : "Click"; var value = "" .concat(analyticsCategory, " \u2014 ") .concat(label, " \u2014 ") .concat(action); console.log("Analytics: %c".concat(value), "color: #E87E04"); if (window.dataLayer !== undefined && analyticsCategory) { window.dataLayer.push({ event: "data_event", data_description: value }); } }; var rand = function rand(min, max) { min = Math.ceil(min); max = Math.floor(max); return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min; }; var id = rand(1, 4); var head = document.querySelector(".comagic-branding-head"); head.setAttribute("data-comagic", id); sendEvent(id + " — Header", "Init"); head.addEventListener("click", function() { sendEvent(id + " — Header"); }); var branding = document.querySelector( '.comagic-branding[data-comagic="' + id + '"]' ); branding.style.display = "block"; sendEvent(id + " — Footer", "Init"); branding.addEventListener("click", function() { sendEvent(id + " — Footer"); }); })(document, window);
0
2 комментария
Популярные
По порядку
1

А ещё у театров часто на столько старые и несовременные сайты, что сайты перекупов выглядят в разы лучше и продают больше билетов)). Зритель не верит, что вот то "старое" - это реальный сайт театра и ведётся на красивую картинку перекупа. Который, кстати, не всегда благонадёжный.

Ответить
1

Про билетную систему от Минкульта очень спорно .В театрах большая доля билетов идет тем же чиновникам для «подмазки». Они просто снимаются с продажи. Когда ты их снимаешь с продажи в билетной системе, ты не отчитываешься за каждый билет Мин.культу, а предоставляешь отчет за мероприятие. А при разработке билетной минкульта отчет будет за каждое место в зале))

Ответить

Прямой эфир