Что происходит с малым бизнесом во время карантина: опыт выживания
В экономике кавардак, куча бизнесов на паузе – думаю, вы это и без меня знаете из новостей. Вопрос – что делать?
Ситуация по отраслям
Особенно это касается малого бизнеса, ибо у «акул рынка» накоплены нехилые запасы на черный день, у небольших компаний их часто нет. В последние два дня мы обсудили этот вопрос в своем паблике ВК, прошерстили кучу профильных сообществ в соцсетях, собрали выжимку в этой статье. Прогнозы, мнения, опыт про маркетинг и продажи.
Для начала о том, что падает.
В глубоком ауте сфера туризма. Границы закрыты, да и здравомыслящие люди и так не рискнут куда-то ехать, даже если бы ограничений не было. Эпидемия полыхает по всему миру, чистых мест нет кроме Антарктиды.
На паузе живые конференции и тренинги, спортивные мероприятия, концерты, театр, развлекательные шоу, частные школы / детсады / развивающие центры – всё, что связано с массовым скоплением людей. По этой же причине еще не встали, но сильно просели общепит, фитнес-клубы, салоны красоты, квесты, клубы, офлайн-торговля. Они, хоть и не запрещены, но клиенты боятся.
Просела продажа импортных товаров, в особенности Made in China. Грузы зависли на таможне и неизвестно, что с ними будет.
В недвижимости / строительстве по-разному. Кто-то пишет, что ничего не изменилось, кто-то пишет, что куча просмотров слетело. Полагаю, это зависит от региона и что делается с маркетингом в это время.
То же самое с транспортными компаниями.
Маркетинговые агентства страдают. У многих сильный отток по клиентам, как раз таки из офлайна.
Теперь о том, что сохраняет прежний уровень или растет.
Кстати, судя по отзывам, более-менее на плаву внутренний туризм.
Е-коммерс в целом в плюсе, хотя конкретная ситуация зависит от источника товара. Импорт из Азии по понятным причинам в стопоре.
Что точно растет: доставка еды / алкоголя, настольные и онлайн-игры, медицинские анализы, софт для удаленной работы, клининг, онлайн-образование.
Насчет последнего вижу это на собственном опыте. За последнюю неделю количество регистраций на наш курс по Яндекс.Директу методом гиперсегментации выросло на 30%. При тех же затратах на продвижение, без изменения рекламных кампаний.
Народ, вынужденный сидеть дома, больше вкладывает в самообразование. Понятно, что люди не ломятся толпами получить новую профессию или прокачать свои навыки, но тенденция явная, не только у нас. Сегмент на подъеме.
Про фармацевтику, продажу средств дезинфекции, медицинских масок и туалетную бумагу скромно молчу. Тут больше дикого демпинга и искусственного дефицита. Игра на панике.
Вчера вечером невольно услышал в кафе – человек хвастался кому-то по телефону, что «поднял пол-ляма» на масках за неделю. Вот где ажиотаж.
Впрочем, народ не унывает:
В плюсе совершенно неожиданные вещи:
Хотя, чего тут неожиданного. Необычный формат, но потребность базовая. Есть хочется в любой кризис.
Вот еще положительная динамика:
Думаю, обзора достаточно. Констатировать факты можно и нужно, однако, «в кармане от этого не булькает».
Что делать
Начнем с туризма.
Вот какой подход предлагает Даниил Баженов (прочитал на днях на VC).
Все игроки снижают обороты в закупке трафика. Смысла в рекламе нет, казалось бы, но спрос никуда не делся. Просто он под другим соусом – информационные, околоцелевые запросы рулят. Если подготовить под них контент, можно закрывать аудиторию на рассылку (email + мессенджеры).
Стоить это будет копейки, ибо конкуренты остановили рекламные кампании. Когда эпидемия спадет, можно обратиться к аудитории уже с целевыми предложениями по турам.
А вот что пишет Алексей Князев, у которого квест-румы в США (разумеется, схема применима и у нас).
«Мы начали активно постить контент на Fb странице, развлекая наших подписчиков (чего не делали больше года). На странице квестов мы постим странные загадки и получаем оригинальные ответы от подписчиков. Публиковать головоломки собираемся до момента открытия, чтобы клиенты не забывали о нас, а Фейсбук видел активность на странице. Это даст нам возможность увеличить охваты, когда (и если) мы заанонсируем дату переоткрытия».
Он же про сферу общепита:
«В нашем штате барам, кафе и ресторанам разрешено работать только «на вынос». Наш главный городской бар публиковался в Fb, хорошо если раз в месяц. Теперь же у них ежедневные посты пусть и с очень примитивным таргетингом».
То есть, активность можно не снижать, а переформатировать её, перевести в другое русло. Да, собственно бизнес может стоять на паузе, как в случае с квестами. Но кто сказал, что нужно прекратить любую активность. Понятно, что постить что-то «от балды» не стоит, тут уже лучше промолчать. Как говорится, на что нам голова дана. Сесть, подумать как не потерять связь с клиентами.
Бизнесам, собирающим лиды с контекстной и таргетированной рекламы можно применить методику отложенного спроса.
Переформулировать офферы на посадочных страницах. В таком духе: оставьте заявку, мы вам сразу же позвоним / напишем, как только появится товар в наличии или откроется заведение. Резерв и ранняя бронь и так используются как способ коммуникации, а сейчас во многих тематиках это единственный путь для выживания.
Переход в онлайн
Ну и как общая вынужденная мера – переход сферы услуг в онлайн. За последнюю неделю я вижу в соцсетях раз в 10 больше чем в мирное время объявлений про обучение иностранным языкам, уроки рисования, макияжа … чего только нет. Всё, что можно показать в скайпе. Даже ремонт ноутбуков.
Кстати, на заметку мастерам. За прошлый месяц я насчитал 48 запросов по Москве и области, связанных с онлайн-консультациями по ремонту ноутбуков / планшетов. Пока немного. Уверен, сейчас этот спрос подскочит в несколько раз. Это же касается телефонов.
Понятно, что таким образом решаются простейшие неисправности, что чек за работу будет ниже, но тем не менее. Офлайн-контакты стремительно сокращаются, а зарабатывать как-то надо.
Интересный опыт у китайцев (источник).
Отметив возросший интерес к домашней кухне, шеф-повара известных сетей ресторанов начали использовать прямые трансляции, чтобы научить зрителей готовить популярные блюда.
Популярными стали макияжи и образы для женщин, кто готовится встретиться с коллегами по работе и с друзьями впервые с момента вспышки вируса. А поскольку многие парикмахерские по-прежнему остались закрытыми, мастера и стилисты обратились к Taobao Live, где можно посмотреть домашние уроки по стрижке и укладке.
Кто-то сразу монетизирует эти вещи, кто делает бесплатно, собирая базу – тут уже надо считать индивидуально, какой вариант экономически выгоднее.
Вместо заключения
Затраты на маркетинг в кризис режут в первую очередь. Это неправильная историческая модель поведения бизнеса в России.
Любой здравомыслящий антикризисный менеджер скажет, что это почти всегда ошибка. Нужно работать над эффективностью. Нужно пробовать новые форматы и подходы. Иначе из кризиса не выкарабкаться.
Да, рекламная активность сколько-то падает, но это не повод замораживать её на 100%. Кто будет на коне, когда эпидемия спадет и снимут ограничения – те, кто собирал потихоньку базу или те, кто закрыл «избушку на клюшку»?
Ну, а если, всё-таки, пришлось остановить рекламные кампании и продажи, лучше потратить свободные вечера на получение новых скилов, а не на просмотр подборки фильмов про «заражения».
P.S. Поделитесь в комментариях, что вы делаете сейчас, чтобы остаться на плаву.
Автор материала – основатель Yagla.ru Александр Алимов
Я вот лично думаю, что Россия после этой фигни, далеко вперед в плане ИТ шагнет. Хоть какой то плюс будет.
Это необходимо! Близкая для меня тема - ресторанный бизнес. Если рестораторы не пойдут в онлайн-продажи - разорятся. Я об этом как раз тоже писала у себя.
Мы написали аля близкую тему: https://vc.ru/seo/113430-koronavirus-i-poiskovyy-spros-kak-vedut-sebya-polzovateli-i-poisk-i-kak-eto-skazyvaetsya-na-seo, мне не очень понятен хейт со стороны ряда пользователей.
Все предлагают просто сидеть? Ничего не анализировать, ничего не писать, просто страдать?
Вот и у вашей статьи сейчас «-1» в рейтинге.
От нас — лайк!
Дмитрий, взаимно) Да, вы правы. Судя по оценкам в ленте, тема в опале. Понятно, что в новостях уже перебор, но анализировать ситуацию, искать пути выхода-то надо.
в ecommerce (одежда) случаются отказы от заказов. Экономят деньги на черный день, страх перед курьерами или просто ссылаются на форс-мажорные обстоятельства.
Интересно послушать крупный бизнес с отрицательной прибылью. Как они следят за ситуацией и следят ли вообще)))
Интересно, спасибо за опыт. А численно есть прикидки?
2-3% это явный, что сами заявили клиенты.
Сфера ремонта неплохо идёт. Причем не найм работников, а самостоятельный ремонт (оттуда и в сфере продажи стройматериалов и отделочных материалов думаю тоже все в порядке). Я занимаюсь производством жалюзи и рулонных штор. Когда приезжаем на замер, обнаруживаем, что люди, засевшие в карантине решают провести время с пользой, вот и начинают клеить обои, красить стены и т.д. Кстати в моей нише тоже все вполне стабильно.
Комментарий недоступен
Минимально держим постами и потехами интерес клиента в соцсетях. Ибо основой канал заявок из VK. Микробизнес, продюсерский центр. Итоговые цифры рабочей недели: занимается людей: 63
Отказалось: 1
Фокусироваться на том, что знаешь и нахрдить простые решения. Уорен Баффет ;-) всем спокойствия и позитива
Комментарий удален модератором