{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Первая «смерть» проекта от коронавируса в Перми

Мы — интернет-агентство «Умный маркетинг», несколько дней назад у нас встал на паузу проект — известная пермская доставка еды полностью прекратила работы по продвижению на фоне пандемии. Разбираем ситуацию.

Несколько лет плодотворной работы закончились диалогом (К — клиент, А — аккаунт):

К: Здравствуйте, мы решили остановить все работы.

А: А что случилось?

К: У нас в офлайне все пошло на спад, в ресторанах пусто, оптимизируем расходы.

А: Ну подождите, мы ведь в основном на доставку работаем, приводим заказы по 30 рублей...

К: ОСТАНАВЛИВАЙТЕ ДИРЕКТОР СКАЗАЛ ОСТАНОВИТЬ.

Кажется, что произошло нечто подобное:

Мы приуныли, но решили все-таки разобраться в сути: действительно ли полный уход от интернет-маркетинга стал единственным правильным решением? Для этого подняли статистику ушедшего проекта за последние месяцы, а также опросили представителей нескольких популярных доставок и узнали, как остальные живут в это непростое время.

Поехали!

А есть ли причины для паники

Решение заказать доставку клиент принимает почти мгновенно, весь спрос сидит на поиске, а значит — нужно оценить, есть ли по нему тенденция к снижению.

Идем в wordstat.yandex.ru и смотрим статистику за год по доставке роллов и пиццы — это максимальный возможный период:

За вторые 2 недели марта 2019 года доставку роллов и пиццы искали 2934 раз, а за первые 2 недели марта 2020 — уже 7018. Погода становится менее ублюдской, 8 марта прошло, а спрос все равно растет.

Буквально на днях было опубликовано исследование, проведенное в международной CPA-платформе CityAds Media, его тема — какие сегменты бизнеса могут выиграть от происходящего сейчас в мире, в том числе от пандемии коронавируса.

В сегменте доставки готовой еды и продуктов ожидается рост на 46,8% за следующие полгода. Публикацию можно посмотреть по ссылке.

​Эксперты прогнозируют, что рынок вероятно будет расти, а ты такой — ага, норм

Что потерял клиент остановив работы

Больнее всего для нас — остановка контекста по доставке. Если бы речь шла про разработку нового сайта, мы бы поняли — это дорогое и долгосрочное мероприятие, которое начнет окупаться не сразу, но контекст-то за что? Он то приносит прибыль и заказы прямо сейчас.

Оценим масштаб трагедии. Большая часть заказов фиксируется электронной коммерцией «Яндекс.Метрики». Смотрим статистику с 15 декабря по 15 марта:

Вот так выглядит скорбь:

  • Рекламные кампании принесли в последнем отчетном периоде 797 заказов без учета рекламы по брендовых запросам.

  • Средний чек стабильно держится на уровне 800 рублей.

  • В месяц клиент получал заявки с контекстной рекламы по цене около 36 рублей без учета бренда.

То есть давал 36 рублей и получал 800 рублей выручки, а теперь не дает — деньги уходят к конкурентам.

Возможно, проблема в том, что мы плохо донесли до клиента ценность работ, а, может быть, сейчас ему просто не до нас, но КАК ЖЕ ТАК. Общие расходы на рекламу 60 тысяч рублей: 40 тысяч — бюджет с учетом бренда, 20 тысяч — работы агентства, а потерянная выручка в 10 раз больше.

Сохранил 60 тысяч рублей и снизил оборот на 600 тысяч — экономно.​

Комментарии: что происходит у других доставок?

Первые месяцы этого года выручка по доставке показывает небольшой прирост в Перми и Ижевске, но мы пока не связываем этот факт с новостями о COVID-19 и относим прирост к плановому. В кафе ситуация обстоит иначе, гостей стало меньше, но не значительно. Люди стали проявлять предосторожность и избегать людные места, что повлияло на спад потока гостей в кафе.

В Екатеринбурге сложно оценить влияние сложившейся ситуации, так как филиал функционирует всего 3 месяца.

Дмитрий Жулидов, директор Pizzaman, Пермь

Существенных изменений по нашей сети мы не наблюдаем. Удивительно, но не падает выручка в офлайн-точках, а где-то даже растет. Знаю, что в центральных пиццериях в Петербурге выручка сократилась, а в спальных районах наоборот выросла.

Это можно связать с переходом офисных сотрудников на удаленку. Ещё интересно, что пиковые часы доставки сместились с 17:00–19:00 на 20:00–22:00.

Если смотреть выручку пиццерии в Сосновом Бору по доставке, то средний объем по рабочим дням прошлой недели — 63 265 рублей, на этой неделе уже 78 418 рублей.

Владислав Иващенко, партнер-франчайзи «Додо Пицца»

Все-таки, как же быть бизнесу?

Главное — не паниковать.

Коронавирус очень по-разному действует на различные сферы бизнеса. У нас есть клиент, который продает дорогостоящее зарубежное оборудование в лизинг — ему больно, тут мы понимаем, почему работы замораживаются на пару месяцев. Кто-то наоборот планирует расти.

Мы и сами немного нервничаем из-за неопределенности: тоже думаем, где можем сократить расходы. Тут главное не перестараться и не посокращать то, что приносит деньги.

Закончилась первая неделя работы в условиях паники. Агентства, расскажите, много ли проектов встало на паузу? Клиенты, как вы планируете поступать с performance-каналами?

0
123 комментария
Написать комментарий...
Sergey

Что за танцы на костях? Ушли и ушли, может посчитали, что в текущих реалиях, они с органики и за бесплатно соберут свой траф, так зачем платить ВАМ?

А за то, что интернет-агентство «Умный маркетинг» выкладывает скрины клиентской статистики, разглашая ЧУЖУЮ коммерческую информацию - в приличном обществе в морду бьют.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замятин
Автор

Исключать такой вараинт не стоит, но по статистике заказов видно другое. 

Самое страшное, если бизнесу всё-таки нужны эти заказы. А он от них отказывается просто не разобравшись в ситуации. Хочется, чтобы такого было меньше

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Евгений Носенков

Как можно заметить, информация обезличена. За что конкретно морду бить? 

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Багрецов

Крабий менталитет. В органике их сожрут конкуренты.
Надеются на раскрученный канал сарафанки? Так он не вечный)

Ответить
Развернуть ветку
Космонавт

Смотрю со стороны клиента, категорически с таким уеб....ким агентством больше бы не стал работать! 
По пунктам:
1. Я как заказчик сам лучше знаю, когда заказывать, а когда остановить. Со стороны все нюансы бизнеса никогда не понять. 
2. За слив Коммерческой информации, натравил бы юристов, чтобы до нитки муд... раздели!! 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Евгений Носенков

В этом комменте прекрасно всё.))

1. Хорошо, что вы не заказчик. 
2. Хорошо, что вы попали на этот материал заранее. Если вы вдруг все-таки потенциальный заказчик, то нам точно не придётся с вами коммуницировать. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Семёшин

А у нас все отлично! Вообще бед не знаем. Никаких директов не надо. Вообще не понимаю как нас клиенты находят.У нас производство медицинских масок, перчаток, туалетной бумаги, антисептиков и макарон с гречей :)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Носков

Вы прямой поставщик? Можно с вами пообщаться о покупке товаров?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ренат Зайдуллин

Начался плач маркетологов. Работайте лучше, а не "какой глупый клиент, столько потерял"

Ответить
Развернуть ветку
Арина Шульгина

Никто не говорит, что клиент глупый, но клиент стрессанул.

К нам эпидемия пришла около недели назад и пока все спокойно, ранее причин для паники не было.
Адекватный сценарий сокращения расходов — плавно перестроить свои процессы, свернуть работы, докрутить/не докрутить бюджет и о чем-то договориться. Очевидно, что одним днём решения не принимаются, есть логистика, штат, есть ситуация в офлайне, короче — инерция.

Внезапная остановка работ = паника. Вот мы и разбираемся, пора ли уже паниковать. Интересно, как у других дела.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чечукевич

Вангую массовый исход маркетологов на VC с плачем "нет работы".
Ошибка автора в том, что он ведет рекламу за 20 тысяч рублей в месяц. Все остальное - уже следствие.

За публикацию внутренней статистике по количеству заказов, среднему чеку и стоимости лида - занес бы в черный список и всем знакомым рекомендовал бы не работать с таким горе-маркетологом. Которому сиюминутное желание поныть важнее, чем соблюдение бизнес-этики.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nikolin

Клиент решил отдохнуть от доставки - оправил всех в отпуск и сам хочет отдохнуть. Устал он, понимаете?

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Любят у нас люди найти повод лишний раз отдохнуть. 

Ответить
Развернуть ветку
IO

В карантин бахнули все залежавшиеся товары путем грамотных кп. Все отмазки типа карантин бьет по бизнесу и тд это нытье бизнеса, которому и так недолго останется. Тем более сервис доставки 🤦🏻‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Lazarev

Кликбейт заголовок и рассказ, что от услуг ребят отказались клиенты. Вот это инфоповод!

Друзья-маркетологи, вы уж скооперируйтесь и показывает общую статистику сколько у Вас отвалилось - читать причитания по каждой отмене заказа - ни у кого сил не хватит.:)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Борис Агафонцев

Отлично, бесполезным нахлебникам перестали платить деньги, а «кисо обиделось». При росте органического трафика и заказов и так на фоне карантинов итп - платить таким ущербным как вы нет смысла. 

Ответить
Развернуть ветку
Igor Igor

Спасибо за статью, подписался на ваш канал)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Igor

Gennadiy Khatuntsev ..ох.. не понравилось что подписался на канал, раз минусуете?)

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Сулагаев

У нас 3 дня назад отвалилось юр. агентство. 
Так и сказали, все судебные дела остановлены в связи с коронавирусом , наши клиенты нам не платят, а мы не платим вам. Но вы там держитесь. 

Ну мы и держимся. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Я не из агенства, а из торговли - у нас ситуация проста - онлайн продажи растут, крупные клиенты на уровне. А вот мелкий бизнес говорит: «что пока ситуация не понятная, все паникуют, а поэтому ничего пока делать не будут». Включился принцип - сидим и боимся, сами не понимаем чего.

Ответить
Развернуть ветку
Илья

а чем торгуете?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Eugene Pribytkin

Можете взглянуть немного в будущее на примере Украины, где сейчас карантин: закрыты все заведения, работает только доставка. 

https://strana.ua/news/256091-strana-oprosila-kievskikh-restoratorov-kotorye-rabotajut-v-uslovijakh-totalnoho-karantina.html

https://strana.ua/news/255198-zakrytie-restoranov-kieva-chto-hovorjat-vladeltsy-kafe-i-kak-oni-budut-rabotat-v-karantin.html

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замятин
Автор

А доставка не начинает тоже проседать? Зачем-то ведь покупали люди гречку

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Alimov

Отличная подача материала!

Ответить
Развернуть ветку
Александра Олеговна

Партия велела, комсомол ответил — «есть».
А вообще, прямо «смерть», или все же есть шанс ожить у них?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замятин
Автор

Согласен, скорее кома

Ответить
Развернуть ветку
Роман Гемонов

Буквально вчера общались с клиентом в сфере ремонта квартир и он сказал приостановить рекламу, потому что заказчики уезжают в деревню на на карантин, подальше от этого коронавируса. Мы забеспокоились, также посмотрели спрос и что удивительно, спрос не упал, у конкурентов есть переходы, заявки, все работают. Но на долго ли...
Подробнее я описывал на канале: Новобранец в Маркетинге

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

По-моему, во время пандемии лучше подлатать хатку, пока она стоит свободной )))

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Константин Босов

Клиент не потеряет много.особенно меня коробит от слова рекламмаа бренда. Если люди ищут бренд они пропустят другие объявления и нажмут на ссылку Яндекса, и так сделают многоооооо людей, видя рекламу на 1 месте они тупо скликают... Итак имеем в остатке : 20 к агентству за то что они качаться и палят инфу по клиенту в открытый доступ, ещё 20 которую просто скликивали клиенты.. даже если учесть что брендовые заказы потеряться частью, то заказчик по любому в плюсе. Если даже сам запустит контент...

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Носенков

Именно поэтому все цифры в статье указаны БЕЗ учёта рекламы по бренду. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Галкин

Меняйте упаковку продукта или делайте новый проект в онлайн-формате.

Сейчас хорошо сработает контент. Больше полезного контента, люди будут читать. Больше читают (изучают продукт), к концу карантина будет много клиентов.

Да и карантин для многих это новые возможности.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

У нас в городе есть один сайт по доставке с разных кафе/ресторанов (у некоторых капе есть своя доставка, но тут у тебя большой список с меню и выбором). Так вот проект еле существовал до этого времени и думаю скоро бы уже закрылся. Но тут появился вирус и сервис расцвёл. Кафе и рестораны закрылись, перешли только на доставку и тут как раз сайт с доставкой самое то. Так что сейчас пришло как раз время доставок, когда народу не куда пойти из-за закрытых заведений 

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

это ровно до тех пор. пока курьеры не зарязатся, а новые побоятся наниматься

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Евгений

Вставлю 5 копеек. Мы закрыли один ресторан потому что:
- умер спрос на вечерние посиделки и обеды на 90%, но бизнес ланч Остался точно такой же в плане загрузки. 
- полная посадка на бизнес ланч (это минимальная наценка 25-30%) даёт доход (не прибыль!) 10000 руб/день, а фот минимального штата (т е уже обрезанного из-за пандемии) для обеспечения такого дохода: 27000₽/день и это БЕЗ аренды. 
- доставка, даже если мы ее и оставили бы (у нас кстати тоже около 500000 / мес выручка потней), требует штат минимум 6 человек кухня, а это 18000/день при том что доставка даёт доход около 11000р/день. 
вывод: оставь мы доставку и ланч, наши расходы на только на фот были бы около 32000/день а доход около 22000/день и это БЕЗ учета всех остальных расходов типа аренды, рекламы, отчислений, бухгалтерии, администрирования и т п. 

т о вы теперь понимаете, что даже «выгодная доставка» выгодна только лишь, когда в заведении работают все сектора. 

 рест Москва. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замятин
Автор

А если заведения и доставка всё же продолжают работать, как в нашем кейсе: могут ли быть ситуации, в которых закупать дополнительно заказы за 5% от выручки невыгодно?

Единственную причину которую я вижу — локальная перегрузка (многие перешли на удаленку, начали пользоваться доставкой). Но в аналитике скачка заказов не наблюдаю, так что версия отпадает.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

мда... как я понимаю ресторан закрыли навсегда или все таки на время "карантина"? если на время - персонал на вольные хлеба отправили?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Просто к клиенту и так трафик идёт (в том числе и сарафан), поэтому зачем вы ему, когда можно сэкономить? 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Носенков

Что значит "зачем"? Деньги зарабатывать, вестимо. 
Никто же не откусывает сарафан, идёт себе дальше спокойно. В чем экономия перестать покупать заказы за 5-10% от чека?) 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Andrei Andreev

контекст давал прирост ежемесячного оборота +200К? в таком случае основным каналом продаж явно был не контекст, и сейчас он не потянет все расходы бизнеса. думаю вам просто не хватает видения всей картины их бизнеса, чтобы понять решение руководства. но выглядит такое решение действительно странно, с козой удачная аналогия.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замятин
Автор

Спасибо, все не зря. Ждал коммент про козу!

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замятин
Автор

А прирост больше. 797 заказов при среднем чеке 800, это около 600 000

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Алексей Митрохин

Вы не первые.

Ответить
Развернуть ветку
anvar

Открывайте доставку

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Странно вы считаете. 
А вы не допускаете, что без офлайна он уходит в минус?!
Или думаете они идиоты, карманы от денег трещат, а они закрываются?

Ответить
Развернуть ветку
Рома Соловьев

Ware Wow, так они ж не закрываются. Они сокращают расходы. И обрубили канал, который им приносил прибыль. 

Ответить
Развернуть ветку
Казбек Абдурахманов

Как найти таких специалистов, которые брали бы деньги постфактум?
Например, пришёл клиент, я вам даю процент?
Если есть такие, отпишитесь. Обменяемся данными.
Начинать надо практически с 0.
Речь идёт о ведении Инстаграм-страницы

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kucheruk

специалисты не работают постфактум, тем более в нише где все нужно развивать с 0

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Олег Идеев

Походу просто ушли к другим за 10 000, они знают что контекст работает, и лучше эти 10000 вложат в бюджет.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Andreev

производство под заказ. обороты по более массовому продукту (средний чек ~6К) - всё ок, "премиальный" продукт (чек >15К) - с 11 марта клиенты просто пропали, 0.0. 

Ответить
Развернуть ветку
Арина Шульгина

Есть ли у вас какой-то план действий?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Roman Vinogradov

Что значит «плановый рост»?

Когда я стал ещё на 10% беднее, желание что то заказывать отпало

О каком вообще плановом росте может идти речь, если доходы людей либо стоят на месте, либо вовсе падают

Ответить
Развернуть ветку
Yurii Bychkov

Резанула слух "ублюдская погода", тут вроде другого стиля придерживаются.

Ответить
Развернуть ветку
Yurii Bychkov

Кстати затраты с выручкой сравнивать не корректно. 

Ответить
Развернуть ветку
120 комментариев
Раскрывать всегда