Как найти нормального маркетолога?

Памятка для тех, кто ищет постоянного сотрудника в компанию.

Итак, вы столкнулись с задачей поиска "нормального" маркетолога (в личку 90% запросов прилетают именно с такой формулировкой). Нормальный в вашем понимании это какой? В моем: нормальный - тот, который справляется со своими обязанностями и наносит ощутимую пользу компании. Отсюда вытекает другой вопрос: какие обязанности вы вменяете своему потенциальному маркетологу?

Правильно сформулированные обязанности - 95% успеха в поисках сотрудника. "Ну мы же вот, написали!", - говорит HR или директор и показывает копипаст из другой похожей вакансии. Нет, это так не работает. Вы должны написать, что должен делать ВАШ маркетолог в ВАШЕЙ компании, а не копировать рандомные фразы из вакансии, найденной по поиску.

Это очень сильно зависит от стадии жизненного цикла компании. Если компания находится на стадии роста, то здесь как правило сотрудники сами определяют свои функции. Здесь меньше контроля и больше активных действий. Если ваша компания именно на этой стадии развития - пишите в свободной форме, какую именно работу должен выполнять маркетолог. Искать новых клиентов, придумывать акции, вести соц сети, принимать участие в разработке новых продуктов, помогать главбуху забивать первичку в 1С. Да, бухгалтер попросил, но это честнее, чем скопипастить стандартный набор маркетинговых функций. Маркетолог хотя бы будет представлять с чем ему придется реально иметь дело, а не в его светлых маркетоложьих мечтах. На этой стадии вам скорее всего нужен не "опытный специалист с опытом работы 3-6 лет директором по маркетингу в FMCG", а "начинающий специалист, активный, любознательный с неиссякаемым запасом энергии для реализации мыслимых и немыслимых идей руководства".

Вторая стадия - стабильность. Это уже достаточно опытная компания, со своей миссией, сформулированными целями и задачами. Функции маркетолога формализованы, контроль жестче, чем на стадии роста. В этом случае вы должны выписать все то, чем занимался предыдущий маркетолог плюс заложить те функции, которые еще не внедрены, но хотелось бы внедрить. Скорее всего, маркетологов у вас и так уже есть, а этот новенький должен забрать на себя часть их функций. Здесь важна специализация и вам вряд ли подойдет "и швец, и жнец, и на дуде игрец".

Третья стадия - зрелость. В этой ситуации вы подбираете не функции под маркетолога, а маркетолога под функции. Контроль над этим сотрудником чрезвычайно высокий, ведь в приоритете - стабильность. Ищите такого специалиста, у которого хороший опыт именно в требуемых функциях, а не в целом в области маркетинга.

С функциями вроде все, теперь про зарплату. Всегда указывайте зарплату! Хороший специалист всегда обращает внимание на з/п и скорее всего пройдет мимо вашего "по договоренности". Это нормально только если вы на стадии роста, и реально не можете определить сколько платить. Да и в этом случае указывайте хотя бы вилку (от 25 000 до 45 000 рублей, или до 70 000 рублей).

Отслеживайте вакансии по маркетингу в вашем регионе. Так вы будете знать сколько и за какие функции готовы платить ваши конкуренты на рынке труде. Рынок маркетологов - это рынок соискателей. Классных специалистов мало, а спрос на них очень высокий. Поэтому помимо ЗП укажите, почему еще стоит работать у вас в компании. Для хороших специалистов, мотивированных на результат фраза "Мы сейчас пятые на рынке производства металлических дверей, а хотим стать первыми в 2021 году" звучит как вызов. Но в этом случае важно указать и премию за достижение KPI: "Если с твоей помощью мы станем первыми, то годовой бонус в размере 1 000 000 рублей - твой". Только не жадничайте и обязательно заплатите. А то маркетологи они такие: фальшь чувствуют за километр и никогда не пойдут в компанию, которая не выполняет своих обязанностей. Еще и среди своих расскажут, и тут уж вам точно "нормального" не найти )) Но я надеюсь, что вы "нормальная" компания и так не поступаете! Удачи в поисках маркетолога!

Согласны со мной? Нет? Давайте в комментариях пообщаемся )))

0
24 комментария
Написать комментарий...
Виктор Карпов

Хорошо расписали. Если открыть в НН эту категорию, что там только не вываливается. Прямо сквозит тем, что люди не понимают задачу. Все эти "знающий 1С...с функциями копирайтера" и прочие перлы. Почему не попросить генерального подробно рассказать HRу потребности бизнеса? 

Без магии объединения за одну зарплату гермофрадическое чудо вроде "диджитал маркетолог-копирайтер", "маркетолог-дизайнер", "маркетолог смм менеджер с функциями crm менеджера и активными продажами". 

Или вот эта HRовая мода писать "ты будешь достигать результатов, пахать как лошадь в нашем супер стартапе" и ниже "45 тр с возможностью роста". Откуда взялась эта мода писать "на ты" и в гопническом стиле, кого они вообще ищут). Когда им позвонят и скажут "йо! Чё кого, сучары?" они сами будут в шоке) 

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

А что сложного в том, что вы перечислили? Не понимаю, почему нужно так делать обязанности, особенно если компания маленькая.

Что по вашему должен делать маркетолог? Маркетолить?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Barinov

Вы своим постом закрыли обсуждение своего комментария. Если по-вашему маркетолог "и швец и жнец и на дуде игрец", то видимо, вы и сам плохо понимаете функции и задачи маркетинга в современном бизнесе. 

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Напишите тезисами, что должен делать маркетолог в маленькой компании?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Карпов

Есть существенная разница, между требованиями к должности, условной рабочей инструкцией и тем, какие задачи может закрыть человек. Когда вы ищите специалиста скажем по таргету, то он должен разбираться в таргете, если вам хорошо бы чтобы он писал тексты, так это может почти каждый, вопрос в качестве, а еще каждый может заказать скрепки в офис, распечатывать бумажки, воду ставить в куллер... дело в том, что есть базовая задача.
Времена людей эпохи посвящения ушли, нет тех, кто мог бы и скульптуру создать и Джаконду нарисовать и летательный аппарат придумать.
Я решаю на работе кучу задач, не относящуюся к должности, если я что то не могу хорошо сам, то я делегирую, так как главная моя задача руководить маркетингом компании, то что я могу нарисовать в иллюстраторе картинку или запускать таргет с контекстом - конечно хорошо, но я даже в резюме писать бы это не стал, так как у всех своя специализация. 

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Но мне так и не ответили, какие базовые обязанности у маркетолога?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Карпов

В маленькой фирме? Никаких. Пошел он нахрен. Делайте сами и будьте счастливы. 

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Обидно!

Ответить
Развернуть ветку
Анна Царегородцева
Автор

Базовая обязанность одна: приводить компанию к росту продаж и росту прибыли. Можем поспорить ;)

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Получается, если он будет мыть пол и будут приходить клиенты, и говорить:
— О боже у вас такой чистый пол, покупаем, покупаем!

То обязанности маркетолога в этой компании мыть пол?:)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Царегородцева
Автор

Если для критической массы клиентов чистый пол является драйвером покупки, то маркетолог должен а) поддерживать чистоту полов неважно каким способом; б) с помощью рекламных кампаний доносить до потенциальных покупателей месседж о наличии чистых полов и драйвить на покупку новых покупателей; в) с помощью инструментов оценки лояльности измерять лояльность текущих клиентов и разрабатывать программы их удержания или стимулирования повторных продаж; г) оценивать эффективность рекламных кампаний с учетом затрат на РК, изменением прибыли и выручки. Так яснее?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Фомин

В мечтах)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Царегородцева
Автор

Вот да, но надеюсь станет реальностью ))) Ну тут еще дело в низком уровне маркетинговой грамотности. 90% предпринимателей пока думают, что маркетинг = продвижение ))

Ответить
Развернуть ветку
Антон Фомин

Вообще плохо на самом деле с бизнес-образованием) Многие вещи люди не понимают )

Ответить
Развернуть ветку
Анна Царегородцева
Автор

Все в наших руках )) Я вот статьи пишу, в надежде хоть как-то побудить заниматься собственным бизнес-образованием )))

Ответить
Развернуть ветку
Антон Фомин

Я оставил эту затею, наше общество в отличии от иностранцев, сразу в штыки воспринимает если это не сходится с их предубеждениями. По этому выбрал модель консалтинга, направив маркетинг на тех кому это действительно нужно

Ответить
Развернуть ветку
Анна Царегородцева
Автор

Вот надо, чтобы рынок консалтинга вырос. Для этого нужна пропаганда "здорового" бизнес-образования (не инфоцыганщины). Чем уж могу, тем стараюсь развивать ))

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Маркетологи, к сожалению, в кризис первые на вылет. Такова российская практика. Хотя в кризис самое время исследовать быстро меняющийся рынок. Чтобы всё правильно понять и в правильном направлении рвануть. Но многие руководители думают, что это удастся сделать и без маркетолога. Это печально.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Карпов

Точно да. Порежут бюджеты, думают "пересидеть", да самое время допиливать продукты, юзать дешевый траф, пока конкуренты подприжались по деньгам (если сектор позволяет). Внедрять изменения не боясь "обрушить то что есть". 

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

А может дело в маркетологах? Которые не способны себя продать даже своему директору/руководителю.

Ответить
Развернуть ветку
Наташа Маркова

«Начинающий специалист, активный, любознательный с неиссякаемым запасом энергии для реализации мыслимых и немыслимых идей руководства» — это беда. Маркетолог не должен реализовывать безумные идеи, он сам должен решать, какие активности нужны, а какие нет и почему. Такой «делает акции и ведет соцсети» как из пушки по воробьям. Тем более «принимать участие в разработке новых продуктов» — продуктовый опыт есть у «активного, любознательного»? Это на любой стадии жизненного цикла компании.

По опыту на hh можно легко сэкономить свое время и вычленить адекватных следующим образом: в настройках вакансии ставите отклик только с сопроводительным письмом, отклик только с прохождением теста. В тесте задаете несколько вопросов: расскажите о предыдущем опыте, расскажите о предыдущих задачах, расскажите, почему ушли с предыдущего места работы. Готовы ли к тому и этому, каковы зарплатные ожидания. Все. Процентов 80-90 после этапа прочтения их ответов отсеивается. 

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Карпов

Наталья, это конечно все замечательно, но есть некоторые подозрения, что тут имеет место так называемая "ошибка выжившего". Вы в итоге видите тех, кого отобрали этими методами, но не тех, кто по каким то причинам отсеялся.

У меня работает парнишка, который ушел с предыдущего места работы за драку на корпоративе, на той работе выполнял кучу всяких поручений, не пересекающихся с теми, что получает от меня сейчас и у него были более высокие зарплатные ожидания, чем мы на тот момент могли ему дать.

Что на выходе: он классный, оказалось что он много не знает, но отлично думает, быстро учиться, дал по своему направлению толчок к росту компании, я дал ему вырасти по KPI и сейчас он получает больше чем хотел, хоть и пришел на более низкую ЗП чем хотел тогда. 

Ответь мне он честно на ваши вопросы до собеседования, я бы его не взял. А когда мы познакомились, я понял что драка в его случае - фигня. Задачи ему давали - не те в которых он может раскрыться и я бы его не пригласил из-за того, что не был готов столько платить ему, сколько он бы указал. 

Поэтому я всегда трачу кучу времени чтобы смотреть всех самому, с приличными резюме, девочкам из кадров плевать на все, им закрыть бы максимально не проблемным человеком место, да в отпуск поехать. Если он бы рассказал о своем опыте в маркетинге, то как бы они вообще оценили его? Они же ничего не понимают, он мог бы просто на ходу придумывать аббревиатуры и говорить "FKDY вырос на 22%, а HKD аж на 33%!", а они бы кивали)))

Ответить
Развернуть ветку
Наташа Маркова

А я и не говорила, по каким критериям отсеиваю :) Как и писали выше, человек может много лет проработать «специалистом», ты смотришь на его ответы — и отклоняешь. А другой может в иной области работать, выполнять кучу поручений, которые с его должностью мало пересекаются или вообще почти без опыта, но хорошо излагает, адекватный и готов обучаться. С такими уже можно общаться на предмет «раскрыться». 

Я скорее писала о тех, которые неадекватно оценивают свои компетенции, просят кучу денег за ничего, но не готовы взять на себя ответственность и даже конструктивно объяснить свои действия. 

Аналогично для себя сама ищу людей, сама составляю вакансию и публикую, общаюсь с кандидатами, даю тестовое. Про «девочек из кадров» согласна полностью, не раз сталкивалась по жизни. 

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Карпов

Толково) Уважаю ваше решение.

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда