{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Какие уроки вынести общепиту во время коронавируса

Я работаю директором по маркетингу в компании COFFEE LIKE и этой публикацией не хочу «напугать» или «обнадежить» рынок стрит-ритейла и общепита. Мы делимся плюсами, которые сами извлекаем из ситуации на рынке.

За последний год компания COFFEE LIKE сделала серьезный рывок, обогнав конкурентов по количеству открытий, зафиксировавшись на верхних позициях в списке компаний по открытым торговым точкам. На текущий момент мы понимаем, что на какое-то время нас ждет замедление темпов роста, а местами возможны сокращения.

Но это нормально, ведь, как говорится в книгах по регулярному менеджменту: опаздываешь, притормози. Итак: страхи — действия — возможности.

По полкам:

Карантин:

Страх «удаленки».

Контроль процессов кажется невозможным, если ты находишься «не в одном здании» с сотрудниками. На самом деле контролировать сотрудников проще, чем себя: есть дашборды, чек-листы, доски в trello, crm. Приложения сделают это за вас. В условиях дистанционной команды модель успешного руководителя смещается в сторону быстрой обработки информации со своей стороны, умения коммуницировать на большое количество «узлов», делить команду на подгруппы, мотивировать лидеров, постоянно быть в «огне» и в одном информационном поле. Руководитель на «удаленке» работает больше.

Для нас самих удаленная команда казалась чем-то неприемлемым, ненадежным. Но с точки зрения оптимизации, перевод сотрудников на «удаленку» — это безопасно в нынешней ситуации, плюс это фактически экономия на арендной площади, косвенных расходах и пр.

Сейчас: ежедневные митинги проводим по скайпу дважды в день, уменьшили период «спринта» до 1 недели, просим заполнять сотрудников отчеты, чтобы информация не терялась со временем.

Большая часть наших сотрудников приходила в компанию ради молодой и веселой «тусовки», возможность коммуницировать с теми людьми, ценности которых ты разделяешь — это преимущество компании, которая в период карантина теряется.

Проекты:

Финансовые ограничения — это то, с чем мы столкнулись сразу после конфликта с ОПЕК, т.к. «рост валют» отражается на себестоимости приготовления напитков. Покупательская способность населения падает, темпы роста замедляются.

Мы разрабатываем альтернативные продукты: запустили доставку кофе в ряде городов, разрабатываем ассортимент, который можно спокойно взять домой. Но основная задача — не разочаровать наших гостей и давать им продукт без потери качества.

Сотрудники:

Самый сложный блок — это сокращение штата и перевод команды на удаленную работу, пересмотр KPI и перераспределение большего числа задач на меньшее количество сотрудников. В таких условиях «магия» команды, выстроенная годами, теряется, сотрудник оказывается один по ту сторону монитора в непривычных условиях. Да, такая инициатива чаще воспринимается позитивно — можно работать из дома и заниматься своими делами в перерыве, давайте будем честными — способность оставаться трудоспособным, эффективным и творческим на дистанционке требует невероятной дисциплины, которая развивается годами сознательной работы. И никак не стихийным решением перевода «на дом».

Чем компенсировать:

  • Подконтрольным самообразованием (открытые курсы, техники селфменеджемента и проч.). Свободное время, заимствованное у поездки до офиса, можно компенсировать чтением, просмотром вебинаров. Обучить сотрудников новым навыкам, чтобы качественно вырасти.
  • Тестирование / отстраивание систем коммуникации (единое информационное поле, skype-совещания, таск-менеджмент). Одинаковые сценарии для разных компаний не подходят. Ваши находки в менеджменте команды должны упрощать ее работу, а не усложнять.
  • Чистка от задач, не приводящих к результату здесь и сейчас. Оставьте концепции и амбициозные планы, упрощайте продукт. Снобизм и принципы оставьте на лучшие времена.
  • Оптимизация команды. COFFEE LIKE — это люди, которые любят свое дело и создают ценность вокруг своих продуктов. Мы сохраняем только ту часть команды, которая лояльна к компании, будет эффективна здесь и сейчас и поможет быстро восстановить позиции после выхода из кризиса.

Продукты:

Мы верим в то, что создание ценности для потребителя, тем более в условиях ограничений, очень важно. Поэтому не сворачиваем свои запуски продуктов и намеченных коллабораций. Потребитель в любом случае будет нуждаться в поиске удовольствий и впечатлений, т.к. наш мозг привык к получению дофамина из всех возможных источников.

  • Наши продукты ориентированы на яркие вкусы (на этом мы никогда не экономили) — верим, что они будут пользоваться спросом в ситуации общей паники и депрессии
  • Сейчас рестораторы не понимают, что делать — многие будут закрываться. Наша модель более устойчивая(меньше площади, меньше затрат), а это способ привлечь новых гостей и показать им качества нашего продукта, на которого эти изменения не коснутся.
  • К тому же, мы всегда думали о гигиене. Т.к. во многих павильонах нет воды, для работы у нас есть санитайзеры, антисептики и работаем мы на чистой одноразовой посуде.

Но любой кризис — это возможности.

COFFEE LIKE всю историю находилась в состоянии перемен, наша сильная сторона — приспосабливаться и находить резервы для роста, даже если приходится разворачиваться на 180 градусов. Компания появилась в 2013 году, а как мы помним — это был сложный период для любого стартапа. Основное ограничение — это финансовая стабильность, позволяющая сохранять зарплаты сотрудникам и не экономить на проектах развития партнеров и нашей сети.

0
3 комментария
Николай Малков

Опять ноунейм кофе:|

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вечкасов - Маркетолог

Он же его продал 🤣 а концовка такая, как будто ее писал ее парниша который ее создал и на ней пиарился

Ответить
Развернуть ветку
Илья Пушин
Автор

Кирилл, здравствуйте, спасибо что следите за историей компании. Очевидно, вы имеете в виду Аяза Шабутдинова, который продал компанию в 2018 году. На тот момент Аяз уже не участвовал в операционной деятельности COFFEE LIKE. Собственник сменился, но команда и цели остались теми же, так что мы продолжили работу и в 2019 году и растем уже без Аяза (приросли на 46% по отношению к прошлому, закрыли декабрь с цифрой 725 кофе-баров). В блоге буду делиться инфой о том как компания живет сейчас, как устроена сама франшиза, где мы растем и где преодолеваем трудности. Буду рад вопросам и конструктивной критике, постараюсь делиться свежей аналитикой и фишками работы компании в кризис ;) welcome

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда