Бизнес и коронавирус: кому апокалипсис, а кто разбогатеет (но это не точно)

И снова о наболевшем. Март показал, насколько уязвимы малый и даже средний бизнес, насколько они зависимы от внешних факторов. И как внезапно, неожиданно и вдруг все может пойти... ну, пусть будет «лесом».

В закладки

Совсем недавно еще можно было скептически относиться к опасности коронавируса и посмеиваться над бесконечными новостями о нем. Думать, что он пройдет так же незаметно для экономики, как птичий или свиной грипп.

Но сегодня очевидно: каждый почувствует на себе влияние пандемии. Даже полная самоизоляция не спасет от политических и экономических последствий всеобщей паники.

Еще три недели назад Илон Маск высказывался, что паника вокруг коронавируса – тупость​...
​...а потом потерял за неделю 5,5 млрд долларов

Мы в Click.ru наблюдаем данные по доступным рекламным кампаниям и пробуем разобраться, какому бизнесу придется, мягко говоря, непросто, а в каких нишах, напротив, есть перспективы роста.

Уже испытывают проблемы

Кризис затронул в первую очередь офлайн-бизнес, направления, для которых как раз необходима та самая массовость и тесный контакт с людьми. А это все нежелательно в целях профилактики любых вирусов.

К примеру, уже пострадали:

1. Ниши, связанные с туризмом и командировками (туроператоры, авиакомпании, отели, хостелы и др.).

Во-первых, сложно перемещаться между странами. Трудно и уехать из России, и приехать в нее:

  • Россия закрыла границу для иностранцев до 1 мая.
  • ЕС ввел запрет на все поездки на свою территорию.
  • США запретили въезд из большей части европейских стран (а американцы должны пройти 14-дневный карантин).

Во-вторых, не очень-то хочется заниматься внутренним туризмом. Поезда, самолеты, вокзалы, автобусы, такси – везде есть риск заражения. Плюс куда ехать, если повсеместно отменяются мероприятия и закрываются заведения?

  • Минфин США сообщил, что ситуация с коронавирусом для авиакомпаний хуже, чем после терактов 11 сентября.
  • В Запорожье из-за карантина и убытков водители маршрутных такси требуют повысить тариф на проезд. Пассажиропоток сократился на 50 % (с 18 марта в Украине запрещены автобусные пригородные пассажирские перевозки, закрыты ж/д-вокзалы).

Получается, денег от путешественников меньше, а платить зарплаты, за аренду, обслуживание, покупку продуктов, ГСМ и пр. нужно по-прежнему.

Мы наблюдаем, что рекламодатели уже сокращают бюджет по таким рекламным кампаниям или вовсе их останавливают.

2. Театры, кинотеатры, музыканты, организаторы мероприятий (концертов, конференций, форумов и пр.).

Выставки, концерты музыкальных групп, театральные представления, конференции, форумы – отменяются или переносятся на неопределенный срок.

  • Оргкомитет Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) отменил мероприятие в 2020 году из-за коронавируса.
  • Отменили «Евровидение-2020».
  • Конференцию «Как вести бизнес на фоне коронавируса», которая должна была пройти в Нью-Йорке, пришлось отменить… да, из-за него же.

Чтобы не способствовать переносу вирусов, а также потому, что люди напуганы и стараются меньше выходить из дома, власти предпринимают ограничительные меры, так или иначе сказывающиеся на бизнесе.

Так, с 18 марта в Москве сначала запретили мероприятия с участием более 50 человек, в том числе киносеансы, иностранцам запретили посещать музеи и театры, с 21 марта закрыли школы и учреждения дополнительного образования (библиотеки, кружки, секции и др.), перевели вузы и СПО на дистанционное обучение, а следующую неделю вообще объявили «нерабочей».

Проблема в этой отрасли такая же, как у туристического бизнеса – билеты не продаются, но остаются расходы на коммунальные платежи, аренду, зарплаты и т. д. К тому же не окупаются и становятся абсолютно убыточными вложения в рекламу и маркетинг. Что особенно критично для тех, кто вынужден был отменять мероприятия в самый последний момент.

3. Предприятия общественного питания (кафе, бары, рестораны, сети фастфуда и т. д.).

Коронавирус беспощадно бьет по предприятиям общественного питания: кафе, барам, ресторанам, сетям фастфуда и др. Об этом очень эмоционально пишет Анастасия Татулова в своей статье «"Нам осталось несколько недель": как коронавирус убивает малый бизнес в России». Почитайте, если еще не успели.

Основная причина — отсутствие спроса. Ну, и меры со стороны государства.

  • Франция и Испания закрыли бары, рестораны и магазины (кроме продуктовых) из-за коронавируса в середине марта.
  • Часть ресторанов в Москве с 18 марта приостановила работу (обороты в ресторанном бизнесе упали от 30 до 90%).
  • В столице США из-за коронавируса закрыли рестораны и бары (еду разрешено брать только на вынос). А с 13 марта вообще введен режим чрезвычайной ситуации по всей стране.

Плюс власти усилили требования к работе общепита. Минпромторг предписал расставить столы и стулья на расстоянии больше 1 м, допускать посетителей только после мытья рук или обработки дезинфицирующим средством. С последним тоже сложности, так как из-за паники возникает дефицит.

Теперь простой и понятный жизненный пример. Фрилансер Вася хотел приехать из соседнего региона в Казань на концерт Lindemann 21 марта, но в последний момент его отменили из-за коронавируса. В результате его деньги не получили:

  • Участники группы, организаторы и владельцы площадки, на которой должен был быть концерт.
  • Транспортная компания или частный водитель, берущий попутчиков через Blablacar.
  • Хостел или отель, в котором пусть и на одну ночь хотел остановиться Вася.
  • 2–3 заведения общепита (кафе, точка фастфуда, столовая), куда любитель музыки заходил бы перекусить.
  • Музей или галерея, которые Вася заодно хотел посетить в свободное время.

Наверно, и хорошо, что наш Вася не попал на концерт. Сегодня сообщили, что Тилль Линдеманн госпитализирован в Берлине с коронавирусом...

Пока могут заработать больше

Конечно, есть и те, кто наверняка сможет заработать больше в связи с пандемией и паникой вокруг нее. К примеру, это:

1. Розничные магазины.

В соцсетях легко найти фото пустых полок как за границей, так и в России. Люди начинают практически оптом скупать товары первой необходимости. В отличие от туристического или ресторанного бизнеса, у ритейлеров – повышенный спрос, следовательно, можно больше заработать.

  • Торговые сети в России фиксируют рост спроса на товары первой необходимости.
  • Лукашенко советует «травить» коронавирус водкой.
Ашан в Марфино подсуетился и подготовил наборы из туалетной бумаги, гречки, макарон, влажных салфеток и др. В интернете их окрестили «тележками апокалипсиса»​

Однако паника имеет свойство уменьшаться, к тому же нельзя до бесконечности скупать ту же туалетную бумагу или гречку.

2. Сервисы доставки еды.

Если рестораны, кафе и бары закрываются, ограничивают свою работу и страдают от нехватки посетителей, то в сфере доставки, напротив, наблюдается серьезный рост. Коронавирус тут гораздо менее страшен, особенно если выбрать бесконтактный способ – доставку в постаматы, или когда курьер просто оставляет посылку у двери.

  • Delivery Club сообщил о трехкратном росте интереса ресторанов к доставке. В «Яндекс.Еде» аналогично.
  • Россияне начали чаще заказывать еду на дом на фоне коронавируса.

3. Аптеки и медицинские учреждения.

Вместе с продуктами питания население скупает в аптеках антисептики, а также препараты для профилактики и лечения... всего. Не важно, эффективные или нет, на фоне паники можно тратить деньги не совсем рационально. Также на этом фоне люди активнее интересуются здоровьем и хотят проверить себя и близких на вирусы. Поэтому хорошо заработать могут не только аптеки, но и медицинские учреждения.

  • Реклама и хайп вокруг коронавируса подстегнули продажи «Арбидола» (в отдельных аптечных сетях наблюдался двукратный рост, а в некоторых онлайн-аптеках продажи подскочили в 20 раз).
  • С 26 марта «Гемотест» начал платно тестировать россиян, желающих провериться на коронавирус.
  • «Яндекс.Такси» в партнёрстве с аптечными сетями и фармацевтическими предприятиями запускает дистанционную продажу и доставку безрецептурных лекарств (сообщили vc.ru).

Правда, рекламные системы вовсю борются со спекуляциями вокруг медицинских масок. К примеру, Google запретил их рекламу во всех странах, Avito и Aliexpress тоже начали борьбу с такими объявлениями.

4. Медиа, соцсети, стриминговые сервисы, образовательные онлайн-проекты.

Логично: если люди сидят дома гораздо больше времени, чем обычно, нельзя сходить в ресторан, кино или на концерт – что остается? Правильно, придется больше сидеть в соцсетях, смотреть сериалы, читать те же новости о коронавирусе, а также учиться. Естественно, медиаресурсы могут на этом больше заработать.

  • eMarketer прогнозирует, что глобально вырастет потребление всех цифровых мультимедиа – ведь именно это и произошло в Китае.
  • Vodafone сообщил, что интернет-трафик в Европе увеличился на 50 % (все из-за работы на дому и стриминговых сервисов).
  • Количество установок приложений Netflix выросло в Испании на 34 %, в Италии – на 57 %.

Тем более медиа, видео- и образовательные платформы активно работают на увеличение потребления: рассказывают о пандемии, привлекают аудиторию скидками и акциями, открывают бесплатный доступ к прежде закрытому контенту.

  • Amediateka из-за коронавируса подарила месяц подписки действующим пользователям.
  • «Триколор», «Билайн» и «Мегафон» открыли бесплатный доступ к своему контенту.
  • А Pornhub раздает премиум-доступ всем до 24 апреля.

5. Мошенники, шарлатаны.

Конечно, наравне с вышеперечисленным бизнесом активизировались и разного рода мошенники и шарлатаны. Люди, зараженные не самим коронавирусом, а «инфодемией» вокруг него, могут поверить во все что угодно. И купить, например, заговоренный чеснок, обереги и амулеты, озонаторы, особые медицинские маски черного цвета (втридорога) и т. д.

Нет сомнений, что мошенники могут заработать гораздо больше, чем вышеперечисленные бизнесы, потому что часто наценка – сотни процентов. Отличное видео (пусть и двухмесячной давности) о фейковых лекарствах и заработке на них жаждущих легкой наживы на канале Ильи Варламова:

Однако стоит сделать оговорку – за счет такой мошеннической деятельности можно заработать только пока. Так, ФАС России признала рекламу «Арбидола» нарушающей законы о рекламе, а следственные органы возбудили первые уголовные дела из-за коронавируса.

Плюс, если так и дальше продолжится, замедление мировой экономики и повсеместный карантин больно ударит по всем отраслям:

  • Как смогут хорошо зарабатывать ритейлеры или сервисы доставки, если серьезно снизится покупательская способность населения?
  • Кто будет платить налоги, когда закроется множество кафе, ресторанов, отелей, авиакомпаний?
  • Что будет с агрегаторами такси, хостелов и авиабилетов, которые живут за счет бизнеса, страдающего от пандемии и паники? (кстати, сегодня авиакомпания «Победа» объявила о приостановке полетов до 31 мая...)
  • В конце концов, что смотреть на стриминговых сервисах, если Netflix, Apple и Disney приостановили съемки из-за коронавируса?

Даже интернет-маркетинг может просесть, ведь многие клиенты сократят расходы на продвижение по тем или иным причинам. В России на последствия коронавируса могут наложиться такие негативные явления, связанные с ослаблением курса рубля.

Однозначно будут довольны только Грета Тунберг и экоактивисты, потому что все эти события определенно вызывают снижение выброса CO2 в атмосферу, значит, замедляют глобальное потепление и другие климатические изменения.

Что в итоге?

При вспышках других заболеваний не закрывали границы, не отменяли все мероприятия, не ограничивали посещение кафе и ресторанов, не грозили уголовным преследованием за нарушение карантина. Сейчас все по-другому. И неизвестно, сколько это продлится.

Крупный бизнес наверняка останется на плаву – как правило, есть достаточно собственных резервов, в крайнем случае им поможет государство. Сложно представить, чтобы не устояли «Аэрофлот» (из-за коронавируса) или «Роснефть» (из-за обвала цен на нефть).

Что делать малому и среднему бизнесу:

  • Оптимизировать расходы. Вести переговоры о рассрочке платежей, отказываться от участия в рисковых и нерентабельных проектах и т. д. Возможно, придется сокращать часть сотрудников.
  • Развивать новые направления. Для общепита, очевидно – делать ставку на доставку. Организаторы мероприятий могут перевести их в онлайн-формат – так группа «Би-2» сколлаборировалась с Okko и дала 20 марта отличный онлайн-концерт. Если вы зарабатываете на авторских турах, возможно, стоит сделать акцент на тревел-блогинге.
  • Рассматривать любые сценарии. Нужно думать, как резко нарастить обороты и начать активно работать, если все вернется на круги своя. В то же время стоит понимать, как действовать, если обстоятельства приведут к необходимости закрытия бизнеса, банкротства.
  • Искать иные источники заработка. Так, с помощью сервиса Click.ru специалисты по контекстной и таргетированной рекламе могут сэкономить время на настройке рекламы за счет автоматизации рутинных операций, а рекламные агентства — получить дополнительный заработок в виде партнерского вознаграждения до 35% от рекламного оборота.
{ "author_name": "Марина Правда", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 21, "likes": 2, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 115704, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 27 Mar 2020 18:42:47 +0300", "is_special": false }
0
21 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
5

Странноватый посыл в начале статьи. "... Еще три недели Илон Маск сказал, что паника вокруг короны - это тупо... ... а теперь потерял 5,5 млрд из-за нее". И из-за этого паника перестала быть тупостью? Или Маск сказал, что полностью поменял своё мнения?)

Ответить
0

Тут намек на биржевую потерю. Ну я когда про Маска читал, думал что будет упоминание насчет Аппаратов искусственной вентиляции лёгких, которые он типа купил для больницы.

Ответить
0

Во фразе "Еще три недели назад Вася весил 70 кг, а теперь весит 85" - намек явно не на то, что Вася теперь толстый. А намек на драматичность изменений и на ту скорость с которой они произошли. И других вариантов толкования  нет.

Ответить
0

Андрей, ты читал что под фото Маска стоит? 

Ответить
1

Да

Ответить
0

Тогда еще раз, тут в статье путаница. Одно паника за счёт Вируса, а другое паника падение акций. Что Маск имел в виду в своем твите не понятно. Думаю что панику на бирже он назвал "тупостью". Точнее глупостью. Две разные вещи..

Ответить
0

Ну как бы я об этом и написал. Но мне кажется Маск имел в виду панику везде - на бирже в обществе в экономике, в медицине...

Ответить
0

Ну по логике не сходится. Начнем с того, что Маска они в статью взяли для привлечение внимания. Я повёлся. Маска твит и статья, это две разные вещи. Как по мне..

Тут другая ситуация. В начале года компания Тесла рванула на бирже и много инвесторов заработали деньги, а другие потеряли. В начале марта рынок начал падать и Маск просто написал, что глупо скидывать прибыль из-за нестабильности на рынках.

Тогда еще последствие на биржу небыли известны, так как мировой рынок рухнул 9 Марта. Он твитнул 6 Марта. Имелась паника на бирже, защет коронавируса. 

Хотел написать что я в точности имел в виду.

Ответить
–3

хуй тебе

Ответить
0

А тебе его отсуствтие как такогового и минус )

Ответить
5

Разбогатеют все форексы, букмекеры, онлайн-казино, онлайн млм-пирамиды: когда людям скучно, они будут тратить деньги на эмоции.

Ответить
4

Разговаривал пару часов назад с человеком, который занимается банкротствами. За последние пару недель количество клиентов выросло на 120%.
Все 15 минут, что я общался с ним, улыбка не сходила с его лица. Очень широкая улыбка

Ответить
1

Кому война кому мать родна.

Ответить
0

Так ввели мораторий на подачу заявлений на банкротство

Ответить
0

Хотя это со стороны кредиторов нельзя подавать заявления

Ответить
0

Зря радуется. Сейчас перебанкротятся и тема стухнет.

Ответить
1

кстати, да, психотерапевтам прибавится работы и юристам. особенно специализирующимся на банкротствах 

Ответить
0

Главное, чтобы такие юристы не стали банкротами сами)

Ответить
0

А Адвокаты по разводам или Акушеры которым прийдется завалом вытаскивать детишек на новый год? )

Ответить
0

Сомневаюсь, что кто-то разбогатеет. Поднимут налоги

Ответить

Комментарий удален

0

прекрасное время для роста психологов, консультации по скайпу и раньше были популярны, а уж теперь)

Ответить

Прямой эфир