Маркетинг
Anna Petukhova
4578

Как пережить нам этот кризис?

Короновирус, обрушившийся на весь мир, постепенно переходит с наших лёгких на наши кошельки, и это – следующий этап «глобальной санации», как считают теоретики-экономисты.

В закладки

Во многом, схожим образом начинались проблемы в США в 1927 году. Новые технологии (автомобиль и конвейер), новые реалии в образовании, новая социальная политика (права женщин) – всё поставило с ног на голову экономику страны, которая была на тот момент единственным оплотом стабильности.

Вместо того, чтобы рационально распределять инвестиции в промышленность и отвечать по государственным обязательствам, американцы ринулись играть на бирже, создавая пустышки, которые начинали лопаться. Самый большой обвал произошёл в 1929 году, вследствие чего многие предприятия перестали отвечать по своим обязательствам, началась волна неплатежей, людей увольняли, население проживало накопления, теряло жильё… Не ожидает ли нас теперь то же самое?

В других странах дела шли гораздо хуже: Европа восстанавливалась после кровопролитной Первой Мировой 1914-1918, испанского гриппа 1918-1919 (который унёс 42 миллиона людей по всему миру и 39% испанцев) и финансового кризиса 1922-1923 (в Германии инфляция составила 35 тыс %), а крупнейшие страны Азии были обескровлены революциями и сменой правящего режима.

И вот сейчас, весной 2020 года, мы у порога той же самой проблемы: бизнес закрывается из-за того, что падает рубль, а также потому, что введён карантин и нет клиентов. Да, не любой вид бизнеса можно перевести в онлайн. Еду, медикаменты, одежду можно доставлять, но как быть тем, кто работает в сфере красоты и развлечений, кто занимается пассажирскими перевозками и туризмом? Получается, что сейчас силён только тот, кто производит и продаёт средства первой необходимости и тот, кто может осуществлять продажи через интернет. Можно считать, что мир перестраивается под новые цифровые реалии, под новые экологические стандарты – и это будет правдой.

Но на этом проблемы общества только начинаются. Далее произойдёт вот что: обедневший бизнес не сможет платить заработную плату сотрудникам и начнётся волна увольнений. На улице окажутся сотни людей, привыкших работать руками, а ослабевшее государство не сможет дать им какие-либо гарантии или позаботиться о них. Здесь уже может начаться социальный раскол, и мир распадётся на тех, кто смог перестроиться, и на тех, кто либо не достаточно низко пригнулся, либо не смог себя «цифровизировать».

Как бы там ни было, основные вопросы, которые сейчас должны задавать себе люди бизнеса во всём мире, это:

1. Кому нужны мои услуги или товары во время вспышки вируса? Если нужны, как их безопасно доставить? Как о них оповестить потребителей?

2. Если не нужны, то как я могу использовать свои станки, оборудование, знания, чтобы перепрофилироваться? Сколько времени и денег на это уйдёт? К слову, некоторые швейные фабрики Европы перешли на изготовление медицинских масок, а производители домашней химии стали производить обеззараживающие средства. Автомастерские стали выезжать на дом.

3. Кому нужны мои услуги или товары в мире, где люди обеднели и где закрыты границы? Возможно, есть другие способы монетизации своих умений. Так, глянцевые журналы сделали майские выпуски специально для онлайн-прочтения и переводят своих рекламодателей со страниц журнала в сеть.

4. Как я могу перестроить свой бизнес, чтобы можно было работать или управлять им на расстоянии? Что если я и мои сотрудники не могут выходить на улицу? Есть ли у меня электронный документооборот?

5. Как мой бизнес влияет на окружающую среду? Что можно сделать, чтобы он хотя бы не вредил окружающей среде? Как ни странно, это тоже очень важный фактор. Сейчас появляется много сторонников теории «санации Земли», которые считают, что мир самоочищается от неугодного ему человеческого воздействия. Чтобы быть подкованными и существовать в новой реальности «устойчивого развития», готовьтесь к нему уже сейчас.

И уже только после того, как поменяется сознание значимости бизнеса, и люди начнут мыслить более глобально и экологично, они смогу принять верное решение о том, как скорректировать свои товары и услуги и сделать их соответствующими новой реальности.

Если подойти к проблеме осознанно, то маркетинговая стратегия в долгосрочной перспективе (а в кризисное время это 4-6 месяцев) может (но не должна, всё зависит от Вас!) выглядеть так:

1. Сохранить как минимум 60% рабочих мест. Поменять систему оплаты труда на более гибкую.

2. Минимизировать постоянные расходы, снизить закупочные цены.

3. Использовать новые технологии в бизнесе: всё, что возможно и доступно.

4. Разработать новые способы коммуникации с потребителями, опираясь на их новые потребности и возможности, с минимальными затратами на продвижение.

5. Не прекращать рекламировать, чтобы не потерять нишу и долю рынка.

6. Если компания крепнет, то можно посмотреть, кого из ослабевших конкурентов можно поглотить.

Мировой опыт экономических кризисов показал, что для того, чтобы компания продолжала существовать, надо перейти на ускоренный темп и не бояться меняться. Важно искать потребителей, искать прямой доступ к ним, понимая и предугадывая их нужды. Помните, люди напуганы и не готовы расставаться со своими накоплениями.

Только не забывайте рекламировать! Используйте любую возможность: пишите на упаковке, сделайте вывеску ярче, распространяйте объявления, давайте рекламу в социальных сетях, выходите на маркетплейсы, ищите способы бесплатно встать на полки (в момент товарного дефицита это вполне реально), думайте о возможностях, которые Вам прежде были закрыты: а сейчас дверь открыта? Вы будете удивлены, но да, для многих компаний дверь открывается: иностранные компании прекращают поставки в Россию, закрывают подразделения и убыточные точки сетей. Освобождается место для новых идей и возможностей. Главное – вести себя как голодный до самореализации студент: ничего не инвестировать, кроме своих сил и желания.

Не пора ли дерзнуть?

{ "author_name": "Anna Petukhova", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 23, "likes": 17, "favorites": 36, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 115782, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 27 Mar 2020 21:49:51 +0300", "is_special": false }
0
23 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

Такое ощущение, что это методичка для учителя, написанная школьником (уж простите).
"...Если компания крепнет, то можно посмотреть, кого из ослабевших конкурентов можно поглотить..." - думаете, руководство компании, которая окрепла - не сообразит, что можно конкурента "подломить" (можно и не поглощать)?
Цифры какие-то, 60% персонала оставить. 
Израильская авиакомпания Эль Аль в первые же недели кризиса уволила 20%, потом отправила в неоплачиваемый отпуск еще 60% (от изначального кол-ва) и снизила з/п директоров.
Потом уволила ещё чуть чуть (20% от оставшихся) и руководство в неоплачиваемый отпуск, большие самолёты на консервацию, какие поменьше - под грузоперевозки, и сразу на поклон к государству - 30 лямов зелени сейчас и 10 ярдов до конца года, и параллельно PR компания в прессе и разрекламированные полеты по всем Б-гом забытым местам планеты, собирая последних туристов и экспатов (финансирование через гос-во и частных лиц) - "Великая репатриация".
Все это произошло за 4 последних недели.
Вот вам пример анти-кризисного управления, настроенного на выживание (конечно, Эль Аль вряд ли совсем изчезнет, хотя как знать).
Вот это кейс, достойный подробного разбора, имхо.
Ну или что то подобное из китайских или итальянских реалий - было бы очень интересно увидеть изнутри.
Кстати, один из будущих трендов, по-видимому - де-глобализация, или импортозамещение: Трамп уже приказал General Motors начать выпускать аппараты ИВЛ, в Израиле спохватились, что множество продуктов питанич уже почти полностью импортные (Китай, Украина, Турция), а местные фермеры берут деньги за их, продуктов,"непроизводство"...
Так что, возможно производство частично вернется из Китая. Ну а посколько рабочая сила нигде не может конкурировать по цене с китайской - придется изворачиваться, роботизировать, автономизировать и выращивать еду в пробирках (чтобы исключить сезонность).

Ответить
–1

Типичная демагогия. Взял расписывать проблемы авиакомпании - какого хрена? Авиаперевозки - наиболее пострадавший сектор, ни в коем случае не являющийся показателем и примером для подражания.

Ответить
0

Авиакомпания - потому что они одними из первых пострадали, насчет _наиболее_ пострадавших - поживем-увидим, пока что падение доходов маленьких ресторанов - не меньше (ок. 90%), просто они не так громко кричат, и их спасать никто не будет.
И ещё _авиакомпания_ потому, что дочка работает (работала до карантина) в Эль Аль и довелось увидеть вблизи, КАК руководство Эль Аль управляет кризисом. По-моему - неплохо, стОит присмотреться.
Слепо подражать не нужно (никогда!), а вот на заметку взять - почему бы и нет, возможно, кому-то пригодится ))

Ответить
0

Сокращать персонал в кризис - редкое ноу-хау, не всякий догадается. 

Ответить
0

Фишка не в том, чтобы сокращать, а сокращать сразу и много, по всем каналам (увольнения и отпуска). Могу еще добавить инфы (хотя вам, похоже, не интересно) - Эль Аль обычно увольняет на хороших условиях, с выходным пособием и т.д., поэтому им тянуть с увольнениями нельзя...

Ответить
0

Наверное, все же от конкретного бизнеса зависит - сколько персонала лишнего, и сколько персонала необходимого.

Ответить
4

Никак не пережить кризис - тоже нормально.
Не нужно комплексовать по поводу того, что ты что-то там не пережил - ты же не один такой и не ты виноват, что тебя убили.
Плюс, если все переживут, то получится попрание интересов тех, кто планировал подняться на смерти всяких мелких лавочников.

Ответить
0

полный бред

Ответить
0

да просто бизнес возможно впервые начнет работать, а не отмывать бабло, рисуя красивые графики для налоговой. и топ менеджеры начнут думать не про то, куда в отпуск слетать и какую тачку прикупить, а как сохранить контору, чтоб летом хотя бы до крыма сгонять, пока и его не закрыли

Ответить
4

Плохо вы знаете психологию наёмных топ-менеджеров...

Ответить
1

ну да, смотрю на них только в фильмах по типу духлесс. расскажите вы что знаете

Ответить
2

Посмотрите на топ менеджеров отечественных госкорпораций: весь "жирок" на стороне (личная недвижимость и бабло), а корпорация - это как дойная корова. А налоговая и проч. - это чтобы акционеры (или собственники) не доставали.

Ответить
1

И ничего не изменится в этом плане

Ответить
1

ну госкорпорации это отдельная тема, они сами себе любой закон напишут, какой захотят. а частникам сложнее оправдать свою прибыль, когда работники по домам сидят, продуктивность на нуле, а деньги с оффшора охота освоить в привычном объеме. а то ведь на яхту может не хватить, на теневые деньги ее так просто не купишь

Ответить
2

Думаю, что нормальный гендир заранее знает, где подстелить соломку если что... И он первым узнаёт, когда "вечеринка заканчивается", надо собирать оставшееся невыпитое бухло - и валить туда, где еще жизнь теплится ))
А то что частникам сложнее - ну так там и более талантливые и креативные сидят

Ответить
0

это когда все гладко можно подстелить чтоб помягче было. а тут телегу раскачали нормально, даже если резко захочешь можешь и не улететь, если своего самолета нету в гараже

Ответить
0

Зависть - это грех.

Ответить
–1

даже сложно прокомментировать этот оголтелый бред  )) как минимум, для налоговой никто графики не рисует, это скорее для акционеров ))) налоговая любит сухие цифры

Ответить
0

да я образно написал. никто ведь не кладет на счет миллиард в конце каждого года в виде прибыли, все должно поступать относительно планомерно, иначе даже наши полоумные налоговики репу начнут чесать и взятки требовать за такое безобразие

Ответить
0

 бизнес возможно впервые начнет работать, а не отмывать бабло

более чем оскорбительный скетч, причем без особых на то оснований
в сравнении с СССР, сегодня прилавки тысяч магазинов (бизнес) ломятся от товаров отечественного производства (бизнес), своевременно доставляемых потребителю (бизнес) и иначе как работой это назвать нельзя
просто не мог смолчать, видя такое откровенное гониво 

Ответить
–2

а я где-то писал, что бизнес не работает? сервис порой на нуле, по сравнению с забугорным, а бабки в кассу при этом стабильно заносятся. любое паршивое кафе может весь день пустовать, но к вечеру туда обязательно заедет босс и закинет 20-30к своего теневого бабла, как будто тут аншлаг. а может и 200к закинуть, пускай сегодня был банкет. кусок из кассы улетит налоговикам и прочим бюрократам, которые не в силах досконально проверить работу каждой забегаловки. и такое по всему миру, просто где-то еще и сервис при этом всем имеется достойный

Ответить
1

Фаза системной интеграции скоро закончится и да, провизоры, таксисты, обслуживающий персонал останутся без работы. В принципе балансовую модель органичного использования ресурсов уже можно посчитать с помощью big data.

Ответить
0

panic mode

Ответить

Прямой эфир