Маркетинг
Evgeny Kotyak
2302

«Ускоряемся, насколько возможно». Как коронавирус повлиял на белорусский digital

Реклама в целом и digital в частности — своего рода зеркало белорусской экономики. Которая, в свою очередь, очень зависит от положения в других странах.

В закладки

Когда все на подъеме и есть уверенность в завтрашнем дне — рекламный рынок растет, но как только наступает очередной кризис — бюджеты едва ли не моментально схлопываются, а новые проекты замораживаются.

Чтобы понять, как себя чувствует digital сегодня, я задал несколько вопросов представителям Webcom Group, Qmedia.by, GUSAROV и Webmart Group.

  • Как эпидемия коронавируса повлияла на digital-бизнес в Беларуси? Что происходит в вашем агентстве и что вы сейчас предпринимаете?
  • Какой бизнес сократил расходы на продвижение в онлайне?
  • Какие отрасли растут и увеличивают инвестиции в рекламу?
  • Что ждет белорусский digital в 2020?

Сергей Царик, директор Webcom Group

Глобального влияния на digital пока нет. Рекламные бюджеты, за исключением некоторых сфер, не падают, некоторые рекламодатели наращивают свою активность.

Все понимают, что если не продавать сейчас, то ничего хорошего для бизнеса в будущем не будет.

Мы работаем в гиперактивном режиме, ускоряем все свои внутренние процессы, насколько это возможно. Бизнес наших клиентов сейчас нуждается в скорости, четкости и слаженности наших действий, от нас ждут результат.

За 2 недели изменили с десяток процессов внутри, сделали то, что обычно делаем за 1-2 квартала. Но не думаю, что наша сфера какая-то особенная. Весь бизнес Беларуси сейчас агрессивно трансформируется.

Какой бизнес сократил расходы на продвижение в онлайне?

Весь туризм, визовая поддержка и билеты остановились. То же касается фитнес-центров, тренажерных залов, SPA-центров, салонов красоты.

При этом есть санатории, которые остановились, сославшись на работу только с иностранцами, которых сейчас нет, но одновременно с этим другие санатории запускают рекламу, прицеливаясь на отечественных туристов, которые могут провести свой летний отдых в Беларуси.

Какие отрасли растут и увеличивают инвестиции в рекламу?

Все, что касается e-commerce — растет. Если есть товар, который можно продать, то сейчас у интернет-магазинов хороший спрос. Есть масса кейсов по росту числа онлайн-конверсий и в 5, и в 8 раз на отрезке дня-недели. При этом мы не говорим о товарах острой необходимости, там все в десятки раз растет, появляются очереди в интернет-магазинах. Видно, как идет перетекание конверсий из офлайна в онлайн. Рост за счет этого.

Растут и другие сферы (образование в онлайне, развлечения в формате STAYHOME). Многие клиенты не откладывают запланированные покупки. Поэтому продажи идут и на коне те, у кого бизнес адаптирован под пользователей из онлайна. Локальные производители сейчас активнее стали двигаться в digital на фоне проблем с поставками импортных продуктов и их новых цен, пытаются достучаться до конечного потребителя, а также расширить партнерскую сеть.

Что ждет белорусский digital в 2020?

Белорусский digital сродни зеркалу нашей экономики. Бизнес, который не хочет погибнуть, должен продавать. Без рекламы это вряд ли возможно. В силу того, что онлайн был и остается самым доступным и недорогим способом привлечения клиентов, будет работать бизнес, будет его активность в digital. Особенно в условиях уменьшения количества перемещений людей, самоизоляций и карантинов. Да, гигантского роста точно ждать не стоит. Но те, кто откладывал до последнего выход в онлайн, спешно делают это. Кто стоит прочно на ногах в онлайне, укрепит свои позиции.

Алесь Мисуно, директор Qmedia.by

Стараемся не делать резких движений и продолжаем работать и анализировать ситуацию. Мы предложили техническим специалистам опцию работы из дома, решаем технические моменты для возможного перевода и специалистов по работе с клиентами.

Мы понимаем, что сейчас не самая простая ситуация на рынке, клиентам нужна наша поддержка как никогда ранее, поэтому стараемся работать еще более продуктивно.

Какой бизнес сократил расходы на продвижение в онлайне?

Остановили рекламу представители туристического бизнеса, санатории, организаторы мероприятий, рестораны, салоны красоты, фитнес-клубы и т.д. Все, чья работа, по сути, парализована физически по разным причинам. Очень сложно микробизнесу, особенно продавцам товаров далеко не первой необходимости.

Какие отрасли растут и увеличивают инвестиции в рекламу?

Сейчас на коне представители онлайн торговли.

Традиционно стабильны представители среднего и крупного бизнеса.

Кто-то годами откладывал старт направления онлайн продаж в компании, либо не уделял ему должного внимания — сейчас пытаются наверстать упущенное в крайне сжатые сроки.

Что ждет белорусский digital в 2020?

Очевидно, это будет не самый простой год, который потребует некоторой оптимизации, изменения процессов, подстройку под требования рынка. Все прошлые годы и кризисы рынок интернет рекламы бурно рос, перетекали бюджеты из традиционных рекламных каналов (ТВ, пресса и т.д.) в онлайн. Скорее всего, ситуация повторится, но рост будет менее активным.

Андрей Гусаров, digital-агентство GUSAROV

Еще до пандемии коронавируса сотрудники всегда имели возможность работать из дома, если нехорошо себя чувствуют или по другим обстоятельствам. Опцией этой пользовались редко и по крайней необходимости, потому что офис для командной работы все же эффективнее.

Еще 13 марта мы оценили необходимость как крайнюю и важную. Многие добираются до офиса на общественном транспорте, такси, во время обеда ходят в кафе или столовую. Мы решили не рисковать здоровьем команды и ввести свой карантин. Все, кому было нужно, забрали домой под расписку ноутбуки и другую офисную технику. 16 марта в понедельник — первый день удаленной работы. Для общения и работы по-прежнему остались Planfix, amoCRM и Telegram. Для видеоконференций стали использовать Zoom. Немного непривычно, но серьезных неудобств нет. В офис пришли человека 3-4 — они живут в шаговой доступности, посчитали, что так им удобнее.

Встречи с клиентами, партнерами, наши курсы перенесли в онлайн (со снижением стоимости). Мы в силу специфики бизнеса не привязаны к офису, поэтому быстро перевели Команду в процессы в онлайн.

Какой бизнес сократил расходы на продвижение в онлайне?

Наши клиенты встретили кризис по-разному. Больше всего пострадали туризм, заведения, организация мероприятий. В других тематиках также сократились расходы на продвижение в онлайне: контекстную, таргетированную рекламу в особенности.

Какие отрасли растут и увеличивают инвестиции в рекламу?

Транспортировка грузов, доставка, переход курсов/мероприятий из офлайна в онлайн.

Что ждет белорусский digital в 2020?

Вырос спрос на SEO. Потому что карантин закончится, нужно будет продавать. Мы уже несколько месяцев адаптируем свою работу по поисковому продвижению под CJM — путь пользователя. Считаю для нас это одной из основных точек роста в 2020 году. Все точки контакта должны работать на сопровождение пользователя по воронке продаж.

В других сферах, думаю, продолжится рост доставки, развитие способов отстройки от конкурентов за счет бесконтактного обслуживания, переход офлайн курсов в онлайн, тренировок (йога, фитнес и т.д.) также на онлайн-сопровождение.

За бортом останется агрессивный маркетинг с призывом «для смелых» посещать какие-то заведения с массовым скоплением людей вопреки здравому смыслу и рекомендациям по самоизоляции. Также не выживут в конкурентной антикризисной борьбе компании, которые не используют долгосрочные инструменты привлечения лидов вроде SEO.

Дмитрий Катющик, директор Webmart Group

Безусловно, ситуация, которая складывается за счет распространения коронавируса и падения рубля, так или иначе сказывается на нас.

  • С 17 марта мы перешли на удаленную работу по желанию. Большая часть нашей команды работает из дома. Однако за счет того, что наша работа организована по scrum и все задачи полностью проходят через нашу ERP-систему, я бы сказал, что на эффективности это негативно не сказалось, скорее наооборот, мы увидели точки роста в процессах, которые позволят нам работать еще лучше.
  • В рублевом выражении сильно выросли наши постоянные затраты: на аренду, различные сервисы в валюте и т.д.
  • Клиенты из сферы HoReCa, event-индустрии, а также туристические компании остановили свои рекламные активности, так как у них сейчас отсутствует спрос.

Какой бизнес сократил расходы на продвижение в онлайне?

Сейчас бизнес в Беларуси находится в такой позиции, когда онлайн может быть единственным инструментом, который связывает их с покупателями, поэтому каждый руководитель должен пристально посмотреть на стратегию своего присутствия в интернете: начиная от сайта и инструментов продвижения, возможности быстрой и, возможно, бесконтактной доставки до оценки рентабельности вложений в интернет-рекламу.

Какие отрасли растут и увеличивают инвестиции в рекламу?

Нужно отдавать себе отчет в том, что люди сокращают посещение общественных мест, в тоже время в продуктовой категории покупок на начало исследования компании Audit Service 5% респондентов отмечали, что уже заказывают продукты через онлайн-доставку, но к концу исследования (через 5 дней) таких стало уже 8%. То есть рост за 5 дней составил аж 60%.

В нашем агентстве активно растут сегменты доставки еды, мобильных приложений; некоторые автодилеры даже ставят рекламу на паузу, так как спрос на новые авто в последние недели настолько велик, что они не справляются с наплывом. Также активно сейчас наблюдаем активный рост по недвижимости, финансовым услугам, продаже бытовой техники.

Что ждет белорусский digital в 2020?

Конечно то, как себя будет чувствовать бизнес будет во многом зависеть от развития событий: изменения ситуации по коронавирусу, принятия мер государств по стимулированию экономики и т.д. Однако одно можно сказать точно, сейчас нужно принимать активные действия, чтобы перестроить бизнес к новым реалиям и, в первую очередь, продумать стратегию вашего присутствия онлайн.

Ключевые выводы

  • Все понимают, что если не продавать сейчас, то ничего хорошего для бизнеса в будущем не будет.
  • Рекламу в онлайне остановили или сильно сократили: туризм, организаторы мероприятий, рестораны, фитнес-центры, тренажерные залы, SPA-центры, салонов красоты.
  • На подъеме (бюджеты выросли): e-commerce, товары первой необходимости, курсы, мероприятия, развлечения в формате STAYHOME, доставки, мобильные приложения. Средний и крупный бизнес достаточно стабилен.
  • Бизнес, который не хочет погибнуть, должен продавать. Без рекламы это вряд ли возможно. А так как онлайн по-прежнему самый доступный канал, то компаниям, которые еще не перестроились под него, придется наверстывать упущенное и перестраиваться прямо сейчас.
{ "author_name": "Evgeny Kotyak", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 10, "likes": 4, "favorites": 27, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 116759, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 01 Apr 2020 11:37:07 +0300", "is_special": false }
0
10 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Евгений, в данном случае мы не рассматриваем момент удаленной работы как постоянный бизнес-процесс в компании, а лишь временный с целью дать понять сотрудникам, что компания солидарна как с их мнением и переживанием на счет COVID-19, так и мнением остальных компаний, которые предприняли этот шаг в трудное время. Поэтому прошу Вас не подменять предмет нашего общения.

Ответить
2

В ленту лучше выводить подзаголовок, из которого читатели поймут, что будет в материале, пожалуйста, имейте это в виду на будущее

Ответить
1

Спасибо, в будущем так и сделаю! Первый блин, он трудный самый)

Ответить
0

Все говорят о переводе на удаленную работу своих сотрудников, показывая свою заботу к ним, а Webcom Group рассказывает об ускорении (facepalm)

Что на это ответит лидер рынка?

Ответить
0

Постоянно кто-то из команды работает удаленно. Рассказывать об этом как о каком-то проявлении заботы — ну такое. Рядовая ситуация, рядовой процесс, проходили много раз еще много лет назад.

На состояние рынка и системные изменения в digital переход на удаленку никак не влияет, поэтому об этом и не рассуждаем в сотый раз.

Ответить
0

И сразу вопрос для коллег из других стран: а как у вас обстановочка?

Ответить
1

Будет хороший тред, если взлетит. Но меня все же больше digital интересует. Ибо невозможно объять необъятное.

Ответить
1

Копирайтер, Украина. Работала с тревел и фитнесом. Все на стопе. Пришлось переориентироваться на свое старое направление: снова пишу для блогов об интернет-маркетинге.

Ответить
1

Да, как раз те отрасли, где все практически остановилось. Хотя есть и обратные примеры, когда ребята быстренько переобулись с внешнего на внутренний туризм.

Ответить

Комментарии