{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Копирайтер без опыта: как найти талант и воспитать в нём гения

Итак, перед вами задача: найти копирайтера.

Искать жемчужинку будете среди новичков. И неважно по каким причинам: нет бюджета на более опытного, либо просто убеждены, что "проще научить, чем переучить". К делу это не относится, а задачу решать надо. Каким же образом разглядеть талант, если за плечами кандидата нулевой багаж опыта? И как сделать так, чтобы новичок быстро включился в работу и начал выдавать, как пирожки из печи, отличные тексты? В этой статье поделюсь с вами своими советами о том, как разглядеть достойного кандидата и за 2 месяца сделать из него отличного бойца. В этом опыт у меня есть и не один.

Начнём с ТЗ

Тестовое задание - та волшебная палочка, от которой зависит 50% успеха. Именно по результатам ТЗ вы сможете оценить, насколько кандидат талантлив и дружит со словом. При постановке тестовых заданий я вывела для себя несколько правил:

1. Включайте в ТЗ задания на виды текстов, которые чаще всего встречаются в вашем контент-маркетинге. Если это рассылки - значит включайте рассылки; если лонгриды - значит лонгриды; если лендинги - то лендинги и так далее. Ваше задание должно быть полностью заточено под специфику работы.

2. Придерживайтесь оптимального размера ТЗ: не слишком много, не слишком мало. Слишком объёмное тестовое (особенно, если вы его не оплачиваете) может попросту спугнуть соискателей. От слишком маленького будет мало толку, вы ничего не поймёте о способностях кандидата. 2-3 небольших разноплановых заданий или 1 объёмного будет вполне достаточно, чтобы дать верную оценку.

3. Давайте адекватное время на выполнение ТЗ. Меньше 3 дней - полный моветон и неуважение к личному времени соискателя. Скорее всего, вы и ваше задание для него не единственные, и у него и без вас хватает ТЗ от других работодателей. Это тоже важно учитывать. К тому же, в моей практике не раз встречались случаи, когда ребята выполняли задание гораздо раньше оговорённого срока, желая проявить заинтересованность в вакансии. Поэтому просто будьте взаимовежливы.

Банальный совет, но всё же: если не собираетесь рассматривать кандидата дальше - позвоните или напишите ему письмо с вежливым отказом. Учтите, что он старался, тратил своё время и ждёт от вас обратной связи. Какой бы неприятной обратная связь при этом не была, "морозиться" - вообще не вариант. Считайте это делом принципа. Некоторые ребята часто спрашивали у меня о причине отказа: что не понравилось, в чём были ошибки. Я никогда не оставляла такие просьбы без внимания и подробно расписывала что да как. Если хватало энтузиазма, то делилась полезными статьями из своих закладок, ссылками на качественные блоги о копирайтинге и маркетинге, книги, вебинары и пр. Возможно, во мне говорила память о том, что я когда-то сама с "нуля" обучалась профессии, делала ошибки, чего-то не понимала, получала отказы.

Оценка ТЗ: смотрим вглубь и оцениваем перспективы

При оценке тестового задания самая большая ошибка - ждать тот самый результат, который вы бы хотели получить от уже опытного копирайтера, проработавшего с вами не один месяц. Отмечу, что даже опытному специалисту нужно время для того, чтобы вникнуть в специфику бизнеса, подстроиться под коммуникационный стиль компании и понять, чего конкретно вы ждёте от текстов. Что уж говорить о начинающих авторах.

Поэтому при оценке ТЗ от новичка смотрите глубже и старайтесь увидеть признаки того, что перед вами перспективный работник.

1. Логика текста. Насколько хорошо соискатель формирует и связывает свои мысли в единую логику? Доходчиво ли подводит к основной идее текста? Нет ли нестыковок, которые заставляют перечитывать предложение по несколько раз, чтобы понять суть? Также обращайте внимание на то, выдержан ли единый стиль письма.

2. Структура текста. Разбит ли текст на смысловые блоки с подзаголовками, есть ли абзацы, маркированные списки, которые упрощают восприятие информации? С одной стороны, этот пункт не совсем обязательный, приучить к структурированию можно. С другой стороны, такой признак - жирный плюс для вашего соискателя.

3. Орфография. Когда-то я была заядлым граммар наци, который испепелял взглядом за неправильное ударение или пропущенную запятую в обращении. С возрастом стала чуточку проще. Сейчас уже не вижу смысла строить кислую мину при ошибке в слове "запечённый" и ставить крест на соискателе. Не нужно придираться, если ошибок крайне мало и все они негрубые. Как отличить грубую ошибку от негрубой? Негрубая - та, которая либо не бросается в глаза, либо не меняет смысл предложения (одела шапку). Грубая - от одного вида которой передёргивает, либо при которой значение фразы резко меняется (красота - в простате).

4. Старательность. Очень показательный признак. Если вы видите, что текст далеко не поверхностный, что кандидат явно углубился в ту сферу, в которой вы ведёте бизнес; возможно, даже задавал вам уточняющие вопросы по теме - знайте, что перед вами как минимум ответственный и вдумчивый человек. При наличии писательского умения, считайте, что это идеальный вариант.

Оценивайте тестовые задания новичков по таким принципам и, поверьте, перспективного специалиста вы точно не упустите. Отберите тех ребят, тестовые задания которых вам понравились больше всего - и вперёд, на собеседование.

Собеседование: что делать с новичком?

О чём спрашивать? На что обращать внимание, если кандидат студент или недавний выпускник с нулевым опытом? Или он постарше, но абсолютно не касался копирайтинга ранее?

Вопросы из серии "почему мы должны выбрать именно вас?" и тест Роршаха оставьте другим. Если вы подбираете работника самостоятельно, подбираете для себя и для совместной тесной работы. Поэтому ориентируйтесь на следующее:

  • Совпадают ли ваши ценности;
  • не говорит ли кандидат того, что вызывает у вас отторжение;
  • не вызывает ли он у вас отторжения в целом, своим образом;
  • узнайте, понимает ли он что из себя представляет профессия копирайтера и с какими трудностями ему придётся столкнутся;
  • узнайте, почему кандидат выбрал для себя именно это направление, и на что он рассчитывает в этой сфере;
  • узнайте, насколько ему интересна эта профессия, обучается ли он самостоятельно, готов ли совершенствоваться и далее;
  • предупредите о возможной критике или слегка покритикуйте прямо на собеседовании его тестовую работу и посмотрите на реакцию;
  • ориентируйтесь на свои впечатления.

Да-да, ориентируйтесь на свои впечатления. Без банального человеческого контакта плодотворной совместной работы у вас не получится, каким бы талантливым соискатель при этом ни был бы. И наоборот, чуть менее талантливый, но трудолюбивый и близкий вам по духу человек только украсит вашу команду.

Выбор сделан. Как обучать?

Первые желанные плоды от работы нового копирайтера вы получите не раньше, чем через месяц. Ещё через месяц работник станет выдавать вам то, что вы хотите увидеть. Первый месяц - для знакомства с вами, вашей компанией, сферой деятельностью и правилами профессионального копирайтинга. Второй месяц - для шлифовки навыков. Третий, четвёртый и далее - оттачивание мастерства.

При этом, чтобы действительно получить такие результаты, придётся вложить в обучение своё время и свою энергию. По своему опыту знаю, что настоящее обучение начинается сугубо на практике, когда приходит время разбирать первый готовый текст. Однако перед тем, как поручить первое задание, я всегда давала вводные и по компании, и по базовым требованиям к текстам, даже если знаю, что половина информации пролетит мимо (на начальных этапах она всегда и у всех пролетает мимо).

Поэтому

  • Обучайте только на практике, разбирайте детально каждую написанную статью.
  • Разбирая текст, никогда не исправляйте ошибки со словами "просто пиши вот так, так правильно". Всегда объясняйте причину, по которой это правильно, а это нет; почему этот метод работает, а тот - уводит текст "в минус". Толковый копирайтер всё мотает на ус и в будущем не будет допускать аналогичных ошибок и сэкономит вам время при проверках.
  • Обязательно давайте дополнительную литературу и прочие материалы для повышений профессионализма.
  • Будьте объективным. На начальных этапах важно поделиться некоторыми стилистическими советами и хитростями, но также важно не перестараться. У меня был такой грешок: я правила вполне приличные предложения не потому, что в них были ошибки, а просто потому, что "я бы написала иначе". Подавляла творчество и самовыражение копирайтеров своим личным вкусом. Не надо так делать, держите баланс.

Вот и весь рецепт поиска и обучения талантливого и продуктивного копирайтера в команду. Безусловно, работать с опытными ребятами всегда проще и удобнее. Но… все мы когда-то с чего-то начинали, все мы когда-то чему-то учились.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Елена Березняк

😊так все и было)

Ответить
Развернуть ветку
Наташа Гаврилова
Автор

Посылаю лучи добра и благодарности ❤️

Если кому-то нужен классный, талантливый, ответственный и душевный копирайтер - это к Елене! Моя личная рекомендация.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Kondratyeva

Нужен) как связаться с Еленой?

Ответить
Развернуть ветку
Olga Kondratyeva

Елена, здравствуйте! Нужен как раз талантливый копирайтер. Как с вами связаться?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Березняк

Добрый день. Мой скайп - black_oleander12345. Добавляйтесь, обсудим.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Kondratyeva

Елена, давайте обсудим по телефону? Это будет удобнее. Напишите мне пожалуйста в ватсап или телеграм 89255337128.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Багуль

Как итоги - писать все-таки лучше самому

Ответить
Развернуть ветку
Наташа Гаврилова
Автор

Если у вас есть время - пишите)

Ответить
Развернуть ветку
Марк Яковлев

Здравствуйте! В поиске адекватных заказчиков. Тематика - автомобили.

Ответить
Развернуть ветку
Наташа Гаврилова
Автор

К слову, приглашаю всех в свой телеграм-канал, где я пишу о копирайтинге в рекламе: t.me/rukapisatelya

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда