Почему маркетинговая стратегия — самая бесполезная вещь
Всем привет! На дворе апрель 2020, технологии захватывают мир, результат каждого рекламного объявления можно измерить и оценить, а маркетинговые стратегии не приносят никакой пользы. (upd: в случае малого бизнеса, частично среднего бизнеса и стартапов)
За 3,5 года существования нашего агентства диджитал маркетинга «Пекло», мы проанализировали тысячи компаний, сайтов (наших клиентов и их конкурентов), изучали то, как они продвигаются и так далее.
С учетом такого опыта, у любого адекватного профессионала, даже после нескольких минут изучения продукта/сайта сложится понимание того, что можно и нужно сделать, чтобы продвижение стало эффективнее.
И в итоге, все всегда сводится к стандартному рецепту, применимому для всех 100%:
- Делать продукт лучше, насколько это возможно
- Создавать контент (больше текста, фото, видео). Content Is King!
- Сделать, как минимум, базовую оптимизацию сайта/лендинга
- Качественно настраивать контекст и таргет (кэп)
- Сотрудничать с блогерами (с большими и малыми), на которых подписана целевая аудитория
- Тестировать больше идей, вариантов дизайна, текстов и так далее
- Анализировать
Вот и вся «маркетинговая стратегия». А кто-то за это берет деньги и рожает ее неделями или месяцами вместо того, чтобы делать работу.
Но вдруг я что-то упустил? Го в поисковую выдачу и узнаем, что такое маркетинговая стратегия:
Все понятно? :)
К счастью, такое встречается только в университетах с полусовковой программой обучения и в тендерных объявлениях закостенелых государственных структур. Но не в реальной жизни.
Тру стори:
Если ты маркетолог, и тебя когда-нибудь просили «помочь с маркетинговой стратегией» (а у всех когда-то это случалось), то ты шел гуглить примеры или шаблоны. Поэтому эти поисковые подсказки тут как тут:
Почему это происходит? Да потому, что в душе никто не ... понимает, и не может ответить на вопросы:
- что это такое на самом деле и что в ней должно быть
- как себе это представляет заказчик
- какую по факту проблему это должно решить
- сколько может стоить маркетинговая стратегия
- как ее вообще оценит необходимый объем и масштаб работы
Составление маркетинговой стратегии сродни инфоцыганству: лить воду, рисовать красивые слайды с графиками, составлять унылые документы в ворде со штампами и канцеляризмами. Чем длиннее и «солиднее» документ, лучше упакован, тем дороже его можно продать и меньше принести пользы.
Ни один маркетолог перед запуском трафиковой рекламной кампании не будет вкуривать документацию на 100500 листов о том, какие особенности у продукта, и как важно его хорошо и правильно продвигать (одними и теми же каналами). И, тем более, ни один блогер не будет этого делать. Все необходимые описания и информация есть на сайте + на брифинге с заказчиком. А остальное решают цифры, которые можно увидеть по факту.
Как потратить время и деньги эффективнее?
Купить трафик и протестировать несколько десятков гипотез (текстов, дизайна, посадочных страниц, таргетингов, размещений у блогеров), замерить результаты и бежать дальше.
Поэтому вся суть маркетинга сводится к тому, что нужно просто делать, анализировать то, что сделали, делать корректировки и снова делать. Как можно лучше. Лучше, чем конкуренты.
И поэтому все обсуждают конкретные кейсы в перформанс-маркетинге, в контенте и так далее. Но никто не говорит: «Вот ШОК НОВОСТЬ!!! Они снизили стоимость привлечения клиента в 2 раза, применив ЭТУ МАРКЕТИНГОВУЮ СТРАТЕГИЮ!».
Как тестировать гипотезы и хранить всю историю проделанной работы?
Удобное решение — Growth Hacking Pipeline. Пример из опыта:
1. Все задачи должны быть сфокусированы на конкретный результат. Например:
- «Применить новую автоматизированную стратегию в Google Ads, чтобы снизить CPL на 10%»
- «Оптимизировать показатели посадочных страниц по Google Pagespeed Insights, чтобы увеличить CR на 2%»
- И так далее
2. Использовать канбан-доску для хранения и перемещения задач-гипотез по столбцам:
- Brainstorm — свалка идей
- Backlog with priority — задачи, которые были отобраны и оценены по потенциальной важности влияния (1), простоте в реализации (2), и уверенности в том, что это сработает (3) (гугли “ICE score” для деталей)
- To Do — задачи, которые на данный момент в работе (подготовка к запуску)
- Gathering Data — проверка гипотезы запущена, собираем данные
- И самое интересное: после сбора данных, в каждой задаче кратко описывается результат и выводы и задача переносится в Success или FAILED.
Таким образом, у вас всегда под рукой будет история успешных и неудачных решений, что позволит реже допускать те же ошибки и эффективнее масштабировать кампании.
Всем эффективного маркетинга! Тратьте время на то, что можно измерить, и что принесет прибыль!
Рома надо было бы тебе в школе нормально учится, а потом профессионально позаниматься рекламой лет 5 в крупных компаниях, которые планируют минимум на 5 лет. Такой бы абсурд тогда бы не написал!
Знаешь, что макдональдс в своё время залил 500 миллионов долларов в рекламу и это думаешь было без стратегии?
Текст - дичь, хорошо характеризующий орду всех этих недомаркетологов за три копейки, подрабатывающих после школы за еду.
А заводы стоят.
Вот интересно, заводы стоят потому что у них маркетинговой стратегии не было?
Или Нассим Талеб рулит? 😉
В том числе. Но в данном случае я не про промышленность, это просто идиома.
Перевожу: большинство наших клиентов были малый бизнес, и всех прелестей тендеров на рекламу с китами мы не вкусили, оттого и не знаем - зачем магазину цветов за углом она нужна.
Кажется, вы не работали с компанией, у которой годовой маркетинговый бюджет утверждается в конце декабря) Попробуйте в свой список "маркетинговой стратегии" добавить обоснование затрат, расчет - сколько ТОЧНО будет потрачено, на какую рекламу, и какой именно результат принесет то или иное действие - вот и получите классическую маркетинговую стратегию, а не 7 строк текста)
Для работы в стартапе уровня "делаю все сам и привлекаю пару своих друзей" - ваш подход подойдет, а для компании с маркетинговым отделом хотя бы в 20 человек - уже нет)
Дополню)
Я не говорю что данный подход плох как данность, я говорю что Grows Hacking никакого отношения к маркетинговой стратегии не имеет. Не просто так под него отдельные команды выделяют, а не тупо переводят весь маркетинговый отдел под это дело :)
Евгений, привет!
Работал. Но этот процесс больше похож на бюрократию и вангование — пытаться предугадать, какой будет CPC, CTR, CPI, CPL по каждому из каналов. Какой из них даст лучше результаты, какой нужно усилить, и какой, например, отключить. Таким компаниям совершенно не хватает гибкости.
Привет :) Кто бы спорил про гибкость, вопрос то не в гибкости, а в бизнес-процессах. Маркетинговая стратегия не подразумевает точного прогноза, какой будет CPC или CTR. Это уже тактические решения, а не стратегические. Маркетинговая стратегия предназначена для того чтобы был общий вектор, позволяющий достичь тех или иных целей (это как максимум), а как минимум - ее нужно предоставлять инвесторам, акционерам, партнерам и т.д. для того чтобы получить деньги или в рамках регулярной отчетности. И именно в этот документ смотрит тот же инвестор, а не в канбан-доске выискивать задачки по повышению CTR в гугле.
Вооот! Статья для автора несомненно полезная. "Киты" бьют хвостами! Разъясняют перспективы и проводят ликбез. Такие размеренные, спокойные, куда-то уже вскарабкавшиеся маркетОлоги. Им спасибо. Картину мира расширили.
От меня лично, от сегмента величины "Шаурма от Ашота" автору тоже спасибо. А то начинаешь разбираться в теме маркетинга, чтобы не подарить очередной раз свою микросумму жизнерадостному выпускнику курсов имени "РедСММ", и заморачиваешься как раз на теме сложных построений. Хотя это совсем совсем не про тебя писано... Я бы сегодня выбрал быстрых и легких. Не гнушающихся работать с малыми бюджетами, но уже не прикуривающих со стороны фильтра.
Так что, пренебрежительное заплевывание молодых специалистов считаю легкомысленным. В море у каждого своя работа. У Титаника и у буксира она разная.
Ох, налетели коршуны!) Почитать комменты, так все прям с мультимиллиардными корпорациями работают и бюджеты осваивают под стать государственным... Ну смех один)) Парень все верно написал - такая маркетинговая бюрократия нужна когда ты уже планируешь мировое бизнес-господство. Сколько таких заказчиков на рынке интернет-маркетинга специалистов себе ищут? Ну, ну...
Алло) я работаю в микро и среднем бизнесе маркетологом лет 10. И спасибо таким умникам, которые пишут эти статьи - работы будет только больше.
Как вы представляете работу без стратегии, если спрос сезонный?) а если я знаю, что у меня в сентябре органический спад из-за школ, то неужели мне не надо сесть, и ещё в июле не подумать, как распределить финансы и промо к этому моменту?
а то, что этим летом нужно уже скорректировать стратегию с учётом новых факторов: никто не едет отдыхать на лето, конкуренция стала межотраслевой - или кофе, или капуста?)
Елки-палки, да у моих заказчиков уже готовы мемы, как мы все скучаем по карантину)
Не нужно путать План рекламной кампании (даже если он стратегический) и Маркетинговую стратегию.
Так не путайте, Вадим)
А где в статье действительно про маркетинг, а не про "купить трафик и протестировать 10 идей""?
Дело не в бюджетах, больших или малых. И дело не в компаниях больших или маленьких. Дело в аксиоме. В начале была СТРАТЕГИЯ! Я не понимаю, как без неё можно вообще двигаться куда-то? Я не отвергаю инструментов, о которых говорит автор, но никак не могу понять, как быть без стратегии. Вообще считаю, что стратегия Либо она есть у собственника, либо собственник ищет светлую голову, чтобы ему помогли определить стратегию)
Мое мнение, что все зависит от штата маркетингового отдела и налаженных бизнес-процессах в самой компании. Если, например, маленькая компания (размер штата до 100 чел) может себе позволить помимо маркетолога еще и трафик менеджера, SEO, SMM и др. необходимых для работы специалистов — это одно. Тут каждый должен заниматься своей работой: маркетолог должен заниматься маркетинговой стратегией и анализом внешней среды и тд, трафик менеджер — трафиком, веб аналитик — аналитикой и т.д.
Если же в той маленькой компании, все задачи вышеперечисленных специалистов (включая еще и дизайн :)) выполняет одиночный маркетолог Вася, это уже другое. Во втором случае про маркетинговую стратегию и речи не может идти тк в приоритете делать уже все то, что приносит выручку (причем даже не прибыль тк посчитать прибыль у Васи банально, скорее всего, просто не хватит времени из-за многозадачности). Неужели вы думаете, что придет чудо маркетолог, напишет «гениальную» стратегию и выручка увеличится в 100 раз? Без стратегии то как- то жила компания и будет жить дальше. Ошибка начинающих «одиночных маркетологов» в маленьких компаниях, что они вечно хотят что-то улучшить, стратегию разработать, вебаналитикой заниматься, когда надо заниматься реально другой работой.
Лично наблюдал такую картину, когда владелец сменил маркетолога в маленькой компании (в маркетинговом отделе в штате был один маркетолог). Новый маркетолог разрабатывал какую-то маркетинговую стратегию месяца 3, утвердили БДР и вроде бы должно было быть все ОК, но тут, то кассовые разрывы, то одно, то другое, то просьбы владельца на постоплату подрядчиков посадить или «недельку» подождать с оплатой тк деньги срочно нужны были на другое, то юрист договор не мог утвердить месяц с новым подрядчиком. В итоге стратегия в помойку :) Это к разговору о налаженных бизнес-процессах.
В средних и больших компаниях, где более-менее выстроены бизнес-процессы маркетинговая стратегия обязательна ибо делать вещи правильно ≠ не равно делать правильные вещи.
Сегодня попросил директор "к завтра, придумай и защити маркетинговую стратегию"😅
Я чуть не заплакал. У меня всегда была одна стратегия, делай в первую очередь, что горит, и это самый верный алгоритм.
В ситуации надвигающегося кризиса, писать "маркетинговую стратегию", ну, такое .
Стратегию, писать во время кризиса. Мне интересно, во время падения с Эвереста, чем бы заняться? А, напишу стратегию 😂
Ребята, кто писал маркетинг - стратегию. Подскажите, с чего начать?))
От сферы зависит многое.
Ответь на вопрос, какие цели и задачи нужно решить маркетингу в твоей компании на ближайшие Х лет, кто основные покупатели продукта/услуги, где они находятся и как с ними взаимодействовуете.
Ну и дальше расписываешь свое видение и идешь с ним к ЛПРу/собственнику и корректируешь.
Странно, что он тебя только сейчас попросил это сделать, потому что в данный момент все уже готовые стратегии пересматривают и переделывают.
Всё просто. Я новый маркетолог. Стратегии не было
Представьте, что в ваше агентство с аж 3.5-летним опытом обратится не шашлычная "У Ашота" с бюджетом на таргет в 10 тыс рублей, а глобальная корпорация.
И скажет, ребятки, у нас тут на рекламу 1 млрд в этот год выделено. Действуйте. Что будете делать? Просто с чего начнете?
Вот вот. Это точно. Микро бизнес. Вы реально не делали маркетинговый план на год для компании? И не понимаете зачем и как это работает?
А вот для таргет и контекст я просто в рамках этого плана нанимаю хороших подрядчиков, как вы. Которые ctr, cpa, мне делают.
Комментарий удален модератором
Есть как минимум ещё 2 случая, когда маркетинговая стратегия точно нужна.
1) Портфель продуктов или услуг. Каждая отличается составом, маржинальностью, трудозатратами и т.д. На всех ресурсов не хватит. Как минимум надо понять, с чего начать и куда стремиться по каждой, и почему.
2) Высокотехнологичные продукты со сложным жизненным циклом. Книга, ставшая классикой - "Преодоление пропасти. Crossing the Chasm: Как вывести технологический продукт на массовый рынок". Там на каждой стадии жизненного цикла надо делать действия, противоположные по сути действиям на предыдущей стадии.