{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Нам всем надо стать немного журналистами: лайфхак для коммерческих авторов

Коллеги-копирайтеры, скольких клиентов вы уже потеряли? Март 2020-го лишил многих работы, в то же время заставил задуматься о дальнейшем пути.

Малый и средний бизнес в кризисе, им не до контента. На текстиках «как сажать картошку в домашних условиях» и даже «купить недорого маски медицинские» много не заработаешь, да и конкуренция уже ого какая. На плаву остаются серьезные издания и блоги – вот туда и надо пробиваться. А для этого нужно уметь не только складывать буквы в слова и понимать боли ЦА, но и по максимуму применять в работе журналистские навыки.

Я работала в СМИ 10 лет на должности корреспондента. Затем ушла на вольный фриланс, научилась писать продающие тексты, стала коммерческим автором, а затем и редактором. Эти самые навыки здорово помогли мне в работе, благодаря им я стала публиковаться в крупных блогах типа «Текстерры». Расскажу о главных.

Привычка работать с экспертами

Железное газетное правило: пишешь статью – непременно бери комментарий у человека, который в теме. Этот навык не зависит от уровня СМИ. Разве что в федеральном издании эксперты покруче, чем в районной газете.

Серьезно. Пишешь о всемирном дне кошек – будь добр, найди увлеченного кошатника, пусть расскажет о своих хвостатых. Предупреждаешь о новом случае мошенничества – поговори с полицией, пусть поведают, можно ли наказать подлецов. Публикуешь новый закон – пригласи юриста, пусть объяснит, как он коснется читателей. Проверено – тексты становятся не в пример лучше и полезнее.

К сожалению, коллеги-копирайтеры редко используют этот лайфхак. Это понятно: эксперта надо найти, созвониться или списаться, подготовить вопросы, потом согласовать текст… Если ты пишешь по цене 100 рублей за 1000 знаков, делать это не хочется, да и заказчику тоже не нужно. Гугл в помощь, и никаких экспертов не надо. Маститые авторы же не представляют, как писать о том, в чем недостаточно разбираешься, не привлекая знающего человека.

Навык интервьюирования

Дополняет предыдущий пункт. Интервью придется брать у экспертов, интересных людей, коллег.

Может показаться, что все просто: составляй список вопросов да засылай их респонденту. Ага-ага.

Вот мои правила:

  • Интервью просто ради интервью брать не надо, любой редактор скажет вам, что главное – польза для читателей. Что конкретно может этот эксперт или герой рассказать читателям, и главное – для чего? Вот прочитают они его слова и… дальше что? Вы должны ответить себе на этот вопрос.
  • Спрашивать человека в сотый раз об одном не надо. Тому же Максиму Ильяхову можно задать набивший оскомину вопрос «Как вы создали сервис “Главред”?», а можно спросить о том, когда выйдет новая книга «Ясно, понятно». Почитайте старые интервью и статьи с участием вашего собеседника, и все поймете сами.
  • Натягивать сову на глобус, то есть переиначивать, переписывать слова собеседника, вообще некомильфо. Даже в угоду политике партии, курсу доллара и настроению главного редактора.
  • Теперь о том, что можно. Можно и нужно изучать информацию о человеке, с которым собрались поговорить. Информация из поисковиков, странички в соцсетях – пусть все идет в дело. Я обычно просто вбиваю в поиске по личной странице слово «я» и читаю, что пишет о себе респондент. Когда поймешь человека и составишь о нем личное впечатление, дело пойдет лучше.
  • Примечайте особенности речи, личные фишечки собеседника. Такое актуально для живых бесед глаза в глаза, но и по «Скайпу» можно многое услышать. Я поняла это, когда делала интервью с аксакалом нашего города, невероятно харизматичным человеком. Он говорил характерными рублеными фразами и часто вставлял присказку «это самое». И по какому-то наитию я, зеленая 26-летняя девочка, решила оставить в тексте все его словечки. Наградой мне стала похвала знающих людей: «Круто, читаю и будто с Леонидычем разговариваю!».

Привычка собирать информацию

Про принцип небоскреба я узнала, когда ушла в коммерческое писательство. Узнала и поняла, что всю жизнь так и старалась работать. В условиях конкуренции – несколько газет на один городок – хотелось писать лучше, чем другие.

Поэтому информацию я брала не просто из поисковиков, да еще с первой страницы выдачи. Закапывалась глубже, переходила по ссылкам дальше и дальше. Порой чей-то вопрос на профильном форуме или крик души в соцсетях мог задать статье совершенно другой тон и развить тему в разы лучше, чем предполагалось.

Привычка писать просто

Я работала в районной газете, которую читали и отцы города, и пенсионеры, и румяные домохозяйки. Если говорить языком маркетинга, сегментов ЦА было великое множество – любой рандомный житель нашего городка. Поэтому я научилась писать очень просто. Вот прямо так, будто я и не пишу вовсе, а говорю обычным человеческим языком, объясняю тему статьи своей бабушке или соседке тете Нине.

При этом важно не скатываться в примитив, чтобы более продвинутый читатель не закидал тебя камнями. Короче, тонкая грань, которую понимаешь не сразу. Но если нащупали – держитесь ее.

Выраженная личная позиция

Любимое сладкое блюдо журналистов, компенсация за все минусы профессии. Многие идут в СМИ затем, чтобы доносить до народа свое ценное мнение. Прикольно же – свободно выражаешь свою позицию, а то и вовсе рубишь правду-матку. И тебе внемлят. Тебя слышат. Ты вроде как есть в цифровом пространстве.

В обычных типовых текстах личное мнение копирайтера никому не интересно. А вот в статьях для серьезных изданий – вполне. Более того, если у тебя есть авторская позиция и ты можешь ее обосновать – да тебя с руками оторвут. Правда, на каждую личную позицию найдется с десяток других, не менее личных. Приготовьтесь к критике и жарким спорам.

Попробуйте прокачать в повседневной работе хотя бы один из этих навыков, и ваш профессиональный уровень заметно повысится. О других рабочих фишках, инсайтах и болях мы с коллегой рассказываем в паблике «Итирий. Жизнь коммерческого писателя». Присоединяйтесь!

0
2 комментария
Маргарита Литовская

Спасибо, лайфхак про "я" утащила)

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Кучинова
Автор

Маргарита, на здоровье! надеюсь, пригодится :)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда