Как бизнес-среда влияет на выбор стратегии
Внимание, эксперимент. Дома завяжите себе глаза и попробуйте дойти из спальни до кухни. Сколько раз вы споткнетесь или заденете мебель? Несколько раз точно. В квартире, которую вы знаете как свои пять пальцев.
Стратегия без анализа сложившейся бизнес-среды, в которой работает ваша компания похожа на прогулку в лесу с завязанными глазами. Целенаправленное движение и жизнеспособная стратегия невозможны без осознания — что происходит вокруг вас и вашей компании.
Для начала: что такое вообще стратегия?
Понятие «стратегии» пришло из области военного искусства. Это наука о том, как всех победить самым лучшим и выгодным способом. И хоть война — это крайняя форма проявления человеческих взаимоотношений, ведение бизнеса весьма сходно с ведением военных действий. Главное — победа. Поэтому сейчас стратегический подход столь широко используется во всех сферах.
Чуть сложнее, стратегия — это способ адаптации системы к внешней среде, согласно внутреннему состоянию и структуре. Что это значит? Это оптимальный способ расти и развиваться в условиях ограниченных ресурсов. Как в компьютерных играх: золота (кристаллов, еды, нефти — нужное подчеркнуть) на всё не хватит. Нужно уметь грамотно распределять ресурсы.
Стратегию следует выбирать учитывая окружающую среду и собственные особенности. Это сакральное знание передается нам с детского сада. Вспомните: зимой заяц белый, а летом — серый. Он «выбрал» стратегию маскировки, а не доминирования. Так выглядит адаптация к изменяющимся условиям.
На выбор стратегии влияет среда, где будет вестись бизнес: адаптивная, визионерская, классическая и среда формирования.
Классическая среда
Среда, где компания может предугадать, что будет, но не может изменить саму среду. Основы конкуренции стабильны и кардинальных изменений нет. Рост в отрасли умеренный, но постоянный. Технологии, нормативно-правовая база, правила игры стабильные. Всё идёт по плану. Типичные отрасли с такой средой: строительство, выпуск сельскохозяйственной техники, мясное производство.
План действий компании, желающей добиться успеха в подобной среде:
- Достичь максимальной эффективности выполнения регулярных задач — текущие процессы должны работать как часы.
- Выстроить иерархическую структуру организации. У каждого подразделения — строго очерченный круг обязанностей и четко определенные операционные процедуры.
- Задачи делегировать от начальников к подчиненным. Важно — наладить обратную связь. А то получится как всегда.
Есть ряд типичных проблем для компаний в классической среде: консерватизм, раздробленность, плохо налаженная горизонтальная коммуникация, отсутствие сотрудничества, интриганство, слишком сложная система организации. Те, кто работал в государственных структурах, прекрасно представляют подобную картину. Один из способов избежать этого — создавать сильное чувство общности и поощрять систематическое энергичное стремление к достижению целей. Мы вместе, мы команда.
Главный совет для стратегии в классической среде — не перемудрить. Грань между четко работающим механизмом и перегруженной системой очень тонка. Помните: чем сложнее схема, тем больше возможностей для её поломки.
Как выжить в адаптивной среде?
Адаптивная среда — это тропические джунгли. Тут всегда нужно держать нос по ветру. Отрасль постоянно меняется и развивается, причем иногда совершенно непредсказуемо. Темпы роста высокие. Игроков очень много, их доли не превышают 10% — ещё не появился Король и не успел подмять под себя конкурентов.
Основу подобных рынков составляют прогрессирующие технологии, которые постоянно дорабатываются, улучшаются, мутируют. Вы прекрасно знаете сферы, о которых мы говорим: IT, компьютерные игры, мобильные приложения.
Компании много экспериментируют, причем часто в режиме свободного поиска, стараясь найти прорывное решение и сорвать куш. Здесь царит постоянный риск — и связанные с ним неудачи, спады и неожиданные результаты.
Кратко: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского».
Но не стоит бросаться во все авантюры сломя голову. Для успеха важно умение формировать план экспериментов и эффективно им управлять. Если намечается прорыв в определенном направлении — будьте готовы быстро перенаправить ресурсы для закрепления успеха.
Образование и креативность сотрудников — самое важное. Используйте любую возможность для прокачки скиллов своих сотрудников. И не стоит строго надзирать за ними. Творческий поиск — тонкая штука и тотальный контроль только мешает.
Небольшое количество уровней управления, автономия сотрудников — и у вас все шансы стать «Королем джунглей».
Визионерская среда: I know the way
Земля до появления жизни. Вода, кислород, множество химических элементов. Но необходим единственный толчок, божья искра, для появления чуда. Так происходит в визионерской среде.
Тут царят мегатенденции — значительные структурные изменения, которые обладают потенциалом полностью преобразить рынок. Это урбанизация, нанотехнологии, ЗОЖ, толерантность и т. д. Наряду с трендами, появляются новые технологии, которые позволяют изменить условия игры. Важный фактор — недовольство потребителей существующим предложением на рынке, неудовлетворенные потребности. Все в ожидании появления чудо-продукта.
Вывод: отрасль на пороге крупных изменений. Есть техническая база, потребители ждут их. Нужен лишь игрок, которые сможет сделать предложение, от которого невозможно отказаться.
Как стать таким игроком? Для начала нужно сесть, хорошенько подумать, сформулировать четкую цель и руководящие принципы. Приняв решение, включить режим «вижу цель — не вижу препятствий». Опорой могут выступать новые технологии, передовая бизнес-модель или перенесение опыта из другой категории. Инновации должны внедряться быстро, решительно и быть революционными. Для необходимой скорости и концентрации ресурсов, нововведения сосредотачивают на одном главном направлении.
Вся система должна быстро и четко реагировать на изменения и подстраиваться к изменяющейся ситуации. Поможет и неформальная структура с межфункциональными командами и прямым взаимодействием между высшим руководством и рядовыми сотрудниками. Успех стратегии — в единстве цели и отсутствии формальностей.
Очень важно понимать, что четкое понимание цели — это своего рода идеология компании. Сотрудники верят в неё и стремятся достичь, даже в окружении скептицизма. Рано или поздно, цель превращается в миссию компании, которую разделяют причастные ей. В идеале, визионерская компания должна стать кумиром своих же сотрудников. Как Nike, Яндекс или Netflix.
Среда формирования
Перемены — всегда анархия. Поначалу неясно, что делать, куда бежать, во что вкладывать. Это описание среды формирования — сильно фрагментированные, молодые, динамичные отрасли, где нет установленных законов. Полный разброд и шатание. Но можно обернуть ситуацию в свою пользу, если есть рычаги и определенная степень влияния на отрасль.
Худой мир лучше хорошей войны. В новых отраслях царит жесткая конкуренция, и на этом можно сыграть. Как организовать разных и, зачастую, сменяющих друг друга игроков? Создать и запустить платформу, которая упростит взаимодействие и монетизацию. Вы будете судьей, который создаст площадку для взаимодействия и задаст правила игры.
Польза будет всем. Участники сократят свои трансакционные издержки, а организатор снизит управленческие расходы. В многообразии — сила, поэтому нужно привлекать к сотрудничеству всё больше и больше сторон, даже в ущерб эффективности.
Компании, которые используют подобную стратегию, на слуху. Это всевозможные онлайн магазины:
- AliExpress,
- ASOS,
- Ozon.
Также социальные сети различного уровня:
- Faceboook;
- YouTube;
- Одноклассники.
Но на этом всё не заканчивается. Кроме среды, нужно правильно оценивать собственные силы и потенциал, чтобы не откусить кусок, которым можно подавиться. Но это уже тема для другого разговора.