{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Антикризисные идеи для онлайн-школ

Несмотря на то что люди, оказавшись в самоизоляции, начали больше интересоваться онлайн-обучением, образовательным проектам не стоит расслабляться: покупательская способность падает, а конкуренция за пользователя растет.

Управляющий партнер в агентстве Skvortsoff.info Дмитрий Скворцов рассказывает, на чем сфокусироваться онлайн-школам в ближайшие несколько месяцев.

Содержание

Настало нелегкое время для многих бизнесов, из-за кризиса пострадали многие рынки: производство, туризм, общепит. Но есть отрасли, которые сейчас растут, к ним относится и онлайн-образование. Мы привлекаем целевую аудиторию в онлайн-школы и другие образовательные проекты с 2017 года. За 2019 год запустили более 30 успешных проектов в сфере EdTech. В этой статье мы расскажем, что важно учесть в кризис и какие шаги приведут к росту бизнеса.

Накопление клиентской базы

Кризис в конце концов когда-нибудь закончится, доходы стабилизируются, и люди снова начнут покупать. И если в самое сложное время вы были с ними рядом, поддерживали и делились полезными материалами, то они понесут свои деньги вам — они попросту будут к этому готовы.

Многие предприятия из-за карантина снизили рекламные расходы или вообще остановили кампании. На наш взгляд, это ошибка. Сейчас рынок становится менее насыщенным, и вы можете привлекать больше заявок по более низкой стоимости.

При этом маркетинговые стратегии в краткосрочной перспективе должны быть нацелены на перестройку бизнеса и выстраивание дружеских отношений с клиентом. В долгосрочной перспективе они должны быть нацелены на сохранение и развитие бизнеса, а не вести к его краху.

Поэтому сейчас цель образовательного проекта, который работает онлайн, — собрать всеми доступными способами аудиторию и сделать ее лояльной.

Пересмотр тарифов на обучение

Преодолеть страх к покупке снижением цены практически невозможно, если только скидка не достигает 30, 40 или 50%, а это зачастую грозит бизнесу потерей маржи. Вместо этого стоит рассмотреть риски, которые может видеть клиент при покупке образовательного продукта, а затем разработать способы снизить эти риски или подумать, как их перераспределить.

​Данные из исследования «Барометр онлайн-образования»

Вот три варианта пересмотреть тарифы:

  1. Пакет за 50% от стоимости основного курса. Он может включать записи занятий, проверку домашних заданий, но без подробной обратной связи, доступ в уникальный чат, возможность участвовать в факультативных эфирах. Однако у клиента не будет личного менеджера. Так вы продаете продукт, но с меньшими затратами.
  2. Пакет за 20% от стоимости основного курса. Этот пакет не включает проверку домашних заданий и факультативные эфиры. В нем есть только записи занятий и бонусы в виде чек-листов, таблиц, документов и др.
  3. Трипваер. Идея в том, чтобы разработать небольшой и недорогой продукт, на который легче потратить деньги. Например, за 990 рублей вместо 4990 открываем доступ к образовательной платформе и к одному или двум блокам основного курса с полным набором возможностей на семь дней. Человек может посмотреть среду, в которой обучаются студенты, и оценить уровень контента.
​Онлайн-школа по маркетингу открывает полный доступ ко всей базе курсов на 35 дней по подписке стоимостью 3000 рублей

Отстройка от конкурентов

Сейчас на рынке онлайн-образования начинает нарастать конкуренция, много офлайн-игроков выходит в интернет из-за относительно низкого порога входа. Здесь возникает вопрос об уникальном предложении, которое поможет отстроиться от конкурентов. Давайте разберем, что поможет выделиться.

Используйте больше развлекательного контента

Люди начинают цепляться за яркое и незатратное. Попробуйте добавлять в программу больше креатива и нестандартных эфиров или автовебинаров.

Например, в одной из фитнес-школ, которую мы продвигаем, наибольшее удержание аудитории мы получили на автовебинаре, где не было никаких упражнений. Эксперт просто рассказывал о своем опыте, показывал интересные отзывы в формате интервью и интересные мотивационные видео.

Тяжелые автовебинары, которые длятся несколько часов и распределены в течение недели, не работают. Люди не ценят бесплатные знания и перестают смотреть уже на втором. А если все-таки досматривают, у них пропадает мотивация совершать покупку, считая, что хватило бесплатного контента.

Геймификация

Игра — один из способов мотивации пользователей. Информация в процессе обучения усваивается лучше, когда вместо сопротивления скуке, есть драйв и позитивные эмоции.

Например, онлайн-школа английского языка во время бесплатного марафона погружает учеников во времена королевства древней Британии. Каждый ученик играет роль рыцаря и выполняет специальное задание. Они не учатся, а пытаются стать рыцарем круглого стола. Каждый урок проходит в формате квеста, за который ученик получает баллы и, если успешно завершает марафон, то может потратить их на призы или скидку на основной курс. Всё это можно реализовать внутри воронки и придумать более простые механики.

​Пример геймификации внутри продукта

Предоставление гарантий

Сейчас пользователь очень хочет не ошибиться с покупкой курса. Даже после длительных серий прогрева и бесплатных марафонов у него остается довольно много вопросов: правда ли компания будет сдерживать свои обещания, получится ли у меня и другие.

Вы можете предоставить три варианта гарантий:

  1. Возврат средств в первые три дня обучения. Если клиенту не понравится качество контента, он может вернуть свои деньги либо поменять курс. По нашему опыту, из 300 продаж в месяц может возникать только 6–10 возвратов, что несущественно.
  2. Гарантия результата. После прохождения курса ученик найдет первых клиентов и сделает свой сайт самостоятельно.
  3. Карьерное сопровождение. Получают гарантированную стажировку и возможное трудоустройство в компании по освоенной специальности.

Утепляйте воронку продаж и давайте больше бесплатного контента

Сейчас не так просто продать продукт холодной неподготовленной аудитории или с помощью первых коротких шагов вроде консультаций, автовебинаров и другого. Покупательская способность упала, и люди трепетнее относятся к выбору и тратам. Это значит, что двигаться нужно через пользу и бесплатные материалы.

На первом этапе нужно постараться дать максимум ценности потенциальным ученикам, раскрыть продукт со всех сторон и предложить его попробовать. Так, он получает какой-то результат, втягивается в процесс, а дальше мы продаем ему оставшуюся целую программу.

Прежде чем внедрять длинную воронку продаж с внушительным набором полезных материалов, правильно изучите мотивы для покупки у вашей целевой аудитории. В тематике фитнеса, например, правило бесплатного контента не работает. Чтобы понять почему, рассмотрим причины мотивации пользователей во время приобретения курса. В момент принятия решения об участии в бесплатном марафоне человек находится на пике эмоций от решения поменять свою жизнь в лучшую сторону и начинает изучать материалы. Во время прохождения марафона с каждым занятием он теряет мотивацию, сталкиваясь со сложностями, которые сложно преодолеть без должной поддержки. В этом случае мы должны дарить эмоции и рассказывать человеку об изменениях его жизни после приобретения уже платного продукта.

В одной из онлайн-школ английского нашего клиента мы используем следующую воронку:

Пользователь видит рекламу с оффером «Проверь свой английский». При переходе по ссылке он попадает на квиз, в котором должен ответить на пару вопросов, после чего получает оценку его уровня владения английским языком. В зависимости от уровня и результатов теста он попадает в соответствующую воронку по продукту, в которой мы сначала рассказываем о школе, даем бесплатный урок и только потом звоним для записи.

Как результат, стоимость лида на квиз выходит $0,33, а привлечение одного клиента — в $50.

Проведите исследование

Кризис — лучшее время, чтобы провести аналитику и аудит своего бизнеса, понять, что именно не так с продуктом, найти слабые места и дыры в продвижении, сократить издержки и постараться повысить прибыль.

Есть два типа исследований, которые обычно мы проводим в проектах наших клиентов:

  1. Продуктовое, когда мы оцениваем перспективы продукта: нравится ли он ЦА, процент доходимости до конца, сложность восприятия материала и т. д. Основная цель — повысить LTV.
  2. Привлечение нового трафика. Здесь мы оцениваем наши рекламные кампании, воронку, контент в ней и другое. Основная цель — удешевить привлечение одного клиента.

Они помогают понять, насколько хорошо проработан основной продукт, что мешает людям приобрести его, а что, наоборот, подталкивает к покупке.

Один из способов провести исследование — собрать фокус-группу пользователей онлайн, чтобы задать интересующие вопросы, или отправить им форму с опросом. Хорошо, если будет дополнительная мотивация для заполнения анкет. Для новых пользователей сработает небольшое денежное вознаграждение, а лояльных «старичков» можно мотивировать скидкой на продление или бонусными уроками, сертификатами в онлайн-магазины и прочими бонусами.

Примеры нескольких вопросов из анкеты, созданной для фитнес-школы Upgrade Live.

  1. Вспомните, пожалуйста, в какой момент вам пришла идея, что можно/нужно заниматься спортом в домашних условиях?
  2. Что вас беспокоило в тот момент? Что вами двигало?
  3. Почему причины, описанные вами в первых вопросах, вас вообще беспокоят? Задумайтесь на 10 секунд, прежде чем ответить :)
  4. Занимались ли вы спортом до этого? Ходили в спортзал?
  5. Как выбирали курс домашних тренировок для себя?
  6. Где искали? Или случайно наткнулись?
  7. Что именно вас убедило, что надо купить курс онлайн-тренировок с Вячеславом Дайчевым?
  8. Если вы не оплатили курс сразу, то почему?
  9. Какие эмоции у вас вызвала наша реклама? Понравился ли текст и графические составляющие?
  10. Оправдались ли ваши ожидания после покупки? Получили ли вы то, что хотели?
  11. Какой информации о продукте, по вашему мнению, не хватает на сайте?
  12. При покупке были ли какие-то раздражающие факторы или то, что вам не понравилось?
  13. Что могло бы склонить вас к более быстрой покупке?
  14. Что больше всего повлияло на ваше решение приобрести наш продукт?

Меры, разработанные по итогам исследования, помогли снизить стоимость лида в несколько раз.

Запускайте специальные акции и спецпредложения

Самая распространенная ошибка — это снижение цен и постоянные скидки. Во-первых, люди не покупают в кризис не из-за высоких цен, а потому что хотят запастись деньгами. Во-вторых, конкуренты тоже будут снижать цены и давать скидки, и снижение стоимости теряет ценность.

Тем не менее иногда акции работают хорошо, если разрабатываться осторожно и выборочно.

Например, онлайн-школа английского языка Skyeng с целью активизации своих старых учеников, которые прервали обучение, запустила акцию с предложением вернуться и получить два бесплатных урока. Почему это хорошее предложение: во-первых, поскольку уроки бесплатные легче принять решение, а во-вторых, на одном уроке есть большая вероятность неправильного впечатления, после двух уже легче сформировать верное отношение к продукту и понять, подходит ли обучение.

Вместо заключения

Эти методы не волшебная таблетка, приняв которую вы увеличите поток клиентов и нарастите продажи. Такого, к сожалению, не бывает.

Чтобы добиться положительного результата в нынешних условиях, необходимо проделать большой объем работ. И начать стоит с анализа своего бизнеса и ближайших конкурентов, чтобы отстроиться от них. Также стоит понимать, что в каждом сегменте онлайн-образования есть свои особенности и сложности.

С вами была команда Skvortsov. Не хворайте!

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Василий Громов

Я смог это осилить. 
Спасибо за структурно разложенный контент

Ответить
Развернуть ветку
Growth Hub
Автор

Спасибо большое, рады для Вас стараться! Если статья действительно понравилась, поставьте пожалуйста стрелку вверх и поделитесь с друзьями =) 

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Скворцов

Очень аккуратно оформляете материалы, спасибо 🙌 На будущее: светлым картинкам лучше добавлять рамку, чтобы они не сливались с фоном. Ещё по возможности добавляйте хэштеги

Ответить
Развернуть ветку
Growth Hub
Автор

А почему картинку постоянно из ленты убирают? 

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Скворцов

Она не добавляет информативности заголовку и несколько выбивается из общей стилистики сайта

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сидоров

Крутая статья! Что можете сказать насчёт курса по личному брендингу, на сколько это актуально будет сейчас?

Ответить
Развернуть ветку
Growth Hub
Автор

На самом деле здесь нужно понимать, что за курс именно. Тк есть масса продуктов сфере личного брендинга, например, для экспертов и др. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Яничкин

А каким нишам сейчас в онлайн точно лезть не стоит? Поясню, есть оффлайн проект с детским образованием, но нет никакой материальной базы для выхода в онлайн.

Воронки из текстовых и видео писем + 1 веб будет достаточно, чтобы набрать людей на обучение?

Ответить
Развернуть ветку
Growth Hub
Автор

Сложно сказать насчет невостребаванных ниш, тк здесь нужно проводить более глубинную аналитику. Зато очень просто можно назвать те, которые сейчас будут 100% актуальны: удаленные профессии, спорт и здоровье, психология, отношения и саморазвитие, кулинария, хобби, иностранные языки и др. 
Прежде чем оффлайн школе выходить в онлайн нужно провести ревизию собственных ресурсов и подумать о том, какой минимальный продукт можно было бы качественно запустить. Ни прилагая при этом множество усилий, а далее уже развиваться в зависимости от показателей тестирования MVP. Или уже качественно и комплексно собирать полноценный продукт. В среднем для того, чтобы запустить стандартную школу требуется от 200 тыс. руб. инвестиций только в продукт, не считая продвижение. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Яничкин

Вот и я также думаю)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Котов

А почему не рассматриваете вариант интернет магазинов? Можно многие товары и продукцию продавать через эти ресурсы!

Ответить
Развернуть ветку
Growth Hub
Автор

Классические интернет-магазины не работают в сфере онлайн-образования, есть конечно маркетплейсы в EdTech, но они еще не так развиты и не изучены нашим агентством, поэтому мы не упомянули их в статье. 

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Воронова

Подскажите, а что за сервис вы привели, как пример на картинке "Обучайся играя"? 

Ответить
Развернуть ветку
Growth Hub
Автор

Это не сервис, а разработанная с нуля платформа  

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда