{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Сайты за 200: почему нельзя экономить на создании интернет магазина

Предисловие

Доброй ночи, сообщество!

Первый раз пишу на этом сайте, все в блог писал, так что не взыщите, коль формат или стиль повествования не корректный.

Катализатором данного поста стали две записи: «Как сэкономить на создании интернет-магазина» и «Кто такие веб-заработчики».

Его суть сводится не к отбеливанию касты «заработчиков», как их именует автор в своей второй статье (простите за слово «статья»), по которой мы пройдемся в следующем моем посте. Цель — ликбез и улучшение веба, в котором мы так любим проводить время.Также, надеюсь, уберегу кого-то от бессмысленной траты времени и денег.

Во-первых, хочу сказать сразу: я тут не для обливания фекалиями (о которых он пишет во второй статье), ибо точно так же, как и автор, проходил все стадии развития себя как специалиста и познания сферы в которую добровольно «вляпался».

Во-вторых, хочу сказать сразу, что я согласен с автором относительно вопроса необходимости крупных разработок для малого и среднего бизнеса, но не согласен с подходом «сайты на коленке за 300, 200, 100, бутылку пива» (нужное подчеркнуть), ниже расскажу почему.

Безусловно в нашей сфере (веб-разработка, веб-маркетинг), как ровно и в других сферах, присутствуют коммерсы и нехорошие люди, желающие наварить денег с некомпетентного человека.

В-третьих, я не считаю себя абсолютным гуру, несмотря на опыт, и готов аргументировано дискутировать на данную тему, однако приготовьтесь к дебатам.

Немного бекграунда. Ранее, году эдак в 2008, я начал интересоваться веб-разработкой и созданием сайтов. Конечно, все это были примитивные, по сегодняшним меркам, проекты с одной лишь целью — набить руку, стать профессиональнее и получить заветное портфолио.

В эти лохматые времена, мало кто занимался сайтами и агентств было поменьше. Ни о каких поведенческих факторах, ранжировании, оптимизации никто и не думал. Сайт есть, адрес на визитке — там есть вся информация, отлично! Но увы, сегодня этого мало.

Почему сайт не стоит 200

На тему, поднятую в данной статье, я уже писал десятки постов на своих блогах и это изрядно меня подистощило, ведь по большому счету большинство клиентов не будут это читать.

Скажу больше — некоторые люди, кто обращается за разработкой, даже не знают, чего хотят. Они услышали, что в интернете можно зарабатывать или должно быть представительство, круто иметь сайт (нужное подчеркнуть), и как бы пришли. Все.

Ни в коем случае не хочу никого обидеть — это данность. И я со своей стороны стараюсь всегда максимально расписать или рассказать про процессы и опросить клиента про задачи для реализации проекта под ключ. Но как мы уже определили негодяи, желающие заработать нечестно, есть везде.

Составляющие стоимости сайта

В далеком 2008 году я считал работу дизайнеров ненужной. Эка невидаль — пункты меню выстроить и текст с картинками расставить по странице! Однако с течением времени я понял, что подобный внешний вид не может продавать. Разве что вы раздаете бесплатно гречку или туалетную бумагу в период пандемии.

После чего начал сотрудничать с дизайнерами и разрабатывать уже более сложные и нужные проекты, а не то, что останется на просторах интернета болтаться никому ненужной фекальной массой до тех пор, пока не забудут (или просто не заплатят в целях экономии) продлить домен или хостинг.

Отсюда получаем составляющие сайта:

  1. дизайн;
  2. верстка — переносим дизайн в интерактивные страницы;
  3. имплементация и программирование — крепим админку, создаем тему.

Все это в идеале — триразных специалиста как минимум или даже больше, если проект крупнее — нужны SEO-спец, маркетолог, менеджер который все это свяжет и будет отвечать за коммуникацию.

Так можно же использовать шаблон!

Странно, что автор не написал про конструктор, а сразу эволюционировал до WordPress + шаблон, — там вообще можно бесплатно все сделать.

Да, можно использовать и шаблон, однако, как показывает практика, дальше зачаточного состояния такие проекты никуда не идут. Ну-у-у мо-о-о-ожет единицы, насильно продвигаемые энтузиастами в узком кругу своих же коллег.

С технической точки зрения использование шаблона ограничивает:

  1. В шаблоне много функциональности и ненужного мусора, который скомпонован в единое целое, и «выпиливать» функциональности, чтобы получить буст по скорости, по трудозатратам обойдется также, как и разработать с нуля чистый сайт, если не больше.
  2. Если клиент захочет (а он это сделает, просто поверь) сделать не две колонки текста, а три, вывести два номера телефона в шапке, добавить еще картинку к товару, lazyload (это когда картинки загружаются по мере прокрутки страницы), изменить вывод меню (нужное подчеркнуть), а выбранный тобой шаблон и его Page Builder не поддерживает такую функцию, ты проиграл. Или будешь сознаваться в своей некомпетентности в выборе инструмента?
  3. Ах, да! Ты скачал бесплатный шаблон или нуленый (взломанный) с бекдором? Про бесплатный.. гхм… лучше промолчу — кто и как его делал, я не знаю, но мы к этому вернемся при мини-разборе приведенного сайта.
  4. Хорошо, ты раскошелился и из $200 вытащил $50–100 на покупку лицензионного шаблона. Поставил, настроил, все красиво, внедрил все пожелания клиента. Прилетела обнова — все стерло. Отключить обновления? А безопасность? Создать дочернюю тему? А это в $200 еще входит? А те правки которые требует клиент решаемы без изменения файлов темы?
  5. Появляется новая технология, например AMP, а выбранный шаблон не поддерживает его, а разработчики так и вообще забили на его существование, поскольку уже срубили бабла с сотни торопыг ($100 х 100 = $10 тысяч, хороший бизнес, правда?).

Конечно, все можно докостылить, но мы же сейчас не берем это во внимание, верно? У нас тут консилиум толковых разработчиков с планированием, я полагаю?

Что в итоге? Получаем раздутую админку, в которой черт ногу сломит, с установленными десятками плагинами (возможно дырявыми, через которые злоумышленники отправляют спам и заносят твой домен в черный список почтовых сервисов, и другие плюшки) и костыли.

Ах, да, и тут клиент через пару месяцев решил еще немноооожечко масштабироваться и реализовать пару новых функций, которых нет у тебя в шаблоне. Что дальше?

Про конструкторы я вообще молчу. Начиная от визуальных редакторов, заканчивая тем, что при малейшем отклонении от популярного функционала их клиент идет лесом или дообрабатывается на кругленькую сумму.

Конечно, хорошо, если можно экспортнуть товары из конструктора и залить их в будущий проект в БД, но тут не обладаю информацией, предоставляют ли они эту возможность и насколько она оправдывает себя.

Промежуточный итог

Да, для малого бизнеса или для тестирования ниши достаточно простого решения — не нужно сломя голову писать с нуля или пилить на фреймворке.

Но, это не значит, что нужно использовать шаблон, поскольку через некоторое время (поверьте, оно пролетит мгновенно), вам нужно будет дорабатывать, масштабировать ваш проект, и то, что уже сделано сегодня, придется выкинуть на помойку или значительно переделать (то есть в любом случае нужно будет заниматься разработкой и платить специалистам).

Плюс вы уверены, что сайт созданный на шаблоне достаточно хорош, чтобы в полной мере протестировать нишу?

Уверены, что пользователь не уйдет после клика по вашей рекламе, потому что ему просто не захотелось ждать загрузки, неверно отрисовалась страница, не нашел кнопки купить.

Решение — индивидуальный простой проект под ключ, с использованием тех же CMS, но без шаблонов. Обычно на старте реализуется минимальная функциональность, которая с течением времени расширяется (используя майлстоуны). Мировая практика. Facebook тоже не за день создали.

Для более простых задач и тестирования подойдут лендинги — идеальное решение для тестирования ниши. Стоимость разработки — меньше чем у полноценного сайта.

Хорошо там где нас нет

Для наглядности, можно также перейти в любую другую сферу, например в сферу автора — маркетинг и продвижение. Автор расписывает маркетинг как нечто сложное и требующее внимания и вложений.

Скриншот с сайта. Очень сложный маркетинг по версии автора

Воронка, скрипты, мотивация, стратегия, аналитика! А что если ему сказать, что можно просто закинуть деньги в любой сервис рекламы и получить клиентов оттуда?

Итак, считаем первые неизбежные затраты:

  • регистрация в Google Ads — бесплатно;
  • картинка для простенькой рекламы — бесплатно;
  • текст — бесплатно;
  • запуск — бесплатно;
  • профит.

Итого: 0 рублей 00 копеек. Шах и мат.

Но все мы прекрасно понимаем, что это смешно. Дальше слива бюджета, которого обычно и так не очень много, результаты будут далеко не космические.

Предприниматель или прогорит из-за маленькой маржинальности или его задавят крупные игроки ставками.

Таким образом, можно сделать вывод: все что угодно можно сделать очень дешево или даже (упаси, Господи) бесплатно, но кроме потери времени и денег это не принесет ничего.

Результат за 200

Теперь давайте проверим сайт, приведенный в примере, и пройдемся по аргументам, о которых так сильно просил автор во второй записи.

Дизайн

(Минута молчания) Где ховер-эффекты? Где AJAX добавление в корзину? Что с центровкой? Междустрочными интервалами? Размером шрифтов? Все кричит на меня, и я не знаю куда смотреть (сбиты акценты). Я не дизайнер, если что.

Конечно, кто-то скажет, что это придирки и все очень стильно, но есть понятие UI и UX. Одно могу сказать точно — я бы тут заказ не сделал, кинут еще.

Нелогичность расположения кнопок их цвет, который сливается с фоном​ (нечитабельно)
Для категории товаров нарисован бургер, который побуждает совершить действие, а на самом деля автор его использовал как декоративный элемент​
Проблемы с центровкой​
Текстовки важных элементов не типичные для рынка и отпугивают пользователя​
Не расставлены акценты, товары со скидкой выглядят как корзина​

Развитие

Поскольку это не коммерческий проект — контента тут мало, реальной проверки в полевых условиях — нет. Это когда в процессе эксплуатации сайта ты понимаешь, что нужна кнопка «Купить в один клик» или нужно добавить возможность в отзывах писать достоинства и недостатки продукта, или сделать выбор продуктов по цвету, вкусу, объему или по всему и сразу.

Техническая часть

Использование блогового движка в качестве ecommerce-платформы это, конечно, выбор специалистов. Да, все обусловлено бюджетом, но это не тот случай. Опять-таки, добавьте сюда выбор по цвету и покупку в один клик.

Что касается его SEO friendly из коробки + YOAST или подобные — я бы поспорил: все-равно есть вещи которые необходимо ручками убивать (посмотрите на свой хед), (поверьте, релизим проекты на WordPress).

Из того что сразу можно убивать:

  • 20 файлов JS.
  • Три фида, RSD, embed.

Итог

Да, разработка сайта требует вложений, ровно как и любой другой бизнес, будь-то аренда торгового помещения или даже палатки на рынке. Где помимо конской аренды придется заплатить еще и за ремонт.

Для того чтобы продать, должна быть красивая витрина, офис, куда придет потенциальный клиент и захочет что-то приобрести, потому что будет красиво, удобно, выгодно.

А для того чтобы вас не обманули — нужно изучать нишу, вы же не покупаете дом, квартиру или машину просто по картинке? Вы вникаете, спрашиваете, читаете.

Интересуйтесь отзывами, количеством реализованных проектов, проверяйте отзывы, реализованные сайты, общайтесь.

Весь этот пост — сублимация моего опыта и опыта клиентов, которые приходили ко мне с шаблоном и жутко негодовали на «Васю» который их склонил к этой «афере».

Не слушайте «специалистов» которые предлагают зарабатывать в интернете путем простого сайта на шаблоне — это не работает, заработают только эти «специалисты».

Не плодите «говносайты» в интернете. Решили сделать сайт — подойдите к делу ответственно, в противном случае вы просто потеряете время и деньги.

Сайт из примера

Отличный сайт в рамках лабораторной работы студента второго курса.

Вероятность его монетизации, на мой скромный взгляд, достаточно низка, однако в качестве опровержения, автор может его прокачать и показать нам через какое-то время, вдруг он собрал убийцу Amazon.

Хотя есть подозрение, что это сделано специально, или в качестве троллинга, или для получения халявной ссылочки на дорвей и продвижения своего сайта студии (простите за слово «студия»). Снимаю шляпу!

Обращение к автору

Уважаемый автор, ваше рвение и альтруистические намерения похвальны и выдают в вас аматора — теперь вникайте в специальность глубже. Поработайте с десятком клиентов, разработайте и поддерживайте продвигаемые сайты и прокачивайте свои навыки в разработке.

Утверждения о «панацее», «разоблачениях» и прочем выглядят смешно, пока вы не достигнете каких-либо результатов. Это напоминает все эти рекламные ролики в соцсетях, где предлагают заработать кому-то денег.

Запомните: бесплатный сыр только в мышеловке. И чаще себе это повторяйте.

Уверен, у вас все получится.

Всем добра.

P. S. Pадавайте вопросы и пишите комменты — с удовольствием отвечу.

P. P. S. Если статья получит отклик, то постараюсь чуть позже разобрать и второй пост автора.

UPD 24.04.2020 в 14:37

Последователей подхода «Аааа, и так сойдет» не переубеждаю — продолжайте и дальше вариться в своем соку, пока или не осознаете или не закончатся ресурсы (любые).

Щас я замесю Вовочка в тридесятом царстве

UPD 24.04.2020 в 18:32

Пообщавшись в комментариях пришла мысль: «бизнес» (точнее отдельные его представители) просто не хочет платить, если можно сделать бесплатно.

Поэтому у нас очень популярны говнокурсы, какие-то разводилы и прочее. Все-равно никто ничего не проверяет — делай что хочешь!

Хочешь капером быть — пожалуйста, хочешь просто можешь попросить денег — отсыпят, главное — пообещать за N$ вернуть уже N^n$ — и все Божья роса.

А что дальше будет — разберемся, и так сойдет. То есть большинство "бизнесменов" и "предпринимателей" не делают прогнозы, не разрабатывают планы, просто текут по течению.

Что ж похоже мемасики вечные, а мы будем продолжать переделывать сайты на шаблоне в нормальные продукты.

Ведь зачем сразу делать нормально если можно сделать за дешево? Зачем развиваться если можно ничего не делать? Зачем идти на работу если можно лежать на диване на пособии.

Но это уже совсем другая история.

0
208 комментариев
Написать комментарий...
Leonid Sobchenko

Я читал статью про веб заработчиков. Я дале от веб разработки, сайтов итд.  У меня мебельный магазин(на последнем издыхании но ладно). Хотел посмотреть в сторону создания интернет магазина. Ну и обратился к парочке товарищей. 100килорублей нужно еще и все фотки и текст я буду делать. Кто то сказал 75килорублей. Но не суть. Мне негде этих денег взять. И продаж мне не обещают. То есть я вложу от 75 000 и без гарантий что что-то получится.
Я могу сделать ИМ на тильде сам без тех же самых гарантий но сильно дешевле. Да если пойдет рост - все надо будет переделывать(может и нет) но у меня будет рост и средства на переделки.
А если роста не будет, я потерял 6-12к в зависимости от тарифа.
Вот о чем статья о веб заработчиках. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Александр

Почему владелец завода не требует от строителя завода гарантий того, что завод будет приносить прибыль? За производство на заводе отвечает инженер, за соответствие продукта рынку Маркетинг, за продажи отвечает Sales. контролирует их всех Гендир.

Гарантии в продажах это, на мой взгляд, шарлатанство тк модель очень многофакторная. За исключением редких случаев вроде монополий или дефицитных товаров продажи всегда будут отличаться от плановых. Хотя и в случае исключений будет некоторый разброс объемов на длинном таймфрейме.

Создатель сайта должен обеспечить внедрение лучших практик на основе реальных потребностей бизнеса (это единственное в чем я согласен с автором опуса про вордпресс и битрикс) и реализовать процесс на оговоренных условиях. Вот только "реальные потребности бизнеса", порой, не знает даже сам владелец бизнеса, тк стратегии развития просто нет. 

То что мебельный магазин "на последнем издыхании" это не вина "разработчиков сайтов" и не понятно, почему они должны обесценивать свой труд из-за того, что ваш бизнес теряет долю на рынке. Тот же Hoff, например, на том же рынке вял и вырос и его косты на сайт много больше 75к руб. Почему это никого не смущает?

Процесс разработки требует времени. Качественный продукт требует еще больше времени: сбор данных, их обработка, поиск фич, проверка гипотез, разработка прототипов, дизайн интерфейсов, верстка, js, админка (вы же хотите, чтобы она была удобной и сотрудник не делал по 5 кликов на простые операции - привет Битрикс), загрузка товаров из 1С + синхронизация остатков, интеграция доставки, тестирование + управление командой и проектом - 13к? 75к? Шанс есть всегда, но я бы не поставил свои деньги на благоприятный результат такого проекта .

Даже если вы потратите на сайт 750 тыс. или 7,5 млн результат может быть провальным, если в основе "мертвая гипотеза", не конкурентный оффер или плохой клиентский сервис. Много ли 75к за сайт? А 7.5 млн? Ответ на этот вопрос определяется через ROI (и еще пару метрик) - да и в этом случае оценка будет "выгодно/не выгодно". Оценка "дорого/приемлемо/дешево" всегда субъективна. 

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Чиняев

вы гвозди всегда микроскопом забиваете?

все это хорошо, но строители заводов вероятно не парят про то, какую он прибыль принесет если возьмут модный кирпич. Тем не менее часто реклама - "наше двигло принесет лидов, клиентов" и в том же духе. 

И момент 2  - если у магаза заказов 10шт в день - какая разница сколько кликов делает сотрудник? И это не обязательно нищебродский магаз, например, ювелирка.
 И с чего принимается решения чего хочет заказчик? 

Я не адепт шаблонных решений, но желание впарить кастомщину и засадить крюк в мягкое место заказчика ну просто прям через край прет. 

По хорошему надо предлагать варианты, и не парить про потери раз уж за завод не отвечаем, а доступными словами объяснять минусы и плюсы двигла исходя из хотелок и бизнеса заказчика.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Александр
 вы гвозди всегда микроскопом забиваете?

Все очень зависит от продукта и целей компании.
Если мебель какая-нибудь нишевая по стилю, то для старта, возможно, будет достаточно связки "соц сети + лендосы по товарам на тильдах + одноэкранник с фото и адресом магазина.  
Если покупатели в b2b - барные стулья, мебель для ресторанов и тд, то, стартануть можно и без магазина вполне. 

В обоих примерах магазин будет лишь дополнением к уже налаженным каналам продаж и это вопрос не первой срочности. Лучше потратьте деньги на брендинг и качественные фото.

Но если компания себя позиционирует как лидер рынка мебели с лучшим ассортиментом и клиентским сервисом, то нужно соответствовать духу времени и ожиданиям пользователей

И момент 2 - если у магаза заказов 10шт в день - какая разница сколько кликов делает сотрудник? И это не обязательно нищебродский магаз, например, ювелирка.

- 1) ваши сотрудники это ваши клиенты, только внутренние. Если сотруднику неудобно / неприятно работать в компании, то он никогда не будет работать на 100% + его лояльность к работодателю будет ниже - для предпринимателя это значит поиск нового человека и его обучение - хотите такие хлопоты? 2) чинить мелочи всегда трудно: по началу кажется мелочь, "и так сойдет", но в какой-то момент их становится очень много и негативный эффект появится в самый не нужный момент. 

И с чего принимается решения чего хочет заказчик? 

Полагаю, что у всех специалистов свой подход. Я пришел к тому, что в начале всегда анализ: что за продукт, в чем его ценностное предложение, кто клиенты, как покупают, кто конкуренты, как продают, SWOT,  и тд. 

У любого предпринимателя сегодня должна быть выкладка по этим параметрам, иначе велик риск потерять рынок в любой момент.

 все это хорошо, но строители заводов вероятно не парят про то, какую он прибыль принесет если возьмут модный кирпич.

И не стоит путать модное с необходимым. Любой современный инструмент нужно изучать в контексте решаемых задач и делать выводы смотря на ROI и период окупаемости.

И поэтому, качество кирпича владельцев заводов (если он не полный ноль) парит, тк не тот кирпич через пару лет рассыпется и придется завод останавливать, чтобы стенку перекладывать - а это уже так себе мероприятие 

 > Я не адепт шаблонных решений, но желание впарить кастомщину и засадить крюк в мягкое место заказчика ну просто прям через край прет.

- никогда не впариваю. Очень часто отговариваю людей лепить что-то сложное и нафиг не нужное. Разочарование от ненужной фичи по завершении разработки вредит отношениям с заказчиком сильнее, чем профит от ее реализации.

Задача любого ответственного специалиста говорить о рисках в начале пути, тем более, что когда у заказчика горят глаза и он не замечает очевидных рисков.

А время, которое я потрачу на запил лютого кастома лучше потратить на другие, полезные вещи и заработать там.

Возвращаюсь к шаблонным решениям:
- для чего-то временного, простого, маленького и в том случае, если больших затрат на рекламу нет, то шаблон сгодится 

- если нужно качество (визуальное/техническое) и/или планируются большие рекламные затраты, то использование шаблона это как деревянный велосипед - ехать едет, но чето неудобно

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Чиняев

комент по-моему лучше чем статья )

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Spivak
Автор

😄 есть немного такое, просто более обширно раскрыли тему.

Статья больше направлена на обзор и обсуждение конкретного решения, которое, как мы выяснили не подходит ни в одном из случаев практически.

Ответить
Развернуть ветку
205 комментариев
Раскрывать всегда