{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Советы начинающим SMM-специалистам

В последнее время стали очень часто приходить вопросы/запросы от начинающих СММщиков, и эта статья — должна помочь вернуться им с небес на нашу грешную землю. Поговорим не о красивой картинке из очередного обучающего курса, а о скучной серой реальности

Первые проекты

Если у вас нет опыта, который вы можете подтвердить кейсами/отзывами — то ситуация у вас весьма печальная, поскольку ситуация с точки зрения потенциального заказчика выглядит так: «давайте я потренируюсь за ваши деньги». С учетом того, что на тест нового канала в маркетинге не выделяется много денег — то, разумеется, предпочтут взять того, у кого есть опыт.

Поэтому — не надо рассчитывать, что вы, только пройдя быстрое обучение, сможете зарабатывать

Особенно — в этой или смежной нише. Поэтому если вы сделали 1-2 проекта в одной нише хорошо — то вам проще будет находить именно в этой сфере, особенно если решите в дальнейшем на ней специализироваться.

Деньги

В СММ деньги есть, но не так много, как может показаться на первый взгляд. Особенно — в регионах, где маркетинг, а тем паче СММ воспринимается все еще как нечто несерьезное, и за что не нужно много платить. Ниже — пример типичных заявок, размещенных в теме одного из крупнейших парсеров:

Медианная цена за тестовую рекламную кампанию — в районе 5-7 т.р, и эта цифра за последние 2 года не изменилась. Существуют, конечно, и более выгодные предложения, но с ними, как правило, ходят напрямую по тем, кого рекомендовали, либо чьи кейсы понравились.

Конкуренция

По мере роста популярности СММ, и обилию обучающих курсов, рисующих картину легкой, воздушной и прекрасной жизни — конкуренция возрастает.

В свое время я проводил довольно простой анализ — и он показал, что количество заказчиков (=проектов) растет в 2,3 раза медленнее, чем количество СММщиков (анализировать те проекты и заявки СММщиков, что выложены в соответствующих топиках). И это при условии, что каждый СММщик работает с 1 проектом (но, как правило, для «прокорма» на уровне средней ЗП нужно хотя бы 3 проекта).

Особенно печальная картина среди новичков, которые, с учетом их количества, подобны стае пираний, готовых накинуться на новый потенциальный проект.

8 месяцев назад я интересовался у человека, который разместил заявку с очень средними условиями в топике «Ищу специалиста», какое число заявок он получил за неполные сутки от потенциальных СММщиков — их было больше 170.

По мере количества курсов и выпускаемых ими учеников — ситуация с конкуренцией будет становиться все более печальной.

Специфика заказчиков

В большинстве случаев заказчик — это даже не малый бизнес, а микробизнес. Соответственно — у него проблемы во многих бизнес-процессах: как правило не только в маркетинге, но и в продажах: может не быть УТП, умения адекватно обрабатывать обращения, в результате чего — конверсия в продажу будет низкой, а из-за слабого понимания — он будет упрекать вас в том, что что трафик плохой, коль не покупает.

В результате подобного — он может не оставить отзыв, оставить негативный отзыв, или попытаться вас «кинуть».

Относительно «кидков», к слову, это относится может и к тем, кто доволен вашей работой — но решил, что он уже достаточно вам заплатил.

Выход есть?

После прочтения текста выше может сложиться впечатлении полной безысходности. Это не совсем так — вы вполне можете расти как специалист, и работать только с интересными для вас проектами.

Как? Ответ вас опечалит — работать. Работать и еще раз работать.

Что вы можете сделать, чтобы заказчики стали думать о вас как о экспертах, и обращаться за услугами:

  • Экспертные комментарии: в крупных тематических сообществ регулярно публикуются вопросы от других специалистов, или заказчиков. Вопросы, как правило, из серии «У меня проект в сфере А, как мне найти мою ЦА?», либо, к примеру, «У меня группа Б, вот ссылка, как можно улучшить?». И, отвечая на подобные на такие вопросы — вы будете обращать на себя внимание заказчиков.
  • Писать статьи в вашей профильной области, и публиковать их в крупных тематических группах/порталах — аналогично прошлому пункту: публикуете хороший, контент, благодаря которому видно, что вы разбираетесь — получаете обращения и заказы. Но, исходя из своего большого опыта публикаций, сразу отмечу, что «выстреливать» могут не те статьи, на которые вы рассчитываете, а другие.
  • Кейсы — конкретный рассказ о работе над конкретным проектом. Чем более подробно и ясно показан результат вашей работы — тем более он привлекательнее в глазах потенциального заказчика. Но тут есть нюанс — чем больше по этой нише кейсов, тем меньше внимания привлечет ваш, за исключением использованием нестандартных механик, или очень «сочного» результата. Кроме того — почти всегда заказчикам невыгодно, чтобы вы публиковали подробные кейсы, поскольку конкуренты могут воспользоваться вашими наработками, и обойти бывшего заказчика. А он же вам деньги заплатил!(с)
  • Идти в оффлайн, и продавать там свои услуги. Это гиблое дело, поэтому этим стоит заниматься только в двух случаях: если у вас крепкие нервы, или если у вас есть полезные связи (например — друзья владельцы маленького заводика, и им не помешают ваши услуги)
  • Не идти в СММ. Странный пункт, но логичный, если вы только хотите начать — более внимательно изучите ситуацию в СММ, в трендах, других направлениях, которые вам нравятся — чтобы понять, а куда вам пойти.

Куда податься СММщику?

Вариантов по сути два — это агентство или вольное плавание.

Агентство для начинающих предпочтительнее, поскольку оно может дать опыт первых проектов, практические знания.

Минусы — зарабатывать вы будете, скорее всего, меньше, чем могли бы в одиночку, и кейсы, которые вы могли бы выложить, не сможете опубликовать из-за NDA — соглашения о неразглашения.

Если вы нарушите его — то вас ждут серьезные проблемы, как репутационные, так и, возможно, юридические.

Универсальность или специализация?

Вы можете быть универсалом — работать с проектами разной тематики, либо специализироваться — и работать с проектами из одной тематики, например — автосервисами, или застройщиками.

Специализация кажется разумнее и предпочтительнее, но у нее есть ряд серьезных минусов:

1. Вы становитесь зависимы от конкретной тематики, корреляция становится близкой к 1: если в тематике появились серьезные проблемы (допустим — вышел какой-то закон, что-то запрещающий)— то страдаете и вы.

Например - вы специализировались на продвижении турфирм, и после закрытия границ из-за эпидемии коронавируса - остались без проектов. Поэтому лучше специализироваться по крайней мере на 2-х разных тематиках, чтобы повысить свою стабильность

2. Со временем тематика может вам надоесть (по различным причинам), и вы начнете от нее морально уставать — в результате вы начнете хуже работать с проектами в этой тематике. Захотите сменить специализацию — а проектов из другой сферы у вас нет.

3. В тематике есть сильный игрок/конкурент (или он может появиться), в результате чего вы будете 2 номером — что для вас будет служить повод для постоянного недовольства (но, вполне возможно, что это наоборот станет стимулом к развитию)

1 или несколько заказчиков?

Может показаться соблазнительным, работать с одним заказчиком — но этот соблазн может выйти вам боком, поскольку вы становитесь полностью зависимы от 1 заказчика, в случае его возможных проблем (допустим — остановки всей рекламы на месяц из-за реорганизации бизнеса) вы потеряете большую часть вашего дохода (или весь), и будете голодать.

Поэтому разумнее работать с несколькими проектами от разных заказчиков, тем самым диверсифицируя ваши риски.

Выход есть? Версия 2.0

Если вы хотите все-таки развиваться в сфере СММ (несмотря на все вышеназванное ) — то смотрите, в каких именно направлениях есть дефицит и переизбыток.

Например — есть дефицит в контентщиках, контент-менеджерах, и есть переизбыток в таргетологах (поскольку на курсах, как правило, уделяют основное внимание именно настройке рекламы).

Плюс — стоит смотреть на относительно новые, востребованные направления (связанные с появлением новых инструментов), например — сейчас популярны чат-боты, AR-маски

0
1 комментарий
Vlad Vykhrystyuk

Присоединяюсь к автору. Все по делу. Никаких молочных рек и розовых облаков. Суровая реальность. Я, таргетолог с опытом 1.5 года, с большими проектами за спиной, остался почти без новых заказов в виду эпидемиологической и кризисной ситуации вокруг. И за время "карантина" ушлые инфоцигане наплодят еще тысячи "специалистов". 

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда