От Coursera до трекинга через Telegram: тренды современного образования в мире

Школьник из Нижних Васюков учится в Гарварде, инфобизнесмены запускают курсы по Instagram Stories, даже TikTok пилит свой образовательный проект. Куда катится современное образование?

Начнем с того, что в этой статье мы ее будем пудрить мозги рассказами про персонализированное обучение, когда ИИ меняет траекторию в зависимости от истории студента (исключение - Knewton, где тесты корректируют сложность вопросов), технологии виртуальной и дополненной реальности. Пока что всего этого нет даже у Coursera, которая за 10 лет собрала статистику по 24 млн студентов и может себе позволить такие инновации. Вот 5 реальных трендов 2020 года.

Тренд 1 Дальнейшая акселерация через MOOC платформы

Это касается и крупных разработчиков, и частных игроков, которые ищут готовое решение для размещения своего контента. Самый большой рынок сейчас в США, самый активно развивающийся - в Китае.

Примеров навалом:

  • Coursera, безусловный лидер по количеству студентов
  • EdX, некоммерческий продукт MIT, Гарварда и Беркли
  • Udacity с корпоративными прикладными курсами
  • Canvas Network
  • Khan Academy, которая даже на русском доступна

В России из академических проектов Открытое образование, Лекториум, из прикладных Яндекс.Академия, SkillBox, Geekbrains и т.п.

Границы между первыми и вторыми стираются.

  • EdTech вытесняет классическое образование. Так, в Великобритании престижная Harrow School в 2020 году открыла онлайн-направление. В Балтиморе с детсада вместо бумажных учебников и тетрадей ноутбук. Прога ABCmouse обучает детей от 2 лет. В России Учи.ру или Фоксфорд стали посредниками между учителями и детьми.
  • Университеты пробуют смешанное обучение: часть онлайн, часть офлайн. Это ВШЭ, СПбГУ, Политех, ИПМП, ТПУ, УФУ и др.

Тренд глобальный и касается не только образования. В спортивных играх это Exergames и geocaching (поиск сокровищ по GPS), в педагогике и коррекции поведения тренажеры БОС, в хирургии и военной технике дополненная реальность.

Тренд 2.Повышение качества и сертификация

И дело не только в получении бумажки, но и в экспертной оценке, и в трудоустройстве.

Появляются новые профессии, для которых нужны новые, узкие или метапредметные компетенции. В школе и вузе их не сформируют, просто не успеют: программа устареет до того, как ее напишут и внедрят. То же с освоением сервисов и программ, который обновляются так быстро, что по ним не успевают писать справку.

Платформы кооперируются с организациями, которые могут нанять выпускников курсов, и готовят для них кадры, либо компании сами разрабатывают образовательные программы, чтобы находить таланты или повышать квалификацию сотрудников, например, Microsoft, Google, Facebook, Autodesk, Cisco и т.п.

Тренд 3.Геймификация и необычные форматы

Каждый, кто создает курс, сталкивается с проблемой отсева участников. Поэтому все пытаются внедрять у себя геймификацию. ЛингваЛео применяет игровые механики: баллы, рейтинги, соревнования, ачивки. Алгоритмика вплетает обучение в игру. Инвитро применяет сторителлинг. Языковые школы создают симуляторы и тренажеры. TopCoder и CodeForces проводят марафоны и соревнования.

Другие идут в сторону интерактива, как Гранатум и подобные платформы. Помимо размещения видео и тестов они дают доступ к любым мультимедиа, вплоть до того, что студенты создают контент и рисуют в рабочей панели. А главная фишка - полноценная фасилитация: управление групповой динамикой, даже если участников много, они распределены в команды и учатся несинхронно.

Тренд 4.Командная работа и проектная деятельность

В офлайне образование с командной работой и проектной деятельностью реализуется либо в инновационных школах, либо в кружковом движении. 99% школ и вузов ничего предложить не могут. Зато онлайн-игроки не сидят на месте и подключают форумы, чаты, выполнение заданий в командах, ролевые игры, взаимные проверки студентами заданий.

Тренд 5.Чат-боты и трекинг через приложения и мессенджеры

Переход образования в мобильный формат и мессенджеры отчасти необходимость, отчасти автоматизация.

Необходимость - потому что доля мобильного трафика стремительно растет, и где было 30%, там уже 70%. И студенты учатся не сидя за ПК, а в движении. И вместо часовых роликов и длинных лекций куда эффективнее передавать им дозированную информацию и задания через смартфон, а для техподдержки создать чат-бота.

Неизбежно образование становится более игровым и развлекательным. Для примера, проект FriendZone полностью работает через телеграм-бота, который подбирает задания и напарников, с которыми нужно их выполнять.

Можно долго бомбить по поводу тенденций или конкретных проектов, но это бессмысленно. Образование меняется во всем мире, у этих изменений есть объективные причины (спрос и стремительное изменение жизни). Самое разумное - воспользоваться теми преимуществами, которые оно дает, и получить максимальный результат.

Что вы думаете об этих трендах?
Напишите свое мнение в комментариях!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда