Интернет-маркетинг на самоизоляции
Вот уже в течение полутора месяцев в нашей стране действует режим самоизоляции, введённый с целью сдерживания распространения коронавируса. Издержки принимаемых мер сотрясли мир бизнеса, который был вынужден в спешном порядке перестраиваться на дистанционную модель ведения работы и перебираться в интернет. Очевидно, не все оказались к этому готовы, а особенности иных отраслей многим просто не позволили реализовать возможность полноценного функционирования в режиме онлайн.
IT Компании, в том числе интернет-агентства, ввиду специфики своей деятельности, легко адаптировались к удаленной работе и без особого стресса покинули офисы, сохранив цепочки производства своих продуктов. Но клиентами агентств в подавляющем большинстве являются представители B2B-сегмента, в настоящий момент стремительно осуществляющие сокращение расходов. И первое, на чем они чаще всего экономят в кризисной ситуации, как известно, маркетинг.
Чтобы выяснить, как обстоят дела в сфере digital-маркетинга, сервис Serpstat провел масштабный опрос среди профильных специалистов отрасли. Результаты исследования позволяют объективно взглянуть на сложившуюся ситуацию и получить более-менее достоверную картину происходящего.
Как ситуация с пандемией повлияла на работу и проекты? У всех ли просели продажи? Что делало большинство компаний с целью сохранения максимального количества клиентов? Ответы на эти вопросы, а также самые любопытные цифры и выдержки из исследования Serpstat в нашей обзорной статье.
Кто отвечал на вопросы
Прежде чем перейти к результатам исследования, немного о респондентах.
Среди них были специалисты, работающие в in-house командах (49%), агентствах (31%), а также фрилансеры (20%).
По типу специализации респонденты поделились на такие профили, как:
- SEO-специалисты – 48%;
- Digital-маркетологи – 27%;
- PPC-специалисты – 11%;
- Контент-маркетологи – 6%;
- SMM-специалисты – 5%;
- Email-маркетологи – 3%.
Уровень компетенций участников был представлен следующими категориями:
- Team lead/Head – 27%;
- Senior – 23%;
- Middle – 35%;
- Junior – 15%.
В основной своей массе респонденты являлись достаточно опытными представителями отрасли, с трудовым стажем от года до 10 лет и более.
Как много специалистов сократили
Опрос выявил небольшую степень сокращений в отрасли. Большинство компаний (60%) сохранили всех своих сотрудников и отметили, что не планируют сокращать штат. Около четверти все же понесли некоторые кадровые потери, а 8 % собираются проститься с частью своих сотрудников, если ситуация не начнет стабилизироваться в ближайшее время.
Что с зарплатами
Сокращение заработных плат коснулось 40% опрошенных. Еще 9% сообщили о том, что в их компаниях планируется урезание зарплаты в скором времени. Таким образом, в половине компаний уровень оплаты труда остался на прежнем уровне.
Все ли на удаленке
В рамках режима самоизоляции всем компаниям было рекомендовано временно прекратить свою деятельность на местах и перейти, при наличии такой возможности, на удаленный режим работы. Большая часть digital-сферы быстро на это отреагировали.
Так, 64% респондентов сообщили, что стали работать дома. При этом 18% рассказали, что и раньше работали удаленно, а 12% уточнили, что сотрудники в их фирме всегда сами выбирали, где им удобнее работать. И лишь только 8% интернет-маркетологов продолжают работу в офисе, несмотря на запретительные рекомендации.
Об оттоке клиентов и падении продаж
46% респондентов заявили о потере части своих клиентов. Для 20% ничего не изменилось, а 12% опрошенных рассказали, что в сложившейся обстановке даже смогли привлечь новых клиентов. 22% затруднились дать ответ, сославшись на то, что не владеют информацией о клиентах.
Что касается проседаний в онлайн-продажах, то половина респондентов отметила спад в своих проектах. При этом 26% оценили его как значительный, а 27% считают небольшим.
Любопытно, что у 18% опрошенных продажи даже выросли, а вот для 13% текущий кризис ничего в этом отношении не изменил.
Что делали для сохранения клиентов
Среди действий, реализуемых в компаниях респондентов с тем, чтобы сохранить максимальное число своих клиентов были отмечены:
- предоставление скидок на услуги – 23%;
- разработка антикризисного тарифа или пакета предложений –19%;
- предоставление ряда услуг бесплатно – 18%;
- фиксирование стоимости услуг в национальной валюте – 8%;
- не принимали никаких мер – 32%.
Выводы
Текущий кризис, несомненно, оказал существенное влияние на сферу интернет-маркетинга. Однако назвать его критичным нельзя. Для маркетологов урезание бюджетов на продвижение, до некоторой степени, нивелируется необходимостью бизнеса все же действовать в сети, потому что других каналов продвижения у него сейчас нет.
Именно поэтому часть респондентов засвидетельствовала рост продаж и небольшой приток новых клиентов. Но все же в целом дела у предпринимателей обстоят не лучшим образом, потому всем, кто предоставляет услуги по продвижению в сети, требуется максимально адаптироваться под новые условия. Необходимо предпринять все возможные меры для сохранения текущих клиентов, чтобы остаться на плаву, быстро вернуться к докризисным показателям и продолжить свое развитие.