{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как сделать мобильное приложение заметным в App Store и Google Play: инструкция по размещению и оптимизации

Команда дизайнеров и разработчиков мобильных приложений Arcsinus делится лучшими практиками ASO. Как увеличить количество установок на 46% и почему полезные release notes — это важно, читайте в нашей статье.

ASO, или App Store Optimization — работа над всеми элементами страницы приложения: текстами, визуальным оформлением, отзывами и заметками о релизе. Основная цель ASO — увеличить видимость и количество установок приложения в маркетах.

Что нужно сделать для оптимизации:

  • Проработать семантическое ядро: подобрать ключевые слова и сформировать ядро.
  • Внедрить ключевые слова: учесть специфику Google Play и Apple Store, использовать дополнительные локализации, сформировать ключевые слова и заголовки.
  • Разработать дизайн и графическое оформление: иконки, скриншоты и видео.
  • Работать с оценками, отзывами и release notes.

Оптимизация в маркетах — лишь часть большой работы по выводу приложения на первые позиции, которую можно представить в виде формулы:

ASO + реклама + качественное приложение = высокие позиции и установки!

ASO не волшебная пилюля, но помогает чаще показывать приложение в поиске по маркетам, откуда приходит порядка 65% установок. Это действенный, быстрый и недорогой способ привлечения пользователей.

Семантическое ядро приложения

Семантическое ядро — набор ключевых слов или фраз, характеризующих функциональность приложения. Поисковые системы App Store или Google Play используют семантическое ядро для индексации. Приложение чаще отображается в поиске и находит свою аудиторию, если вы верно выделили ключи.

Подбираем ключевые слова

Задаем себе вопрос: «по каким запросам целевая аудитория будет искать приложение?» Выписываем слова и фразы, которые приходят на ум. Не забываем об опечатках и устойчивых выражениях. Для App Store склоняем ключевые слова и изменяем их по форме, числу, времени (если пишем семантику на английском, этого не требуется).

дизайнер ≠ дизайнеры ≠ дизайнерский

clothe = clothes

Изучаем конкурентов. Смотрим, какие слова и фразы они употребляют в названии, подзаголовке, описании. В анализе ключевых слов конкурентов помогают сервисы AppAnnie и SensorTower. Названия конкурентов также добавляем в список ключей — они ещё пригодятся.

Смотрим, что и как ищут пользователи. Вводим каждое слово из списка в поисковую строку и изучаем, что предлагают маркеты для автозаполнения. Вносим полные словосочетания в список.

Например, мы составляем семантику для приложения Bosco Online, где пользователи покупают брендовые товары от известных домов моды.

Посмотрим, какие подсказки будут по ключевому слову «брендовая» в App Store:

Проходим по каждой всплывающей подсказке и видим, какие приложения отображаются. Например, по запросу «брендомания» или «угадай бренд» видим игры для детской аудитории. Среди пользователей этих игр мы вряд ли найдем потенциальных клиентов Bosco, поэтому подобные запросы в ключевые слова не заносим. Зато слова «бренд», «бренды», фразы вроде «брендовая одежда, обувь», «интернет-магазин брендов» и так далее — то, что надо!

Формируем семантическое ядро

Подключаем аналитику. Как часто пользователи вводят интересующую фразу или слово в поисковую строку? Насколько сложно выйти в топ по тому или иному запросу? Разобраться помогают сервисы SensorTower, AppAnnie, AsoDesk, SearchMan, AppFollow и другие. Сравнительный анализ инструментов для подбора ключевых слов — тема отдельный статьи. Мы скоро её выпустим, так что подписывайтесь на нашу страницу, чтобы не пропустить анонс.

С помощью сервисов выделяем приоритетные слова и фразы. Чем больше трафик и меньше конкуренция, тем лучше. Выделяем ключи с хорошими показателями в семантическое ядро.

Внедряем ключевые слова

Пришло время на практике использовать найденные «ключевики». Размещаем слова, которые должны быть проиндексированы, в текстовые элементы на странице приложения.

Алгоритмы Google Play и App Store различаются — в таблице ниже можно увидеть, где именно необходимо использовать ключи.

Учитываем специфику индексации Google Play

С оформлением страницы приложения в Google Play всё просто: достаточно вставить ключевые слова в заголовок, краткое и расширенное описание. Первоочередная задача — привлечь пользователей к установке, поэтому мы не пишем лишённые смысла и напичканные ключевыми словами тексты. Не перегружаем текст, «интегрируем нативно». Текст заспамлен ключевыми словами. Так делать не надо!

В работе используем лайфхаки:

  • Больший вес имеют ключи, включённые в заголовок.
  • Чем лаконичнее — тем лучше, никто не станет тратить время на чтение длинного описания.
  • Пишем описание, чтобы его можно было использовать и для App Store.
  • Не переживаем насчёт форм и склонений слов в русском языке, алгоритм Google Play отлично работает с русским синтаксисом.

Учитываем специфику индексации App Store

Используем дополнительные локализации

В App Store количество символов, которые используются для ключевых слов, ограничено — всего 160 символов, чтобы вставить лучшие ключи из семантического ядра. Однако есть уловка, позволяющая расширить количество символов за счёт внедрения дополнительных локализаций.

Для русского языка мы расширяем количество символов в три раза с помощью украинской и британской локализаций. Это увеличивает количество доступных символов до 480.

Кстати! Весь контент дополнительных локализаций может быть сделан на русском языке.

Формируем строку ключевых слов и заголовки

Начинаем заполнять строку ключевых слов. Выявленные ключевые фразы разбиваем на отдельные слова и разделяем запятыми без пробелов. Слово с опечаткой, имеющее высокий поисковый трафик, сопровождаем верно написанным вариантом.

Частые проблемы при заполнении строки ключевых слов

Обращаем внимание на важные правила:

  • Заголовок и подзаголовок имеют больший вес при индексации, вставляем туда ключевые слова с большим трафиком и меньшей конкуренцией.
  • Слово в разном числе, склонении, времени воспринимается алгоритмом как разные ключи, поэтому используем слово в разных формах (купил, покупаю, купили).
  • Использование названий конкурентов в строке ключевых слов формально запрещено, однако на практике используем, если название конкурента — это не эксклюзивное название бренда, компании или приложения.
  • Заголовок, подзаголовок и строка ключевых слов в одной локализации образуют систему, все слова которой суммируются между собой и складываются во фразы (при этом ключи между разными локализациями не суммируются).

Дизайн и графическое оформление

На обработку визуальных элементов мозгу требуется меньше времени, чем на прочтение текстов. Поэтому иконки, скриншоты и видео — первое, что видит пользователь на странице приложения. По данным исследований, человек принимает решение об установке приложения менее чем за 3 секунды. За это время по визуальным элементам пользователь должен понять функциональность приложения.

Мы создаём визуальные элементы в соответствии с правилами Apple и Google. Кроме того, изучаем визуальное оформление страниц конкурентов, отмечаем плюсы и минусы, берём идеи на заметку.

Приложение — индивидуальный продукт со своей особенной аудиторией. Не копируйте у других, но опирайтесь на их опыт.

Создаём иконки приложений

Часто иконкой служит логотип, адаптированный под требования маркетов. Иконки создаём по гайдам, установленным Apple и Google:

При создании иконки придерживаемся правил:

  • Иконка должна передавать ключевую функциональность приложения и привлекать внимание.
  • Не перегружаем, делаем в тренде минимализма.
  • Учитываем, как она будет выглядеть на разном фоне и среди других иконок.
  • Сочетаем со скриншотами и дизайном приложения.
  • Создаём несколько вариантов и проводим A/B-тест для выбора лучшей.

Готовим скриншоты приложения

Большинство пользователей не читают описание и принимают решение о скачивании импульсивно, исходя из визуальной составляющей. Мы делаем скриншоты, которые за несколько секунд рассказывают, почему пользователь должен скачать приложение. Как и иконку, скриншоты делаем в соответствии с техническими требованиями:

При создании скриншотов также придерживаемся правил:

  • Обрабатываем скриншоты и делаем их визуально приятными.
  • Рассказываем о функциональности приложения и выделяем конкурентные отличия.
  • Текст должен быть читаемым ещё на этапе превью.
  • Анализируем скриншоты у конкурентов и популярных приложений.
  • Используем горизонтальные скриншоты, если это уместно (наиболее приемлемы для игр).
  • Вовремя обновляем скриншоты, чтобы они были актуальны.
  • Локализуем под целевые страны.

Готовим видео

Видео способно увеличить коэффициент установок приложения более чем на 25%, а пользователи, посмотревшие видео, в 3 раза чаще устанавливают приложение. Технические требования от Apple и Google к созданию видео:

Правила для загрузки видео читайте в справочном центре Google.

При создании видеопревью пользуемся следующими практиками:

  • Смотрим видео конкурентов и популярных приложений, черпаем идеи.
  • Первые 15 секунд самые важные, делаем их интересными и информативными.
  • Не перегружаем видео информацией и не делаем его длиннее 30 секунд.
  • Оптимизируем видео для беззвучного режима.
  • Корректируем видео при изменении интерфейса или функциональности приложения.
  • Думаем о том, как видео будет выглядеть на разных экранах, будет ли текст читаемым.
  • Добавляем призыв к действию.

Работаем с оценками и отзывами

Средняя оценка приложения и количество отзывов влияют на скачивания. Многие компании предлагают купить положительные оценки и отзывы. Это не только запрещено правилами App Store и Google Play, но и может ударить по репутации приложения: купленные отзывы всегда выглядят однотипно и фальшиво.

Мы не закупаем отзывы, а, напротив, стимулируем реальных пользователей давать обратную связь. Даже пользователя, который поставил низкую оценку, можно переубедить. Поэтому мы всегда отвечаем на отзывы, помогаем решить проблемы при работе с приложением, прислушиваемся к идеям. Пользователи приложения — это тестировщики, которые бесплатно работают в полевых условиях.

Реальные отзывы о приложении — лучший индикатор того, как следует развиваться.

Мы увеличиваем количество положительных отзывов и сокращаем негатив не прибегая к сомнительным методам благодаря простым правилам:

  • Отвечаем на отзывы пользователей как можно быстрее.
  • Помогаем решить проблемы, благодарим за отзыв и помощь в развитии приложения.
  • Отвечаем не только на негативные, но и на позитивные отзывы.
  • В ответах и описании пишем адрес для связи, часть недовольных напишет в почту.
  • Не стесняемся жаловаться на отзывы, которые содержат ненормативную лексику или несуществующие проблемы.

Лайфхак: пишем свой отзыв и время от времени обновляем его текст — так положительный отзыв всегда остается в топе.

Кроме того, мы перехватываем пользователей ещё до того, как они напишут отрицательный отзыв:

  • Внедряем форму обратной связи или чат, где оперативно отвечаем и помогаем решать трудности.
  • Делаем форму оценки, в которой при выставлении положительной оценки происходит редирект пользователя в маркет, а при отрицательной появляется окно для введения отзыва, который отправляется нам на почту.
  • Предлагаем оценить приложение после совершения положительного действия: пройден уровень, совершена покупка и т.д.
Предлагаем оценить приложение после оформления заказа
Минимизируем негатив в отзывах благодаря форме обратной связи внутри приложения

Не забываем про обновления и release notes

Release notes — примечания к версии продукта, в которых описываются изменения между выпускаемой и предыдущей версиями. Замечания к обновлению — один из каналов для общения с аудиторией, поэтому мы не пишем «поправили баги», «улучшили приложение», а используем потенциал этого канала.

Пишите release notes для пользователя, а не разработчика. Пользователю не важно, как вы запилили очередную классную фичу на бэке. Лучше расскажите, как изменится пользовательский опыт после обновления.

Мы формируем release notes из блоков, которые применяем (и меняем) в зависимости от ситуации. Выбираем тон, наиболее подходящий для общения с аудиторией.

Рассказываем, какой профит получат пользователи, если установят обновление:

  • «В текущей версии вы сможете управлять своими сделками в личном кабинете».
  • «Теперь вы сможете узнать об актуальных акциях даже если пропустили уведомление».
  • «В новой версии приложения вы сможете находить картины по фото и делиться ими с друзьями».

Благодарим пользователей:

  • «Спасибо, что используете приложение!»
  • «Спасибо, что вы с нами!»

Инициируем действие:

  • «Попробуйте!»
  • «Убедитесь сами!»

Сообщаем о том, что прислушиваемся к отзывам и мнению пользователей:

  • «Мы исправили критичный баг, который приводил к закрытию приложения. Спасибо, что помогаете сделать приложение лучше!»
  • «Спасибо за ваши отзывы. Мы оптимизировали работу приложения и исправили баги».
  • «Мы выпускаем обновление, которое вы так долго ждали. Наконец, приложение доступно на iPad!»

Добавляем добрые пожелания:

  • «Желаем удачных покупок!»
  • «Желаем хорошей дороги и попутного ветра!»

Заключение

Правильная оптимизация гарантирует, что приложение найдут именно те пользователи, для которых оно действительно полезно. На ASO не следует экономить: время и деньги, вложенные в оптимизацию, многократно окупаются.

Так, благодаря оптимизации Bosco Online приложение резко повысило свои позиции по ключевым запросам в App Store. Это привело к увеличению поискового трафика: приложение стало отображаться в маркете в 3 раза чаще, а количество установок увеличилось на 46%.

Благодаря ASO мы смогли привлечь активную целевую аудиторию, и количество покупателей выросло на 15%, а средний чек увеличился на 32%.

Помните, что одного ASO недостаточно: необходимо проводить комплекс мероприятий по продвижению. Реклама повышает количество установок приложения, что, в свою очередь, поднимает его в топ. Чем выше приложение в топе, тем больше органических, а, значит, бесплатных установок оно получит.

Подведем итоги

Чтобы провести ASO, необходимо:

  • Выделить семантическое ядро приложения и создать список ключевых слов, чтобы индексация прошла успешно.
  • Вставить ключевые слова в текстовые элементы, чтобы заинтересованные пользователи могли легко найти наше приложение.
  • Подготовить качественные и информативные иконки, скриншоты, видео, которые заинтересуют пользователей.
  • Работать с пользователями, формировать лояльную аудиторию, повышать количество положительных отзывов и оценку приложения в маркете.
  • Постоянно улучшать качество приложения и выпускать обновления.

ASO необходимо как для новых приложений, так и для приложений, набравших десятки и тысячи установок. Никогда не поздно найти свою аудиторию и стать лучше! Если вы хотите повысить популярность вашего приложения или разработать новый продукт, мы готовы помочь.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
David Chelidze

спасибо, буду использовать как инструкцию

Ответить
Развернуть ветку
Мария Черноплёкова

Давид, мы рады, что статья оказалась полезной для вас. Успехов в работе!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров
Ответить
Развернуть ветку
Мария Черноплёкова

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Макс Аминов

Извините, не удержался

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Васильев

Спасибо !!!!

Наконец-то вся нужная информация в одном месте.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Черноплёкова

Андрей, это вам спасибо за такую хорошую оценку)

Ответить
Развернуть ветку
David Savelyev

Тема норм, все по делу)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Черноплёкова

Давид, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Tattey Dronova

Спасибо за статью. Но есть вопрос. Как локализация, например, в Великобритании, может повлиять на позиции в выдаче в Американском сторе? 

Ответить
Развернуть ветку
Мария Черноплёкова

Добрый день. Согласно памятке о дополнительных локализациях (ссылку прикрепила), локализация в Великобритании на стор в США не влияет. Для США помимо основного языка на выдачу влияет мексиканский испанский язык - Spanish (MX)

Ответить
Развернуть ветку
Tattey Dronova

Спасибо:) 

Ответить
Развернуть ветку
Данила Даниленко
Обрабатываем скриншоты и делаем их визуально приятными.

Не хочу показаться грубым, но у вас максимально пресные скриншоты. У многих маркетплейсов (они вам конкуренты?) гораздо лучше.

Используем горизонтальные скриншоты, если это уместно (наиболее приемлемы для игр).

Проводили тестирование и сравнивали у каких скриншотов больше установок? Вайлдберриз и дром (то, что вспомнилось сразу) использует горизонтальные. Топовые приложения, далеко не игры.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Naumenko
Автор

Скриншоты Ozon действительно выглядят замечательно и креативно! A/B- тестирование вертикальных и горизонтальных скриншотов мы не проводили.  Спасибо за идею и комментарий.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Басин

А как разработчик может пожаловаться на отзыв, стесняюсь спросить?

Ответить
Развернуть ветку
Мария Черноплёкова

Дима, выделила на скриншотах из консолей поля для подачи жалобы на отзыв. Первый скрин для App Store, второй для Google Play.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Басин

Блин, я все это время отвечал на отзывы из приложения для андроид. Не знал что в консоли есть такая фича. Спасибо большое, Мария)

Ответить
Развернуть ветку
Данила Даниленко

Интересно вы сравнили иконки. Вот эту добавили как отрицательный пример, хотя иконка хорошая, о чем можно судить по кол-во отзывов и месту в топе.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Naumenko
Автор

На место в топ валяет ряд параметров описанных в статье, в том числе и реклама. Игры — отдельная категория приложений. Иконки такой стилистике вполне уместны для них. Более того, большинство игры имеют подобную стилистику иконки.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда