{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Customer Development - цифровой стилист

Бизнес уходит в онлайн со времени наступления пандемии. Это возможность для создания новых решений, новых рынков и процветание инновационных IT решений. Одно из них - персональный цифровой стилист Uma Style на базе IOS или Android. Это сочетание профессионалов и искусственного интелекта, которые дополняют друг друга и дают инновационный продукт.

Бизнес модель

Приложение помогает подобрать наряд под вашу задачу, учитывая имеющийся гардероб и погодные условия на основе коллаборации профессиональных стилистов и искусственного интеллекта. Также, покажет где можно приобрести максимально выгодно недостающие вещи при необходимости.

Основа монетизации - услуги онлайн стилиста:

- Подбор образа

- Сборка капсулы из 15 вещей

- Онлайн разбор гардероба

- Онлайн шоппинг со стилистом

- Стилизация фотосъемок

Это выгодно клиентам - они получают решение проблемы и занимаются своими делами, не тратя время и деньги на второстепенное..

Целевая аудитория:

Физические лица, преимущественно девушки, которым необходимо стильно выглядеть по роду своей деятельности или подобрать наряды на повседневной жизни. Часто запросы связаны с отсутствием времени заниматься гардеробом самостоятельно, нехваткой профессиональных компетенций, дресс-кодом в компаниях.

Кто это может быть?

- Девушки, которые ходят на работу и хотят выглядеть по дресс-коду стильно, ухоженно. Мотив - продвижение по карьерной лестнице.

- Танцоры. Подбор капсулы на выступления, тренировки, съемки видео.

- Домохозяйки. Женщины 12 часов в сутки с детьми и в готовке, а выглядеть опрятно и в ногу со временем тоже хочется.

Главный целевой сегмент:

Девушки от 27 лет, работающие (работавшие) на руководящих должностях, проживают в городах-миллионниках и у большинства в компаниях есть дресс-код. У них нет времени заниматься своим гардеробам и поручают это профессионалам. С более подробным описанием целевого сегмента вы можете ознакомиться ниже.

Фемистоклов Владислав

Каналы коммуникации

Необходимо было где-то найти данных респондентов. Для этого определил несколько каналов, где обитает целевая аудитория.

  • Разместил пост у себя в соцсетях в час ночи (эпично получилось с заголовком)
  • Написал в группы стилистов вконтакте тем, кто оставлял отзывы в обсуждениях
  • Закинул информацию в чаты, где была целевая аудитория
  • Была идея на крайний случай запустить таргет, но до этого дело не дошло

Второй канал сработал лучше всего и я нашел девушек для опроса.

Customer Development?

Чтобы максимально понять нашу целевую аудиторию, необходимо провести Customer Development. Метод был основан в 1990-х годах Стивом Бланком и используется для создания продуктов, переворачивающих рынок.

Основная идея - клиентоориентированность. Идти от потребности клиента. Сначала выявляется проблема, потом разрабатывается/улучшается продукт.

Для этого необходимо было провести минимум 4 интервью с представительницами целевого сегмента.

Фемистоклов Владислав

Подготовка интервью

Гипотезы

Первое, что необходимо понять, зачем проводить интервью.

Какая конечная цель.

Для этого изначально были поставлены 2 гипотезы:

а) Если из 20 девушек, занимающих руководящие должности, минимум 4 пользовались услугами стилиста, гипотеза верная.

Это позволит понять, правильно ли выбран главный целевой сегмент. В ином случае - необходимо выбирать другой сегмент и его прорабатывать.

Забегая вперед, отмечу, что достаточно было пообщаться с 10 девушками, чтобы ее подтвердить.

б) В процессе опроса будут выявлены общие паттерны, которые покажут, на что стоит обратить внимание при разработке/улучшении продукта. Минимум одно повторение 2 раза.На их основе разработаны рекомендации для внедрения.

Как проходило само интервью

- Small Talk.

1-2 минуты общаемся с респондентом на отвлеченные темы, находим общие интересы. Этот этап необходим, чтобы собеседник комфортно себя чувствовал при разговоре. И ответы были максимально достоверны.

- Легенда и регламент.

Важно объяснить, зачем вы проводите интервью, для чего это нужно. Я представлялся, говорил что готовлю кейсовый проект для приложения цифровой стилист umastyle и интересно узнать опыт тех, кто уже работал со стилистом для улучшения продукта. На удивление, искренность и прямота сработали отлично и все откликнувшиеся согласились дать интервью.

Регламент. Здесь я сразу проговаривал, какое время займет интервью, что будет, как будет проходить. У человека снимается страх неизвестности и он понимает, что для него все безопасно и интересно. Интервью займет 10-15 минут, я задам несколько вопросов о вашем опыте работы со стилистом, на которые вы можете ответить.

- Верификация респондента

Необходимо проверить, целевой это человек или нет. Для этого задал простой вопрос - вы пользовались услугами стилиста?

На этом этапе 6 из девушек сказали, что у них не было такого опыта и с ними интервью не проводилось. Поблагодарил за уделенное время и оставил телефоны в своей записной книжке.

- Проверка гипотез.

Это основная часть интервью - ряд вопросов о прошлом опыте взаимодействия со стилистом. Вопросы идут по нарастающей: от простого к сложному. Чтобы составить вопросы, предварительно почитал отзовики, форумы, понял какие моменты важно прояснить для себя. После составил в логической последовательности ряд вопросов, учитывая что какие-то моменты могут недоговаривать сразу.

а) когда последний раз обращались к стилисту

б) почему решили обратиться

в) где искали стилиста, по каким каналам (паттерн Сарафан)

г) рассматривали ли вы альтернативы…

Все ответы сразу фиксировал в гугл таблицу. С полным списком вопросов и ответами можете ознакомиться в документе.

- Завершение.

Подводим итоги, благодарим за помощь и прощаемся с собеседником.

JTBD - интервью

Когда продукт уже существует и аудитория понятна, Costdev помогает внести улучшения и сделать продукт максимально подходящим для аудитории и экономически выгодным.

Если продукта еще нет или нужно привлечь новых пользователей, существует другой метод, который усиливает предыдущий.

Суть концепции простыми словами:

  • У потребителей есть «работа», которую они хотят видеть «сделанной»
  • Потребителям нужен не продукт, им нужна помощь, чтобы сделать жизнь лучше
  • Потребителям нужен прогресс

То есть, используя эту концепцию, можно понять, почему потребитель переключается с одного продукта на другой (с кефира на питьевой йогурт) и за счет чего его можно вернуть/уволить продукт конкурента.

В JTBD-интервью изучил опыт переключения с услуги стилиста на самостоятельный подбор одежды с помощью специального опросника. Это позволило понять, за счет чего можно брать клиентов у конкурентов и какие факты сработают при этом.

Выводы

В процессе исследования я заметил несколько паттернов (повторяющихся ответов по смыслу).

- стилиста нанимают для экономии времени

- выбрали стилистов по знакомствам

- до процесса оказания услуги, все девушки получили бесплатно полезные консультации специалиста

- специалист идет от потребности. Так и только так совершалась продажа

- дресс-код на работе для руководящего состава. Это был фактор принятия решения в пользу обращения к стилисту для 2 из 4 девушек.

- Девушки с удовольствием рассказывали о своем опыте. Сарафанка работает сама за себя.

Итоги дали понять, что действительно важно для потребителя услуг стилиста и сфокусировать развитие продукта на этих точках касания.

Гипотеза, которую можно проверить:

Просчитать экономику и сформировать комплексный продукт, который решит вопрос преображения. В комплекс входят услуги стилиста, диетолога, фитнес тренера, парикмахера.

Как ее реализовать:

а) связаться с экспертами и обсудить, на каких условиях готовы сотрудничать

б) просчитать юнит экономику

в) сделать страницу под прием трафика

г) дать трафик у блогеров

д) если страница покажет конверсию от 1% на 500 переходах, гипотеза состоятельна

Перспективы развития гипотезы в случае состоятельности: продукт - конструктор по подписке. Обоснование - представительницы главного целевого сегмента тратят определенную сумму на себя любимую ежемесячно и пользуются вышеперечисленными услугами.

Как переключить пользователей на наш продукт

1. Идти от потребности клиента.

Изначально важно понять, почему человек решил навести ревизию гардероба. Прислушаться к клиенту и предложить решение, исходя из необходимости. Полный уход от подхода: предлагать сразу луки, которые классно подходят человеку по цвету/фасону/иным характеристикам. Тренд 21 века - персонализация.

2. Бесплатная консультация.

Важно показать свою экспертность и дать пользу еще перед началом работы. Это может быть подсказка, какие выбрать аксессуары к текущему/желаемому виду, какие цвета лучше подойдут, какой маникюр/цвет волос будет лучше сочетаться с одеждой, выявить сильные стороны человека. В цифровом формате это может быть 10-15 минутный экспресс анализ гардероба по чеклисту или лидмагнит - методичка по определению своего стиля/характера и что подойдет из одежды/где их купить со скидками.

3. Давать больше, чем просит клиент.

В итоге опроса респонденту подсказали после шопинга, какие подойдут маникюр, краска для волос/цвет, аксессуары. Так мастер получила по сарафану ее несколько клиентов. Поэтому, не стесняйтесь быть максимально полезными для клиента уже при первом касании. Не говоря о самом процессе оказания услуги.

4. Позиционирование.

Доказать, что у вас огромный опыт на сегменте аудитории - например, руководителях в крупных компаниях. Покажите портфолио, отзывы, скажите что можете дать контакты клиентов (при их одобрении). Так клиент узнает себя и больше будет доверия. А наглядность и социальные доказательства укрепят веру и желание приобрести услугу именно у вас.

5. Экономия времени.

Те, кто обращаются к стилисту, могут и сами подобрать себе гардероб. Но не делают этого по разным причинам и одна из основных - нехватка знаний и времени. Если на первое повлиять можно только предложив обучение, как альтернатива услуги. На второе - вместо 3 дней оказания услуги разбить ее по частям, 3 часа разбор, 3-4 часа шопинг. Показать это и доказать на практике. Итог - 1 сутки вместо трех. Меньше цикл сделки, довольнее клиент, больше можете взять в работу проектов. И - сарафанка на высоте (помните, сколько человек нашли стилиста по сарафанке?)

Гипотезы улучшения продукта

  • Создание лидмагнита

Это может быть чеклист проверки своего гардероба на готовность к сезону. Набор рекомендаций по подбору одежды и сочетанию. Или экспресс диагностика гардероба специалистом.

  • Создание комплексной услуги

Комплексное преображение по подписке - стилист, фитнес тренер, диетолог, парикмахер. Сделать конструктор в формате - выбери нужное.

  • Давать персонализированную рекламу под разные аудитории

Исследование проводилось для одного главного целевого сегмента. Но помимо него, можно выделить еще ряд других аудиторий, которые пользуются услугами стилиста. Домохозяйки, жены алигархов, мамы с детьми, любительницы клубного отдыха. Под каждую аудиторию важно давать релевантное предложение и выстраивать свою коммуникационную стратегию.

  • Разработать систему геймификации для стимулирования сарафанки

Это могут быть баллы за действия (просмотр контента, рекомендация другу), реферальная система с партнерскими отчислениями, игра по мотивам шопинга в Милане и другие решения.

Основные итоги исследования вы найдете в презентации

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Кирилл Вечкасов - Маркетолог
- Девушки, которые ходят на работу и хотят выглядеть по дресс-коду стильно, ухоженно. Мотив - продвижение по карьерной лестнице.

А можно я как мужчина, тоже просто буду одеваться по дресс-коду и меня за это повышать будут? Одел пиджак +1 к должности, одел галстук +1 к должности. По итогу оделся как директор, стал директором... 

Ответить
Развернуть ветку
Влад Фемистоклов
Автор

"По итогу оделся как директор, стал директором..."

Помимо дресс-кода есть еще много других моментов, которые выходят за пределы кастдева. Начиная с эффективности, заканчивая софт и хард скилами.

Здесь я говорю о конечном мотиваторе, на чем стоит фокус внимания. 

Ответить
Развернуть ветку
wnskdboy

Не понятно, какой у статьи посыл? Нужна преамбула, для чего читать столько текста.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Фемистоклов
Автор

Спасибо за обратную сязь. 
Каждый сам выбиарет, зачем ситать данную статью.
Вас что могло бы заинтересовать в ней? Почему решили открыть ее? 

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Tuleninov

Во всех подобных стартапах есть одна проблема, а было таких очень не мало стартапчиков, - очень дорого привлекать пользователей. Инвестор не готов столько бабла заливать, когда потом другие чуваки с более мощным инвестором перезальют бабла на свой сервис. 

Ответить
Развернуть ветку
Влад Фемистоклов
Автор

Да, клиент может выходить дорогим в подобной тематике и при выходе на масштабирование нужны определенные бюджеты. 
А какие были подобные стартапы? 

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Tuleninov

автоматизации работы стилистов? посмотрите в гугл. много должно быть.

Ответить
Развернуть ветку
Ox Klichnikova

а в чем вы видите масштабирование? И вопрос про маркетинг, кроме Инст вы куда заходили? Столько копьев сломано об приложения для стилистов, хочется понять, какие выводы вы их кастдева после mvp сделали. 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда