Продукт или услуга: чего ждёт потребитель после кризиса

За последние несколько лет вокруг стало слишком много «сервисов» совершенно разной направленности — компании трансформируют бизнес-процессы и абсолютно по-другому продают свои продукты. Мы подготовили для вас статью о том, какие тренды на рынке послужили тому причиной и как определить, пора ли вам меняться.

В первую очередь, предлагаем разобраться, что происходит с потребительскими предпочтениями сейчас, как и по какой причине они меняются, почему это важно для игроков всех рынков, включая B2B, и что с этим нам всем делать.

Что мы обнаружили

Несколько лет назад, после общения с нашими коллегами из американских брендинговых агентств, мы четко выделили для себя некоторые глобальные взаимосвязанные тенденции на потребительском рынке и написали на эту тему серию статей. Вот одна из них.

Самая очевидная из общемировых тенденций потребительского рынка звучит так:

Товары становятся услугами

Компании трансформируют свои бизнес-процессы и превращаются из производителей товаров в поставщиков услуг. Это общемировой тренд, который объясняет, как и почему изменился мир. Но обо всем по порядку.

С чем это связано и почему так происходит

Движение от рынка товаров к рынку услуг, по сути, является продолжением масштабной смены подхода к продажам, которую некоторое время назад пережил маркетинг:

«Продавай не дрель, а дыру в стене»

Это знакомое многим специалистам высказывание Котлера значит, что продавать необходимо не достоинства и функции продукта:

«Смотрите, какая хорошая дрель, такая дрель нужна самому!»

— а проблему, которую можно решить с его помощью, и ожидаемый результат. Такой подход стал «революцией» в маркетинге: производители научились видеть в своем товаре не набор характеристик, а ценность, способную удовлетворить потребителя.

Эта концепция изначально относилась по большей части к коммуникации с клиентом и стратегии продаж, но современное понимание потребностей покупателя изменило это утверждение: акцент сместился с результата на опыт, получаемый потребителем при использовании продукта, и ценность этого опыта. Новый принцип можно сформулировать так:

Здесь тенденция перехода от рынка товаров к рынку услуг становится очевидной: компании совершенствуют свои бизнес-процессы, чтобы выстроить наиболее привлекательное для потребителя предложение, которое должно быть ориентировано на получение некой итоговой value (ценности, результата) и формирование позитивного customer experience (потребительского опыта).

Тенденция перехода от товара к услуге, с нашей точки зрения, связана с возросшей рыночной конкуренцией, которая вынуждает компании искать новые способы удовлетворения потребностей своих покупателей, создавать новые ниши. Об этом мы рассказывали на отчётных встречах по результатам поездки в американские агентства. Презентацию можно скачать здесь.

Разберём примеры: как это работает

Рынок развлечений

Ориентация на предоставление услуги выражается в растущей популярности формата «подписки» на фильмы, музыку, игры и т.д.

Если раньше потребителю приходилось каждый раз выбирать и покупать фильм, долго искать, где скачать музыку, то сейчас медиасервисы создают комплексное предложение по удовлетворению потребности, вовлекая потребителя в свой продукт.

Хороший пример — это «Кинопоиск», который из энциклопедии фильмов вырос в мультимедийную платформу с покупкой билетов в кино и онлайн-просмотром фильмов.

Еще один пример — бренды телефонных операторов (MTS, Beeline). Теперь они не только предоставляют услуги мобильной связи, интернета и телевидения, но также поддерживают собственные мультимедийные платформы и даже банки — всё для оказания конечному потребителю комплексного, а значит простого и удобного сервиса. Для компании, в свою очередь, создание комплексных систем — это способ сформировать у потребителя устойчивую лояльность ко всем предоставляемым услугам, а значит увеличить его вовлечённость в бренд.

Рынок табачной продукции

IQOS — яркий образец перехода от рынка товаров к рынку услуг. Если раньше все табачные изделия реализовывались исключительно как товары (сигареты, вейпы и прочее), то IQOS превратил это в масштабный сервис с собственной персонализированной программой лояльности, регулярной коммуникацией клиента с брендом, консультантами в мобильных точках продаж, широким набором девайсов и гаджетов, возможностью их кастомизации — всё это формирует совершенно другой подход к курению, чем традиционная розничная продажа сигарет или вейпов. В итоге IQOS удалось сформировать вокруг продукта целую культуру, воплотив в процессе предоставления услуг новый подход к формированию лояльности на, казалось бы, консервативном рынке.

Рынок бытовых услуг

Развитие логистических систем, повышение мобильности в городе и стране, конкурентная борьба за потребителя привела к трансформации бизнес-процессов в сторону доставки во многих рутинных бытовых сферах услуг — от еды и продуктов до химчистки и одежды: теперь все можно заказать домой или в офис, что и стало современной нормой.

IT-рынок

После реализации проекта для одной из крупнейших российских IT-компаний, мы ещё раз убедились, что тенденция перехода от рынка товаров к рынку услуг распространяется и на B2B-сегмент, так как другим глобальным трендом стало сближение потребительского и корпоративного рынков. Кейс можно посмотреть тут.

Раньше в IT-индустрии существовало жёсткое деление на производителей «железа», разработчиков софта и интеграторов, которые настраивали или комбинировали товары других игроков рынка и в собранном виде предлагали их конечным клиентам. Конечно, были и крупные корпорации, объединяющие разные технологии, но подавляющее число производителей выпускали отдельные продукты, выполняющие конкретные функции, и не всегда имели возможности по их установке, настройке и интеграции в регионах присутствия.

Сейчас из-за общего смещения фокуса с товара на услугу и сближения потребительского рынка с корпоративным ситуация на IT-рынке кардинально изменилась, а из-за активного развития IT-рынка все перечисленные тенденции стали особенно очевидными.

IT-компании отходят от концепции продажи отдельных продуктов и расширяют бизнес-процессы в сторону оказания более комплексной услуги, которая объединяет разработку, интеграцию, поддержку и даже полноценный бизнес-консалтинг.

Причём повестка IT-компаний также сильно изменилась: если раньше это была реализация узкопрофильных товаров («железо» или софт), то сейчас лозунг продаж звучит как трансформация вашего бизнеса.

Современные IT-компании выстраивают целые экосистемы вокруг своего бизнеса. Например, открывая образовательные центры и работая напрямую с институтами, IT-гиганты воспитывают специалистов, которые готовы работать с программным обеспечением этого производителя на стороне пользователя, а значит для IT-бизнеса открывается больше возможностей для роста и увеличения клиентской базы. Другой пример: IT-компании взаимодействуют с научными институтами или создают внутренние научные центры для развития передовых технологий и новых разработок, которые позволят им в будущем развивать свои продукты, сохраняя конкурентное преимущество.

Какие выводы и что делать

  • Рынок товаров переходит в рынок услуг — создаются сервисные модели — это глобальная тенденция, которая будет набирать обороты. Мы видим это не только на потребительском рынке, но и на корпоративном.
  • Конкуренция компаний давно вышла за пределы товара, поскольку производство становится всё более унифицированным, и продукт легко повторить. Сейчас необходимо сфокусироваться на потребительском опыте клиента и выстроить правильную сервисную модель, ориентированную на ценности покупателя и отвечающую его реальным запросам.
  • Для анализа бизнес-процессов и соотнесения их с потребностями аудитории отлично подходит инструмент CJM, который позволяет проследить путь потребителя от возникновения потребности до процесса покупки и использования с уточнением всех драйверов и барьеров.

5 вопросов, чтобы понять, стоит ли менять бизнес-процессы

  • Вы понимаете, кому вы продаёте? Кто является вашим потребителем? Какие группы вы можете выделить, чем они отличаются?
  • Вы понимаете потребности своих клиентов? Что их реально беспокоит, какой у них мотив покупки, что их подталкивает к ней или тормозит? Насколько хорошо вы можете описать весь путь потребителя?
  • Вы знаете, как изменился ваш рынок за последние 10 лет? Что делают ваши конкуренты? Как они изменились?
  • Вы понимаете свою модель продаж? Что вы продаёте — дрель, дыру, гармонию в доме?
  • Какие дополнительные «задачи» потребителей вы можете взять на себя? Как вы можете расширить бизнес-процессы, улучшить сервисную модель?
0
30 комментариев
Написать комментарий...
Designer Startup

Надеюсь, статью удалят за рекламу курева. Не надо куряжные джинсы развешивать.

@admin запрещеночка.

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Не знаю как правильно к вам обратиться, но, надеюсь, вы у себя в голове разделяете прямую рекламу и обсуждение глобальных трендов на различных примерах)

Ответить
Развернуть ветку
Designer Startup

И для этого надо обязательно курево приплести в позитивном ключе? А чего не другую наркоту тогда??? Соли, спайсы??? Люди оставляют здоровье, когда на это подсаживаются, зачем это днище обсуждать в позитивном ключе???? Вы сами курите? Вам нравится вонизм? Нравятся везде горы окурков? А мне нет. 

Это самая настоящая реклама куряжек, специально вставленная в середину. Если вы это мгновенно не поняли, тренируйтесь, научитесь.

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Уважаемый аноним, я тоже негативно отношусь к курению, но это не мешает мне без эмоций оценивать их подход в разработке продуктов с точки зрения маркетинга и брендинга. Понимаю, что теорию заговора можно найти везде, но уверяю вас, вы ищите не нам где нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Designer Startup

Это джинса. Я совершенно спокойно отношусь к рекламе микрофирм, стартапов и т. п. Но Филип Морис не стартап, чтобы пиариться нашару.

И если бы вы негативно относились к курению, в их защиту у вас не нашлось бы ни слова, как у меня. Я не собираюсь это днище никак вообще оправдывать. 

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

От вас этого и не требуется. Спасибо за ваше мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Designer Startup

Пожалуйста, обращайтесь. Я знаю, что общаться с умным человеком всегда приятно, потому открыта для консультаций.

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Мы с коллегами обязательно соберем все вопросы, которые у нас накопились на время профессиональной деятельности и обратимся к вам. Надеюсь, мы сможем финансово "потянуть" ваши консультации.

Ответить
Развернуть ветку
Designer Startup

Конечно, потянете, раз заказчик те куреватые устройства, то я-то бюджетнее. Даже 5мм в стопке купюр меня устроят.

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Значит мы точно договоримся. Ждите звонка из Вашингтона.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Пашков

Вы не правы , это очень хорошо что рекламируются сигаретки . Люди умирают , население уменьшается , озоновый дыры сокращаются . Одни плюсы.

Ответить
Развернуть ветку
Designer Startup

А что если наоброт? Вдруг выдившие куряжки дадут сверхустройчивое потомство? Которое продолжит загрязнять планету ещё больше, так как само будет и курить и пить ртуть стаканами?)) По аналогии с резистивностью бакстерий к антибиотикам. К тому же, говоря про настоящее, которое всех нас волнует больше, чем будущее, надо понимать, что куряжки будут требовать огромных госденег денег себе на лечение.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kudasov

Ждём эпоху супераппов, когда в одном месте будет собрано вообще всё) 

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Я думаю, что такими темпами это время не за горами.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Это исключено. Если есть пруфы – велкам)

Ответить
Развернуть ветку
Designer Startup

Так это вы что ли автор? Если так, значит, 100% джинса или удоли врезку про курево.

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Вы все-таки нас раскрыли) Да, это статья часть плана Даллеса.

Ответить
Развернуть ветку
Designer Startup

Хорошая попытка перевести в шутку, но в данном случае не прокатит, потому что это так и есть. Постарайтесь зарабатывать деньги на чём-то менее грязном, чем курение. Да, выгодно, но некоторые моральные устои тоже надо иметь)) 

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Мы умеем только пропагандировать курение, "зашивая" рекламу в статьи про маркетинг и брендинг. Сорри.

Ответить
Развернуть ветку
Designer Startup

Тогда вдвойне печально, что нашару порекламировали их, попутно добавив SEO фактор для Гугла-Яндекса для этого днища. Чтобы еще больше молодых дурачков были уверены в безопасности курения, видя упоминания боенда в авторитетных изданиях.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Пашков

Так это они ещё поднялись . До этого они рекламировали партии, пылесосы Кирби , и билеты на поле чудес 

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Миша знает о чем говорит)))

Ответить
Развернуть ветку
Designer Startup

Ггг)) Не гуглила, но верю.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Мы всегда рады полезным и профессиональным комментариям. Если вы сможете такой написать, то я с вами, с удовольствием, подискутирую и, если вы будете правы и приведете аргументы, даже соглашусь.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Денис, у меня в этом контексте только одно желание – общаться с умными людьми на интересующие меня темы, слышать конструктивную критику и совершенствоваться. Если вы этого дать не можете, это была бы просто трата времени.  И, конечно, отдельное спасибо за рекламу ваших статей в комментах к другим материалам.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Michel Lelikov

Если одни не имеют – ничего страшного. Есть другие)

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда