{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Кручу-верчу, или как четыре года доить собственника бизнеса

История начинается со звонка друга с просьбой помочь провести аудит всех активностей по рекламным кампаниям в одной компании. Бизнес четыре года существует и никак не может выбраться из минуса.

Месячный рекламный бюджет 2 млн рублей выделялся на интернет-маркетинг, что-то делается, клиенты приходят. Но чтобы выйти в ноль, постоянно не хватает в среднем 1 млн рублей.

Познакомились с собственником, адекватный мужик в возрасте, помимо этого убыточного бизнеса, есть другой, где он как рыба в воде, и он ему приносит 80% дохода, позволяющего тянуть убыточный бизнес.

Получив все доступы (телефония, коллтрекинг и от всех рекламных площадок), принялись анализировать эффективность рекламных площадок, запросили у действующего маркетолога финансовые отчеты по поступлению денег ему на счёт (маркетолог работал как ИП)

С собственником бизнеса у него были доверительные отношения, он ему перечислял деньги по его просьбе без лишних вопросов, надо так надо, отчётности строгой по потраченным деньгам не было.

Ежемесячно маркетолог присылал файлы с расписанными затратами, что куда ушло и что себе за работу он забирает с этих денег 150 тысяч рублей и 8% уходит на налоги (6% УСН + 1% ПФР + 1% снятие с карты). Итого с 2 млн — 1,69 млн чистыми должно было распределяться по рекламным площадкам.

Магия чисел

Присланные отчёты не бились с расходами в рекламных кабинетах («Директ» — 400 тысяч рублей, Adwords — 600 тысяч рублей), в отчетах цифры подгонялись и были на 150–200 тысяч рублей больше.

В процессе выяснилось, что маркетолог на себя завернул всё:

  • SEO — 110 тысяч рублей в месяц.
  • SMM — 50 тысяч рублей в месяц.
  • Поддержка сайта — 30 тысяч рублей в месяц.
  • Работа с подрядчиком оплата за приведённого клиента (забегу вперёд, мы сюда вернёмся) 250–300 тысяч рублей в месяц.
  • «Яндекс.Карты», Zoon, 2GIS.

После запроса информации о телефонии нам прислали список номеров, их было около 20 штук, все в разнобой с разных ВАТС, («Билайн», «Манго», Comagic)

Коллтрекинг не настроен, на вопрос почему маркетолог дал ответ — он не работает. Мы понимаем, что оценить максимально точно эффективность источников не получится, на протяжении месяца сводили, отслушали более 7000 звонков, взятых за полгода.

Картинка стала вырисовываться, но нас мучал пункт «работа с подрядчиком по привлечению трафика»: отчёт по нему был просто список с номерам телефонов (маркетолог нас пытался убедить, что ребята, с кем он работает, создали тёмную SEO-сеть и оттуда идёт трафик, как они получают телефонные номера, он сам не знает)

Было понимание, что деньги расходуются неэффективно, что маркетолог замешан в темной истории, но наговаривать на него не хотелось без явных каких то доказательств.

Тёмная SEO-сеть, или как продавать свой же трафик собственнику бизнеса

Телефония была организована из сборной солянки, на «Манго» был куплен брендовый номер и на всех ВАТС номера, участвующие в рекламных кампаниях, переадресовывали звонок на брендовый номер. После месяца работы остался один вопрос: что за тёмная SEO-сеть. Как звонки из этой сети приземляются на «Манго»?

Запросили список предыдущего месяца, обнаружили закономерность, что звонки поступают только на брендовый номер, совершили обзвон всех клиентов под предлогом контроля качества обслуживания, особо результата обзвон не давал, так как все называли источник, что нашли в интернете.

Но нам улыбнулась удача, один из клиентов оказался сотрудником компании, а второй назвал источник — «Яндекс.Карты». Бинго! Полезли в историю изменений и обнаружили похожий номер, отличающийся только на одну цифру. Изменён как раз перед нашим аудитом.

Итак, что же это было.

Был куплен второй кабинет в «Манго», там куплен на одну цифру отличающийся номер, и этот номер был установлен на «Яндекс.Картах» и Google Maps, дальше оттуда сыпался трафик. Имея доступ к CRM, маркетолог отфильтровывал повторных, а всех остальных предоставлял как новых клиентов с чёрной SEO-сети.

Работы на себя он взвалил много, соответственно, контекст настроил хорошо, а вот SEO, и поддержку сайта, и SMM всё в одно лицо освоить не мог, привлекал за небольшие деньги фрилансеров, ну и результат был сопоставимый с оплатой.

Урон компании:

  • SEO — 110 тысяч рублей.
  • SMM — 50 тысяч рублей.
  • Поддержка сайта — 30 тысяч рублей.
  • Черная SEO сеть — 250 тысяч рублей.

Итого 440 тысяч х 12 х 4 = 21 120 000 рублей за 4 года работы.

Если вдаваться в подробности: везде по чуть-чуть работа работалась, а с SEO за четыре года SSL-сертификат не куплен даже.

Выводы

Отсутствие контроля — путь в бездну. Один маркетолог в поле не воин. Прошаренный маркетолог — проблемы бизнесу.

0
84 комментария
Написать комментарий...
Alex Chernyshev

"Месячный рекламный бюджет - 2 млн. выделялся на интернет маркетинг, что то делается, клиенты приходят"
т.е работа шла

"запросили у действующего маркетолога финансовые отчеты по поступлению денег ему на счёт (маркетолог работал как ИП)"
т.е отношения уже b2b - между компаниями, при этом вам пошли на встречу и выдали фактически коммерческую тайну (финансовые отчеты по поступлению денег)

"что за тёмная SEO сеть?"
ну например та, что может навредить репутации компании

"Был куплен второй кабинет в манго, там куплен на одну цифру отличающийся номер, и этот номер был установлен на яндекс и гугл картах, дальше оттуда сыпался трафик"
т.е работа шла, причем без риска ущерба репутации для компании

"Урон компании"
Ну я конечно рядом не стоял и свечку не держал - но все написанное очень похоже на пост-обоснование смены подрядчика, особенно финальный аккорд:
"Если вдаваться в подробности, везде по чучуть, работа работалась, а с SEO за 4 года SSL сертификат не куплен даже....."

 полагаю 'адекватный мужик в возрасте' - собственник скоро будет платить не 2 млн в месяц а все 20 - солидный бюджет для солидных господ :)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gerashchenko
Автор

Подрядчик сменился, но это не мы) набрали в штат людей на соотвественные должности.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Если бы я был тем маркетологом - вы бы получили исковое заявление в суд по поводу защиты деловой репутации. Еще полагаю вашему 'другу' собственнику тоже не очень понравится если его в публичном пространстве характеризуют как 'того кого доят', как думаете?

Ну и цифры опять же: вы точно уверены что весь интернет должен знать сколько в компании составляет рекламный бюджет ( до рубля ),  особенности разбивки трат по работам подрядчика и тд?  Нет ли тут нарушения коммерческой тайны?

Вообщем по-сути вы своей статьей поставили под сомнение профессиональные и деловые компетенции предпринимателя, без прямых доказательств. Плюс сами же нанесли вполне конкретный репутационный ущерб компании вашего друга.

Все понимаю, хотели как лучше, вполне может быть что маркетолог был реальным злодеем, но голову все же постарайтесь включать на будущее.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gerashchenko
Автор

Я бы не согласился с Вами, в статье нет не имён, не названия компании, обезличенная информация.
По Вашей логике любой детектив можно прировнять к разглашению коммерческой тайны и разглашения следственных действий.
Я лишь поделился кейсом, какая возможна схема обмана.
У нас в стране много любителей отмолчаться, я не я мая хата с краю, я бабки получаю, сижу хорошо не буду высовываться, все же мутные темки мутят, а я чем хуже?
Отсюда рука руку моет, а когда вскрывается и берут за жопу - я бы ВАС ЗА СУДИЛ....... 

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

И то и другое ( компанию и имена ) вполне легко и просто найти, суду важно что вы по работе имели подтвержденное отношение - тот же договор, показания свидетелей на работе и тд. Т.е сам посыл что такое обезличивание спасет  - не верен.
Про все остальное: еще раз, меня там не было, судить кого-то заочно не считаю разумным.   

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда