Кручу-верчу, или как четыре года доить собственника бизнеса

История начинается со звонка друга с просьбой помочь провести аудит всех активностей по рекламным кампаниям в одной компании. Бизнес четыре года существует и никак не может выбраться из минуса.

Месячный рекламный бюджет 2 млн рублей выделялся на интернет-маркетинг, что-то делается, клиенты приходят. Но чтобы выйти в ноль, постоянно не хватает в среднем 1 млн рублей.

Познакомились с собственником, адекватный мужик в возрасте, помимо этого убыточного бизнеса, есть другой, где он как рыба в воде, и он ему приносит 80% дохода, позволяющего тянуть убыточный бизнес.

Получив все доступы (телефония, коллтрекинг и от всех рекламных площадок), принялись анализировать эффективность рекламных площадок, запросили у действующего маркетолога финансовые отчеты по поступлению денег ему на счёт (маркетолог работал как ИП)

С собственником бизнеса у него были доверительные отношения, он ему перечислял деньги по его просьбе без лишних вопросов, надо так надо, отчётности строгой по потраченным деньгам не было.

Ежемесячно маркетолог присылал файлы с расписанными затратами, что куда ушло и что себе за работу он забирает с этих денег 150 тысяч рублей и 8% уходит на налоги (6% УСН + 1% ПФР + 1% снятие с карты). Итого с 2 млн — 1,69 млн чистыми должно было распределяться по рекламным площадкам.

Магия чисел

Присланные отчёты не бились с расходами в рекламных кабинетах («Директ» — 400 тысяч рублей, Adwords — 600 тысяч рублей), в отчетах цифры подгонялись и были на 150–200 тысяч рублей больше.

В процессе выяснилось, что маркетолог на себя завернул всё:

  • SEO — 110 тысяч рублей в месяц.
  • SMM — 50 тысяч рублей в месяц.
  • Поддержка сайта — 30 тысяч рублей в месяц.
  • Работа с подрядчиком оплата за приведённого клиента (забегу вперёд, мы сюда вернёмся) 250–300 тысяч рублей в месяц.
  • «Яндекс.Карты», Zoon, 2GIS.

После запроса информации о телефонии нам прислали список номеров, их было около 20 штук, все в разнобой с разных ВАТС, («Билайн», «Манго», Comagic)

Коллтрекинг не настроен, на вопрос почему маркетолог дал ответ — он не работает. Мы понимаем, что оценить максимально точно эффективность источников не получится, на протяжении месяца сводили, отслушали более 7000 звонков, взятых за полгода.

Картинка стала вырисовываться, но нас мучал пункт «работа с подрядчиком по привлечению трафика»: отчёт по нему был просто список с номерам телефонов (маркетолог нас пытался убедить, что ребята, с кем он работает, создали тёмную SEO-сеть и оттуда идёт трафик, как они получают телефонные номера, он сам не знает)

Было понимание, что деньги расходуются неэффективно, что маркетолог замешан в темной истории, но наговаривать на него не хотелось без явных каких то доказательств.

Тёмная SEO-сеть, или как продавать свой же трафик собственнику бизнеса

Телефония была организована из сборной солянки, на «Манго» был куплен брендовый номер и на всех ВАТС номера, участвующие в рекламных кампаниях, переадресовывали звонок на брендовый номер. После месяца работы остался один вопрос: что за тёмная SEO-сеть. Как звонки из этой сети приземляются на «Манго»?

Запросили список предыдущего месяца, обнаружили закономерность, что звонки поступают только на брендовый номер, совершили обзвон всех клиентов под предлогом контроля качества обслуживания, особо результата обзвон не давал, так как все называли источник, что нашли в интернете.

Но нам улыбнулась удача, один из клиентов оказался сотрудником компании, а второй назвал источник — «Яндекс.Карты». Бинго! Полезли в историю изменений и обнаружили похожий номер, отличающийся только на одну цифру. Изменён как раз перед нашим аудитом.

Итак, что же это было.

Был куплен второй кабинет в «Манго», там куплен на одну цифру отличающийся номер, и этот номер был установлен на «Яндекс.Картах» и Google Maps, дальше оттуда сыпался трафик. Имея доступ к CRM, маркетолог отфильтровывал повторных, а всех остальных предоставлял как новых клиентов с чёрной SEO-сети.

Работы на себя он взвалил много, соответственно, контекст настроил хорошо, а вот SEO, и поддержку сайта, и SMM всё в одно лицо освоить не мог, привлекал за небольшие деньги фрилансеров, ну и результат был сопоставимый с оплатой.

Урон компании:

  • SEO — 110 тысяч рублей.
  • SMM — 50 тысяч рублей.
  • Поддержка сайта — 30 тысяч рублей.
  • Черная SEO сеть — 250 тысяч рублей.

Итого 440 тысяч х 12 х 4 = 21 120 000 рублей за 4 года работы.

Если вдаваться в подробности: везде по чуть-чуть работа работалась, а с SEO за четыре года SSL-сертификат не куплен даже.

Выводы

Отсутствие контроля — путь в бездну. Один маркетолог в поле не воин. Прошаренный маркетолог — проблемы бизнесу.

0
84 комментария
Написать комментарий...
Mikhail Bobko

Есть и другой (дополнительный, не основной) вывод: захотел сэкономить на взносах, оформил сотрудника как ИП - не удивляйся, что сотрудник тоже решит на тебе сэкономить, он же ИП и генерирует себе прибавочную стоимость, все по Марксу.

А поставил бы зп не 150 тыс, а 250 тыс и оформил бы как положено - глядишь, хитрован и не стал бы схемы мутить, а работал бы на совесть 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Gutorov

рассуждение из серии "если бы у чиновников были зарплаты нормальные, они бы не воровали".

без контроля — все херня.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Григорий Крутеев

Собственно каждый волен сам решать как устраиваться. И как распоряжаться выделяющимися на сотрудника деньгами. А судя по истории этот персонаж сам был рад устроиться в качестве ИП и возможно не только этого богатенького Буратино доил, а еще и других.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сергей Раков

Вряд ли маркетолог был не в штате из соображений экономии. На взносы по его ип уходило 160к рублей при зарплате 150 тысяч, эти цифры есть в тексте и это больше зарплатных налогов. 

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Юрий Б.

Тяжело читать текст с недостачей запятых и без вычитки. История крутая, вы молодец. Что стало с этим маркетологом потом? Два года давать деньги немалые на реклама в интернете - а что за бизнес?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gerashchenko
Автор

Маркетолог покинул компанию с большим скандалом, где он сейчас не известно....

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Oleg Oleg

Наверное маркетолога отправили на дно мексиканского залива:)
Ну если честно таких историй вагон и маленькая тележка.
Лично знаком с владельцем бизнеса рекламный директор которого продолжал покупать ссылки уже тогда когда Яндекс в Минусинск всех отправлял.
Дело кончилось завершением бизнеса. Достаточно крупного

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Alex Chernyshev

"Месячный рекламный бюджет - 2 млн. выделялся на интернет маркетинг, что то делается, клиенты приходят"
т.е работа шла

"запросили у действующего маркетолога финансовые отчеты по поступлению денег ему на счёт (маркетолог работал как ИП)"
т.е отношения уже b2b - между компаниями, при этом вам пошли на встречу и выдали фактически коммерческую тайну (финансовые отчеты по поступлению денег)

"что за тёмная SEO сеть?"
ну например та, что может навредить репутации компании

"Был куплен второй кабинет в манго, там куплен на одну цифру отличающийся номер, и этот номер был установлен на яндекс и гугл картах, дальше оттуда сыпался трафик"
т.е работа шла, причем без риска ущерба репутации для компании

"Урон компании"
Ну я конечно рядом не стоял и свечку не держал - но все написанное очень похоже на пост-обоснование смены подрядчика, особенно финальный аккорд:
"Если вдаваться в подробности, везде по чучуть, работа работалась, а с SEO за 4 года SSL сертификат не куплен даже....."

 полагаю 'адекватный мужик в возрасте' - собственник скоро будет платить не 2 млн в месяц а все 20 - солидный бюджет для солидных господ :)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gerashchenko
Автор

Подрядчик сменился, но это не мы) набрали в штат людей на соотвественные должности.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Сергей Пурюшин
по чучуть

Мои глаза...

Ответить
Развернуть ветку
Anna Bena

Отдельный жанр в диджитале - ругать предшественников - маркетологов, разработчиков, менеджмент.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gerashchenko
Автор

Этот жанр везде, особенно когда делаешь аудит, сколько людей столько и векторов развития. 

Ответить
Развернуть ветку
Карл

это не только в диджитале. Редко где можно услышать похвалу в адрес предшественника.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Иннокентий Фефилов

Есть ещё тактика - насолить перед уходом. Например не отдать метрику.
От нас клиенты уходили, мы всегда все доступы даем, консультируем как лучше работать. Потом возвращаются.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Serge Tikhonenko

Сантехники, строители, ремонтники итд

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Есть одно важное отличие, он умел обманывать, а вы нет. У любого агентства таких кейсов тонна, про обман.

Ответить
Развернуть ветку
Карл

неплохо... 440+150з/п =590 в месяц чел поднимал на ровном месте. 

Ответить
Развернуть ветку
К М

Ну почему на ровном? Работа делалась

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Sergey Korobeynikoff

Ребят, ну выдохните. Написано взахлёб. Перепишите эту историю чуть медленнее. Я понимаю, захватывающая, но и о нас подумайте.

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

Ага, можно расширить статью до серьёзного рассказа, а потом и до книги "как заработать в эпоху интернет рекламы..темные воды seo."

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gerashchenko
Автор

Сорян, писал в ночи, под винишко

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ларин

Могу позавидовать людям у которых такие продажи что можно так не считать расходы на рекламу)))

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Амелин

Автор, исправьте, пожалуйста, ошибку в подзаголовке "Магия числе"

Ответить
Развернуть ветку
Roman Sergeevich

не надо
прикольно смотрится)

Ответить
Развернуть ветку
semen matrasov

Это продающий заголовок

Ответить
Развернуть ветку
Serge Tikhonenko

Я так понял, что в результате титанических усилий бизнеса и автора, бизнес  будет всего-лишь приносить 0, не -1 мил/месяц

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gerashchenko
Автор

В виду пандемии у меня прогноз, что свернётся лавочка.
Там в каждом подразделении есть свои проблемы.....
Ну и наша задача была провести независимый аудит

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Мельниковский

То есть чтобы отправить 1млн в месяц на контекст, эту сумму прогоняли через ИП и уменьшали на 8% налогов (на самом деле на 7%, так как выводить 1млн на карту и с нее оплачивать контекст - совсем верх идиотизма). Я не удивлен, что собственник 4 года не парился, если дарить государству 80 тыс в месяц для него в порядке вещей. Один вопрос бухгалтеру (даже самому неопытному) мог не только сэкономить почти 4 млн, но и получить возврат НДС с 48 млн. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gerashchenko
Автор

Там УСН - 15 у компании, работуют без НДС

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Кудин

«Он был уволен, со скандалом»
🤣🤣🤣🤣😂😂😂😂

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gerashchenko
Автор

Без должного контроля мысль верная

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Дмитрий Лукьяненко

Помог другу по братски. Дружба видимо после этой истории кончилась?)

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря

Ну раз отдавал бабки все эти годы, значит все устраивало? А сравнить что предложат другие за такую же сумму не судьба?

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

Обычно все это происходит от жадного хози, который думает что один человек со всем справится

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Смольный

Если там такой бардак, то и акты с ип наверно не подписаны, так что...

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly

Суровая Стори бро

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Багрецов

Знакомая ситуация. Познакомился с человеком по необычному бизнесу, ну и дела с партнерами пошли плохо, разошлись они. А поскольку владелец производства решил восстановить каналы продаж - начал искать тех, кто это сделает.

Нашел 1, 2, затем третьего маркетолога/директолога, постепенно узнал, что там идет "обман") То есть в неделю скидывает 15-25 т.р. на рекламный бюджет, а к делу, когда стал поджимать кризис и сказалось на заказах, попросил отчеты или сам зашел в кабинет, куда вообще никогда не заходил и позвонил, за одно, в поддержку Яндекса, чтобы помогли разобраться (конкретно по деньгам, где это посмотреть).

Увидел, что из 15-25 т.р. в кабинет доходили только 7-8 т.р. в неделю.
Что его разводят, понял после 3 человека, так как до этого доступы не спрашивал у двух ранее.

Ну, и, теперь, он, конечно же, менее доверчив. Однако, сейчас, я показал ему всё подноготную, без заумных терминов, а обычным языком. Продажи раскачали, так как сезон и пошли другими каналами. Но не об этом речь, а об отношении к исполнилю.

Далее,
Эту тенденцию я очень сильно заметил, что РЕАЛЬНО есть такие люди и их много, кто не понимает за что платит.

У меня появляется вопрос, какого фига?)

Хотя ответ приходит сам собой. Специалист своего дела - не продажник, не тратит кучу времени на само-упаковку, а не-специалист, но продажник - умеет это делать, так как это приносит оплаты. Вот так и живем. У кого язык длинный и совесть пережата - деньги лупит лопатой)

А кто занят сам, но немного не так себя оценивает или не снимает о себе какой либо контент в реал-тайм, например на ютуб, ищет клиентов по чатам и группам, отнимая и своё время.

PS:
"Прошаренный маркетолог — проблемы бизнесу", возможно.
Однако, если сам вырос из бизнеса в маркетолога, и бизнес был не один, то всё здорово, умеешь считать рентабельность, а не "классные" цифры.

Ответить
Развернуть ветку
Карл

сгубила жадность, мог нанять белорусов на фрилансе и все бы делали - комар носа не подточит, но на карман бы, конечно, уже чуть меньше пол-ляма в месяц оставалось

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

В процессе выяснилось, что маркетолог работал еще и как:

SEO — 110 тысяч рублей в месяц.
SMM — 50 тысяч рублей в месяц.
Поддержка сайта — 30 тысяч рублей в месяц.
Работа с подрядчиком оплата за приведённого клиента (забегу вперёд, мы сюда вернёмся) 250–300 тысяч рублей в месяц.
«Яндекс.Карты», Zoon, 2GIS.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

А чего не посадили товарища? 

Ответить
Развернуть ветку
К М

Собсно за что?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Конкретики не увидел...

Ответить
Развернуть ветку
Николай Ромицын

Если доверенный компаньон не заинтересован в получении прибыли, а сидит на подачках собственника , зачем менять ситуацию?!  

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда