Сервис-дизайн: что это за методология и почему ее полюбили в Apple, Netflix, Шоколаднице и X5

Сервис-дизайн — не просто история про клиентоориентированность. Это методология, которая помогает улучшить взаимодействие компании с людьми. То, что заставляет человека покупать новые айфоны, возвращаться в магазин, писать благодарные посты в соцсетях, стремиться устроиться работать в компанию.

Ирина Баранова, евангелист дизайн-мышления и сервис-дизайна в России и преподаватель курса «Сервис-дизайн» в «Акселераторе ФРИИ», рассказала, что такое сервис-дизайн, как он меняет нашу реальность и увеличивает прибыль компаний на примере кейса по ребрендингу «Шоколадницы».

В конце вас ждёт бонус — задачи, которые придётся решать бизнесу и сервис-дизайнерам после окончания пандемии коронавируса.

На фото — Ирина Баранова, евангелист дизайн-мышления и сервис-дизайна в России

Что такое сервис-дизайн

В русском языке «дизайн» ассоциируется с визуализацией: дизайн интерьера, дизайн сайта, дизайн одежды. Но у слова «design» есть и другой перевод: создание, проектирование. Сервис-дизайн — это не визуальная составляющая продукта, а построение сервиса, ориентированного на потребности клиента. Это набор способов и инструментов, помогающих найти неудовлетворённые потребности человека в опыте его взаимодействия с компанией.

Решения в сервис-дизайне влияют одновременно на три направления: бизнес-модели, процессы в компании и клиентский опыт

Сервис-дизайн делает опыт видимым — выявляет его и наглядно показывает. С этой новой для компании информацией можно работать и менять подход в любой части бизнеса. Например, в маркетинге, операциях, логистике, юридическом отделе, бухгалтерии или во всех департаментах вместе.

На выходе мы видим разные решения. Это может быть полное перестроение системы, ребрендинг, изменение стандартов сервиса, а может быть пул маленьких решений.

В магазинах «Пятёрочка» висят лупы, чтобы помочь покупателям читать этикетки. Такая забота может стать одним из факторов повышения лояльности клиентов. bryansktoday.ru

Кто и как применяет сервис-дизайн

В фокусе сервис-дизайна находятся люди со своими привычками и потребностями. Это могут быть клиенты компании, сотрудники или одновременно клиенты и сотрудники.

Поэтому сервис-дизайн или его элементы могут использовать любые специалисты, чья работа нацелена на взаимодействие с людьми. Например, маркетологи, продакт-менеджеры, HR, коммьюнити-менеджеры, руководители техподдержки.

В Европе и США сервис-дизайнер — отдельная профессия, но российские вузы пока не обучают этой специальности.

Сервис-дизайнер решает задачи бизнеса. Для этого он глубоко погружается в опыт сотрудников и клиентов, вникает во все мелочи процесса: проводит глубинные интервью, наблюдает за работой изнутри, «в полях». В сервис-дизайне есть инструменты, которые помогают собирать, обобщать и анализировать информацию. Например, портреты-описания основных действующих персонажей — «персон». Или прототипирование — пошаговое моделирование процесса взаимодействия «персоны» с реальностью.

Самый простой способ сделать прототипирование — использовать кубики LEGO. Из них можно построить что угодно.

Фото из блога университета Laurea University of Applied Science

Результаты исследований показывают, что хочет клиент, какие у него есть потребности и проблемы. Из исследований рождается концепция сервиса, а из концепции — гипотезы и решения.

Как лидеры рынка используют сервис-дизайн

Сервис-дизайн помогает улучшить бизнес-показатели компании любой направленности и размера. Самые известные приверженцы сервис-дизайна — такие гиганты как Apple, Airbnb, P&G, Samsung, PepsiCo, Netflix, IBM, SAP. В России это «Сбербанк», «Банк Хоум Кредит», «Шоколадница», X5 Retail Group, «Билайн», «М.Видео».

Такие компании, как IBM, SAP, Bain и Accenture, используют этот подход при реализации любых своих проектов. Сервис-дизайн в этих компаниях — базовая компетенция сотрудников.

С ними занимаются тренеры по дизайн-мышлению: например, в IBM — пять тысяч тренеров, а в SAP — десять тысяч.

Сервис-дизайн создан не только для корпораций. Его инструменты помогают любой компании или государственной структуре, в которой есть взаимодействие с людьми и людей друг с другом.

В Гагаринском районе Москвы открыли «флагманский» Многофункциональный центр. В нём учтено желание клиентов комфортно проводить время в ожидании приёма: можно перекусить, занять детей, посидеть на мягком диване

Компании часто обращаются к сервис-дизайнерам, когда видят ухудшение показателей ARR, LTV, CAC, CMGR или снижение активных пользователей и увеличение оттока клиентов. Тогда менеджеры приходят с конкретным запросом — выявить и решить проблему.

Второй повод обратиться к сервис-дизайнерам — внести в бизнес-процессы что-то новое. Например, компания решила перейти на удалëнную работу и хочет выстроить удобную систему с высокой продуктивностью сотрудников.

Третья причина — понимание, что дизайн-мышление помогает гибко реагировать на неожиданные изменения и смену трендов, что бы ни происходило снаружи и внутри компании.

Как компании зарабатывают больше с помощью сервис-дизайна

Сервис-дизайн меняет реальность для людей вокруг компании и внутри неё: клиенты удовлетворены, а сотрудники работают продуктивнее, снижается текучка кадров. Выявление истинных желаний и потребностей клиентов влияет на все аспекты бизнеса. Например, делает рекламу эффективнее — рекламный бюджет уменьшается, а конверсия увеличивается.

Эффект от сервис-дизайна видно в конкретных показателях:

  1. Повышается качество поддержки пользователей и их удовлетворенность (NPS, CSI, CES);
  2. Увеличивается конверсия в повторную покупку и LTV;
  3. Снижается стоимость привлечения новых клиентов и удержания старых.


Как «Шоколадница» сделала ребрендинг и увеличила средний чек

В 2017 году сеть кофеен «Шоколадница» столкнулась с проблемой: большая часть их клиентов — люди, которые знали про сеть с начала нулевых. Молодёжь 20–35 лет не ассоциировала себя с «Шоколадницей» и предпочитала другие кофейни. Сеть задумала провести полный ребрендинг. К работе было подключено креативное агентство SmartHeart и специалисты по сервис-дизайну INEX Partners. Им предстояло разобраться, почему молодые люди не идут в «Шоколадницу» и как это можно исправить.

Глубинный воркшоп с топ-менеджерами «Шоколадницы». Задача — выбрать финальную гипотезу позиционирования и основные сервисные решения в плоскости сервис-дизайна. Фото из статьи «Мы заново создали бренд “Шоколадница” и сервисную модель для кофейни»

Топ-менеджеры «Шоколадницы» вместе с дизайнерами и сервис-дизайнерами ездили в Париж, город-прародитель кофеен: они хотели понять, как должна выглядеть настоящая кофейня, перенять её дух и воплотить всё это в своей сети. После поездки сервис-дизайнеры провели опросы и наблюдения, изучили паттерны поведения клиентов, которых хотелось привлечь: кто эти люди, куда чаще ходят и зачем, что предпочитают делать в кофейнях.

Для CJM нет единого шаблона визуализации. Главное — отобразить путь и мысли клиента на всех этапах взаимодействия с компанией. Посмотрите полную версию по ссылке

Сервис-дизайнеры создали концепцию ребрендинга «Шоколадницы»: коллаж с наглядными предложениями по улучшению и разработали конкретные требования к пространству, внешнему виду и работе персонала. В результате в «Шоколаднице» изменились позиционирование, фирменный стиль и интерьер. Обновились посуда, одежда официантов, пространство внутри кофейни, меню, стиль коммуникации с клиентами. Заработало мобильное приложение для официантов.

Благодаря сервис-дизайнерам в «Шоколаднице» появились разные зоны: для тех, кто пришёл в одиночестве или в компании, работать или отдыхать, хочет уединиться или готов к общению. Фото из портфолио SmartHeart

В процессе исследования сервис-дизайнеры увидели, что вечером люди неохотно приходят в кофейню. Оказалось, что многие посетители выбирают другие заведения для ужина, потому что хотят почувствовать более интимную, расслабляющую атмосферу: выпить бокал вина, сидеть при приглушённом свете.

«Шоколадница», не дожидаясь ребрендинга, добавила в меню «Ужины» бокал вина на розлив. За две недели это решение окупило инвестиции в ребрендинг и показало хорошие результаты:

  1. Посещаемость по вечерам +20%;
  2. Средний чек +30%;
  3. Показатель like-for-like оборота +15%.

Какие задачи придётся решать бизнесу и сервис-дизайнерам после пандемии коронавируса

Пандемия коронавируса привнесла изменения в работу всех компаний в России. Следуя принципам дизайн-мышления, мы собрали несколько вероятных сценариев развития бизнеса, основанных на поведенческих паттернах людей.

  1. Людям понравится держать «социальную дистанцию».
  2. Бесконтактное взаимодействие с курьером станет нормой.
  3. Объём покупок через интернет продолжит расти.
  4. Доля удалённой работы станет больше.
  5. Продолжится развитие телемедицины и дистанционного образования.

Когда какой-то из этих сценариев сработает и закрепится, перед многими компаниями возникнут вопросы. Например:

  1. Как лучше перестроить пространство магазина и процесс оплаты, чтобы не скапливались очереди?
  2. Как сэкономить на офисе и выстроить работу сотрудников на удаленке наиболее эффективно?
  3. Как увеличить количество курьеров и при этом поддерживать сервис на высоком уровне?

Бизнес, который может быстро перестроиться в новых условиях, получает фору перед конкурентами.

Специальные столики для соблюдения социальной дистанции дают возможность посетителям пляжного бара перемещаться с напитками и безопасно общаться друг с другом. Бар в штате Мэриленд, США

Пять главных выводов о сервис-дизайне

  1. Сервис-дизайн — это про процессы и построение сервиса, а не про визуальное оформление. Эта методология основана на дизайн-мышлении — фокусировке на потребностях и проблемах человека.
  2. Сервис-дизайн улучшает взаимодействие бизнеса с людьми — клиентами и сотрудниками компании.
  3. Элементы сервис-дизайна пригодятся в работе всем специалистам, взаимодействующим с людьми: маркетологам, продакт-менеджерам, HR, руководителям техподдержки.
  4. Эффект от сервис-дизайна выражается в улучшении метрик и финансовых показателей. Например, NPS, CSI, CES, конверсии в повторную покупку и LTV.
  5. Сервис-дизайнера не могут заменить машины — он выявляет то, что не фиксируется стандартными данными. Возможно, это новая для России профессия, которую есть смысл освоить
0
6 комментариев
Написать комментарий...
Лада Хромых

Вроде ничего нового, обязанности "новой профессии сервис-дизайнера"  ничем не отличаются от UX-дизайнера (чем я занимаюсь) или UX researcher.

Ради интереса заглянула подробнее в CJM, у вас вместо CUSTOMER JOURNEY - COSTUMER))

Ответить
Развернуть ветку
IIDF
Автор

Лада, сегодня как раз провели вебинар, где рассказали про схожесть и различие UX/UI и сервис-дизайна. Ссылка на вебинар в приложении к комментарию.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kozitsky

Мы в Украине столкнулись как раз с тем, что сложно продавать «сервис-дизайн», поэтому переориентировались на словосочетания «проектирование услуг» или «оптимизация сервисов»

Ответить
Развернуть ветку
IIDF
Автор

Подобные фразы используем как раз у себя на лендинге курса. Чтобы было понятно, что это за зверь такой.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил М

Ну и зачем использовать слово дизайн в неправильном для русского языка значении? Да ещё и слово сервис без склонения. Это не какие-то новые слова, у них есть нормальный перевод. Настолько коучи обленились, что даже перевести не удосужились.

Ответить
Развернуть ветку
IIDF
Автор

Здравствуйте! Вот как раз на вебинаре и объяснили почему так. Ссылка в приложении.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда