{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как создать мерч ИТ-компании, который взорвёт Telegram-чаты и станет вирусным

После каждой IT-конференции я привозила полный пакет скучного и ненужного мерча: носки, блокноты, ручки с логотипами и чаще всего они отправлялись в мусорку (потому что я принципиально не коплю дома хлам).

Когда я пришла работать в хостинг и мне понадобилось самой придумывать мерч, я решила сломать систему и попробовать привезти кожаные плетки с логотипом компании.

Эффект был как у взорвавшейся бомбы: у нас оказался самый популярный стенд и нам пришлось ограничить выдачу по одной плетке в руки. Фотки завирусились в телеграм-чатах. После еще нескольких конференций с таким же успехом, я составила гайд, как создавать интересный мерч для компаний. В этой статье я расскажу об этих принципах, а также сколько стоит такой мерч, где искать идеи и как его заказывать, чтобы сэкономить сотни тысяч рублей.

Первый удачный опыт: кожаные плетки с логотипом

Небольшая ремарка:

Тогда моим клиентом была компания, готовая на любые провокации. Сейчас я перешла работать в более серьезный хостинг с крупными клиентами и, соответственно, делаю более серьезную рекламу. Тем не менее, на примере плеток я смогла вывести основные принципы создания корпоративного мерча и статья будет о них

Сания, автор статьи

Кожаные плетки были созданы для конференции Chaos Construction 2019. Тогда я придумала слоган "Когда разработчик сверху", имея в виду, что хостинг максимально управляемый и тонко-настраиваемый; под этой эгидой мы и раздавали кожаные плетки.

Плетки произвели фурор: к нам стояла очередь и наш стенд был один из самых популярных на конференции. Телеграм-чаты айтишников взорвались — мне постоянно падали репосты, где ребята делились фотографиями нашего мерча.

Те, кто входил на конференцию, замечали людей с плетками, торчащими в рюкзаках и начинали выяснять, где достать такую же.

Спикеры использовали плетки в качестве указок и радовались смеху аудитории. Плетка-мерч стала главным событием конференции.

Указки для спикеров — лучшая нативная реклама

Еще неделю после конференции нам прилетали сообщения из твиттера, что тимлид принес плетку в офис и гонял ею джунов.

Это был успех.

Как пришла идея привезти именно плетки

Я сразу осознанно отказалась от идеи "полезного" прикладного мерча, потому что все полезное среднестатистический программист может купить себе сам. Еще одна футболка не вызывает никаких эмоций и тем более желания сфотографировать ее в твиттер.

Я верю, что задача корпоративного мерча не в том, чтобы обеспечить бедного прогера носками; скорее привлечь внимание, вызвать улыбку и эмоции. В идеале такие, которые вызывают желание сфотографировать подарок и показать другу.

Нужно было гарантированно сломать шаблон, и я искала что-то максимально дерзкое, далекое от привычных футболок и календариков.

У меня была большая свобода действий, потому что организатором Chaos Constructions была моя подруга и она давала карт-бланш. И я сразу смотрела в сторону товаров, которые проходили по грани допустимого и полистав ассортименты секс-шопов, остановилась на плетках.

Плетки идеально подходили:

  • это было дерзко
  • это было забавно
  • это максимально рвало шаблон корпоративного мерча
  • несмотря на сексуальный подтекст, он прочно вошел в культуру как условно допустимый — увидев плетку на фотографии люди не испытывают неловкости, как с остальным ассортиментом секс-шопов
  • человек, который держит в руках плетку представляется как верхний, управляющий ситуацией — поэтому люди не стесняются взять ее в руки или сфотографироваться с ней, особенно мужчины

Но одной идеи мало — надо было понять, откуда нам взять плетки оптом, сколько это стоит и выйдет ли их забрендировать.

Тестирование идеи на жизнеспособность: стоимость закупки и брендирование

Сначала нужно было убедиться, что плетки не стоят, как самолет. Я поискала на алиэксперессе, оказалось все есть и довольно дешево. Для сравнения: качественная футболка с логотипом стоит около 500 рублей при небольшой партии в 300 штук.

Дешевле в два раза

Дальше надо было понять, сможем ли мы их забрендировать.

Я написала сразу в несколько компаний, которые занимаются нанесением логотипов. Некоторые отказывались сразу. В итоге компания, которая согласилась их забрендировать нашлась (они долго смеялись и попросили разрешения оставить себе одну). Я купила одну плетку в ближайшем секс-шопе и повезла к ним в офис, чтобы протестировать варианты нанесения.

Мой молодой человек поймал меня на выходе из дома: я очень стеснялась ехать с плеткой в метро, поэтому пришлось запаковать торчащую часть в пакет

В идеале было бы нанести яркую золотую краску, но оказалось, что резина, из которой сделана плетка, плавится и красиво не получится.

Первые пробы

Поэтому мы остановились на лазерной гравировке на ручке. Цена тоже устраивала — каждое нанесение обошлось нам всего в 20 рублей.

Результат

Как привозить мерч оптом из Китая дешевле, чем через Алиэкспресс

Я решила обратиться к компании-посреднику, которые возят товары оптом из Китая для небольших интернет-магазинов.

Они помогают найти продавцов на сайте detail.1688.com — это тот самый маркетплейс, на котором закупаются магазины Али.

Таких компаний-посредников много, я выбрала ребят с не слишком высокой комиссией в 10% и они нашли хорошего поставщика, который отгрузит нам партию плеток в 500 штук по 9,5 юаней — это примерно 95 рублей за штуку.

Вместе с брендирование и доставкой каждая плетка обошлась нам примерно в 140 рублей — намного дешевле, чем футболки и как оказалось, эффективнее.

Плетки тогда разлетелись как горячие пирожки, но не на каждую конференцию можно привезти такой мерч.

Когда надо быть серьезнее: кейс с шапками-акулами для HighLoad++

Когда пришла пора придумывать мерч для конференции HighLoad++, задача усложнилась: у конференций Бунина очень строгий Code of Conduct, любая реклама с сексуальным подтекстом там запрещена.

Надо было придумать что-то смешное, но не такое провокативное.

Я выписала список требований к мерчу:

  • что-то забавное, что хотелось бы получить себе
  • то, что люди с удовольствием сфотографируют
  • мерч должен был быть заметным: человек, получив его, должен был либо надеть это на себя, либо носить в руках, чтобы другие тоже захотели
  • это должно было быть дешево

Я задумалась, не производят ли в Китае смешные шапки, в которых интересно сфотографироваться и отправить маме, парню, жене и в рабочий чат.

Полчаса гугления и я нашла на алиэкспрессе несколько вариантов:

Пицца покорила мое сердце, но цена такой шапки была слишком высокой. Я снова связалась со своими китайскими посредниками и мы неделю искали варианты, которые подойдут по цене, минимальному заказу и нормального качества, не рассыплются еще до того, как программист успеет сделать в нем фото.

В итоге выбор остановился на шапках-акулах

Как брендировали эти шапки

Самый очевидный вариант — сделать вышивку с логотипом на самом видном месте. Он отпал по двум причинам:

  • это дорого
  • не хватало времени: нас попросили привезти шапки для вышивки сильно заранее, а китайский поставщик задержал заказ

Выходом было заказать шевроны с логотипом — такие нашивки, которые часто можно видеть на спецодежде и форме.

Полиция брендирования, чем можем помочь?

Их можно было сделать заранее, чтобы когда шапки приедут, просто приклеить шевроны сверху. Цена вопроса: 100 рублей за штуку.

Результат

Это снова был абсолютный хит — люди стояли за ней в очереди, приезжали на второй день конференции на 4 часа раньше, чтобы урвать. Были даже замечены случаи воровства друг у друга.

Мы взяли не самое дорогое расположение — наш стенд стоял за углом и найти его было непросто, но в чате конференции люди спрашивали, где стоит наш стенд (опять же, чтобы получить мерч) и поток целенаправленно шёл к нам.

Когда шапки закончились, участники конференции начали предлагать деньги, убежденные, что где-то на складе есть еще.

Обычно на конференциях мерч дают за какое-то действие: решить задачку, оставить визитку, зарегистрироваться. Тогда мне пришла шальная мысль на следующей конференции поставить большую картонную коробку, куда надо было бы выкидывать весь мерч, набранный на чужих стендах, но я отмела эту мысль как неэкологичную.

Но перейдем к общим принципам, как создавать интересные подарки от компании.

Общие принципы создания крутого мерча

За два года работы в хостинге организации я поняла про мерч 4 вещи:

  1. Мерч не должен быть полезным, он должен быть смешным
    Все пытаются раздавать что-то полезное: перчатки для смартфонов, кружки, носки и тд. В результате получается набор "фиговые подарки от тетушки на др", который люди берут только потому, что они бесплатные, а иногда и бесплатно не берут.

    Идеальный мерч это мерч, который сфотографируют в инстаграм и принесут в офис, чтобы похвастаться и выглядеть остроумным.

    Огливи в своей книге Огливи о рекламе отмечал, что развернув газету, люди в первую очередь утыкаются в страницу с анекдотами. И неважно, насколько это серьезное издание и насколько богат и серьезен читатель. Все мы любим посмеяться, и это можно и нужно использовать в рекламе своих продуктов.

  2. Мерч должен как-то характеризовать того, кто держит его в руках

    В идеале показывать хозяина остроумным, kinky, необычным, смелым. Когда я привозила на конфы плётки и спикеры использовали их как указки во время докладов, они радовались, что аудитория смеется их шутке; потом гоняли своих джунов в офисе, то тоже радовались их смеху.

    Быть остроумным — значит быть популярным, поэтому плётка — бесполезный, но идеальный мерч.

    Шапки-акулы мы привезли, потому что поставили на то, что в них будут фотографироваться в твиттер — и это тоже сработало.

    Этот принцип я вычитала в книге Заразительный. Психология сарафанного радио Йона Бергера. Люди делятся тем, что покажет их осведомленными или классными. И этот принцип прекрасно работает для попыток создать виральный контент.

  3. Мерч нельзя заказывать у типографий
    Типографии и компании, которые специализируются на сувенирке дорогие и возят в основном кружки и футболки. Поэтому искать мерч лучше в Китае.
  4. И последнее — мерч должен быть заметным
    В идеале крупным и торчать из сумки или быть таким, чтобы его сразу надели на себя. Плетки торчали изо всех рюкзаков, шапки люди сразу надевали.

Пошаговый план по созданию интересного мерча

  • Сначала я просматриваю группы "самые дурацкие и смешные покупки на алиэкспресс" для вдохновления
  • Когда придумываю, что я могла бы привезти, рассчитаю, можно ли легко забрендировать вещь
  • Затем пишу в компании, которая возит товары с оптовых сайтов вроде taobao и 1688.

    Именно на этом этапе надо оценивать стоимость товара — баеры предложат конкретные варианты по конкретной цене. Может оказаться, что то, что вы нашли на алиэкспрессе, пока нет у оптовых поставщиков или реальная цена окажется сильно ниже и ваша компания вполне может себе это позволить.

    Опытные баеры умеют находить максимальное качество за низкую цену, обычно дешевле, чем на али. Дальше просто — скидываете деньги на карточку, через 3 недели коробки уже в типографии, готовы к брендированию.
  • Последний этап — найти компанию, которая забрендирует. Лазерные типографии, швейные компании, тут все зависит от типа мерча, который вы закупили. Если вам говорят, что что-то невозможно — вам врут, ищите дальше. Есть вариант брендирования прямо в Китае, но я пока не пробовала.

Как еще можно это использовать?

Точно по такому же принципу я подготовила подарки для нашего последнего розыгрыша в RUVDS.

Каждую весну мы делаем розыгрыш подарков среди клиентов, которые пополнили баланс больше, чем на 10 000 рублей. Обычно это какой-то крупный приз, в этом году мы решили подарить iPhone 11 и еще несколько промежуточных призов.

Чтобы зафорсить конкурс забавностью подарков, мы закупили огромные плюшевые игрушки в виде еды: куриную ногу, гигантскую креветку, плюшевые сосиски.

Почему я считаю, что кейс удался

Мы написали пост на Хабре о розыгрыше, не придумывая никакой технический контент. Просто показали, что у нас смешные призы и получили охват в 5000 прочтений и положительный рейтинг — редкое исключение, когда пост без полезного контента хорошо заходит.

5000 прочтений — это большой охват для статьи, которая просто рассказывает только о скидках и конкурсе

Очевидно, когда шутишь от лица компании, важно понимать где границы допустимого, к чему готова аудитория и какое в итоге останется впечатление о компании у клиентов.

Мне очень нравится, когда даже крупные игроки готовы использовать юмор в рекламе. Не знаю, видели ли вы ролик Old Spice, который получил Каннского Льва в 2019 году, но я мечтаю, что когда-нибудь смогу создать что-то подобное.

А пока меня ждут VPS, виртуальные серверы и программисты, которые готовы посмеяться на конференциях. Что в общем-то, тоже здорово.

0
61 комментарий
Написать комментарий...
Shtuintys TV

95 рублей кожаная? О.о   сомнения гложут. ну и хлыст не плетка) но угу    я бы утащила, а покушать не дешевле? как там было? хороший человек солонку спер не побрезговал....покушать,а на тарелочку логотипчик и мне две порции ,хм.....можно даже мороженое шариками....

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Что за поток сознания

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Тенетович

SMELL AMAZING FOREVER WITH THE NEW OLD SPICE

Ответить
Развернуть ветку
58 комментариев
Раскрывать всегда