{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Выбираем музыку для кафе и ресторанов: полезные советы

Казалось бы, что может быть проще. Нужно только найти топ-50 самых популярных песен месяца, включить их погромче — и дело сделано. Все посетители довольны и веселятся под знакомые, любимые, а главное проверенные мнением большинства мелодии. Но важно учесть, что такой подход к выбору музыки заведения может не только отрицательно повлиять на его «музыкальное лицо», но и оттолкнуть посетителей. Более того, при публичном проигрывании композиций без специального разрешения правообладателей, будьте готовы к проблемам с законом.

На примере опыта компании Market Music по подбору музыки для заведений общественного питания разбираемся, какие принципы составления барно-ресторанного легального плей-листа (а если точнее, плей-листов) положительно отразятся на кассе.

На первом месте – атмосфера

Маркетологи всё чаще говорят об эре так называемой экономики внимания. Рынок настолько наполнен товарами и услугами, что в конкурентной борьбе побеждает не тот, кто предлагает более высокое качество обслуживания, товары по более низкой цене (как предполагает классическая модель рыночных отношений), а тот, кто может обратить на себя внимание. И – что намного важнее – внимание потребителя удержать. Тут включаются средства, изобретённые на уровне нейромаркетинга. Их влияние сложно измерить цифрами, но влияние на публику очевидно.

Поэтому кафе, рестораны, бары в наши дни редко хвастаются хорошей кухней и качественными продуктами как бонусом. Это требования санитарных норм, здравого смысла, правила честного ведения бизнеса. Более того, их посетители могут себе позволить приготовить блюда дома, заказать доставку. А вот атмосферу ресторана на кухню не перенести. А она решает многое. Выбирая элитное заведение, мы хотим не столько поесть, сколько красиво посидеть за столиком, поговорить с друзьями, послушать музыку.

По результатам исследований шведских маркетологов, фоновая мелодия может увеличить прибыль ресторана на 10%, если она соответствует бренду и имиджу заведения. Отсюда вывод – если нет подходящей композиции, лучше не включать ничего вовсе, чтобы не испортить общее впечатление.

Как не ошибиться? Золотые правила

Спешу вас огорчить: одного точно работающего принципа правильного подбора фоновой музыки для ресторанов и кафе не существует. Как правило, управляющему нужно ориентироваться на месте. Но всё же есть несколько принципов, которые могут помочь.

  • Ориентируемся на тип заведения. «Дорогая» живая музыка может сделать меню изысканнее, а попсовый плей-лист полностью стереть славу шеф-повара. В элитном ресторане уместнее джаз, инструментальные мелодии, в рок-баре, соответственно, отлично зазвучат все направления рока.
  • Соблюдаем корпоративный стиль. Иметь собственный имидж, выраженный даже в фоновой мелодии – высший пилотаж маркетинга бренда. Сделать заведение узнаваемым даже на таком уровне стремятся многие владельцы бизнеса. Поэтому если руководство сети приняло решение проигрывать композиции определённого стиля, свои фирменные мелодии, уникальные плей-листы, разумнее следовать общей задумке.
  • Оцениваем количество посетителей в зале. Чем динамичнее мелодия, тем меньше времени гости задерживаются за столиками. Этот приём часто используют кафе, заведения фастфуда в обеденное время.
  • Смотрим на гостей. Не заглядываем в тарелки, пристально следим, а оцениваем, много ли среди них одиноких посетителей, семейных компаний, парочек, групп друзей. Чем больше «одиночек» – тем громче фоновая мелодия. И наоборот. Семейные вечера обычно длятся долго и предполагают общение. Если музыка будет доставлять дискомфорт – такие посетители надолго не задержатся, а значит – закажут мало.
  • Запасаем несколько плей-листов. Опытные диджеи советуют всегда иметь в запасе несколько вариантов музыкального оформления вечера. С одной стороны, сложно предугадать, как пройдёт день в целом, а с другой – посетители могут попросить изменить фоновую композицию. Вы это делать не обязаны, но выполнить пожелание клиента – «плюсик» в карму и, конечно, кассу заведения.
  • Выступления кавер-бэндов, тематические вечера лучше объявлять заранее. Логично в такие дни делать платный вход (так вы убедитесь, что не будет «случайных» гостей, а целевая аудитория останется довольна компанией «своих»).

Очень важно позаботиться о лицензии. Фоновая музыка является объектом, охраняемым авторским правом. Для её публичного воспроизведения нужно заключить специальное соглашение с правообладателем, его представителем или компанией, имеющей право предоставлять разрешение в аренду (например, Market Music). В случае выявления нарушений владельцу бизнеса грозит огромный штраф или даже до двух лет лишения свободы.

Сделать погромче? Музыка для баров

На протяжении последних нескольких лет в топах самых популярных барных мелодий — композиции в стиле R&B. Да, они звучат современно, не слишком агрессивно, могут нравиться широкому кругу посетителей. Но согласитесь, просто включить плей-лист, не думая о том, кто ваши посетители, с какой целью, в какое заведение они пришли, было бы бездумно. Даже если основное желание гостей просто немного выпить пятничным вечером.

Как владельцу бара вам нужно прежде всего присмотреться к гостям, кто они, как себя ведут. Лучше отдать предпочтение менее известным композициям. На них посетители, как правило, обращают меньше внимания, а значит – больше сконцентрированы на выпивке, закусках. Ориентированность заведения также важна. В винном баре лучше зазвучит lounge, песни на языке происхождения вина, а в баре при отеле музыка должна быть на минимальной громкости: сюда приходят отдохнуть от шума.

Если же речь идёт о баре в центре города, модном тусовочном месте, то известные мелодии на полную громкость могут заставить гостей остаться подольше и выпить больше. Безотказно работает и закономерность: чем позднее – тем громче. Чем громче музыка – тем больше алкоголя готовы употребить посетители. Особенно одинокие.

В некоторых заведениях к этому правилу подходят слишком буквально. Как по расписанию, в 23.00 громкость музыки в зале значительно увеличивается. Правильно ли это? Не совсем. Ведь день ото дня меняется и загруженность бара, и аудитория. И если во время массовых студенческих посиделок такой трюк сработает, то для более взрослых гостей он принесёт больше неудобства, чем радости.

«Ресторанная» музыка: цивилизованный подход

В сознании человека с постсоветского пространства ресторан часто ассоциируется с массовой гулянкой под общеизвестную музыку. Песни, которые поют в ресторанах под гитару, обычно знакомы всем, их хорошо воспринимают и радостно подпевают. Музыка в данном случае объединяет всех посетителей из разных компаний в одно общее веселье. Ведь пойти в ресторан – значит с размахом отмечать важное событие. Так создаются большие группы, завязываются знакомства… Конечно, заказываются новые и новые блюда и напитки.

Однако сегодня ресторанная культура в советском понимании скорее распространена на периферии или «оживает» во время свадеб, где всё заказано заранее. В ежедневной практике не стоит уповать лишь на стихийное действие ресторанной музыки. Лучше предоставить эту работу профессионалам – пригласить кавер-бэнд. Правильность данного решения можно доказать следующими аргументами:

  • в таких коллективах часто выступают профессиональные музыканты. Для них это возможность потренироваться в мастерстве исполнения, заработать денег, для вас – полезный бонус к основным пунктам меню. Ведь качественная музыка выгодно подчеркнёт эксклюзивность блюд;
  • выбирая кавер-бэнд, вы во многом определяете аудиторию вечера. Многие из групп имеют своих поклонников, друзей, которые не против провести время под любимую музыку в любимой компании;
  • группы имеют сферы влияния в социальных сетях, обычно достаточно широко распространяют рекламу вашего заведения. Такие коллаборации всегда на пользу всем участникам. Можно придумывать специальные акции, конкурсы, розыгрыши;
  • группа – это ещё и харизматичный ведущий, шоумен, (если хотите) тамада. У ребят точно есть опыт ведения концертов, мероприятий, они с удовольствием общаются с посетителями;
  • ограниченно-неограниченный репертуар. Да, коллективы обычно имеют специализацию и определённый набор проверенных отрепетированных «хитов», но при желании посетителей могут исполнять и дополнительные композиции вне программы;
  • мини-концерт или тематический вечер. Приглашая кавер-бэнд, вы имеете полное право брать небольшие деньги за вход. Так, с одной стороны, «фильтруется» платёжеспособная публика, а с другой – обеспечивается минимальная касса.

Ну и дополнительный плюс. Никто не запрещает ребятам играть собственные композиции (они обычно есть в запасе). Так публика отдыхает от активного слушания-подпевания знакомым песням, делает новые заказы, а ребята на сцене не чувствуют себя «вторичными» творческими единицами. Существуют положительные примеры постоянных выступлений групп в заведениях, согласно определённому расписанию. Так можно планировать работу с публикой на более длительную перспективу.

Если кратко

Для современного человека поход в кафе, ресторан – не грандиозный праздник, а скорее возможность провести вечер вне дома, в приятной компании и атмосфере. Правильно подобранная фоновая мелодия может сделать это время более комфортным. Живая музыка, джаз повышают класс, «попсовый» плей-лист способен убить весь шарм. Лучше тишина, чем композиция, не соответствующая типу заведения. В ресторанах фастфуда гармонично звучит indie на иностранном языке, при загруженности залов лучше включать более ритмичные мелодии. Для тематических вечеринок, праздников лучше приглашать кавер-бэнды: профессионалы своего дела работают с публикой лучше, чем «стихийный» набор ресторанных хитов.

Важно позаботиться о соблюдении закона об авторском праве, включать в залах только легальные мелодии, предварительно заключив договор с правообладателями или их представителями. Это подчеркнёт цивилизованное отношение к делу и повысит лояльность посетителей.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда