Премия провальной рекламы — май 2020 года

На горизонте забрезжило возвращение в офисы, а мы, как назло, наконец, вошли во вкус работы из дома. Потому что дома можно и холодильнику припасть, и к дивану, и к соцсетям, в которые начала возвращаться реклама самого разного качества.

В новой серии нашего бесконечного сериала мы снова рассмотрим самые сомнительные рекламные кампании, которые хотели... но не шмогли...

Дымящийся креатив

Наружной рекламе сейчас непросто. В то время, когда некоторые бренды перенаправляют свои бюджеты в digital, эстонская компания Rademar (сеть спортивных магазинов) все же решила рискнуть. На билборде вдоль Тартуского шоссе размещено изображение человека с «дымящейся» головой, и слоган: «Пар из ушей? Иди побегай». Дополнительным элементом, как нетрудно догадаться, стал генератор дыма.

В итоге реклама не только привлекла внимание, но и посеяла панику. Как сообщил Хейко Леэсмент, специалист по коммуникациям Центра тревоги, в службу уже позвонило 338 человек. Формально такую рекламу не могут запретить - на место выезжали пожарные, которые убедились в безопасности конструкции. Но специалисты отмечают, что в таких случаях неплохо бы писать предупреждение на самом рекламном щите.

Любопытно, что билборд стал частью кампании #stressistdressi , которую запустил Rademar, чтобы привлечь внимание к проблеме постоянного стресса и призвать людей бороться с ним занятиями спортом. Однако сама рекламная идея вызвала немало стресса у проезжающих.

Взрывная реклама для японцев

Все рекламщики знают, что работа на зарубежном рынке - это поле, обложенное минами культурного и исторического контекста, нарваться на которые может всякий, кто халатно относится к подготовке материала. Яркий тому пример - рекламная кампания Redmi Note 9 от Xiaomi, которая была запущена на японском рынке.

Но обо всем по порядку. Основное внимание в видеоролике было уделено быстрой зарядке мощностью 30 Вт. Главный герой «подзаряжается» параллельно с телефоном, раздувается и улетает, проломив крышу. Затем картинка сменяется на анимацию, которая и вызвала бурные обсуждения. Спорным моментом стали последние секунды видео, где демонстрируется... ядерный взрыв.

Как мы знаем, в 1945 году США сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Кодовым названием бомбы, сброшенной на Нагасаки, было «Fat Man», то есть «Толстяк». Был ли раздутый персонаж ролика действительно намеком на те события – неясно, но Xiaomi пришлось удалить видео и извиниться перед японскими пользователями. Компания пообещала, что впредь будут внимательнее относиться к своим креативам, которые они запускают на международных рынках.

Рука белого человека

Знаете, друзья, когда мы работаем над этой подборкой, нам кажется, что первоначальная концепция и отснятый рекламный материал проходят все уровни цензуры и здравого смысла. Но на последнем этапе материал попадает в руки кому-то, вроде Тайлера Дердена, и тут начинается “монтажный панк”: анимация с ядерным взрывом для японцев или … вот такой креатив во времена антирасистских протестов.

Перед вами реклама в соцсетях, которую опубликовал Volkswagen AG, продвигая марку Golf 8. В коротком ролике белая рука не только «управляет» фигурой темнокожего мужчины, но и отбрасывает его в заведение с вывеской «Petit colon» («Маленький Колонист»). В довершении всего, надпись Der neue Golf («Новый Гольф») появляется не сразу, а по буквам, которые внимательный зритель складывает в слово «neger».

После обвинений в расизме компании пришлось удалить ролик и принести свои извинения.

Ранее с Volkswagen уже случались скандальные кампании. Например, в 2009 году в рекламе с закадровым голосом Джереми Кларксона были показаны поляки, бегущие в панике от «вторжения» нового немецкого автомобиля Volkswagen Scirocco. Слоганом этой кампании тогда стала фраза «От Берлина до Варшавы на одном баке». В итоге Посольство Польши в Великобритании пожаловалось на BBC по поводу эпизода автомобильной программы Top Gear, где был показан этот ролик.

Телефон для вуайериста

Кажется, смартфоны в этом месяце решили собрать все тумаки. Перед нами реклама, созданная специально для TikTok, известного обилием контента на грани фола. Но то, что можно простым пользователям, нельзя брендам. Польское подразделение LG до недавнего времени активно вело свой аккаунт на TikTok. Поворотным моментом стал вирусный ролик, который рекламировал чехол Dual Screen с дополнительным дисплеем.

В видео пожилой мужчина фотографирует девушку, которая поднимается по лестнице, и пытается подсмотреть ей под юбку. Девушка это замечает и просит показать телефон. На экране она видит, что мужчина снял несколько селфи. Однако, когда девушка уходит, мужчина показывает зрителям, что сделать фото ему все-таки удалось.

В итоге провокационный ролик признали сексистским. Скандал был настолько грандиозным, что польскому подразделению LG пришлось не только удалить это видео, но и весь контент на канале. Сейчас там висит печальный черный пост с извинениями и обещанием больше так не делать.

Холодный приём

Детство - цирк - мороженка. Видимо, такую логическую связь использовали создатели рекламного ролика бренда “Чистая линия” и его продукта - мороженого “Радуга”. Но мир уже не тот. Если раньше у многих поход в цирк был связан с воспоминаниями из детства и вызывал ностальгию, то теперь люди активно подписывают петиции о закрытии представлений с участием животных. Дрессировщики же стали антигероями - зрители в комментариях к ролику, не сдерживая эмоций, называют их живодерами.

На самом деле, сотрудничество братьев Запашных с брендом «Чистая линия» началось еще ранее. Например, в 2019 году в своем Инстаграм-аккаунте Эдгард выкладывал видео с тигром и мороженым, и ничего не предвещало скандала. Но именно в этом месяце рекламный ролик, который транслируется на ТВ, вызвал такое сильное обострение у аудитории.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Сам бренд пока никак не отреагировал на высказывания пользователей, которые можно встретить практически под каждой новой записью на страницах «Чистой линии» в Instagram и Vk.

Друзья, мы знаем, что неудачный креатив вовсе не отражает качество товара: мы любим телефоны Xiaomi и LG, будем покупать машины Volkswagen и есть мороженое “Чистая линия”. Мы знаем, что не всегда креативщик лажает. Просто в этот раз так сошлись звезды - был ретроградный Меркурий и лунное затмение. И еще мы знаем, что среди зрителей всегда есть те, кто против и знает, как было бы лучше. Отправляясь на выходные, где будет еще больше времени для просмотра рекламы, чем в будни, мы желаем миру - мир :)

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Valentin Dombrovsky

«неудачный креатив вовсе не отражает качество товара»

Конечно. Но при наличии огромного выбора из взаимозаменяющих товаров смотришь в том числе на ценности бренда. Например, доя меня Самсунг навсегда озашкварился, когда привлёк к рекламе Тимати. Я не хочу, чтобы деньги, которые я плачу за товар, тратились на обогащение тех, чьи ценности мне чужды.

В этом плане мне в целом пофиг на LG и Фолькс — да, там скорее можно говорить о глупом недосмотре. Но вот про сотрудничество ЧЛ и Запашных я запомню — они мало того что «живодёры» (да, понимаю, что с этим можно спорить), но к тому же ещё и очень глупы — не считаю их хоть в какой-либо степени «примерами для подражания». 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

У брендов нет ценностей, у брендов есть только условный рефлекс не злить юзеров, что бы не остаться без денег. Поэтому бренды увольняют Джеймса Ганна из-за того, что несколько кретинов нашли у него оскорбительные твиты 10-летней давности и прикрывают сиськи у женских персонажей в играх.
И это не потому, что бы у бренда такие ценности, а потому, что некоторые придумали себе, что у бренда они есть и делают выбор в пользу брендов руководствуясь "воображаемыми" ценностями, а не реальным качеством товара.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Я пояснил,, что я имею в виду под «ценностями бренда» — я не хочу, чтобы моими деньгами как потребителя оплачивался труд тех, кто мне по той или иной причине не симпатичен.
Замечу, что это происходит при прочих равных — скажем, выбирая что-либо из электроники, я не буду выбирать Самсунг и от меня, как говорится не убудет, поскольку на этом рынке основная масса товаров взаимозаменяема. 
P.S. Ганна на должность режиссёра СГ вернули, когда скандал подутих — бренж в этом смысле поступил достаточно гибко — как говорится, «и нашим, и вашим». 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Пыльников

Но мороженое вкусное...

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

А не останешься так рано или поздно вообще без товаров? Бренды все по кругу привлекают разных лиц с разными ценностями - высока вероятность, что ВСЕ бренды «зашкварятся»?

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Я думаю, скорее, понятие «лицо бренда» уйдёт в прошлое. Ну и я дополнил комментарием про «прочие равные». Если завтра Альфа-банк позовёт рекламировать себя Тимати, я, наверное, огорчусь, но не побегу снимать деньги оттуда. 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Step

Мороженое и братья Запашные - вообще неясно для кого эта реклама. Современные дети, навряд ли, о братьях вообще слышали. А родители должны купить мороженое из-за любви в тиграм?
Да и сам посыл в никуда: "Что такое Радуга? Это мороженое". 

Ответить
Развернуть ветку
Большой жёлтый робот

Что такое радуга? Это происки Билла Гейтса

Ответить
Развернуть ветку
Lada Shaka

особенно реклама, где на вопрос "что такое радуга? - это мороженое" под ужасный вопль рожающей куропатки мим на заднем плане со всей дури бьётся еблом о стол - в чём посыл, я не поняла...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рудаков

На первом месте должна быть кампания в поддержку поправок в конституции

Ответить
Развернуть ветку
Николай Глущенко

Чот я сомневаюсь что эти "фейлы" были допущены случайно. Хайп на скандалах по определению высокий, а этическая сторона в контексте рекламы здравомыслящих людей мало интересует - все и так привыкли, что в рекламе происходит всякий бред для привлечения внимания.

Ответить
Развернуть ветку
Valeriy Serdyukov

Очень понравилась реклама гольфа. Тонко, жаль, не прокатило)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов
есть мороженое “Чистая линия”

Нет, не будем. Есть мороженое которое не привлекает для своей рекламы живодеров.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

Ну хз... Я когда слышу про живодёров,от вас сейчас, или разные истории о том что было много лет назад, а сейчас неприемлемо, то у меня в голове один вопрос: это же было актуально в свое время? Зачем пытаться натянуть прошлое на настоящее и оскорбляться на него? Были другие времена, другие нормы. Но появляются люди, которые пытаются в прошлом найти то что их может сейчас обидеть. А есть ещё люди, которым ТОГДА эти нормы привили. И, поменять нормы целого поколения, объяснить им что они всю жизнь продлили не правильно.... Хз... Такое... Завтра вас новое поколение будет судить, например за этот комментарий, потому что нормы опять изменяться. 

Ответить
Развернуть ветку
EveryStraus _

Всегда найдутся те, кому что-то не нравится, возмущает или даже вызывает гнев. Приведенные примеры хорошо иллюстрируют, что прежде, чем начинать производство видеоролика, необходимо провести очень тщательную сегментацию. Чтобы количество потенциально недовольных и несогласных свести к минимуму. Очень важно знать свою ЦА — в этом успех рекламной кампании любого формата.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Всё просто. Рекламу пишут рекламисты для рекламы рекламистов. 

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда