IT-Rev: как мы потратили 10 лет жизни на игры для корпораций и научились привлекать 60 тысяч клиентов в день

Привет, на связи Данюшин Антон из IT-Rev — разработчика цифровых продуктов для компаний-гигантов вроде Газпромнефть, Яндекса и QIWI.

Рассказываю, как мы внедряли игровые решения, которые помогли «Ростелекому» увеличить лояльность клиентов к бренду, активизировать игровую аудиторию, привлечь клиентов в онлайн-сервисы и, конечно, продать услуги.

Глава первая, в которой мы представляемся

Мы ребята с Урала — начинали работу с проектов для Уралсвязьинформ, нынешнего филиала Ростелекома под названием МРФ «Урал». После объединения разбросанных по стране активов Связьинвеста все это превратилось в один большой Ростелеком, а мы стали исполнителями IT-решений корпорации по части веб-технологий. Урал был выбран как филиал, на котором будут проверять все новые гипотезы и «фичи» — так началась наша история.

В то время 95% наших заказов были от Ростелекома: порталы операторов были «примитивными» по современным меркам, а большая часть услуг для клиентов предоставлялась только в оффлайне. Уменьшение визитов в офисы, развитие самообслуживания через онлайн и самое главное — продажи — стали нашими приоритетными задачами.

Спустя годы это стал единый информационно-сервисный портал для 81 региона России в трех версиях: для физических лиц, бизнеса и операторов. Мы переориентировали его на продажи, унифицировав структуру, дизайн и контент.

Мы персонализировали контент, отобрав из этого массива подходящие решения для клиентов по их геолокациям. Но подробнее об этом расскажу в другой раз. В качестве разработчика IT-систем оператора мы проработали 10 лет, так что историй хватит не на одну и не на две статьи. Сейчас — про внедрение и результаты геймификации в бизнес-процессы Ростелекома.

Глава вторая, в которой мы рассказываем, зачем нужна геймификация

Сперва давайте разберемся, зачем вообще нужны игры серьезным и крупным компаниям. Геймификация позволяет достичь три основные цели:

  • Продвижение и представление продукта

    Интерактивный и развлекательный процесс повышает лояльность и вовлеченность клиента. Он запоминает этот необычный опыт и запоминает ваш продукт. Когда игра «зацепила» и затянула, пользователь легко «линканет» ее своим друзьям. Кроме того, игровая аудитория огромна: в следующем году число геймеров может достичь одной трети от населения планеты, а это почти 2,2 млрд игроков в мире.Более того, пользователи охотнее делятся данными, когда играют. Например, они могут указать настоящий почтовый адрес или телефон, чтобы получить приз. Сбор и анализ данных из игры поможет лучше узнать аудиторию и ее потребности. Получается такой дружелюбный каздев.

  • Презентация и выбор продукта

    Лучший способ представить сервис или продукт — игровая интеграция. Никакие рекламные каналы не дадут такого долгого взаимодействия с брендом, как игры. Так, среднее время удержания игры земля драконов составила 10 минут.
Скриншот стартового экрана игры «Земля драконов» для Ростелекома
  • Формирование сценария пользовательского поведения

    Игры позволяют выработать у пользователя полезные для компании и самих пользователей привычки: пользоваться личным кабинетом оператора, самостоятельно настраивать и менять тарифы, знать где посмотреть накопленные бонусы и как их потратить. Все это экономит личное время клиента. Оператор в свою очередь снижает нагрузку на call- и офлайн-центры обслуживания. Кстати, такой кейс хорошо подошел бы FMCG — например, «Пятерочке» или «Перекрестку», у которых всего один миллион скачиваний приложений (по данным мобильных сторов) с возможностью онлайн покупок, а покупателей десятки миллионов.

    У AliExpress был формат, похожий на «Монополию»: игрок бросает кубики и собирает скидки. Чтобы получить их, нужно было ходить по страницам магазинов, лайкать товары продавцов, пошарить в соцсети — так клиент приучается к веб-серфингу по маркетплейсу и изучает интерфейс. Куда приятнее при этом получат подарки, правда?

Глава третья, в которой мы придумали диджитал-елку

Осенью 2016 года мы совместно с коллегами из Ростелекома придумали простую игровую механику: предложили обменивать бонусы на предновогодние «Ловушки для подарков». Чем больше «ловушек», тем выше шанс выиграть подарки: от скидок на мобильные услуги до телевизора или смартфона.

В итоге за месяц поучаствовало более 90 тысяч человек. Мы увидели, что геймификация сработала и заказчик дал зеленый свет масштабировать историю.

В следующем году мы сделали полноценную игру «Моя елка». В ней пользователи вырастили целый лес цифровых новогодних елок, а еще бродили по онлайн-ярмаркам в поисках магических артефактов.

Они соревновались в четырех категориях: «Самая высокая ёлка», «Самая нарядная ёлка», «Самая популярная ёлка» и «Самый находчивый игрок». В каждой можно было обменивать бонусы на игровые бустеры — для ускорения роста дерева, чтобы получить гирлянды, салюты, украшения для елки и тому подобное. Еще в игре можно было засадить территорию соперника или подсыпать ему зелье, которое замедлит рост елки.

Подарки и призы были разбросаны по всему реальному миру и отмечены на карте. Для того что бы их получить нужно было подойти с телефоном в данную геопозицию и открыть коробку. Наш ответ Pokemon GO. Вопрос: что было раньше — Елки или Покемон? =)

За месяц 10% абонентов Ростелекома посадили цифровые елки и получили более 2,3 млн игрушек и бустеров. Пользователи могли выбирать место, где растет их елка в радиусе нескольких метров от своей геолокации. Когда метки появились на всех континентах мира, мы увидели, что механика вовлечения через новые технологии востребована у клиентов.

Реальная карта расположения цифровых елок клиентов Ростелекома

«Елки» получились. Об этом говорили все метрики, на которые мы ориентировались — например, увеличение проникновение в ЛК и МЛК. Это победа! Про деньги и стоимость: по результату всех игр, мы достигли цифры в 7 рублей за целевого пользователя.

Наша миссия — популяризировать геймификации в бизнесе. Мы хотим показать компаниям, что это эффективнее привычной рекламы и холодных скучных лендингов. Сегодня силами стандартных инструментов сложно и дорого бороться за внимание клиента, а поймав его — удержать. Игры решают эту проблему для любых бизнесов: от FMCG и телекома до банковского дела и ритейла.

На этом пока что все. С нетерпением будем ждать ваших вопросов в комментариях.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Олег Миронов

Со стартапами также работает? Или закупать лиды дешевле будет, чем мутить игрушки?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Данюшин
Автор

Смотря на каком этапе стартап. Если бизнес модель сошлась и сейчас стоит вопрос активного роста, пробовать можно . Как например до до пицца . Они сами себе сделали простую игрушку и качали с помощью неё лиды.

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly

При выборе интернета почти все соседи говорят только не Ростелеком ))) Так что скорее всего игры тут не помогут...

Ответить
Развернуть ветку
Константин Барболин

Первым делом, как заехал в квартиру - побежал отключать домашний телефон от ростелика.
Вот это был тот ещё гемор: просто так придти в офис и написать заяву нельзя, нужно было отправлять письмо почтой на специальный адрес, ждать месяц и естественно этот месяц оплатить (спб, 2018 г). Потом решил написать грозные письма на все емейлы и о чудо, пришло смс об отключении. Спасибо, что хотя бы телик от ростелика коммунальщики отключали, иначе тоже был бы квест. 
С интернетом такая же история, или что-то поменялось за 2 года?)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Shtin

оффтоп)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Боровиков

еще в универе активно интересовался геймификацией, интересно, как изменился рынок с тех пор 

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Шакиров

Интересно, кому из брендов ребята еще делали игры, кроме Ростелекома. Расскажите, плиз :)

Ответить
Развернуть ветку
Егор Шипанов

О я в это играл пока был РТ, мне кажется игры, это было самое прекрасное вообще во всем РТ )))

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Беликова

Спасибо, полезно было узнать что это и как работает на примерах.
Интересно посмотреть геймификацию в других сферах, у вас есть еще кейсы?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Данюшин
Автор

Есть целая статья про геймификацию в ритейле: https://vc.ru/marketing/229642-geymifikaciya-v-riteyle-na-styke-onlayn-i-oflayn 
также буду рад, если подпишетесь на мой профиль, буду писать о геймификации в других сферах и показывать больше кейсов :) 

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда