Маркетинг
Evgenii Arkhipov
1394

Грязные танцы, или Как клининговый сервис искал маркетологов

И не нашёл. Зато вместо маркетологов мы встретили «маркетологов», негативным опытом работы с которыми и хотим поделиться с помощью этой статьи. Не наступайте на наши грабли.

В закладки

Меня зовут Евгений Архипов, и я сооснователь клинингового сервиса Qweep. У истории, которую вы прочитаете ниже, есть две цели: поделиться опытом из категории «как делать не надо» и… впрочем, обо всем по порядку.

В перспективный стартап требуется маркетолог

Дано: компания, которая хочет продвигать свои услуги на рынке Москвы (первый этап). Специфика — продвижение в онлайне.

Задачи, которые «горели» на тот момент:

  • Провести первичный анализ рынка на предмет списка компаний в этой сфере услуг, изучить их ценовую политику, наборы опций, конкурентные преимущества, лояльность и так далее. Одним словом, полноценный аудит с последующими рекомендациями.
  • Провести полный аудит сайта. Ведь маркетинг — это про продажу в целом, а на этот процесс влияет целый ряд факторов, в том числе наличие определенных страниц, кнопок и прочее. Вплоть до цветовой палитры, которая может как вызывать отторжение, так и, наоборот, создавать приятное впечатление у посетителя.

После получения результатов от вышеуказанных действий мы планировали внести необходимые правки на сайте, а уже после этого начать полноценную работу с SMM.

Примечание для маркетологов, которые читают эту статью. Я считаю, что перед вами — идеальная задача. Дается возможность с «чистого листа» зайти в проект (ничего ни за кем не переделывать, Карл!), провести анализ, построить стратегию и показать свой реальный уровень профессионализма в виде хороших результатов. Это, блин, прекрасный кейс в свое портфолио!

В теории все было просто и понятно: найти специалиста — заплатить ему — получить результат — начать плодотворное сотрудничество, которое будет длиться столько, сколько будет существовать наша компания. Но наши «влажные фантазии» были разбиты о быт сурового маркетингового ***изма (реализма, конечно же, а вы что подумали?)

Как мы сменили несколько подрядчиков и что из этого вышло

Оставим в стороне огромное количество безрезультатных собеседований («специалистов» мы увидели столько, что вспоминать это не хочется). Перейдем к тем, кто прошел этот поистине печальный этап и попал в тройку лидеров.

Одинокий волк

Под номером один у нас идет специалист, который был найден на hh.ru, — единственный из всех соискателей, который попытался провести хоть какой-то анализ исследования рынка (правда, довольно поверхностно). Мы предложили ему работу в штате компании, но получили отказ: его не устроила ни зарплата, ни то, что за результат надо было отвечать перед руководством ежемесячно. Фриланс такой фриланс.

Примечание. Сразу уточню, что размер платы за труд был вполне «в рынке», купить за три копейки специалиста экстра-класса мы не пытаемся и отлично пониманием, что опыт стоит денег.

Один в поле не воин? Ладно, поищем команду!

И она нашлась — молодая команда из Минска, которая сильно запала нам в душу на начальном этапе работы. В качестве теста ребята самостоятельно предложили использовать квиз, мы согласились, и… начали появляться клиенты! Правда, совсем немного.

И буквально сразу же эти «специалисты» забили на все остальные наши запросы и перестали предлагать варианты продвижения. Результат — поток клиентов начал иссякать, новых решений не было, но фиксированная оплата за услуги команды маркетологов оставалась. Наши просьбы проявить какую-либо активность результатов не принесли, а попытка доказать, что не квизом единым (тем более, это все же точно не целевая модель нашей работы), была проигнорирована.

— Эй, парни, результаты вашей работы все хуже, и вы не делаете то, о чем мы договаривались!

— Но мы же стараемся (на самом деле нет), платите нам деньги!

Главное — продать свои услуги, а что будет потом — дело десятое!

Третья попытка, финальная на этот момент. Последняя команда поражала воображение, сразу формируя мнение — вот же они, профи!

Яркое портфолио, красивая легенда, специалисты разных направлений и уровней компетенции. О, эти ребята умели «вешать лапшу» клиентам, с ходу предложив нам необычный (для нас) канал привлечения клиентов с использованием соцсетей. К сожалению, все остальное пошло по накатанному сценарию — типовые неработающие инструменты, отсутствие желания отрабатывать полученные деньги… Короче, типичное «Утром деньги — вечером стулья!»

Маркетологи «на час»

Точнее, на пару месяцев — вот к какому выводу мы пришли на базе наших эпикфейлов с парнями из мира маркетинга.

У всех одна и та же легенда, одни и те же фразы про воронки и тестовый период… Они показывают свои «работы», где лиды стоят копейки, где работа велась с самыми крупными мировыми брендами и звездами…

Но на практике в лучшем случае есть одно (если повезет) «нестандартное» решение и много шаблонных инструментов, которые позволяют работать по технике ИМБУРДЭ* не покладая рук, точнее, не вынимая их из кошелька заказчиков.

*ИМБУРДЭ — имитация бурной деятельности, популярный инструмент социальной инженерии, с помощью которого дилетанты от маркетинга пытаются доказать заказчику, что они профессионалы высокого уровня. В зависимости от опыта использования и доверчивости клиента, «вешать лапшу» можно от одного до нескольких месяцев.

Но ведь мы хотим купить результат и готовы платить за него и сотрудничать долго, а не разово! А именно на это — на результат — всем глубоко наплевать. «Пусть работают с KPI, и пусть от этого будет зависеть их оплата» — этот совет от наших более опытных товарищей тоже не очень работает. Почему?

Многие из соискателей были готовы работать с KPI, но, конечно же, только после «тестового» этапа длиной в пару месяцев, естественно, с фиксированной оплатой. За эти 60 дней снимаются сливки, после чего клиенту можно махнуть рукой и пойти искать следующего. Компаний в России много — схема работать будет долго.

Никто из тех «специалистов», с которыми мы общались, не горел желанием работать вдолгую. Все хотели получить аванс здесь и сейчас, а дальше — «проблемы индейцев шерифа не волнуют». Мы же привыкли работать по другому принципу, выстраивая долгие и порядочные отношения с нашими клиентами (кстати, об этом можно почитать в статье «Как мы запустили клининговый бизнес перед началом пандемии, и что из этого вышло»).

Зачем этот текст на vc.ru?

Как я писал в начале статьи, задачи у этой статьи две. Первая — поделиться негативным опытом. Названия компаний писать смысла нет, потому что имя им легион, главное — понять, как именно вам будут вешать лапшу на уши и избежать этого на старте.

Вторая — мы все еще ищем маркетологов, которые помогут продвижению клинингового осервиса qweep.ru. Только — реальных маркетологов, парни. Если вы в строках выше нашли какие-то элементы описания собственных методов работы — просто нам не пишите, ок?

А вот письма от специалистов, которые действительно смогут помочь, смело бросайте прямо в office@qweep.ru.

{ "author_name": "Evgenii Arkhipov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 34, "likes": 3, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 135978, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 22 Jun 2020 10:29:03 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
34 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
5

Успехов с поиском спеца! Сам часто с псевдомастерами сталкивался, бесят

Ответить
0

Спасибо! Это действительно частая ситуация, как я понимаю.

Ответить
1

У меня уж точно да было. Причем не важно, какая цена - пролетал и на бюджетных позициях, и на топах - все лапшу вешают. Редко норм спеца встретишь чтобы незагруженный был, если найдете - держите обеими руками

Ответить
3

Хочешь сделать хорошо, сделай сам. 

Ответить
0

Я тоже очень люблю это выражение, и долгое время я применял его постоянно и ко всему, но в последнее время начал задумываться: "А действительно ли это хорошая стратегия?" – но пока так и не пришёл к ответу.

Если есть желание развиваться, мне кажется, нужно учиться делегировать, иначе можно просто задавить себя задачами, и на долгое время зависнуть без роста на одном уровне.

Ответить
1

Погружаешься в тему на месяц, потом со знанием дела делегируешь может и не потребуется специалист экстра класса подойдёт и прилежная девочка, 20 % знаний дают 80 % результата (закон Парето). 

Ответить
2

Я слышал Безос тоже на месяц погружается в настройку объявлений и на два месяца в редактирование фоток.

Ответить
0

Видимо, так и буду делать.

Ответить
1

Так не надо делать

Ответить
0

«Кто, если не я?» 😂

Ответить
2

Обычно, такие компании называют "в рынке" - 20-25к за специалиста из Мусохранска и не понимают что маркетинг под Москву только по бюджетам будет в районе 50к. 

Ответить
2

 маркетинг под Москву только по бюджетам будет в районе 50к

Звучит забавно.

Ответить
1

Не знаю, собираю по 10-12 лидов в неделю по стройке на 50к в месяц. ЧЯДНТ?

Ответить
–1

Лидогенерация — это ещё не маркетинг.

Ответить
0

Ну, ясен хй что на первом канале кричать "Евросеть - цены просто ах*еть" будет подороже

Ответить
0

Бюджет отдельная тема, и более того, я прекрасно понимаю, что 50к руб это лишь отправная точка для бюджета "под Москву".

По поводу оплаты труда "в рынке": вилка была от 50 до 150к.

Ответить
0

По поводу оплаты труда "в рынке": вилка была от 50 до 150к.

Искали в регионах или в Москве? Если в Москве, то у вас очень странные представления о рынке :) По вашей вилке для Москвы: "от 50" вы получите максимум парт-тайм маркетолога senior уровня. Парт-тайм и глубокий фокус на проекте - на разных берегах. "до 150" - и вы убили свой последний шанс найти senior'а. Как я понимаю, ни о каких опционах и квартальных премиях по результату речь не идет и 150 - это абсолютный потолок.

Провести первичный анализ рынка

Провести полный аудит сайта

после этого начать полноценную работу с SMM

Как это вообще связано? Маркетолог делает анализ, понимает, что вам нужен app-marketing, а никакой не SMM, например, и после этого идет делать SMM? Вам бы определиться, кто будет определять направления работы - вы или маркетолог.

Что посоветовать могу по итогу: если в команде кто-то разбирается в маркетинге - делайте стратегию сами, а на ее реализацию ищите чистых исполнителей и давайте им требования по маркетинговым (НЕ бизнес) KPI. Если никто не разбирается: меняйте подход к оплате. Нет денег? Предлагайте долю. Тогда получите стратега, иногда со своей командой, который как раз не будет тянуть из вас абонку, а будет сразу работать на результат.

Ответить
0

И шо вы за 100к не нашли спеца или команду на SEO? На серче полно контор\инхаусов которые работают втч на результат, с большими портфелями итд (в парочке я и сам работал, могу сказать что реально работают ребята) 

Ответить
1

SEO и сепц в маркетинге - это разные вещи. Трафик лишь одна из составляющих маркетинга, а SEO лишь один из каналов трафика. Евгений же в статье пишет - что ищет реального Питера мать его Дрюкера от маркетинга в России, но за зараплату средьненького SMM'щика ))

Ответить
0

за 100к не нашли спеца или команду на SEO?

Как я понял, искали они маркетолога, а не SEOшника. И маркетолога искали senior-уровня, чтобы с нуля вывести проект. Логично, что с вилкой 50-150 никого не нашли :)

Ответить
0

К сожалению это нижняя планка, а не средняя и на ней как раз те - кто изучил вебинары или случайно попали в тепличные условия. Опыта за такие деньги нет, инициативы тоже, про коммуникационную стратегию и анализы рынка, конкурентов - можно даже не мечать.

Вы же понимаете - если человек должен сделать вам бизнес - по факту то, что делают реальные маркетологи, то как он будет вам делать бизнес, если о своем заработке даже не думает и готов за эти деньги работать?)

Поэтому весь академический и креативный маркетинг на этапе запуска без инвесторов - это задача собственников и сооснователей. Так как собрать классную команду, которая построит вам бизнес за эти деньги не возможно, даже не тратье время. В лучшем случае просто руки найдете. Реальная практика показывает - или в состав совладельцев пускается реальный маркетолог и работает как на себя. Или изначально эта функция присутствует в лице одного из собственников.

Ответить
2

Сайт красивый)
Но для начала хорошо бы стратегию компании описать... Вот уж не знаю, в ком тут "затык", но немного полазив на сайте, лично меня смутило несоответствие: вы - клининговая компания или платформа для клининговых компаний?

Зачем убеждать, что клининг — это классно, если человек УЖЕ хочет его заказать?

В общем, вопросов больше, чем ответов) Но один, всё-таки, задам: рекламу какую-нибудь запускали? Или только разработали сайт с соц.сетями?

Ответить
1

За отзыв о сайте спасибо.
В скором времени выкатим новую итерацию дизайна (красивые иллюстрации в едином стиле, улучшенная форма заказа, переработанные блоки), а также выйдут клиентские мобильные приложения под обе платформы (они уже почти лежат в сторах).

Про тексты знаю, да — они действительно написаны несколько разрозненно. Уже работаем над этим, но процесс не самый быстрый.

Рекламу запускали, конечно: и онлайн, и оффлайн, и даже начинали партизанить. Пока что ничего серьёзного, но потихоньку развиваемся. Планируем набрать чуть опыта и написать об этом тоже.

P.S.: соц.сети, кстати, наше слабое место, но я вам об этом не говорил :)

Ответить
1

У меня имеются компетенции в области копирайтинга и маркетинга, уже лет 5 как набираются) с соц.сетями не помогу, а что касаемо текстов, сайтов, смыслов - с удовольствием помогу в качестве независимого консультанта. Или в каком другом качестве)

Очень импонирует Ваш подход к делу и некидание какашек даже после неудачного опыта)

Ответить
1

Отличие от Qlean? 

Ответить
4

Три буквы и другой цвет

Ответить
0

Ольга, мы это обсуждали в прошлой статье, но если в широкую (сильно широкую) клетку, то Masha Kovalyova уже ответила ниже :)

Ответить
1

Из поста неясно в ком проблема, может вообще проблема в заказчике. Какой уровень оплаты предлагался? Что значит «в рынке»? До 100к? До 200к? До 300к? Задачи: 1) Аудит рынка; 2) Аудит проекта. Почему после этих пунктов планировалось «SMM»? Было уже известно, что траф под тематику только оттуда взять и вы приняли решения независимо от результата? Может уже нужен был SMM-специалист, а не маркетолог?) P.S.: «1 комната + 1 клинер», что?) Клиенту реально надо знать на первом экране что там ещё «+1 клинер» и пару секунд думать кто такой «клинер», и как отличается услуга от него?)

Ответить
0

Ответ на P.S.:
В целом, в этот блок закладывался несколько иной смысл: на уборки с большим количество комнат (или с большой площадью) мы отправляем нескольких клинеров, чтобы сократить общее время пребывания на объекте. Для многих клиентов это важно, поэтому я решил вывести данную информацию прямо в основной блок заказа.

На "плюсик" можно кликать — будет меняться количество комнат и количество клинеров, которые приедут на заказ. Если интуитивно это не было понятно, то прошу вас сказать мне об этом — я попробую придумать новый интерфейс :)

Ответить
0

Добрый день, Евгений!
Заинтересовал Ваш подход к бизнесу. Предварительно хотел узнать, интересуетесь ли инвестициями в данное направление?
 С Уважением, Шелученко Олег

Ответить
1

Мы, конечно, напишем Вам) На наш взгляд, главная проблема взаимодействия — отсутствие KPI и хорошей награды за выполнение планов. Если адекватной команде поставить цель и пообещать достойный приз — уверены, они не забудут про вас и будут из кожи вон лезть, чтобы получить результат. Если же работа идет по фиксу, то фокус внимания будет рассеян в любом случае. KPI можно обсуждать на уровне общения с проджект-менеджером. В некоторых случаях возможен даже бартер (но не всегда).

Ответить
1

С маркетологами понятно! а как находили разработчиков, как с ними работали ? как удавалось удержать площадку на плаву. у вас свой штат разрабов  или фриланс?

Ответить
0

Своя команда вся. Скоро приложения выходят в сторах. 

Ответить
0

Статья неплохо написано, хоть и нет конкретики с цифрами по зп. Сайт у вас действительно слабый, посещаемость нулевая для такой услуги как уборка. даже по слову "кью клининг" сайт не на первом месте. Мы 3 месяца назад попали в похожую ситуацию: по вакансии "программист 1С " писали или фрилансеры или ..., а фирмы по 1С присылали менеджеров по пропажам, которые предлагали  бессистемно покупать лицензии или сразу заключить договор на обслуживание, не вникая в наши задачи.

Ответить

Комментарий удален

Комментарии

null